Создание в начале XX века военной авиации неизбежно потребовало организации лётных школ. В конце 1912 года в Великобритании и Франции авиастроительные компании получили требования военных к вооружённому самолёту, и стало очевидно, что нужно обучать авиаторов обращаться с оружием. Это вынуждало создавать отдельные авиационные стрелковые школы.
В начале войны все рассчитывали на скорую победу и оснащали новые заведения по остаточному принципу: 1-2 самолёта, десяток винтовок, 1-2 пулемёта. Уже через год подготовку пришлось расширять: потребность в авиационной поддержке была огромной, потери экипажей росли. К примеру, школа воздушных стрелков в Казу (Франция) во второй половине 1915 года подготовила 40 бортстрелков, семь оружейных специалистов и одного лётчика-наблюдателя. Всего за войну для французской авиации в школе обучили 4173 пулемётчика, 113 артиллеристов (для самолётов, вооружённых пушками), 1955 оружейников, а также 294 пулемётчика для флота, 311 пулемётчиков для аэростатов наблюдения, 28 пулеметчиков для ПВО, 1108 пилотов, 2444 летнабов, 436 офицеров по вооружению, 119 командиров эскадрилий. Кроме того, в школе готовили специалистов для американского экспедиционного корпуса. Для такой масштабной работы потребовались неординарные подходы.
Можно сказать, что в Первую мировую боевая авиация только создавалась, создавалась и инфраструктура, обеспечивающая её работу, в том числе подготовку кадров. Многое приходилось придумывать и изготавливать заново. В системе подготовки авиационных стрелков придерживались принципа последовательности — от простого к сложному. Первым делом стажёров учили стрелять по неподвижным и подвижным мишеням из винтовки, с места и в движении, затем всё повторялось с пулемётом. Были созданы наземные тренажёры, моделировавшие воздушную обстановку. Для замены боевого оружия в учебных боях производились кинопулемёты.
Затем, уже в межвоенный период, к созданию наземных тренажёров привлекли кинематограф. Появились летающие мишени: простые в виде буксируемых рукавов и сложнейшие радиоуправляемые беспилотные самолёты.
Во Вторую мировую войну практически повторилась ситуация Первой мировой, но в более грандиозных масштабах и на более высоком техническом уровне. Например, одних четырёхмоторных бомбардировщиков было произведено больше, чем самолётов всех типов в Первую мировую, а три четверти их экипажей составляли бортстрелки и стрелки-радисты. Во вновь созданных учебных центрах воспользовались наработками предыдущих лет, из новинок можно отметить создание саморазрушающихся пуль, позволивших стрелять не по конусу, а по настоящему самолёту. После Второй мировой научно-техническая революция в военном деле коснулась и сферы профессиональной подготовки авиационных специалистов, но ниже мы рассмотрим только период до окончания войны.
Создание в начале XX века военной авиации неизбежно потребовало организации лётных школ. В конце 1912 года в Великобритании и Франции авиастроительные компании получили требования военных к вооружённому самолёту, и стало очевидно, что нужно обучать авиаторов обращаться с оружием. Это вынуждало создавать отдельные авиационные стрелковые школы.
В начале войны все рассчитывали на скорую победу и оснащали новые заведения по остаточному принципу: 1-2 самолёта, десяток винтовок, 1-2 пулемёта. Уже через год подготовку пришлось расширять: потребность в авиационной поддержке была огромной, потери экипажей росли. К примеру, школа воздушных стрелков в Казу (Франция) во второй половине 1915 года подготовила 40 бортстрелков, семь оружейных специалистов и одного лётчика-наблюдателя. Всего за войну для французской авиации в школе обучили 4173 пулемётчика, 113 артиллеристов (для самолётов, вооружённых пушками), 1955 оружейников, а также 294 пулемётчика для флота, 311 пулемётчиков для аэростатов наблюдения, 28 пулеметчиков для ПВО, 1108 пилотов, 2444 летнабов, 436 офицеров по вооружению, 119 командиров эскадрилий. Кроме того, в школе готовили специалистов для американского экспедиционного корпуса. Для такой масштабной работы потребовались неординарные подходы.
Можно сказать, что в Первую мировую боевая авиация только создавалась, создавалась и инфраструктура, обеспечивающая её работу, в том числе подготовку кадров. Многое приходилось придумывать и изготавливать заново. В системе подготовки авиационных стрелков придерживались принципа последовательности — от простого к сложному. Первым делом стажёров учили стрелять по неподвижным и подвижным мишеням из винтовки, с места и в движении, затем всё повторялось с пулемётом. Были созданы наземные тренажёры, моделировавшие воздушную обстановку. Для замены боевого оружия в учебных боях производились кинопулемёты.
Затем, уже в межвоенный период, к созданию наземных тренажёров привлекли кинематограф. Появились летающие мишени: простые в виде буксируемых рукавов и сложнейшие радиоуправляемые беспилотные самолёты.
Во Вторую мировую войну практически повторилась ситуация Первой мировой, но в более грандиозных масштабах и на более высоком техническом уровне. Например, одних четырёхмоторных бомбардировщиков было произведено больше, чем самолётов всех типов в Первую мировую, а три четверти их экипажей составляли бортстрелки и стрелки-радисты. Во вновь созданных учебных центрах воспользовались наработками предыдущих лет, из новинок можно отметить создание саморазрушающихся пуль, позволивших стрелять не по конусу, а по настоящему самолёту. После Второй мировой научно-техническая революция в военном деле коснулась и сферы профессиональной подготовки авиационных специалистов, но ниже мы рассмотрим только период до окончания войны.
Комментарии к данной статье отключены.