В 90-е годы РСЗО «Смерч» являлась одной из самых мощных и эффективных систем в своём классе. Это реноме несколько портило специальное «ракетное» четырёхосное шасси, громоздкое и сложное. Альтернативой могло стать использование базы более простого автомобиля повышенной проходимости, унифицированного с транспортными машинами — это позволяло снизить эксплуатационные расходы. Идя навстречу пожеланиям заказчика, специалисты «Мотовилихинских заводов» создали вариант «Смерча» на чешском шасси «Татра».
Как известно, базовый вариант РСЗО «Смерч» использует шасси белорусского и российского производства: пусковая установка 9А52 базируется на четырёхосном шасси МАЗ-79111 или МАЗ-543М, а прочие машины комплекса — на трёхосных автомобилях «Урал» и КамАЗ. Индийского заказчика не устроило, прежде всего, шасси пусковой установки — его сочли чересчур громоздким и сложным в эксплуатации. В поисках подходящей базы индийские военные обратились к своему давнему поставщику — чешской фирме «Татра». Армия Индии эксплуатирует несколько тысяч двух-, трёх- и четырёхосных автомобилей этой марки, а машины «Татра» 815 с 1986 года выпускаются по лицензии. Дело было за малым — «состыковать» производителей шасси и РСЗО.
Разработка
Учитывая немалую потенциальную потребность армии Индии в новых РСЗО, российская сторона пошла навстречу заказчику. В 1999 году на завод «Татра» в Копршивнице прибыла делегация Рособоронэкспорта. Российские и чешские специалисты пришли к единодушному мнению: стандартное четырёхосное шасси «Татра» 815 не выдержит веса артиллерийской части «Смерча». Выход, предложенный конструкторами «Татры», оказался предельно простым — добавить пятую ось. В кратчайшие сроки в Копршивнице изготовили два прототипа десятиколёсных шасси. За основу при этом взяли не стандартную 815-ю модель, а её усовершенствованный вариант «Татра» 816 LIWA (позже известный как модель 815-6), созданный в 90-е годы по заказу Объединённых Арабских Эмиратов. В 1996-1998 годах в ОАЭ поставили 1127 автомобилей этого типа в различных вариантах исполнения.
«Татра» 816 LIWA комплектовалась узлами западного производства — немецким дизельным двигателем «Дойц» и американской автоматической коробкой передач «Твин Диск». Особенностью модели являлось наличие объёмистого закабинного отсека (прозванного на заводе «курятником»), в котором размещались системы охлаждения двигателя и трансмиссионного масла.
Оба пятиосных прототипа уже в 1999 году отправились в Россию, где после монтажа артиллерийских частей прошли ходовые испытания. Следующий тур испытаний состоялся в 2002 году на территории заказчика. В Индии «Татры» отлично зарекомендовали себя в самых разных климатических условиях, в том числе в высокогорье (на высоте до 4000 м). В 2003 году начались российско-индийские переговоры о поставке «Смерчей» на шасси «Татра». Чешская фирма при этом выступала субподрядчиком в поставке базовых машин, а также отвечала за подготовку персонала, сервисное обслуживание и поставки запчастей.
Конструкция
В фирменной номенклатуре пятиосное шасси получило индекс 815-6ZVR8T 41 340 10×10.1R. Собственно, речь идёт не об одном, а о двух вариантах шасси: 815-6ZVR8T 41 340 10×10.1R/51Т и 815-6ZVR8T 44 340 10×10.1R/50Т, различающихся максимальной допустимой массой (41 т для первого варианта и 44 т — для второго). Первый вариант служит в качестве шасси для пусковой установки 9А52-2Т (установлена стандартная артиллерийская часть «Смерча» с двенадцатью направляющими), а второй — для транспортно-заряжающей машины 9Т234-2Т. Последняя перевозит двенадцать ракет и оборудована гидравлическим краном. Работники «Татры» прозвали пятиосное шасси «Мотовилихой», поскольку сама РСЗО производится публичным акционерным обществом «Мотовилихинские заводы» в Перми.
Обе модификации оборудованы дизельным двигателем фирмы «Дойц» (на что указывает буква Z в их обозначениях). Восьмицилиндровый V-образный мотор жидкостного охлаждения BF 8M 1015C имеет рабочий объём 15,9 л и максимальную мощность 400 кВт, но для индийских «Смерчей» он дефорсирован до 340 кВт. Первые партии машин комплектовались шестиступенчатой автоматической коробкой передач «Твин Диск» TD 61-1175, но позже стали устанавливать более совершенную TD 61-1189.
За кабиной имеется дополнительный отсек, в котором установлены радиатор системы охлаждения двигателя и воздушный фильтр, а традиционное место радиатора перед двигателем занял интеркулер. Подвеска передних осей выполнена на листовых рессорах и телескопических амортизаторах. Третий и четвёртый мосты имеют подвеску на пневмобаллонах и листовых рессорах, пятый — на комбинации пневмобаллонов с цилиндрическими пружинами. Первые четыре моста имеют постоянный привод, пятый включается в случае необходимости. У стандартных четырёхосных машин «Татра» управляемыми являются две первых оси, а у пятиосной модели сделали управляемой и пятую ось. Это позволило, несмотря на увеличившуюся длину, удержать манёвренность машины в приемлемых рамках.
Эмиратские «Татры» 816 имели кабины от более старой стандартной модели 815. На индийских шасси применены кабины семейства «Армакс». Они оборудованы системами кондиционирования «Диавия» словацкой фирмы «Мольпир», а также независимыми обогревателями «Бриз».
Артиллерийская часть 9А52-2Т идентична стандартному «Смерчу». Боеприпасы используются те же, включая 122-мм НАР, предназначенные для учебных стрельб из вкладных стволиков.
Комплекс
РСЗО «Смерч» — это не только пусковая установка и ТЗМ, но и целый комплекс машин обеспечения. В целях унификации индийцы настояли на выполнении их также на шасси «Татра», но более лёгких. Для командно-штабной машины и подвижной мастерской выбрали трёхосное шасси «Татра» 815-21NR36 22 230 6×6.1R, а для метеостанции и топопривязчика — двухосное 815-21NR45 17 230 4×4.1R. Оба варианта оборудованы восьмицилиндровыми дизельными двигателями воздушного охлаждения «Татра» Т3В-928-1 мощностью 230 кВт и десятиступенчатыми механическими коробками передач.
Командно-штабная машина имеет кузов-фургон МП-32М1 (индекс ГРАУ 9С624), в котором установлено оборудование системы управления огнём 9С729М1 «Слепок-1», обеспечивающее управление до уровня бригады включительно. Подвижная мастерская МРС-АР, также установленная на трёхосном шасси, укомплектована необходимым оборудованием для ремонта элементов комплекса.
Машина топопривязки 1Т12-2М, использующая двухосное шасси, снабжена комплексом инерциальных и спутниковых средств навигации. При применении инерциальной системы ошибка определения координат составляет 3% пройденного пути, а спутниковой — 10 м. Также на двухосной «Татре» смонтирован метеорологический комплекс РПМК-1 «Улыбка» (1Б44), обеспечивающий запуск мереозондов-аэростатов. Последние снабжены оборудованием, измеряющим температуру, атмосферное давление и влажность воздуха, а также скорость и направление ветра. Местоположение зондов определяется средствами активной и пассивной радиолокации. Машина с «Улыбкой» буксирует одноосный прицеп с запасом зондов.
Поставки
Объём индийского контракта оказался сравнительно небольшим (если сопоставить его с усилиями, приложенными для создания специального варианта «Смерча»). Индусы заказали всего 84 пятиосных шасси — по 42 пусковые установки и ТЗМ. Ими вооружили два полка (по сути, дивизиона) реактивной артиллерии. Каждому из них выделили по два десятка пусковых установок и транспортно-заряжающих машин. Они распределены между тремя батареями (по шесть ПУ и ТЗМ), ещё две пусковые установки и ТЗМ составляют полковой резерв. Наконец, две ПУ и две транспортно-заряжающие машины поставлены в учебный центр.
Согласно табели, каждая из шести батарей должна иметь по одной машине — командно-штабной, подвижной мастерской, топопривязчику и метеостанции. Однако индийская сторона заказала эти машины сверх комплекта: 15 КШМ, 9 подвижных мастерских и по 12 топопривязчиков и метеостанций. Такое решение позволило создать некоторый резерв для обучения личного состава, оперативной замены вышедших из строя машин, а также использовать их не только на уровне батареи, но и в полку. В общей сложности в рамках контракта «Татра» изготовила 134 двух-, трёх- и пятиосных шасси (включая два прототипа, оставшихся в России). Производство шасси осуществлялось в 2006-2008 годах. Из Чехии они поступали в Пермь для монтажа элементов комплекса, а оттуда готовые машины отправлялись заказчику. Поставки Индии начались в мае 2007 года и завершились ровно через два года.
На индийском контракте экспорт «Мотовилихи» не закончился — интерес к РСЗО проявил Туркменистан. Первоначально речь шла о поставке трёх батарей, но в итоге заказчик решил ограничиться лишь одной. В 2008 году «Татра» отправила в Пермь 17 шасси (12 пятиосных, 3 трёхосных и 2 двухосных). Но летом 2009 года в Туркменистан ушло лишь 16 машин: по шесть пусковых установок и ТЗМ, а также КШМ, подвижная мастерская, топопривязчик и метеостанция (одно трёхосное шасси осталось в России). Двух- и трёхосные машины туркменского заказа отличаются от индийских усовершенствованными двигателями Т3В-928-50 (мощность осталась прежней — 230 кВт).
Опыт, полученный чешскими инженерами при создании «Мотовилихи», не пропал даром. В начале 2000-х было создано пятиосное шасси «Татра» 815-6MWR8T 39 324 10×10.1R грузоподъёмностью 22 т и полной массой 39 т, оснащённое дизелем «Камминз» ISM 440E (324 кВт). Подвеска осей и привод аналогичны «Мотовилихе». На этом шасси в Индии монтируются гидропневматические стартовые установки для запуска разведывательных беспилотных летательных аппаратов «Нишант». А в 2002 году впервые было показано шестиосное полноприводное шасси модели 815-6MWR8T 45 324 12×12.1R с таким же двигателем «Камминз». Грузоподъёмность шасси — 33,5 т, полная масса — 52 т. Все парные мосты имеют подвеску на листовых рессорах. Два передние и две последние оси — управляемые, два последних моста являются отключаемыми. Шестиосные шасси также поставляются в Индию и используются для монтажа трёхзарядных пусковых установок управляемых ракет «Брамос» и шестизарядных — управляемых ракет «Прахаар».
|
9А52-2Т |
9Т234-2Т |
---|---|---|
Боевая масса, т |
38,1 |
35,9 |
Длина, мм |
12400 |
12460 |
Ширина, мм |
3025 |
3050 |
Высота, мм |
3435 |
3535 |
Клиренс, мм |
400 |
400 |
Мощность двигателя, кВт |
340 |
340 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
90 |
90 |
Запас хода по шоссе, км |
850 |
850 |
Преодолеваемые препятствия: |
||
глубина брода, м |
1,25 |
1,25 |
ширина рва, м |
2 |
2 |
высота стенки, м |
60 |
60 |
Литература:
- Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2021, №2
- Егоров С. Солдаты из Копршивнице. Современные военные автомобили «Татра» // Грузовик-пресс, 2014, №8
- army-guide.com
- armedconflicts.com
- armyrecognition.com
- weaponsystems.net
Комментарии к данной статье отключены.