«Потеря U 99 и пленение её командира, который, согласно заявлениям немцев, потопил значительно больше британского тоннажа, чем любой другой командир немецкой лодки, является серьёзным ударом по немецким пропаганде и боевому духу», – так разведотдел британского Адмиралтейства охарактеризовал победу над Отто Кречмером 17 марта 1941 года. Кречмер был известен как «король тоннажа» с официальным счётом водоизмещения потопленных судов в 338 000 брутто-регистровых тонн (брт). Послевоенная ревизия успехов немецких подводников снизила результаты Кречмера до 255 394 брт потопленных и 53 478 брт повреждённых судов, а также одного судна на 2 136 брт, захваченного как приз, но и такие успехи остались непревзойдёнными. Дорогу к ним Кречмер начал в июне 1940 года, совершив на новой лодке U 99 с прибитой к рубке в качестве талисмана подковой свой первый поход в Атлантику.
Первый блин комом
18 апреля 1940 года в Киле в строй кригсмарине вступила U 99 – новенькая «семёрка» типа VIIB, командиром которой был назначен капитан-лейтенант Отто Кречмер (Otto Kretschmer), уже успевший добиться определенных успехов как командир малой лодки U 23. Десятинедельный курс тренировок и испытаний не выявил у U 99 изъянов, и она была признана годной для использования в боевых действиях. Приняв на базе торпеды, топливо и провизию, вечером 18 июня 1940 года U 99 вышла из Киля в первый боевой поход. Спустя двое суток штаб подводных сил получил сообщение от Кречмера с запросом о заходе в Норвегию, чтобы высадить старшину-дизелиста, которого скрутил приступ ревматизма. Дёниц дал «добро» на заход в Берген, но ни командующий, ни экипаж U 99 не могли предположить, чем все это обернётся.
20 июня 1940 года для перехода из Тронхейма в Киль в море в сопровождении эсминцев вышел линкор «Шарнхорст» (Scharnhorst). Так вышло, что U 99, направлявшаяся в Берген, оказалась в районе движения корабельной группы. В 16:23 21 июня она была замечена и атакована корабельным самолётом-разведчиком с «Шарнхорста» «Арадо» Ar 196, который принял её за британскую субмарину. Он метко положил бомбы рядом с погружавшейся U 99, взрывы которых вывели из строя перископ и нанесли лодке ряд других повреждений.
После случившегося лодка уже не имела другого выбора, как идти в Берген. Утром 22 июня Кречмер высадил там больного подводника, но задерживаться в Норвегии не стал, решив возвращаться в Германию. Как оказалось, это было рискованное решение: в течение следующего дня лодка дважды становилась целью для британских самолётов. Но все обошлось благополучно, и днём 24 июня U 99 сначала достигла острова Гельголанд, а рано утром следующего дня пришла в гавань Вильгельмсхафена.
Люфтваффе против кригсмарине
Ремонт занял двое суток. Рано утром 27 июня Кречмер вышел в бухту Ядебузен для послеремонтных испытаний. Была обнаружена неисправность левого дизеля, которую устранили силами экипажа. Закончив ремонт к вечеру, Кречмер встретился с кораблями эскорта, которые сопроводили его до прохода в минных полях. U 99 вышла в открытое море, взяв курс на пролив Фэр-Айл для выхода в Атлантику, но Северное море не отпустило лодку без сюрприза.
Рано утром 29 июня к востоку от Абердина U 99 чуть было снова не стала жертвой атаки немецкого самолёта. Кречмер, кипя от злости, сделал в журнале боевых действий следующую запись:
«Погрузились от самолёта с немецкими опознавательными знаками, зашедшего со стороны солнца, пеленг 30°. В это время верхняя вахта как раз покидала мостик, поэтому на вызов [самолёта] уже было невозможно ответить. Три неудачно сброшенных бомбы взорвались, когда лодка была на 14,5 метрах при дифференте 15° на нос, т.е. когда корма всё ещё была над водой. Повреждения (кроме стекла и фарфора): вводы кормовой антенны пропускают воду, верхний изолятор треснул, кормовая антенна неработоспособна. Повреждён баллон со сжатым воздухом «Тритон». Электрический привод кормовых горизонтальных рулей вскоре починен. Атака произошла на действительном маршруте выхода и возвращения немецких подлодок, а также в 43 милях от их ближайшей зоны патрулирования, и поэтому не может быть отнесена к навигационной ошибке самолёта».
Пролежав на дне пять часов, U 99 всплыла на поверхность. Кречмер отправил Дёницу сообщение о случившемся, ехидно отметив в журнале, что последний сможет утихомирить пыл люфтваффе, которые после этого перестанут вредить своим же подлодкам. После этого U 99 вышла в Атлантику, пройдя в полночь проливом Фэр-Айл. Этот отрезок пути она проделала на одном дизеле, пока инженер-механик с подчинёнными занимался ремонтом второго.
На следующий день в поле зрения немцев попал английский сторожевик, который, вероятно, тоже заметил лодку. Погода была настолько плохая, что о какой-либо атаке не могло быть и речи. Чтобы не дразнить противника, Кречмер погрузился. Последующие двое суток прошли спокойно: U 99 прошла подходы к Северному проливу и начала огибать Ирландию с запада, не встретив никаких целей. Утром 3 июля Кречмер добрался до района Западных подходов, заняв позицию к юго-западу от Ирландии. Он ожидал встретить в этом месте оживлённое судоходство противника, о котором четырьмя днями ранее доложила U 47 капитан-лейтенанта Гюнтера Прина (Günther Prien).
«Первая кровь»
5 июля в 09:25 на горизонте был замечен дым парохода. Кречмер начал преследование и спустя два часа, заняв удобную позицию для стрельбы, погрузился. В 12:57 U 99 произвела свой первый торпедный выстрел, который оказался неудачным: преждевременно сработал взрыватель торпеды, установленный на бесконтактный режим. Тем не менее, взрыв произошёл недалеко от цели, и пароход получил повреждения. Спустя 20 минут U 99 всплыла для обстрела парохода, который передавал в эфир свои координаты и название.
После того, как судно остановилось и спустило шлюпки, Кречмер погрузился, и в 13:52 выпустил вторую торпеду, которая разломила пароход пополам. В 14:20 лодка всплыла и подошла к шлюпкам для опроса спасшихся. Немцы узнали, что потопили канадское судно «Магог» (Magog) на 2053 брт, следовавшее из Канады в Англию с грузом леса. Оно входило в состав конвоя НХ-52, но отстало от ордера. Выдав канадцам бутылку бренди и указав курс до суши, Кречмер ушёл с места атаки, предварительно дав три выстрела из пушки по носовой части судна, которая всё ещё держалась на плаву.
Вечером того же дня U 99 получила сообщение из штаба, что в квадрате BF 1823 обнаружен конвой, и Кречмер немедленно взял курс на сближение. Следующим утром он заметил одиночное судно и начал его преследование. Когда U 99 уже обогнала его и собралась погрузиться для атаки, пароход с интервалом в 15 минут получил две торпеды с другой лодки, разломился и затонул. Кречмер был раздосадован и не преминул отметить это в журнале лодки. Эстонское судно «Ваппер» (Vapper) потопила U 34 капитан-лейтенанта Вильгельма Ролльмана (Wilhelm Rollmann), вскоре появившаяся на поверхности. Лодки обменялись опознавательными сигналами, и Кречмер поздравил коллегу с удачной атакой.
Расставшись с Ролльманом, Кречмер продолжил сближение с предполагаемым конвоем. По его расчётам, последний должен был появиться в поле зрения уже через пару часов, но беспокойство внушало то, что существование конвоя не было подтверждено другими лодками – они молчали. Конвой так и не появился, поэтому U 99, заметив одиночное судно, бросилась в погоню. В 00:55 7 июля лодка выпустила две торпеды (одна из них пущена по ошибке) с расстояния 480 метров, и немцы наблюдали два попадания. Судно быстро затонуло, выживших не было. Жертвой U 99 стал английский пароход «Си Глори» (Sea Glory) на 1964 брт.
После полудня был замечен ещё один пароход. Погрузившись, лодка подготовилась к стрельбе, но из-за неполадки системы управления торпедной стрельбой произошла задержка пуска, и торпеда прошла мимо цели. U 99 всплыла, чтобы атаковать палубной артиллерией, но противник неожиданно дал сдачи, вынудив Кречмера выйти из боя:
«Всплыл для артиллерийского боя. Пароход отвечал из двух орудий. Дистанция 8000 м, сокращалась до 7000 м. Наши снаряды падают хорошо, несмотря на сильное волнение. У неприятеля сначала недолёты, потом накрытия. Его стрельба медленна. Падения в 100–200 метрах от лодки. Затем отвернул и оторвался. Пароход «Манисто» компании «Элдерс и Файффс»».
Воображаемая ловушка
После боя U 99 два раза уклонялась погружением от английского самолёта. К вечеру немцы вновь заметили его, а также дым на горизонте, который принадлежал неизвестному судну. Понаблюдав за обоими, Кречмер пришёл к выводу, что самолёт и пароход действуют в паре. Последний он опознал как вспомогательное судно британских ВМС «Астрономер» (HMS Astronomer, 8401 брт) и счёл, что оно играет роль ловушки для подлодок. Командир U 99 ошибся: «Астрономер» уже месяц как был потоплен лодкой U 58, а перед его глазами был шведский пароход «Биссен» (Bissen) на 1514 брт, зафрахтованный англичанами для перевозки целлюлозы.
В 21:51 U 99 погрузилась для атаки. Кречмер рассчитывал потратить на цель две торпеды, так как судно-ловушка могло легко выдержать одно попадание и не затонуть. В 23:12 лодка с расстояния 600 метров выпустила первую торпеду. Раздался сильный взрыв, и пароход быстро затонул. Озадаченный Кречмер признал свою ошибку – цель не была ловушкой! Внезапно последовал доклад акустика о шумах винтов эсминца на расстоянии 1000 метров. Противник вёл поиск «Асдиком», но бомбометания не производил – это был эсминец «Броук» (HMS Broke), который занимался подбором шведского экипажа.
8 июля в 02:56 лодка наконец заметила долгожданный конвой и начала его преследование. Это был НХ-53, следовавший из Галифакса в Ливерпуль. Кречмер обогнал его и занял позицию впереди, по курсу конвоя, но атаку осложняли зигзаг судов, эсминцы эскорта и появившийся самолёт. В 06:06 лодка погрузилась и начала предзалповое маневрирование на высокой скорости, что привело к истощению её батарей. Однако Кречмеру удалось занять позицию перед левой колонной конвоя между судами и эсминцем эскорта.
В 07:52 он приготовился стрелять кормовым аппаратом с углом поворота торпеды на 90°, но из-за технической неисправности пуск произведён не был. Причиной тому стала «допотопная система выставления угла поворота «Хагенук». С ней угол поворота торпеды при стрельбе мог быть выставлен только до 68°». В 07:53 был произведён выстрел из носового аппарата с расстояния 300 метров в пароход, который Кречмер оценил в 10 000 брт. Торпеда попала в цель, и на дно пошло английское судно «Хамбер Арм» (Humber Arm) тоннажем в 5758 брт.
После этого над U 99 разверзся ад – эсминцы начали поиски наглеца, потопившего судно. Лодка погрузилась на 90 метров и пробыла на этой глубине 14 часов, пока на неё сыпались глубинные бомбы. Разряженная батарея не позволяла U 99 активно совершать манёвры уклонения и оторваться от преследователей, поэтому Кречмеру несказанно повезло, что его лодка уцелела: 37 бомб разорвались в непосредственной близости от неё! В 22:28 он отметил в журнале: «107-я и последняя глубинная бомба». Около полуночи U 99 всплыла и покинула опасный район.
Охота на «грека»
Кречмер отвёл свою лодку западнее, чтобы продолжить поиск целей для оставшихся торпед. Рано утром 10 июля сначала на горизонте был замечен эсминец, а затем зафиксированы шумы винтов нескольких эсминцев и взрывы глубинных бомб. Эта какофония продолжалась до полудня, а к вечеру вдалеке были замечены водяные столбы взрывов. Так как никаких пароходов замечено не было, Кречмер предположил, что это взрывы глубинных бомб, а не торпед – шла охота на другую лодку.
В остальном сутки прошли спокойно. Ближе к полуночи 11 июля экипаж U 99 был снова взбодрён сигналом тревоги – на горизонте показались огни одиночного судна. Кречмер начал его преследование, одновременно пытаясь определить национальную принадлежность парохода. В 01:40, заняв позицию перед судном, он понял, что перед ним «грек», следовавший к берегам Ирландии. Так как судно находилось в зоне немецкой блокады Великобритании, Кречмер атаковал его без предупреждения: в 02:06 U 99 выпустила торпеду, попавшую под мостик. Пароход остановился, его экипаж начал спуск шлюпок на воду.
Кречмер терпеливо ждал 40 минут, пока команда покинет судно, после чего нанёс «удар милосердия» (франц. coup de grâce), добив «грека» второй торпедой. Затем U 99 подошла к шлюпкам, и из опроса спасшихся немцы узнали, что торпедировали греческий пароход «Иа» (Ia) с припиской в порту Лондона, следовавший в ирландский порт Корк с грузом пшеницы. Потери команды составили три человека, погибших при попадании первой торпеды, остальные спустя пять суток сумели достичь островов Силли.
За двумя зайцами
Покончив с греческим судном, Кречмер продолжил патрулирование этого района, и между 12:54 и 14:15 им были замечены два парохода на противоположных друг другу курсах. Решив, что ему выпала большая удача, он решил «погнаться за двумя зайцами» и атаковать поочерёдно оба судна. Первой целью должен был стать западный пароход, но вскоре Кречмер понял, что допустил ошибку – оба судна двигались в одном направлении. Тогда концепция была изменена: лодка должна была преследовать восточный пароход, а затем пытаться догнать западный. На полной скорости U 99 пошла на восток.
Погоня по бурному морю длилась более пяти часов, пока в 21:37 лодка не обогнала пароход и нырнула для атаки. Кречмер потратил ещё час на сближение и предзалповое маневрирование. Наконец, в 22:31 он произвёл выстрел одиночной торпедой с расстояния 500 метров, но промахнулся. Как писал сам Кречмер в своём журнале, после выстрела удалось рассмотреть на судне флаг и знаки нейтрального государства – это был эстонский пароход «Мерисаар» (Merisaar). Командир U 99 вдруг вспомнил о призовом праве.
В 22:36 лодка всплыла и дала предупредительный выстрел перед носом судна, приказывая остановиться. «Мерисаар» застопорил ход, но эстонцы не спешили спускать шлюпки, поэтому немецким артиллеристам пришлось их поторопить ещё одним предупредительным выстрелом. Это возымело действие, и экипаж покинул судно в двух шлюпках. Для допроса U 99 приняла на борт капитана «Мерисаара», который, как оказалось, оставил все судовые бумаги на борту судна, но стал убеждать Кречмера, что следовал с грузом леса из Нового Орлеана в Корк, хотя в действительности судно шло в Шотландию.
Вероятно, рассказ капитана показался Кречмеру неубедительным, поэтому тот объявил, что судно будет потоплено. В 23:50 U 99 с 600 метров выпустила торпеду, которая оказалась игрушкой волн. Будучи выброшенной несколько раз на поверхность, она изменила направление и прошла мимо цели. Это привело Кречмера к необычному решению:
«К сожалению, знание о том, что при такой погоде невозможна стрельба торпедами, приобретается ценой двух торпед. Так как палубное орудие также не может быть использовано, пароходу дано указание следовать курсом на Бордо. Использовать радио только в случае крайней необходимости; пригрозили, что иначе будет потоплен без предупреждения».
Командир U 99, видя, что не может потопить судно, вернул на него команду и угрозами принудил выполнить свой приказ, посчитав пароход призом. Но почему он отправил «Мерисаар» в Бордо, а не в близлежащие французские порты, уже захваченные немцами? Вероятно, Кречмер понимал, что «Мерисаар» может быть перехвачен противником по пути в них, поэтому не стал рисковать своими людьми и даже не высадил на «эстонца» призовую команду. Вряд ли на U 99 кто-то верил, что «Мерисаар» дойдёт до Франции.
Тем не менее, капитан эстонского судна подчинился требованию немцев и пошёл в Бискайский залив. 15 июля 1940 года «Мерисаар» был потоплен у Лориана немецкой авиацией, а его экипаж был подобран французским рыболовным траулером и доставлен во Францию. Версия о том, что судно погибло южнее Куинстауна (ныне ирландский город Ков) не подтверждается немецкими документами. Подводя итоги событий 12 июля, Кречмер писал:
«Идём на юг, стараясь догнать второе судно. К сожалению, из-за потери времени с первым судном шансов мало, потому что наступает ночь. Больше оно не было замечено. Это был совершенно сумасшедший день, который больше не повторится».
Последнее судно
13 и 14 июля стали для экипажа U 99 днями отдыха – плохая погода исключала использование торпед и артиллерии. К утру 15 июля море успокоилось, но начался дождь, осложнявший наблюдение. В 07:15 был замечен большой пароход, идущий зигзагами на высокой скорости к Северному проливу. Кречмер опознал его, как «Клан МакАртур» (Clan MacArthur) на 10 400 брт, принадлежавший лондонской компании «Клан Лайн Стимерс» (The Clan Line Steamers Ltd).
U 99 начала преследование. Погоня была осложнена дождём и быстроходностью цели, но, потратив почти 17 часов, к полуночи лодка обогнала пароход и приготовилась к атаке. В 00:57 16 июля Кречмер отдал приказ выстрелить из аппарата №4, но автоматика снова подвела: выстрел пришлось делать вручную с запозданием. В результате, торпеда прошла мимо, и пароход скрылся из виду. Причиной промаха был признан брак в работе торпедного аппарата по вине фирмы-производителя.
Погоня привела U 99 в район подходов к Северному проливу, где Кречмер встретил свою последнюю в этом походе жертву – британское судно «Вудбери» (Woodbury), следовавшее из Аргентины в Великобританию с грузом продовольствия. Атака состоялась в 02:03 – лодка выпустила торпеду с 900 метров в освещённый луной пароход и наблюдала попадание в середину судна. Пароход медленно погрузился под воду кормой, его команда перешла в шлюпки. От неё немцы узнали название и груз судна.
Закончив с «Вудбери», Кречмер решил идти в Лориан: торпеды в отсеках закончились, а перегрузке двух оставшихся «угрей» из палубных контейнеров мешало бурное море. В штаб была отправлена радиограмма с докладом об успехах, включая отправку «Мерисаара» в Бордо. В ответ пришёл приказ Дёница следовать в район к западу от Бреста для поиска экипажа потерпевшего крушение немецкого самолёта.
Рано утром 19 июля U 99 прибыла на место, куда также была послана малая лодка U 56, ставшая участником нового инцидента между немецкими ВМС и ВВС. В 09:04 U 99 уклонилась погружением от самолёта, которым оказался «Хейнкель» He 111. Спустя несколько минут была замечена U 56, c которой пускали сигнальные ракеты, но самолёт на них не ответил. После этого U 56 погрузилась. Всплыв, Кречмер наблюдал за самолётом, сделав следующие выводы:
«Поведение этого самолёта, чью маркировку пока не видно, но являющегося, несомненно, немецким и участвующим в поиске лётчиков, пошедших ранее на вынужденную посадку, довольно глупо. Своими постоянными приближениями и игнорированием опознавательных сигналов он затрудняет лодкам поисковую операцию. Самолёт продолжает кружить на виду. Когда он в очередной раз приблизился, я остался на поверхности, несмотря на безответные опознавательные сигналы. На этот раз можно рассмотреть на самолёте немецкую символику».
Поиски завершились ничем. U 56 и U 99 отправились в Лориан, куда прибыли утром 21 июля 1940 года. После прихода на новую базу Кречмер первым делом позаботился об экипаже: на вещевом складе была получена французская форма, а команда разместилась на отдых в двух местных отелях. После этого лодка стала готовиться к новому походу, а Кречмер занялся подготовкой доклада командующему, который должен был состояться 23 июля.
Перед встречей с Дёницем он пересчитал потопленный тоннаж. В своей радиограмме от 18 июля Кречмер известил штаб, что им потоплено 31 300 брт, при этом он снизил тоннаж судна из атакованного конвоя до 7600 брт. Однако во время пересчёта он вернулся к прежнему варианту в 10 000 брт, и, прибавив «Мерисаар», получил 35 461 брт. Реальные успехи U 99 составили семь судов на 22 719 брт, включая приз. Полуторное завышение получилось из-за неверной оценки тоннажа «Си Глории» и неправильной идентификации пароходов «Биссен» и «Хамбер Арм». Тоннаж остальных четырёх судов Кречмер определил верно.
Подводя итоги, хотелось бы отметить следующее. Свой первый поход на «семёрке» в Атлантику Кречмер провёл в агрессивной и наступательной манере, не забывая и об осторожности. Он успешно справился с трудностями и метко стрелял: из десяти выпущенных U 99 торпед семь поразили цели. Совершенствуя свой принцип «одна торпеда – одно судно», уже в следующем походе Кречмер добился ещё большего результата.
Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
- Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
- Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Hamburg-Berlin-Bonn: Verlag E.S. Mittler & Sohn, 2001
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 1. Norderstedt
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
- Робертсон Т. Подводный ас Третьего рейха – М.: Центрполиграф, 2009
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://www.scharnhorst-class.dk
- www.wlb-stuttgart.de
Комментарии к данной статье отключены.