Одной из наиболее сенсационных археологических находок ХХ века стало обнаружение кораблей римского императора Калигулы на дне озера Неми в Италии. Корабли имели огромные размеры и были построены как роскошные плавучие дворцы. Благодаря современной технике их удалось извлечь из озёрного ила и внимательно изучить. Хотя сами корабли погибли во время Второй мировой войны, полученная информация даёт ключ к пониманию римского судостроения.
Озеро Неми и его сокровища
Озеро Неми находится в Альбанских горах в 30 км к юго-востоку от Рима. Его площадь составляет 1,67 км², максимальная глубина достигает 33 м. Оно образовано кратером старого вулкана, а его название происходит от латинского слова «роща». В древности этот район был связан с богиней Дианой: здесь располагался её храм, жрец которого мог занять должность, лишь убив своего предшественника голыми руками. Озеро тогда называлось Speculum Dianae, то есть «Зеркало Дианы». Стены кратера защищают его от ветра. Римские богачи любили отдыхать в этом месте из-за свежего воздуха и прохлады, смягчавшей летний зной. Когда-то здесь находилась вилла, принадлежавшая Юлию Цезарю, а сумасбродный император Калигула приказал построить на озере два огромных судна, которые использовались как плавучие дворцы. Когда развлечение ему наскучило, он распорядился их затопить.
Легенда о затонувших кораблях, якобы полных сокровищ, ходила среди местных рыбаков на протяжении столетий. В 1446 году ею заинтересовался кардинал Просперо Колонна, владевший окрестностями Неми. Заручившись поддержкой архитектора-гуманиста Леона Баттиста Альберти и помощью опытных генуэзских водолазов, он действительно обнаружил остатки огромного корабля, предположительно 71 м в длину и 21 м в ширину, лежавшего недалеко от берега на дне озера на глубине 18,3 м. Глубина оказалась слишком большой, чтобы можно было организовать спасательные работы. При помощи верёвок с крючьями, которые опускались на дно с плавучей платформы, рабочим удалось поднять наверх несколько досок обшивки. Изучив находки, Альберти выяснил, что дерево, из которого был построен корабль, снаружи было покрыто листами свинца, что уберегло его от разрушения на протяжении почти полутора тысяч лет.
В 1535 году военный архитектор и инженер Франческо Де Марчи из Болоньи совершил несколько погружений к затонувшему судну, используя изобретённый им самим деревянный водолазный колокол со стеклянным иллюминатором. Он смог вполне точно определить размеры корпуса корабля и степень его сохранности. На поверхность были подняты несколько мраморных плит, ряд предметов из бронзы и свинца, а также большое количество деревянных балок и досок. Дальнейшие исследования не проводились. Найденные предметы со временем были утеряны, и их нынешняя судьба остаётся неизвестной.
Следующая попытка добраться до судна была предпринята спустя три столетия, в 1827 году. Аннезио Фускони спустился под воду при помощи снабжённого воздушным насосом водолазного колокола Галлея. Он извлёк из воды множество мелких предметов, которые впоследствии разошлись на сувениры. Чтобы поднять наверх сам корабль, Фускони построил огромную плавучую платформу. Работе помешала плохая погода, вдобавок быстро выяснилось, что заведённые под корпус тросы имели недостаточную прочность. Пока Фускони искал им замену, местные жители разобрали платформу на дрова. От продолжения проекта пришлось отказаться.
Первые исследования
В 1895 году торговец римскими древностями Элисео Борги заручился согласием семьи Орсини, владевшей окрестными землями, и при поддержке Министерства образования начал систематическое изучение дна озера. 18 ноября он обнаружил второе судно, хотя до этого считалось, что речь идёт лишь об одном корабле. Ещё одной удачей стала находка свинцовых труб, на которых хорошо читалось имя императора Калигулы, что позволило точно датировать корабль и увязать его с историческим контекстом. Борги поднял на поверхность множество ценных предметов, в том числе части бронзовых водопроводных труб, фрагменты мозаичных секций, бронзовые протомы (фигуры) хищников с продетыми в их пасти кольцами, фрагменты бронзовой балюстрады и т.д. Все находки были выставлены в музее Орсини, а впоследствии их приобрёл Национальный музей в Риме. Другие предметы были украдены и попали на чёрный рынок антиквариата.
Устаревшие методы охоты за сокровищами и просачивавшаяся в прессу информация о хищениях повлекли за собой вмешательство официальных инстанций. 15 ноября 1895 года Фелис Барнаби, генеральный директор Департамента древностей и изобразительного искусства, направил в Министерство образования отчёт, в котором требовал прекратить поиск сокровищ в водах Неми из-за угрозы разрушения ценнейшего памятника. Отчёт Барнаби возымел действие, и все работы были прекращены. Одновременно Министерство образования обратилось к ВМФ Италии с просьбой провести техническую экспертизу обоих судов и оценить перспективы их спасения. Между 1895 и 1896 годами морской инженер Витторио Малфатти произвёл топографическую съёмку дна озера и определил точное местоположение, размеры и состояние обоих кораблей. Он категорически отверг идею поднять корабли при помощи плавучей платформы и тросов, как предлагали его предшественники. Единственным способом сохранить корабли целыми, по его убеждению, было частичное понижение уровня озера. К сожалению, ни технических возможностей, ни финансов для реализации такого проекта на тот момент не имелось.
Подъём кораблей
Вновь к этой идее вернулись лишь 30 лет спустя. С приходом к власти фашистского правительства великое прошлое Древнего Рима становилось частью государственной идеологии. В 1926 году Муссолини решил устроить из спасения двух кораблей со дна озера гигантский пропагандистский спектакль. Была создана правительственная комиссия под руководством археолога и сенатора Коррадо Риччи, которая согласилась с выводами, ранее сделанными Малфатти, и рекомендовала понизить уровень озера на 22 м. Для этого требовалось откачать 40 млн кубометров воды. В 1927 году Муссолини одобрил проект и привлёк к его реализации все наличные силы армии, флота и промышленности. Была инициирована национальная кампания по сбору финансов. Общее руководство проектом осуществлял Гвидо Учелли, директор миланской компании по производству насосов и гидротурбин. Он восстановил подземный римский водовод, через который при наводнениях сбрасывался излишек воды из озера. Этот канал был соединён с плавучей насосной платформой.
20 октября 1928 года Муссолини в сопровождении нескольких министров лично запустил работу насосов, которые должны были выкачивать воду из озера. 2250 л воды в секунду проходили по четырём трубам и поступали в большой резервуар, располагавшийся у входа в римский канал. Этот канал имел длину 1653 м и градиент 12,63 м. По нему вода поступала в другой рукотворный канал, который соединялся с морем. В конце марта следующего года, когда уровень воды упал на 5,25 м по сравнению с первоначальным уровнем, на берегу ниже первой была построена вторая насосная станция. Попытки укрепить рельеф вокруг её платформы потерпели неудачу, и тогда военные инженеры предложили установить два больших насоса на плавучей платформе, которая соединялась с основной насосной станций на берегу армированными резиновыми шлангами. Этот план был реализован в середине мая 1929 года. Получившаяся конструкция оказалась настолько удачной, что с небольшими нововведениями сохранялась до конца операции.
Проблема консервации
28 марта 1929 года первый корабль показался из воды, а 7 сентября он уже находился на берегу. Корпус судна очистили от ила и установили вокруг него огромную деревянную раму, при помощи которой должна была осуществляться его дальнейшая транспортировка. Судьба второго корабля долгое время оставалась под вопросом. Его корпус также отлично сохранился, включая поддерживавшие палубу балки и боковые надстройки для размещения гребцов и вёсел. В конце концов после долгих обсуждений его также решили спасти. Остановленные было насосы вновь заработали на полную мощность. В январе 1930 года корпус второго корабля полностью вышел из воды, но из-за ряда неблагоприятных природных обстоятельств и возникших при этом технических проблем извлечь его из ила и транспортировать в безопасное место на берегу удалось лишь в октябре 1932 года.
Помимо двух больших кораблей на дне озера была также найдена 10-метровая лодка с заострённым носом и квадратной кормой. Груз камней на борту свидетельствовал о её сознательном затоплении. Считается, что это произошло в то же самое время, когда были затоплены и оба больших корабля.
Чтобы предохранить древесину от высыхания, на берегу оба корабля обложили мокрой тканью. Это не дало нужного эффекта, поскольку из-за воздействия солнца и воздуха древесина всё равно высыхала слишком быстро и расслаивалась. Тогда комиссия решила использовать метод, который музей Осло применял для сохранения судов викингов. Их консервация осуществлялась путём покрытия корпуса кораблей древесной смолой, разбавленной растворителями. Процедура повторялась до десяти раз. Для успеха операции корабли были частично разобраны на отдельные компоненты и собраны после их обработки. Для защиты от непогоды их поместили в два ангара, построенные из дерева и просмоленного холста. Для постоянного хранения на берегу озера между 1933 и 1939 годами по проекту архитектора Витторио Баллио Морпурго был построен Музей римских кораблей. Оба корабля были отбуксированы туда в конце 1935 года. Для посетителей двери музея открылись 21 апреля 1940 года.
Корабли и их устройство
Первый найденный корабль имел 70 м в длину и 20 м в ширину. Общая форма корпуса кажется более округлой и широкой в кормовой части и более узкой на носу. Размеры второго корабля даже больше: 73 м в длину и 24 м в ширину. Для постройки кораблей использовалась древесина различных пород. Внешняя обшивка была выполнена из сосновых досок, киль и внутренний каркас — из древесины дуба. Обшивались корабли вгладь, то есть вначале из обтёсанных и пригнанных друг к другу досок собирался внешний корпус, в который затем изнутри вставлялся рёбра шпангоутов. Доски наружной обшивки соединялись друг с другом торцами встык при помощи плоских деревянных шипов. Последние удерживались на месте деревянными гвоздями-нагелями. Рёбра каркаса крепились при помощи бронзовых гвоздей, вколачивавшихся с наружной стороны и загибавшихся вовнутрь. Нижняя часть корпуса для защиты от влаги была покрыта шерстяной тканью, пропитанной смесью битума и смолы, а затем обита снаружи свинцовыми листами толщиной 1 мм. Такая обшивка хорошо защищала корпус от обрастания моллюсками, однако в пресной воде озера Неми столь дорогостоящая технология была избыточной.
Такая технология постройки была типовой для многорядных гребных судов того времени. Светоний, описывавший увеселительные корабли Калигулы, называл их «либурнскими галерами» и сообщал, что они приводились в движение десятью рядами вёсел. Гребцы должны были размещаться частично внутри корпуса, частично в боковых к нему пристройках. На корабле №1 эти пристройки были сильно разрушены, и их реконструкция остаётся гипотетичной. Второй корабль в той модификации, в которой он был найден, вовсе не имел двигательной системы. Вероятно, его приводили в движение протянутым с берега тросом или буксировали за гребными лодками. Корабли управлялись при помощи крепившихся на корме 11-метровых рулевых вёсел. Корабль №1 имел пару таких вёсел, корабль №2 — даже две пары. Важной деталью руля был румпель — деревянная поперечина, крепившаяся у верхнего конца руля, что облегчало его поворот вокруг своей оси. На месте корабли удерживались при помощи нескольких найденных здесь же 5-метровых якорей адмиралтейского типа.
Предназначение кораблей
Светоний упоминал, что построенные Калигулой корабли имели огромные пиршественные покои, купальни, портики и даже сады, то есть представляли собой настоящие плавучие дворцы. Все эти постройки превратились в груды кирпичей и другого строительного мусора, найденного внутри корпусов обеих судов. Хотя при затоплении все постройки оказались разрушены, мы можем судить об их расположении по поддерживающим конструкцию добавочным поперечным балкам и распределению балласта внутри корпуса. Можно предположить, что на первом из кораблей надстройки, по-видимому, состояли из двух основных блоков по два здания в каждом, воздвигнутых на обеих оконечностях судна. На втором корабле надстройка, похоже, была сделана с основной секцией в середине судна, массивным зданием на корме и меньшим в носовой части. Внутренние помещения были роскошно украшены, черепичную крышу поддерживали мраморные колонны, пол покрывала мозаика. Находка труб и насосов говорит о наличии водопровода, который обслуживал бассейн или фонтан. Кирпичи особой конструкции указывают на систему подогрева полов и, возможно, на имевшуюся здесь же баню. Согласно наиболее распространённой интерпретации, одно из судов являлось плавучим дворцом, а другое являлось храмом.
Историки спорят, зачем Калигуле понадобились два таких больших корабля на столь маленьком озере. Наиболее убедительная гипотеза гласит, что так он стремился превзойти правителей древности, строивших для себя гигантские корабли. Одним из плавучих чудес света была «Сиракузия», которую тиран Гиерон II (275–215 годы до н.э.) построил для демонстрации своего богатства и технических возможностей. Размеры судна, возможно, составляли 110 м в длину и 14 м в ширину, а его грузоподъёмность оценивается в пределах 1600–1800 т. Корабль был оборудован роскошными каютами и другими помещениями, обильно украшенными картинами, статуями и мозаиками из мрамора. Из-за огромных размеров принять такое судно в гавань могли лишь несколько крупнейших портов Средиземноморья, поэтому «Сиракузия» в основном стояла пришвартованной к берегу. Когда дорогостоящая игрушка ему надоела, Гиерон II подарил корабль египетскому царю Птолемею III Эвергету.
Судьба кораблей
Судьба кораблей из озера Неми сложилась трагично. Во время Второй мировой войны, в ночь на 1 июня 1944 года, их уничтожил пожар. Обстоятельства этого дела до сих пор покрыты тайной. По одной из версий, причиной возгорания стали бомбардировки США и их союзников. По другой, музей подожгли отступавшие немецкие солдаты. Экспозиция выгорела полностью. Уцелели только отдельные предметы из бронзы, обуглившиеся фрагменты дерева и некоторые материалы, хранившиеся в Национальном музее в Риме. Бетонный корпус пострадал незначительно. К счастью, сохранившиеся многочисленные документы, фотографии и рисунки позволили достаточно полно восстановить внешний облик находок. Две модели, выполненные в масштабе 1:5, были построены на военно-морской верфи Неаполя для современной экспозиции, которая открылась в старом здании в 1953 году. После обширной реструктуризации музей был открыт 15 декабря 1988 года. Последний раз реконструкция выставки проводилась в 2000-2001 годах.
В 1995 году инженер Марко Бонино и местная ассоциация Dianae Lacus инициировали проект строительства полноразмерной копии римского корабля № 1. Проект поддержал фонд Naves Nemorenses Foundation. Большую часть средств предоставил инженер Умберто Учелли, сын Гвидо Учелли, который руководил спасением двух кораблей в 1927–1932 годах. В 2001 году на верфи Торре-дель-Греко была изготовлена копия корабельного киля. Её перевезли в Неми, где планировалось построить остальную часть судна. Предполагаемая окончательная стоимость проекта должна была составить 7,2 млн евро. Несмотря на ряд громких заявлений, в 2004 году работа была заморожена и продолжения в настоящий момент не имеет.
Литература:
- Де Капм, Л.С. Корабли из озера Неми // Наука и жизнь. — 1971. — №. 4. — С. 130–132.
- Ханке, Х. Люди, корабли, океаны. — Л.: Судостроение, 1976.
- Carlson, D.N. Caligula's Floating Palaces // Archaeology. — 2002. — Vol. 55.
- Bockius, R. Schifffahrt und Schiffbau in der Antike. — Stuttgart, 2007.
- Casson, L. Ships and seamanship in the Ancient World. — Princeton, 1971.
- Wolfmayr-Dobrowsky, S. Die Schiffe vom Lago di Nemi. Diplomarbeit. — Graz, 2009.
Комментарии к данной статье отключены.