Незадолго до начала Первой мировой войны промышленности удалось создать для летательных аппаратов относительно мощные и компактные двигатели внутреннего сгорания, что существенно ускорило развитие воздухоплавания и авиации, повлекло рост лётных характеристик. Конструкторам теперь было что предложить военным. Новые дирижабли стали крупнее, а значит возросла их грузоподъёмность — теперь можно было перевозить больше пассажиров и груза. Военные дирижабли могли обзавестись наступательным оружием — брать в полёт бомбы, при этом противодействия воздушным бомбардировкам ещё не придумали.

Первыми опробовали военную новинку итальянцы в развязанной ими войне с Турцией. В начале войны использовались небольшие бомбы, специально изготовленные по заказу армии, а также ручные гранаты, но к концу войны начали поступать сферические бомбы калибром 10 кг, что позволяло сбрасывать их руками.

Итальянские газеты живописали действия своих дирижаблей, преувеличивая эффект воздушных бомбардировок, что привело к некоторому «дирижабельному ажиотажу». Вскоре стало ясно, что необходимо разработать заново или усовершенствовать специальные бомбы больших калибров, бомбодержатели и бомбосбрасыватели. Требовалось также автоматизировать процесс стабилизации дирижабля по высоте после сброса бомбовой нагрузки.

Однако уже первые дневные налёты Первой мировой показали уязвимость тихоходных гигантов от наземного огня и атак истребителей. К примеру, только вступив в войну, итальянцы сразу потеряли свой дирижабль М2, который был подожжён в результате атаки австрийского гидросамолёта, причём сделано это было с помощью ракетницы!

Бомбардировочные налёты стали осуществляться только в ночное время. Днём проводились разведка и морское патрулирование прибрежной акватории, поиск подводных лодок. Так как основными целями германских налётов были города, большую часть их вооружения составляли зажигательные бомбы. Кроме немцев, ночные бомбардировки проводили итальянские воздухоплаватели. С появлением ночных истребителей пришлось искать в гондолах и на баллоне места для установки оборонительных пулемётов. Британцы же строили небольшие патрульные аппараты, нёсшие наступательное вооружение против немецких подводных лодок. Только к 1918 году у них появились копии германских дирижаблей.

К концу войны британцы и немцы попытались вооружить дирижабль подвесными самолётами, которые могли бы выполнять функции разведчика и истребителя сопровождения, но успели отработать только отцепку самолётов в воздухе. После войны дирижабли на военной службе остались только в американском ВМФ: относительно небольшие «блимпы» долетали до начала 60-х годов, выполняя функции патрульных противолодочных и дальнего радиолокационного обнаружения.

Предлагаем вашему вниманию фотообзор, посвящённый этой теме.

​От сбитого под Парижем германского дирижабля осталось много интересного, в том числе авиабомбы: сферические бомбы АРК и зажигательные «карбонитки» - Агрессивные пузыри | Warspot.ru
От сбитого под Парижем германского дирижабля осталось много интересного, в том числе авиабомбы: сферические бомбы АРК и зажигательные «карбонитки»
​Справа зажигательная «карбонитка» С.В.В.10, слева «дирижабельная» 10-кг зажигательная бомба Гольдшмидта. На её жестяной корпус наворачивался просмолённый канат и стальной тросик. При горении внутри бомбы создавалось большое давление, разрывавшее и корпус, и «обмотку» - Агрессивные пузыри | Warspot.ru
Справа зажигательная «карбонитка» С.В.В.10, слева «дирижабельная» 10-кг зажигательная бомба Гольдшмидта. На её жестяной корпус наворачивался просмолённый канат и стальной тросик. При горении внутри бомбы создавалось большое давление, разрывавшее и корпус, и «обмотку»
​«Карбонитовые» бомбы германские дирижабли применяли до конца войны. «Карбонитки» было удобно вешать на держатели внутри корпуса вдоль килевой балки. Они производились в калибрах от 4,5 кг до 300 кг, с фугасной и зажигательной начинкой. На фото бомбы, извлечённые англичанами из сбитого цеппелина - Агрессивные пузыри | Warspot.ru
«Карбонитовые» бомбы германские дирижабли применяли до конца войны. «Карбонитки» было удобно вешать на держатели внутри корпуса вдоль килевой балки. Они производились в калибрах от 4,5 кг до 300 кг, с фугасной и зажигательной начинкой. На фото бомбы, извлечённые англичанами из сбитого цеппелина
​У небольших британских дирижаблей SS-класса (Submarine Scout) и гондолы были небольшие. Бомбы вешались на бортах гондол или под ними - Агрессивные пузыри | Warspot.ru
У небольших британских дирижаблей SS-класса (Submarine Scout) и гондолы были небольшие. Бомбы вешались на бортах гондол или под ними
​На британских дирижаблях типа SS гондолой был фюзеляж с двигателем и шасси от самолёта-разведчика RAF B.E.2. Бомбодержатель устанавливался на распорках шасси. На борту кабины видны две рукоятки: верхняя для сброса балласта, нижняя — для сброса бомб - Агрессивные пузыри | Warspot.ru
На британских дирижаблях типа SS гондолой был фюзеляж с двигателем и шасси от самолёта-разведчика RAF B.E.2. Бомбодержатель устанавливался на распорках шасси. На борту кабины видны две рукоятки: верхняя для сброса балласта, нижняя — для сброса бомб
​Итальянские дирижабли М-класса (media  «средний») строились с корпусами различного объёма и гондолами разной конструкции. На этом морском дирижабле бомбы висят на поясных держателях. Пояса сделаны из двойной мешковины и зафиксированы канатами - Агрессивные пузыри | Warspot.ru
Итальянские дирижабли М-класса (media «средний») строились с корпусами различного объёма и гондолами разной конструкции. На этом морском дирижабле бомбы висят на поясных держателях. Пояса сделаны из двойной мешковины и зафиксированы канатами
​Ещё один дирижабль М-класса более поздней конструкции несёт тяжёлые бомбы в кассетных держателях - Агрессивные пузыри | Warspot.ru
Ещё один дирижабль М-класса более поздней конструкции несёт тяжёлые бомбы в кассетных держателях
​Немцы попытались превратить дирижабли в торпедоносцы. Чтобы сбрасывать торпеды с большого расстояния, вне зоны зенитного огня, торпеду размещали в небольшом планёре, который подвешивался под корпусом дирижабля. Планёр в полёте управлялся по проводам из гондолы - Агрессивные пузыри | Warspot.ru
Немцы попытались превратить дирижабли в торпедоносцы. Чтобы сбрасывать торпеды с большого расстояния, вне зоны зенитного огня, торпеду размещали в небольшом планёре, который подвешивался под корпусом дирижабля. Планёр в полёте управлялся по проводам из гондолы
​Американские патрульные «блимпы» вооружались глубинными бомбами - Агрессивные пузыри | Warspot.ru
Американские патрульные «блимпы» вооружались глубинными бомбами
​На германских дирижаблях пулемёты устанавливались на бортах основной гондолы и на площадках в передней и задней частях корпуса. Вначале это были обычные пехотные MG 08 — как на этом фото. Разрушенная гондола сбитого дирижабля L-49 попала на почтовую карточку - Агрессивные пузыри | Warspot.ru
На германских дирижаблях пулемёты устанавливались на бортах основной гондолы и на площадках в передней и задней частях корпуса. Вначале это были обычные пехотные MG 08 — как на этом фото. Разрушенная гондола сбитого дирижабля L-49 попала на почтовую карточку
​На верхней передней пулемётной площадке немецкого цеппелина установлено три пулемёта на треногах - Агрессивные пузыри | Warspot.ru
На верхней передней пулемётной площадке немецкого цеппелина установлено три пулемёта на треногах
​У итальянцев перед войной возникла идея использовать дирижабли для штурмовки. На одном из аппаратов была смонтирована горная 65-мм пушка, стреляющая вниз и вбок, но эксперимент продолжения не получил - Агрессивные пузыри | Warspot.ru
У итальянцев перед войной возникла идея использовать дирижабли для штурмовки. На одном из аппаратов была смонтирована горная 65-мм пушка, стреляющая вниз и вбок, но эксперимент продолжения не получил
​Британские патрульные дирижабли типа SS и NS вооружались шкворневыми пулемётами «Льюис». Из пулемёта обстреливались обнаруженные подводные лодки, отбивались от атак вражеских гидропланов. Гондола этого двухмоторного SS оснащена четырьмя шкворнями - Агрессивные пузыри | Warspot.ru
Британские патрульные дирижабли типа SS и NS вооружались шкворневыми пулемётами «Льюис». Из пулемёта обстреливались обнаруженные подводные лодки, отбивались от атак вражеских гидропланов. Гондола этого двухмоторного SS оснащена четырьмя шкворнями
​Пулемёты в гондолах не защищали от атак сверху, разместить же пулемёты «на спине» у дирижаблей мягкого типа было проблематично. На «цеппелинах» стрелки добирались на верхние площадки по внутренним переходам, британцы придумали наружные тканевые «коридоры» с верёвочными лестницами - Агрессивные пузыри | Warspot.ru
Пулемёты в гондолах не защищали от атак сверху, разместить же пулемёты «на спине» у дирижаблей мягкого типа было проблематично. На «цеппелинах» стрелки добирались на верхние площадки по внутренним переходам, британцы придумали наружные тканевые «коридоры» с верёвочными лестницами
​К концу войны британцы построили несколько больших дирижаблей на основе немецкого SL. На них появились верхние пулемётные площадки, как на этом НМА 23 - Агрессивные пузыри | Warspot.ru
К концу войны британцы построили несколько больших дирижаблей на основе немецкого SL. На них появились верхние пулемётные площадки, как на этом НМА 23
​Американские патрульные «блимпы» вооружались одним подвижным пулемётом в носу гондолы - Агрессивные пузыри | Warspot.ru
Американские патрульные «блимпы» вооружались одним подвижным пулемётом в носу гондолы
​Под брюхом британского дирижабля подвешен истребитель Сопвич «Кэмел» - Агрессивные пузыри | Warspot.ru
Под брюхом британского дирижабля подвешен истребитель Сопвич «Кэмел»