21
Пусть меня научат! на Warspot.ru
Пусть меня научат!

Создание в начале XX века военной авиации неизбежно потребовало организации лётных школ. В конце 1912 года в Великобритании и Франции авиастроительные компании получили требования военных к вооружённому самолёту, и стало очевидно, что нужно обучать авиаторов обращаться с оружием. Это вынуждало создавать отдельные авиационные стрелковые школы.

В начале войны все рассчитывали на скорую победу и оснащали новые заведения по остаточному принципу: 1-2 самолёта, десяток винтовок, 1-2 пулемёта. Уже через год подготовку пришлось расширять: потребность в авиационной поддержке была огромной, потери экипажей росли. К примеру, школа воздушных стрелков в Казу (Франция) во второй половине 1915 года подготовила 40 бортстрелков, семь оружейных специалистов и одного лётчика-наблюдателя. Всего за войну для французской авиации в школе обучили 4173 пулемётчика, 113 артиллеристов (для самолётов, вооружённых пушками), 1955 оружейников, а также 294 пулемётчика для флота, 311 пулемётчиков для аэростатов наблюдения, 28 пулеметчиков для ПВО, 1108 пилотов, 2444 летнабов, 436 офицеров по вооружению, 119 командиров эскадрилий. Кроме того, в школе готовили специалистов для американского экспедиционного корпуса. Для такой масштабной работы потребовались неординарные подходы.

Можно сказать, что в Первую мировую боевая авиация только создавалась, создавалась и инфраструктура, обеспечивающая её работу, в том числе подготовку кадров. Многое приходилось придумывать и изготавливать заново. В системе подготовки авиационных стрелков придерживались принципа последовательности — от простого к сложному. Первым делом стажёров учили стрелять по неподвижным и подвижным мишеням из винтовки, с места и в движении, затем всё повторялось с пулемётом. Были созданы наземные тренажёры, моделировавшие воздушную обстановку. Для замены боевого оружия в учебных боях производились кинопулемёты.

Затем, уже в межвоенный период, к созданию наземных тренажёров привлекли кинематограф. Появились летающие мишени: простые в виде буксируемых рукавов и сложнейшие радиоуправляемые беспилотные самолёты.

Во Вторую мировую войну практически повторилась ситуация Первой мировой, но в более грандиозных масштабах и на более высоком техническом уровне. Например, одних четырёхмоторных бомбардировщиков было произведено больше, чем самолётов всех типов в Первую мировую, а три четверти их экипажей составляли бортстрелки и стрелки-радисты. Во вновь созданных учебных центрах воспользовались наработками предыдущих лет, из новинок можно отметить создание саморазрушающихся пуль, позволивших стрелять не по конусу, а по настоящему самолёту. После Второй мировой научно-техническая революция в военном деле коснулась и сферы профессиональной подготовки авиационных специалистов, но ниже мы рассмотрим только период до окончания войны.

​Этот британский тренажёр периода Первой мировой позволял отрабатывать навыки управления самолётом и стрелять из подвижного пулемёта, что требовалось пилотам истребителей DH.2 - Пусть меня научат! | Warspot.ru
Этот британский тренажёр периода Первой мировой позволял отрабатывать навыки управления самолётом и стрелять из подвижного пулемёта, что требовалось пилотам истребителей DH.2
​Этот британский тренажёр имитировал воздушную обстановку - Пусть меня научат! | Warspot.ru
Этот британский тренажёр имитировал воздушную обстановку
​Американский подвижный тренажёр времён Второй мировой для отработки нужного упреждения при ведении огня на виражах - Пусть меня научат! | Warspot.ru
Американский подвижный тренажёр времён Второй мировой для отработки нужного упреждения при ведении огня на виражах
​Применялась в подготовке и стрельба по тарелкам - Пусть меня научат! | Warspot.ru
Применялась в подготовке и стрельба по тарелкам
​Чтобы усложнить задачу, стрелковую точку тоже делали подвижной: установили турели на грузовик, а вместо пулемёта использовали спортивное ружьё - Пусть меня научат! | Warspot.ru
Чтобы усложнить задачу, стрелковую точку тоже делали подвижной: установили турели на грузовик, а вместо пулемёта использовали спортивное ружьё
​Передвижные тренажёры, имитировавшие стрельбу из башенных установок. Оснащались генераторами тока и гидронасосами для управления установкой - Пусть меня научат! | Warspot.ru
Передвижные тренажёры, имитировавшие стрельбу из башенных установок. Оснащались генераторами тока и гидронасосами для управления установкой
​В США в 30-е годы компания «Макглэхан» производила гражданское пневматическое оружие, в том числе пулемёты, стрелявшие стальными шариками. Воздух к пулемёту подавался компрессором. Когда началась война, такой пулемёт оказался востребованным для обучения пулемётчиков вносить упреждение при стрельбе по подвижной цели - Пусть меня научат! | Warspot.ru
В США в 30-е годы компания «Макглэхан» производила гражданское пневматическое оружие, в том числе пулемёты, стрелявшие стальными шариками. Воздух к пулемёту подавался компрессором. Когда началась война, такой пулемёт оказался востребованным для обучения пулемётчиков вносить упреждение при стрельбе по подвижной цели
​Британский фотопулемёт конструкции Хайта Mk.III для обучения стрельбе из «Льюиса». Камера вмещала 16 кадров. Курсант выстреливал по одному кадру, одновременно обучаясь перезаряжать пулемёт и менять диски - Пусть меня научат! | Warspot.ru
Британский фотопулемёт конструкции Хайта Mk.III для обучения стрельбе из «Льюиса». Камера вмещала 16 кадров. Курсант выстреливал по одному кадру, одновременно обучаясь перезаряжать пулемёт и менять диски
​Британский фотокинопулёмет на основе штатного пулемёта «Виккерс K» - Пусть меня научат! | Warspot.ru
Британский фотокинопулёмет на основе штатного пулемёта «Виккерс K»
​В 30-х годах в Британии морской офицер Г. Стивенс создал стрелковый тренажёр, использовав кинопроекционный аппарат. Он заряжался замкнутой плёнкой, на которой был снят самолёт, имитировавший воздушную атаку. Для обучения стрелков изображение проецировалось на большой изогнутый экран. Подвижная пулемётная установка оснащалась источником света, дававшим на экране жёлтые вспышки. Курсант был в жёлтых очках и не видел световых пятен, а инструктор мог оценивать правильность расчёта упреждения. Имелся вариант с подвижным кинопроектором, которым управлял инструктор - Пусть меня научат! | Warspot.ru
В 30-х годах в Британии морской офицер Г. Стивенс создал стрелковый тренажёр, использовав кинопроекционный аппарат. Он заряжался замкнутой плёнкой, на которой был снят самолёт, имитировавший воздушную атаку. Для обучения стрелков изображение проецировалось на большой изогнутый экран. Подвижная пулемётная установка оснащалась источником света, дававшим на экране жёлтые вспышки. Курсант был в жёлтых очках и не видел световых пятен, а инструктор мог оценивать правильность расчёта упреждения. Имелся вариант с подвижным кинопроектором, которым управлял инструктор
​В американских школах бортстрелков и зенитчиков во Вторую мировую использовали кинотренажёры системы Г. Хэнди, которые была аналогичны британским тренажёрам Стивенса. Тренажёр давал хорошие навыки оценки дальности до цели - Пусть меня научат! | Warspot.ru
В американских школах бортстрелков и зенитчиков во Вторую мировую использовали кинотренажёры системы Г. Хэнди, которые была аналогичны британским тренажёрам Стивенса. Тренажёр давал хорошие навыки оценки дальности до цели
​Тренажёр Уоллера был огромной сложной конструкцией, в которой на полусферический экран воздушную обстановку проецировали пять кинопроекторов. Одновременно тренажёром могли пользоваться четыре курсанта, а на конструкцию можно было установить четыре типа турелей или башен. Не было забыто звуковое сопровождение и даже имитация отдачи пулемётов - Пусть меня научат! | Warspot.ru
Тренажёр Уоллера был огромной сложной конструкцией, в которой на полусферический экран воздушную обстановку проецировали пять кинопроекторов. Одновременно тренажёром могли пользоваться четыре курсанта, а на конструкцию можно было установить четыре типа турелей или башен. Не было забыто звуковое сопровождение и даже имитация отдачи пулемётов
​Моделист, предприниматель, флотский офицер по фамилии Гарбер создал подвижную летающую мишень на основе воздушного змея для тренировки пулемётчиков. Змей имел руль поворота и управлялся двумя тросиками с помощью колонки, вешавшейся на грудь оператора - Пусть меня научат! | Warspot.ru
Моделист, предприниматель, флотский офицер по фамилии Гарбер создал подвижную летающую мишень на основе воздушного змея для тренировки пулемётчиков. Змей имел руль поворота и управлялся двумя тросиками с помощью колонки, вешавшейся на грудь оператора
​На заключительном этапе обучения пилоты и стрелки использовали для обстрела мишеней оружие с настоящими патронами. До реактивной эры дослужила мишень в форме прямоугольного матерчатого полотнища, которую тянул за собой самолёт-буксировщик. В передней части полотнища вшивалась труба, к которой крепился буксирный трос, к нижней стороне пришивался груз, удерживавший полотнище вертикально. Полотнище обстреливалось несколькими пулемётчиками; чтобы знать результаты, каждому выдавались патроны с пулями, окрашенными в определённый цвет - Пусть меня научат! | Warspot.ru
На заключительном этапе обучения пилоты и стрелки использовали для обстрела мишеней оружие с настоящими патронами. До реактивной эры дослужила мишень в форме прямоугольного матерчатого полотнища, которую тянул за собой самолёт-буксировщик. В передней части полотнища вшивалась труба, к которой крепился буксирный трос, к нижней стороне пришивался груз, удерживавший полотнище вертикально. Полотнище обстреливалось несколькими пулемётчиками; чтобы знать результаты, каждому выдавались патроны с пулями, окрашенными в определённый цвет
​В 20-годы для тренировок береговой артиллерии британцами был создан планер-мишень GL-1. На высоту его поднимали, закрепив на верхнем крыле самолёта. Более сложный вариант G-3 имел простейшее программное устройство и мог совершать эволюции в виде виражей и восьмёрок. Кроме зенитчиков, его использовали и для подготовки пилоты истребителей - Пусть меня научат! | Warspot.ru
В 20-годы для тренировок береговой артиллерии британцами был создан планер-мишень GL-1. На высоту его поднимали, закрепив на верхнем крыле самолёта. Более сложный вариант G-3 имел простейшее программное устройство и мог совершать эволюции в виде виражей и восьмёрок. Кроме зенитчиков, его использовали и для подготовки пилоты истребителей
​Реджинальд Денни побывал военным лётчиком, актёром и производителем авиамоделей. В середине 30-х годов он начал выпускать радиоуправляемые модели самолётов. На их основе в 1939 году армия США заказала 53 мишени OQ-1, а за войну компания «Денни Индастриз» произвела почти 15 000 мишеней типа TDD (Target Drone Denny). Мишень запускалась с катапульты с помощью разгонного порохового двигателя. Флот использовал корабельные катапульты - Пусть меня научат! | Warspot.ru
Реджинальд Денни побывал военным лётчиком, актёром и производителем авиамоделей. В середине 30-х годов он начал выпускать радиоуправляемые модели самолётов. На их основе в 1939 году армия США заказала 53 мишени OQ-1, а за войну компания «Денни Индастриз» произвела почти 15 000 мишеней типа TDD (Target Drone Denny). Мишень запускалась с катапульты с помощью разгонного порохового двигателя. Флот использовал корабельные катапульты
​Для обучения зенитчиков британцы решили использовать радиоуправляемые самолеты-мишени, переделав в них обычные самолеты. В середине 30-х основой для мишеней стали учебные бипланы «Де Хэвилленд» DH.82 «Куин Би» — «Пчеломатка». Система управления была смонтирована в задней кабине, а в переднюю мог сесть лётчик, когда требовалось перегнать мишень к месту работы. Мишень запускали с катапульты в сторону моря, где её ожидали корабли - Пусть меня научат! | Warspot.ru
Для обучения зенитчиков британцы решили использовать радиоуправляемые самолеты-мишени, переделав в них обычные самолеты. В середине 30-х основой для мишеней стали учебные бипланы «Де Хэвилленд» DH.82 «Куин Би» — «Пчеломатка». Система управления была смонтирована в задней кабине, а в переднюю мог сесть лётчик, когда требовалось перегнать мишень к месту работы. Мишень запускали с катапульты в сторону моря, где её ожидали корабли
​По примеру англичан радиоуправляемыми самолётами-мишенями занимались и в американском флоте, взяв за базу серийный учебный самолёт «Стирман» JH-1. Одновременно в мишень переоборудовали «Кертиссы» N2C-2 (на фото), которые управлялись с самолета, летящего поодаль. Продолжая британскую традицию называть самолёты-мишени «пчелиными» именами, в США их обозвали «трутнями» (drone). Так родилось ныне всем известное слово «дрон» - Пусть меня научат! | Warspot.ru
По примеру англичан радиоуправляемыми самолётами-мишенями занимались и в американском флоте, взяв за базу серийный учебный самолёт «Стирман» JH-1. Одновременно в мишень переоборудовали «Кертиссы» N2C-2 (на фото), которые управлялись с самолета, летящего поодаль. Продолжая британскую традицию называть самолёты-мишени «пчелиными» именами, в США их обозвали «трутнями» (drone). Так родилось ныне всем известное слово «дрон»
​Во Вторую мировую в США было создано большое количество радиоуправляемых мишеней. За базу брались серийные самолеты или специально сконструированные, как эти «Флитвингс» PQ-12. Они могли оборудоваться пилотской кабиной для тренировок, отладки системы управления и перегона мишени - Пусть меня научат! | Warspot.ru
Во Вторую мировую в США было создано большое количество радиоуправляемых мишеней. За базу брались серийные самолеты или специально сконструированные, как эти «Флитвингс» PQ-12. Они могли оборудоваться пилотской кабиной для тренировок, отладки системы управления и перегона мишени
​В 1942 году инструктор одной из школ армейской авиации США Кэмерон Фэйрчайлд предложил создать разрушающуюся бакелитовую пулю и стрелять ей по бронированным самолётам. В качестве мишени выбрали истребитель Р-63. С серийных самолетов демонтировали ненужное оборудование, покрыли их дюралевой броней. На обшивке разместили 109 датчиков, фиксировавших попадания, в кабине поставили счётчик попаданий, а на коке винта — яркую красную лампу, сигнализировавшую о попадании. Всего было построено около 300 RP-63 - Пусть меня научат! | Warspot.ru
В 1942 году инструктор одной из школ армейской авиации США Кэмерон Фэйрчайлд предложил создать разрушающуюся бакелитовую пулю и стрелять ей по бронированным самолётам. В качестве мишени выбрали истребитель Р-63. С серийных самолетов демонтировали ненужное оборудование, покрыли их дюралевой броней. На обшивке разместили 109 датчиков, фиксировавших попадания, в кабине поставили счётчик попаданий, а на коке винта — яркую красную лампу, сигнализировавшую о попадании. Всего было построено около 300 RP-63
Загрузить еще
Неизвестный
Спасибо большое! Очень интересная тема!
| Ответить
Круто, узнал происхождение термина "дрон", вроде на слуху, а не доводилось узнать. Спасибо!
| Ответить
Круто, такие архивные снимки было увидеть! Автору спасибо!
| Ответить
Спасибо, очень интересная тема, и отличный подбор фото. Надеюсь, будет продолжение.
| Ответить
Чертовски интересно! Жду про подготовку наших вздушных стрелков.
| Ответить
каждому выдавались патроны с пулями, окрашенными в определённый цвет
Неужели пули окрашивали полотно? )))
| Ответить
Видимо, что-то вроде пейнтбольных шариков. А вообще, интересный вопрос. Что-то мне подсказывает, что на счёт шариков я прав. Тем более дыр на полотне (на фото) не видно. Да и в самолёт могли попасть к которому привязана эта тряпка
| Ответить
Надо видеть оригинальный текст, с которого делали перевод.

То, чем занимаются на фото военные, мне больше напоминает маркирование мишеней после стрельбы — может быть и здесь попадание каждого нового стрелка обводили краской другого цвета и запускали мишень опять.
| Ответить
Это обычная практика. Буксировщик мишени никто после каждого стрелка не сажал.
| Ответить
Везде, и в советских источниках, указывается, что пули окрашивались. По воспоминаниям некоторых американских летчиков краска плохо отпечатывалась и приходилось свежие дырки подкрашивать
| Ответить
Моделист, предприниматель, флотский офицер по фамилии Гарбер создал подвижную летающую мишень для тренировки пулемётчиков на основе воздушного змея.
Лучше так: «Моделист, предприниматель, флотский офицер по фамилии Гарбер создал подвижную летающую мишень на основе воздушного змея для тренировки пулемётчиков».
| Ответить