60-е годы прошлого века стали периодом настоящего расцвета оригинальных конструкций армейских автомобилей в США. Министерство обороны не жалело средств на перспективные конструкции, а изобретатели не страдали недостатком идей. Одним из наиболее интересных образцов, сумевших пробиться через армейский конкурс и попасть на вооружение, стал трёхосный автомобиль сочленённой конструкции М561 «Гама Гоут».
В марте 1947 года изобретатель и предприниматель Роджер Гамон (Roger Gamaunt) из небольшого калифорнийского городка Фаунскин сделал наброски проекта шестиколёсного автомобиля-вездехода сочленённой схемы. В его передней двухосной секции располагался водитель и силовая установка, задняя же служила для транспортировки груза. Сделал — и забыл, увлёкшись новыми проектами. Реанимировать идею удалось лишь в 1959 году, когда Агентство перспективных проектов (Advanced Research Projects Agency, ARPA — предшественник нынешнего DARPA) объявило о выделении средств на проект «Эджайл». Он предусматривал создание тактического автомобиля высокой проходимости, способного эксплуатироваться в условиях Юго-Восточной Азии.
Под «крылом» авиаторов
За лакомый кусок государственного финансирования пытались побороться полсотни компаний. Наряду с известными в области автомобилестроения фирмами (вроде «Дженерал Моторс» или «ЛеТурно») были среди них и новички. Попытала счастья и авиационная фирма «Ченс Воут», менеджмент которой решил диверсифицировать бизнес. Поскольку опыт в автопроме у конструкторов фирмы отсутствовал напрочь, было решено прибегнуть к «аутсорсингу». В июле 1959 года фирма подписала с Гамоном контракт, предусматривавший постройку прототипа автомобиля высокой проходимости. Проект назвали «Gama Goat», где первая часть являлась сокращением фамилии изобретателя, а вторая (в переводе — козёл) должна была символизировать высокую проходимость машины («как у горного козла»). В целях снижения массы «Гама Гоут» получил алюминиевый кузов. Машина была полноприводной, с управляемыми первой и третьей осями. Автомобиль мог преодолевать водные преграды — для этого его снабдили гребным винтом. В качестве силовой установки выбрали шестицилиндровый оппозитный 2,3-литровый бензиновый воздушного охлаждения мотор мощностью 80 л.с., позаимствованный у легковушки Шевроле «Корвэр». Его установили по центру передней секции, за водительской кабиной. Трансмиссия включала четырёхскоростную коробку передач и двухскоростную раздаточную коробку.
Первоначально изготовление прототипа велось в мастерской Гамона в Фаунскине, но в июле 1960 года работы переместились на завод «Ченс Воут» в Гранд Прейри (штат Техас). 4 октября 1960 года начались испытания машины, но практически сразу же их пришлось прервать для доработки рулевого управления. К началу 1961 года прототип довели до кондиции, позволявшей продемонстрировать его потенциальным заказчикам. В августе 1961 года армия выпустила требования к новому 1,25-тонному автомобилю, призванному заменить «тричетвертьтонники» «Додж» М37. В конкурсе принял участие и концерн «Линг-Темко-Воут» (LTV), частью которого стала фирма «Ченс Воут».
В июле 1961 года «Гама Гоут» получил официальное армейское обозначение ХМ561, но с заказом военные пока не спешили. Фирма же с большим размахом вела рекламную кампанию, демонстрируя автомобиль на различных базах и полигонах в США. Раскошелились даже на то, чтобы на несколько месяцев отправить «Гама Гоут» в Таиланд, где в условиях, «максимально приближённых к боевым», сняли рекламный фильм «“Гоут” в Таиланде». Наконец, в марте 1963 года усилия LTV увенчались успехом — концерн получил контракт на производство двух демонстраторов технологии и 14 прототипов ХМ561. Демонстраторы технологии рассматривались как полномасштабные автомобили, но несколько упрощённой конструкции. По условиям контракта, один из них оставался в распоряжении LTV, а другой передавался военным. По сравнению с первым прототипом в конструкцию внесли некоторые изменения. В частности, отказались от гребного винта — теперь движение на плаву осуществлялось за счёт вращения колёс.
Первый демонстратор технологии был готов в декабре 1963 года, второй — в феврале 1964-го. Эти машины, так же, как и прототипы, отличались и от первого «Гама Гоута», и от серийных автомобилей, очертаниями корпуса, конструкцией тормозов и некоторыми другими деталями. Девять из 14 прототипов получили дизельные двигатели «Дженерал Моторс» (отделение «Детройт Дизель») 3-53, ещё пять — многотопливные двигатели «Лайкоминг» AVM-310. Эти машины были готовы в январе-марте 1965 года, после чего прошли интенсивные испытания.
По дополнительному контракту изготовили ещё два демонстратора технологии, один из которых испытывался с широкопрофильными шинами Гудьир «Терра» и подвесным мотором «Вест Бэнк». В июне 1965 года военные заказали четыре предсерийных машины ХМ561 со сроком поставки к апрелю 1966 года. Доводка автомобиля фактически завершилась. Казалось бы, контракт у «Линг-Темко-Воута» в кармане, но не тут-то было.
Серийное производство и служба
В августе 1966 года в рамках Инициативы по снижению расходов — широкомасштабной программы экономии средств, инициированной министром обороны Робертом Макнамарой, — был объявлен открытый конкурс на производство автомобилей М561. Согласно его условиям, фирма-победитель должна была в течение 1968-1972 годов выпустить 15 274 автомобиля, в том числе 13 516 для армии и 1758 для Корпуса морской пехоты. Свои заявки подали шесть фирм и консорциумов, причём LTV, не имевшая опыта серийного производства автомобилей, скооперировалась с фирмой «Кайзер Джип». Другими участниками тендера стали «Америкен Милитари Продактс Организейшн», «Боуэн-Маклафлин-Йорк», «Бэйфилд Индастриз», «Форд мотор Компани» и «Консолидейтэд Дизель Электрик» (CONDEC). Последняя стала победителем, предложив самую низкую цену — 132 млн долларов (8485 долларов за одну машину, что в ценах 2019 года соответствует примерно 65 000 долларов). Предложение CONDEC было на 21 млн дешевле «фордовского» и на 28 млн — предложения консорциума LTV/«Кайзер Джип». Сумма контракта не включала стоимость двигателей — Министерство обороны заказало их по отдельному контракту с «Детройт Дизель» стоимостью 31,9 млн долларов.
10 сентября 1969 года газета «Армия Таймс» сообщила о том, что с конвейера завода CONDEC в Скенектеди (штат Нью-Йорк) сошли первые автомобили М561. Вскоре производство перенесли на другое предприятие фирмы в Шарлотт (штат Северная Каролина) — в этом городе была ниже стоимость аренды земли, и дешевле рабочая сила.
Серийные М561 комплектовались трёхцилиндровыми дизельными двигателями жидкостного охлаждения 3-53 рабочим объёмом 2,6 л и мощностью 103 л.с. при 2800 об/мин. Механическая трансмиссия обеспечивала четыре скорости вперёд и одну — назад. Часть машин оборудовалась лебёдками самовытаскивания. Передняя и задняя подвески выполнены на поперечных рычагах с витыми пружинами, средний мост с качающимися полуосями установлен на поперечной однолистовой рессоре.
В передней секции автомобиля размещались водитель и пассажир, в задней — до восьми солдат на продольных скамьях вдоль бортов. Общение между водителем и пассажирами в задней секции было сильно затруднено из-за шумного двигателя, поэтому в грузовом отсеке имелась специальная кнопка, зажигавшая световой сигнал «Стоп!» на панели приборов у водителя.
На примере закупок М561 Министерство обороны США могло в который раз убедиться в верности поговорки: «Скупой платит дважды». Едва сошедшие с конвейера автомобили пришлось отправлять на доработку. Из-за проблем с охлаждением двигателя пришлось ограничить обороты — как следствие, упала скорость. Необходимые доработки привели к увеличению массы машины, и теперь «Гама Гоут» классифицировался как «полуамфибийный» — он мог преодолевать лишь спокойные водоёмы, а скорость на плаву не превышала 3 км/ч. Естественно, все усовершенствования потребовали дополнительных расходов, и цена М561 для армии возросла почти вдвое — до 15 658 долларов (для морпехов этот показатель удалось удержать на уровне 11 717 долларов). В итоге армия сократила свой заказ на 1000 автомобилей, так что в общей сложности было выпущено 14 274 серийных «Гама Гоута». Производство завершилось в сентябре 1973 года.
Единственным специальным вариантом «Гама Гоута», получившим отдельное обозначение, стала санитарная машина М792. От базовой модели М561 внешне она отличалась только красными крестами на боковинах тента. Внутри имелись крепления для 4-6 носилок и скромного комплекта медицинского оборудования. Автомобили М561 применялись также для транспортировки ПТРК «Тоу», 81-мм и 106,7-мм миномётов, буксировки 105-мм гаубиц М102. Использовались они и как база для установки радаров — артиллерийских и ПВО. В частности, на «Гама Гоут» монтировались РЛС обнаружения низковысотных целей FAAR (Forward Area Alerting Radar) AN/MPQ-49, находившиеся на вооружении зенитных дивизионов в дивизиях всех типов. В грузовом отсеке М561 монтировался контейнер с аппаратурой РЛС и телескопическая мачта с антенной, а на одноосном 0,5-тонном прицепе М101А1 — дизель-генератор.
Необходимые доработки затянули вступление «Гама Гоут» в строй, и на Вьетнамскую войну он так и не попал. На одном из форумов автору встречалось упоминание одного ветерана о том, что М561 были в Дананге, но никаких фотоматериалов, подтверждающих применение «Гама Гоутов» во Вьетнаме, не встречается. Полномасштабная эксплуатация М561 началась в 1973 году. М561 считался «автомобилем переднего края», поэтому такие машины поступали в пехотные и танковые батальоны, бронекавалерийские эскадроны и артдивизионы всех типов. Для частей второй линии предусматривались более простые и дешёвые милитаризованные варианты гражданских пикапов «Додж» М880/М890.
В эксплуатации М561 считался довольно непростой машиной из-за его сочленённой конструкции. Одним из главных тактических недостатков «Гама Гоута» являлся шумный двухтактный двигатель. Это не только вынуждало водителя и пассажиров пользоваться берушами, но и снижало скрытность перемещения. М561 обладал феноменальной проходимостью по пересечённой местности, но был совершенно беспомощен на шоссе — из-за перегрева двигателя он не мог выдерживать темп движения колонн с другими типами автомобилей. К счастью для американских военных, служба «Гама Гоута» пришлась на относительно спокойные годы: он встал в строй уже после Вьетнама, а к первой войне в Персидском заливе был заменён более удачными машинами семейства HMMVW. Единственным эпизодом боевого применения М561 стала операция «Урджент Фьюри» — вторжение на Гренаду в 1983 году.
Длина, мм |
5760 |
---|---|
Ширина, мм |
2135 |
Высота по тенту, мм |
2080 |
Высота по крыше моторного отсека, мм |
1590 |
Колёсная база, мм |
2010+2155 |
Ширина колеи, мм |
1830 |
Клиренс, мм |
381 |
Масса снаряжённого автомобиля, кг |
3311 |
Грузоподъёмность, кг |
1315 |
Полная масса автомобиля, кг |
4626 |
Максимальная масса буксируемого прицепа, кг |
2800 |
Максимальная скорость на шоссе, км/ч |
88 |
Максимальная скорость на плаву, км/ч |
3,2 |
Ёмкость топливного бака, л |
151 |
Запас хода по шоссе, км |
840 |
Литература:
- Кочнев Е. Армейские автомобили НАТО. М.: Яуза, ЭКСМО, 2012
- Doyle D. M561 Gama Goat. Carrolton: Squadron/Signal Publ., 2013
- armorama.kitmaker.net
- olive-drab.com
- militaryfactory.com
- vought.org
Комментарии к данной статье отключены.