• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    27

    «Мотовилиха», или «Смерч» на «Татре»

    • современность
    • автотранспорт
    • ракетное оружие
    • РФ
    • Индия
    • Чехия
    Андрей Харук
    07 January '22

    В 90-е годы РСЗО «Смерч» являлась одной из самых мощных и эффективных систем в своём классе. Это реноме несколько портило специальное «ракетное» четырёхосное шасси, громоздкое и сложное. Альтернативой могло стать использование базы более простого автомобиля повышенной проходимости, унифицированного с транспортными машинами — это позволяло снизить эксплуатационные расходы. Идя навстречу пожеланиям заказчика, специалисты «Мотовилихинских заводов» создали вариант «Смерча» на чешском шасси «Татра».

    Как известно, базовый вариант РСЗО «Смерч» использует шасси белорусского и российского производства: пусковая установка 9А52 базируется на четырёхосном шасси МАЗ-79111 или МАЗ-543М, а прочие машины комплекса — на трёхосных автомобилях «Урал» и КамАЗ. Индийского заказчика не устроило, прежде всего, шасси пусковой установки — его сочли чересчур громоздким и сложным в эксплуатации. В поисках подходящей базы индийские военные обратились к своему давнему поставщику — чешской фирме «Татра». Армия Индии эксплуатирует несколько тысяч двух-, трёх- и четырёхосных автомобилей этой марки, а машины «Татра» 815 с 1986 года выпускаются по лицензии. Дело было за малым — «состыковать» производителей шасси и РСЗО.

    Разработка

    Учитывая немалую потенциальную потребность армии Индии в новых РСЗО, российская сторона пошла навстречу заказчику. В 1999 году на завод «Татра» в Копршивнице прибыла делегация Рособоронэкспорта. Российские и чешские специалисты пришли к единодушному мнению: стандартное четырёхосное шасси «Татра» 815 не выдержит веса артиллерийской части «Смерча». Выход, предложенный конструкторами «Татры», оказался предельно простым — добавить пятую ось. В кратчайшие сроки в Копршивнице изготовили два прототипа десятиколёсных шасси. За основу при этом взяли не стандартную 815-ю модель, а её усовершенствованный вариант «Татра» 816 LIWA (позже известный как модель 815-6), созданный в 90-е годы по заказу Объединённых Арабских Эмиратов. В 1996-1998 годах в ОАЭ поставили 1127 автомобилей этого типа в различных вариантах исполнения.

    ​Автомобиль «Татра» 816 LIWA armyrecognition.com - «Мотовилиха», или «Смерч» на «Татре» | Warspot.ru
    Автомобиль «Татра» 816 LIWA
    armyrecognition.com

    «Татра» 816 LIWA комплектовалась узлами западного производства — немецким дизельным двигателем «Дойц» и американской автоматической коробкой передач «Твин Диск». Особенностью модели являлось наличие объёмистого закабинного отсека (прозванного на заводе «курятником»), в котором размещались системы охлаждения двигателя и трансмиссионного масла.

    Оба пятиосных прототипа уже в 1999 году отправились в Россию, где после монтажа артиллерийских частей прошли ходовые испытания. Следующий тур испытаний состоялся в 2002 году на территории заказчика. В Индии «Татры» отлично зарекомендовали себя в самых разных климатических условиях, в том числе в высокогорье (на высоте до 4000 м). В 2003 году начались российско-индийские переговоры о поставке «Смерчей» на шасси «Татра». Чешская фирма при этом выступала субподрядчиком в поставке базовых машин, а также отвечала за подготовку персонала, сервисное обслуживание и поставки запчастей.

    Конструкция

    В фирменной номенклатуре пятиосное шасси получило индекс 815-6ZVR8T 41 340 10×10.1R. Собственно, речь идёт не об одном, а о двух вариантах шасси: 815-6ZVR8T 41 340 10×10.1R/51Т и 815-6ZVR8T 44 340 10×10.1R/50Т, различающихся максимальной допустимой массой (41 т для первого варианта и 44 т — для второго). Первый вариант служит в качестве шасси для пусковой установки 9А52-2Т (установлена стандартная артиллерийская часть «Смерча» с двенадцатью направляющими), а второй — для транспортно-заряжающей машины 9Т234-2Т. Последняя перевозит двенадцать ракет и оборудована гидравлическим краном. Работники «Татры» прозвали пятиосное шасси «Мотовилихой», поскольку сама РСЗО производится публичным акционерным обществом «Мотовилихинские заводы» в Перми.

    ​Пусковая установка 9А52-2Т armyrecognition.com - «Мотовилиха», или «Смерч» на «Татре» | Warspot.ru
    Пусковая установка 9А52-2Т
    armyrecognition.com

    Обе модификации оборудованы дизельным двигателем фирмы «Дойц» (на что указывает буква Z в их обозначениях). Восьмицилиндровый V-образный мотор жидкостного охлаждения BF 8M 1015C имеет рабочий объём 15,9 л и максимальную мощность 400 кВт, но для индийских «Смерчей» он дефорсирован до 340 кВт. Первые партии машин комплектовались шестиступенчатой автоматической коробкой передач «Твин Диск» TD 61-1175, но позже стали устанавливать более совершенную TD 61-1189.

    За кабиной имеется дополнительный отсек, в котором установлены радиатор системы охлаждения двигателя и воздушный фильтр, а традиционное место радиатора перед двигателем занял интеркулер. Подвеска передних осей выполнена на листовых рессорах и телескопических амортизаторах. Третий и четвёртый мосты имеют подвеску на пневмобаллонах и листовых рессорах, пятый — на комбинации пневмобаллонов с цилиндрическими пружинами. Первые четыре моста имеют постоянный привод, пятый включается в случае необходимости. У стандартных четырёхосных машин «Татра» управляемыми являются две первых оси, а у пятиосной модели сделали управляемой и пятую ось. Это позволило, несмотря на увеличившуюся длину, удержать манёвренность машины в приемлемых рамках.

    Эмиратские «Татры» 816 имели кабины от более старой стандартной модели 815. На индийских шасси применены кабины семейства «Армакс». Они оборудованы системами кондиционирования «Диавия» словацкой фирмы «Мольпир», а также независимыми обогревателями «Бриз».

    Артиллерийская часть 9А52-2Т идентична стандартному «Смерчу». Боеприпасы используются те же, включая 122-мм НАР, предназначенные для учебных стрельб из вкладных стволиков.

    ​Залп 122-мм учебными боеприпасами НАР Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2021, №2 - «Мотовилиха», или «Смерч» на «Татре» | Warspot.ru
    Залп 122-мм учебными боеприпасами НАР
    Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2021, №2

    Комплекс

    РСЗО «Смерч» — это не только пусковая установка и ТЗМ, но и целый комплекс машин обеспечения. В целях унификации индийцы настояли на выполнении их также на шасси «Татра», но более лёгких. Для командно-штабной машины и подвижной мастерской выбрали трёхосное шасси «Татра» 815-21NR36 22 230 6×6.1R, а для метеостанции и топопривязчика — двухосное 815-21NR45 17 230 4×4.1R. Оба варианта оборудованы восьмицилиндровыми дизельными двигателями воздушного охлаждения «Татра» Т3В-928-1 мощностью 230 кВт и десятиступенчатыми механическими коробками передач.

    ​Командно-штабная машина Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2021, №2 - «Мотовилиха», или «Смерч» на «Татре» | Warspot.ru
    Командно-штабная машина
    Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2021, №2

    Командно-штабная машина имеет кузов-фургон МП-32М1 (индекс ГРАУ 9С624), в котором установлено оборудование системы управления огнём 9С729М1 «Слепок-1», обеспечивающее управление до уровня бригады включительно. Подвижная мастерская МРС-АР, также установленная на трёхосном шасси, укомплектована необходимым оборудованием для ремонта элементов комплекса.

    ​Подвижная мастерская МРС-АР Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2021, №2 - «Мотовилиха», или «Смерч» на «Татре» | Warspot.ru
    Подвижная мастерская МРС-АР
    Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2021, №2

    Машина топопривязки 1Т12-2М, использующая двухосное шасси, снабжена комплексом инерциальных и спутниковых средств навигации. При применении инерциальной системы ошибка определения координат составляет 3% пройденного пути, а спутниковой — 10 м. Также на двухосной «Татре» смонтирован метеорологический комплекс РПМК-1 «Улыбка» (1Б44), обеспечивающий запуск мереозондов-аэростатов. Последние снабжены оборудованием, измеряющим температуру, атмосферное давление и влажность воздуха, а также скорость и направление ветра. Местоположение зондов определяется средствами активной и пассивной радиолокации. Машина с «Улыбкой» буксирует одноосный прицеп с запасом зондов.

    ​Топопривязчик (слева) и метеостанция «Улыбка» (справа) Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2021, №2 - «Мотовилиха», или «Смерч» на «Татре» | Warspot.ru
    Топопривязчик (слева) и метеостанция «Улыбка» (справа)
    Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2021, №2

    Поставки

    Объём индийского контракта оказался сравнительно небольшим (если сопоставить его с усилиями, приложенными для создания специального варианта «Смерча»). Индусы заказали всего 84 пятиосных шасси — по 42 пусковые установки и ТЗМ. Ими вооружили два полка (по сути, дивизиона) реактивной артиллерии. Каждому из них выделили по два десятка пусковых установок и транспортно-заряжающих машин. Они распределены между тремя батареями (по шесть ПУ и ТЗМ), ещё две пусковые установки и ТЗМ составляют полковой резерв. Наконец, две ПУ и две транспортно-заряжающие машины поставлены в учебный центр.

    ​Индийские «Смерчи» на параде armyrecognition.com - «Мотовилиха», или «Смерч» на «Татре» | Warspot.ru
    Индийские «Смерчи» на параде
    armyrecognition.com

    Согласно табели, каждая из шести батарей должна иметь по одной машине — командно-штабной, подвижной мастерской, топопривязчику и метеостанции. Однако индийская сторона заказала эти машины сверх комплекта: 15 КШМ, 9 подвижных мастерских и по 12 топопривязчиков и метеостанций. Такое решение позволило создать некоторый резерв для обучения личного состава, оперативной замены вышедших из строя машин, а также использовать их не только на уровне батареи, но и в полку. В общей сложности в рамках контракта «Татра» изготовила 134 двух-, трёх- и пятиосных шасси (включая два прототипа, оставшихся в России). Производство шасси осуществлялось в 2006-2008 годах. Из Чехии они поступали в Пермь для монтажа элементов комплекса, а оттуда готовые машины отправлялись заказчику. Поставки Индии начались в мае 2007 года и завершились ровно через два года.

    ​Пусковая установка 9А52-2Т армии Туркменистана Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2021, №2 - «Мотовилиха», или «Смерч» на «Татре» | Warspot.ru
    Пусковая установка 9А52-2Т армии Туркменистана
    Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2021, №2

    На индийском контракте экспорт «Мотовилихи» не закончился — интерес к РСЗО проявил Туркменистан. Первоначально речь шла о поставке трёх батарей, но в итоге заказчик решил ограничиться лишь одной. В 2008 году «Татра» отправила в Пермь 17 шасси (12 пятиосных, 3 трёхосных и 2 двухосных). Но летом 2009 года в Туркменистан ушло лишь 16 машин: по шесть пусковых установок и ТЗМ, а также КШМ, подвижная мастерская, топопривязчик и метеостанция (одно трёхосное шасси осталось в России). Двух- и трёхосные машины туркменского заказа отличаются от индийских усовершенствованными двигателями Т3В-928-50 (мощность осталась прежней — 230 кВт).

    ​ТЗМ 9Т234-2Т и ПУ 9А52-2Т армии Туркменистана Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2021, №2 - «Мотовилиха», или «Смерч» на «Татре» | Warspot.ru
    ТЗМ 9Т234-2Т и ПУ 9А52-2Т армии Туркменистана
    Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2021, №2

    Опыт, полученный чешскими инженерами при создании «Мотовилихи», не пропал даром. В начале 2000-х было создано пятиосное шасси «Татра» 815-6MWR8T 39 324 10×10.1R грузоподъёмностью 22 т и полной массой 39 т, оснащённое дизелем «Камминз» ISM 440E (324 кВт). Подвеска осей и привод аналогичны «Мотовилихе». На этом шасси в Индии монтируются гидропневматические стартовые установки для запуска разведывательных беспилотных летательных аппаратов «Нишант». А в 2002 году впервые было показано шестиосное полноприводное шасси модели 815-6MWR8T 45 324 12×12.1R с таким же двигателем «Камминз». Грузоподъёмность шасси — 33,5 т, полная масса — 52 т. Все парные мосты имеют подвеску на листовых рессорах. Два передние и две последние оси — управляемые, два последних моста являются отключаемыми. Шестиосные шасси также поставляются в Индию и используются для монтажа трёхзарядных пусковых установок управляемых ракет «Брамос» и шестизарядных — управляемых ракет «Прахаар».

    ​Пусковая установка ракет «Прахаар» на шестиосном шасси «Татра» armyrecognition.com - «Мотовилиха», или «Смерч» на «Татре» | Warspot.ru
    Пусковая установка ракет «Прахаар» на шестиосном шасси «Татра»
    armyrecognition.com

    Технические характеристики машин комплекса «Смерч» на шасси «Татра»

    9А52-2Т

    9Т234-2Т

    Боевая масса, т

    38,1

    35,9

    Длина, мм

    12400

    12460

    Ширина, мм

    3025

    3050

    Высота, мм

    3435

    3535

    Клиренс, мм

    400

    400

    Мощность двигателя, кВт

    340

    340

    Максимальная скорость по шоссе, км/ч

    90

    90

    Запас хода по шоссе, км

    850

    850

    Преодолеваемые препятствия:

    глубина брода, м

    1,25

    1,25

    ширина рва, м

    2

    2

    высота стенки, м

    60

    60


    Литература:

    1. Visingr L. Smerč na podvozku Tatra // ATM, 2021, №2
    2. Егоров С. Солдаты из Копршивнице. Современные военные автомобили «Татра» // Грузовик-пресс, 2014, №8
    3. army-guide.com
    4. armedconflicts.com
    5. armyrecognition.com
    6. weaponsystems.net

    Андрей Харук

    Грузовик-тягач для переднего края на Warspot.ru
    Грузовик-тягач для переднего края
    «Аббат» времён Холодной войны на Warspot.ru
    «Аббат» времён Холодной войны
    Опираясь на собственные силы на Warspot.ru
    Опираясь на собственные силы
    Поделиться
    • 5
    • 1714
    • 3
    • Статьи по теме
    • Комментарии (5)
    Реактивный бог войны на Warspot.ru
    Реактивный бог войны
    Огневая мощь американской ракетной артиллерии на Warspot.ru
    Огневая мощь американской ракетной артиллерии
    Балканский «Ураган» на Warspot.ru
    Балканский «Ураган»
    Китайские «Грады» на Warspot.ru
    Китайские «Грады»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (5)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google