В декабре 1991 года на вооружение сухопутных войск Италии приняли боевую машину с тяжёлым вооружением (БМТВ) В1 «Чентауро». Успешный опыт эксплуатации «колёсного танка» побудил конструкторов создать БМП на его базе, реализовав тем самым концепцию лёгкого механизированного соединения. Итогом стало появление боевой машины пехоты «Фреччиа».
Итальянский «колёсный танк» В1 «Чентауро», принятый на вооружение в самом конце 1991 года, уже в следующем году дебютировал на поле боя в миротворческой операции в Сомали. В сложных природно-климатических условиях «Кентавры» прошли около 8000 км (по другим данным — даже 11 000) без сколь-нибудь серьёзных поломок. Отличная репутация боевой машины, полученная уже в первые месяцы службы, побудила руководство фирм-разработчиков («Ивеко-Фиат» и «ОТО Мелара») попытаться расширить семейство, предложив потенциальным покупателям колёсную БМП, унифицированную по основным узлам с «Чентауро».
Концепция
БМП, получившая название «Фреччиа» (Freccia — «Стрела») изначально разрабатывалась как частная инициатива, без финансирования со стороны государства. Однако итальянские военные приняли активное участие в выработке требований к новой БМП. Основными из них были следующие:
- боевая масса, не превышающая 28 т;
- вооружение, соответствующее гусеничной БМП «Дардо» (25-мм пушка, 7,62-мм пулемёт и ПТРК);
- наличие системы управления огнём с панорамным обзорно-прицельным прибором для командира;
- стальной бронекорпус, защищающий в передней проекции от 25-мм снарядов;
- возможность монтажа на корпусе и башне панелей дополнительного бронирования;
- вместимость десантного отделения — 8 человек;
- унификация с «Чентауро» по силовой установке, системе управления и ходовой части;
- приспособленность к дальнейшим модернизациям.
Дискуссия по поводу оборудования БМП одно- или двухместной башней на самой ранней стадии разработки разрешилась в пользу последней. Также довольно скоро отказались от двустворчатой двери десантного отделения, применив рампу с гидроприводом. В первоначальном варианте десант размещался на продольных скамейках лицом к борту и имел амбразуры в бортах (и одну в корме) для ведения огня из личного оружия. В ходе более детальной проработки проекта для пехотинцев предусмотрели индивидуальные сиденья, расположенные вдоль бортов, а от стрелковых амбразур отказались.
Первые рисунки БМП «Фреччиа» были опубликованы в 1995 году, а в следующем году начались испытания прототипа (ещё со старой компоновкой десантного отделения и амбразурами в бортах). Работы велись неспешно. В 1999 году было объявлено о предстоящей постройке ещё трёх прототипов, последний из которых был готов лишь шесть лет спустя. К тому времени уже было принято решение о закупке колёсных БМП для сухопутных войск Италии. «Фреччиа» получила армейское обозначение VBM (Veicolo Blindato Medio — «Средняя бронированная машина»). Предполагалась закупка в общей сложности 650 таких машин, но пока заказано менее половины от этого числа.
Конструкция
«Фреччиа» представляет собой четырёхосную неплавающую бронированную машину традиционной для БМП компоновки. В передней части слева расположено отделение управления с рабочим местом водителя, а справа — моторно-трансмиссионное отделение. За ними находится боевое отделение с двухместной башней, а далее в корму — десантное.
БМП оборудована башней HITFIST 25 Plus производства «ОТО Мелара». В ней установлена 25-мм пушка «Эрликон» КВА-B03 с готовым к стрельбе боекомплектом 220 снарядов (135 осколочно-зажигательных и 85 подкалиберных бронебойных; встречаются и другие цифры — 125 и 75 снарядов, то есть всего 200 готовых к стрельбе). С пушкой спарен 7,62-мм пулемёт MG3 (готовый к стрельбе боекомплект — 700 патронов). Диапазон углов вертикальной наводки пушки и спаренного пулемёта составляет от −10 до +60º. Оружие стабилизировано в двух плоскостях. Над люком командира возможна установка второго пулемёта MG3.
По бортам башни возможен монтаж двух пусковых установок ПТУР. Первоначально для «Фреччиа» предусматривался комплекс «Тоу», но в 2005 году сделали выбор в пользу израильского «Спайка». На БМП могут применяться две модификации ракет этого комплекса — MR и LR (дальность пуска 2500 и 4000 м соответственно).
На БМП «Фреччиа» применена система управления огнём производства концерна «Леонардо». Наводчик (находящийся справа от орудия) располагает прицелом LOTHAR (Land Optronic Thermal Aiming Resource) со стабилизированной в двух плоскостях линией прицеливания, включающим телевизионную и тепловизионную камеры, а также лазерный дальномер. Дальность обнаружения цели при помощи тепловизора достигает 14 км, распознавания — 7 км, идентификации — 3 км, предел измерения дальномера — 10 км. Диапазон углов наблюдения в вертикальной плоскости составляет от −20 до +60º. Командир БМП, находящийся слева от орудия, использует обзорно-прицельную головку «Янус», стабилизированную в двух плоскостях и включающую телекамеру, тепловизор и лазерный дальномер. На монитор командира может выводиться изображение, как с «Януса», так и с прицела наводчика. По периметру люка командира установлены восемь перископов.
Система управления огнём включает датчики угла возвышения пушки, положения башни, наклона корпуса БМП (в продольной и поперечной плоскостях), а также цифровой баллистический вычислитель. Огонь из пушки и пулемёта могут вести как наводчик, так и командир, а пуск ПТУР — только наводчик.
БМП оборудована радиостанцией, установленной в задней части башни, цифровым танковым переговорным устройством, системой управления SICCONA C2, инерциальной и спутниковой навигационными системами.
Корпус БМП изготовлен из стальных листов брони, а башня — из алюминиевых (в обоих случаях с противоосколочным подбоем). В передней проекции броня корпуса защищает от 30-мм снарядов, в боковой — от 14,5-мм пуль. Корпус способен выдержать попадания осколков 155-мм снаряда (при подрыве на дистанции не менее 10 м от машины) и подрыв на мине с массой тротила 6 кг. Дополнительным средством, повышающим выживаемость БМП на поле боя, являются восемь 80-мм дымовых гранатомётов, установленных по бокам башни.
«Фреччиа» оборудована шестицилиндровым V-образным дизельным двигателем жидкостного охлаждения «Ивеко» МТСА 8262 V6 рабочим объёмом 12,9 л и мощностью 550 л.с. при 2300 об/мин. Трансмиссия ZF 5HP-1500 включает гидрокинетическую главную передачу, блокирующееся сцепление и планетарную автоматическую коробку передач (пять скоростей вперёд и две назад). Протектированные топливные баки вмещают 520 л горючего.
Подвеска колёс — гидропневматическая. Управляемыми являются две передние оси. Пневматики размером 14.00R20 XZL/XML снабжены вкладками «ран-флэт». Имеется централизованная система регулирования давления в пневматиках.
Модификации
Базовый вариант БМП обозначается Combat, а модификация, вооружённая ПТУР — Combat Controcarro. Последняя используется не в линейных ротах, а в ротах огневой поддержки. Вариант с ПТУР отличается от линейного не только наличием пусковых установок для ракет, но и изменённым расположением дымовых гранатомётов, а также боеукладкой в корпусе на восемь ПТУР. Предлагался (но не нашёл покупателя) и вариант бронетранспортёра вместимостью 13 человек (3 члена экипажа и 10 десантников), вооружённый дистанционно управляемым пулемётным модулем HITROLE.
Самоходный миномёт АМС лишён башни. В его боевом отделении, закрываемом сверху большим двустворчатым люком, установлен 120-мм миномёт французского производства TDA 2R2M. Дульнозарядное оружие снабжено полуавтоматической системой заряжания, обеспечивающей скорострельность до 10 выстр./мин. Миномёт имеет круговой горизонтальный обстрел, а угол вертикальной наводки составляет от +45 до +85º. Минимальная дальность стрельбы миномёта — 1100 м, максимальная (с применением активно-реактивных мин) — 13000 м. Возимый боекомплект составляет 40 мин. Вспомогательное оружие представлено 12,7-мм пулемётом М2НВ на дистанционно управляемой установке (угол горизонтального наведения 360º, вертикального — от −20 до +70º). Восемь дымовых гранатомётов установлены по бортам корпуса. Экипаж АМС состоит из пяти человек (водитель, командир, наводчик и два заряжающих).
Весной 2012 года была представлена бронированная разведывательная машина Explorer, причём сразу в двух вариантах. Explorer EF позиционировалась как машина дальней разведки. По бортам штатной башни HITFIST она несла контейнеры с двумя беспилотными летательными аппаратами «Хорус», а в десантном отсеке были оборудованы места операторов БПЛА. Explorer EN предназначалась для ближней разведки и транспортировала в десантном отсеке дистанционно управляемые роботы: гусеничный TRP-2 и колёсный TRP-3.
Командно-штабная машина АСР также предлагалась в двух вариантах — CN и TN. Первая из них более близка к «классической» КШМ — она не имеет башни и вооружена лишь пулемётом MG3 на турели (или М2НВ на дистанционно управляемой установке HITROLE. Внутри корпуса оборудованы шесть рабочих мест для офицеров управления и операторов связи. Вариант TN имеет башню HITFIST, отличаясь от БМП лишь внутренней «начинкой». В обоих вариантах предусмотрен дополнительный дизель-генератор для обеспечения электропитания на стоянке.
БРЭМ на базе «Фреччиа» имеет экипаж из четырёх человек (водитель, командир и два механика). Машина оборудована бульдозерным отвалом, гидравлическим краном, двумя лебёдками — главной (тяговое усилие — 30 тс, длина троса — 100 м) и вспомогательной, а также дизель-генератором мощностью 5кВт и необходимым инструментом.
Производство и служба
Как уже отмечалось, армия Италии определила свои потребности в 650 БМП «Фреччиа» (и машин на их базе). Однако, как говорится, если бы желания совпадали с возможностями… В 2006 году Министерство обороны заказало первую партию из 249 машин: 190 в базовом варианте, 36 Combat Controcarro, 21 самоходный миномёт и всего две КШМ. Поставки этой партии начались в феврале 2009 года и завершились в 2017 году.
Согласно планам, «Фреччиа» должны были составить основу вооружения двух средних механизированных бригад. Основной организационной единицей являлся полк (в итальянской армии он состоит из одного батальона), состоящий из трёх механизированных рот (по 14 БМП) и манёвренной роты поддержки (с самоходными миномётами и БМП с ПТУР). Объём первого заказа позволил перевооружить четыре полка, три из которых входят в механизированную бригаду «Пинероло» со штабом в Бари (на юге Апеннинского полуострова на побережье Адриатики): 7-й полк берсальеров, 9-й пехотный полк «Бари» и 82-й пехотный полк «Торино». Четвёртая часть — 3-й полк берсальеров — дислоцирована в Теуладе на самом юге Сардинии и входит в состав механизированной бригады «Сассари».
Уже в феврале 2010 года два десятка «Фреччий» отправились в Афганистан. Колёсные БМП зарекомендовали себя весьма неплохо, и Министерство обороны начало искать возможность перевооружить такими машинами вторую бригаду — «Аоста» (дислоцирована на Сицилии, штаб находится в Мессине). Однако средств на закупку дополнительной партии БМП не было, и пришлось выкручиваться: часть машин бригады «Пинероло» отправили на Сицилию, укомплектовав, таким образом, один из полков бригады «Аоста» — 6-й берсальеров (по некоторым сообщениям, БМП получили лишь две из трёх механизированных рот этой части).
Тем временем появился новый, более совершенный вариант «колёсного танка» — «Чентауро II». На его базе спроектировали БМП «Фреччиа» EVO, вооружённую 30-мм пушкой Mk 44 «Бушмастер» в необитаемой башне HITFIST OWS-30. Планами предполагалась закупка 381 такой машины, в том числе 261 БМП (а также самоходных миномётов и КШМ) для бригады «Аоста» и 120 БРМ для кавалерийских полков (где они должны служить вместе с «Чентауро II»). Однако в декабре 2019 года было решено продолжить закупку «Фреччиа» в «старом» исполнении. Планируется приобретение 81 машины: 5 Combat, 36 Combat Controcarro, 26 КШМ и 14 самоходных миномётов. Это позволит продолжить перевооружение бригады «Аоста», доукомплектовав 6-й полк берсальеров и начав поставки новых БМП в два других полка — 5-й пехотный «Аоста» и 62-й пехотный «Сицилия».
Фирмы-разработчики пытались продвигать свою колёсную БМП на зарубежные рынки, демонстрируя её в Катаре, ОАЭ, Омане и Австралии. Но пока единственным зарубежным покупателем машин семейства «Фреччиа» является Испания. Она приобрела четыре машины в варианте БРМ, которые поступили в полк «Лузитания», эксплуатирующий «Чентауро».
Боевая масса, т |
28 |
---|---|
Вместимость, экипаж+десант, человек |
3+8 |
Вооружение (боекомплект) |
1 25-мм пушка (220 снарядов), 1 7,62-мм пулемёт (700 патронов), опционально – 2 ПУ ПТУР «Спайк MR/LR» (8 ПТУР) |
Размеры, мм: |
|
длина высота (по крыше башни) ширина |
7990 2670 2990 |
Клиренс, мм |
400 |
Мощность двигателя, л.с. |
550 |
Максимальная скорость, км/ч |
110 |
Запас хода, км |
800 |
Преодолеваемые преграды: |
|
глубина брода (без подготовки), м ширина рва, м высота стенки, м подъём, град. |
1,5 2,0 0,6 40 |
Литература:
- Nita M. Kołowy wóz bojowy Freccia. Nowa Technika Wojskowa, 2021, №9
- analisidifesa.it
- army-technology.com
- iveco-otomelara.com
- tanks-encyclopedia.com
Комментарии к данной статье отключены.