Поисковый отряд общественной организации «Кубанский плацдарм» в ходе поисковых экспедиций по местам боев на Кубани нашел точное место падения и обнаружил обломки немецкого пикирующего бомбардировщика Ю-87, подбитого советской зенитной артиллерией 2 июня 1943 года. Об этом 17 ноября в интервью информационному агентству «Новости» сообщил руководитель «Кубанского плацдарма» Евгений Порфирьев. Место падения самолета находится в трех километрах от города Крымск (во время войны – станица Крымская). Поиски места падения проводились с учетом свидетельств местных жителей и имеющихся исторических документов. Раскопки пришлось вести до почти пятиметровой глубины, при этом удалось найти детали самолета с номерной маркировкой и останки пилота. Сверка архивных документов позволила установить личность погибшего немецкого летчика – им оказался Хорст Шиллер.
Майор Хорст Шиллер (Horst Schiller), командир группы пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс» Ю-87, входившей в состав 4-го воздушного флота Люфтваффе, является известной и в, некотором роде, легендарной персоной. Шиллер был одним из трех немецких летчиков, выполнивших 1 сентября 1939 года самую первую бомбардировку Второй мировой войны. Его самолет вылетел на задание за 20 минут до объявления Германией войны и уничтожил заданные объекты на территории Польши, в районе так называемого Гданьского коридора. Позже Шиллер со своей эскадрильей успел повоевать в Румынии, Югославии, Греции, бомбил Великобританию, а также воевал на Восточном фронте. Всего Хорст Шиллер совершил более 450-ти боевых вылетов – на его боевом счету 2 потопленных морских транспорта, 1 эскадренный миноносец, 17 танков, 12 артиллерийских и зенитных батарей.
Карьера и жизнь Хорста Шиллера завершились на Кубани 2 июня 1943 года. В том же месяце его эскадрилья была снята с Восточного фронта и переведена в Грецию для восстановления и доукомплектации. А 4 сентября 1943 года с Кубанского плацдарма эвакуировалось в Крым последнее подразделение Вермахта.
Бои за Кубанский плацдарм являются отдельной страницей героической битвы за освобождение Кубани и Кавказа. Для обороны Таманского полуострова немцы создали глубоко эшелонированную линию обороны, назвав ее «Голубой линией» (Gothenkopf, нем. – «Голова гота»). Им удавалось удерживать плацдарм до осени 1943 года, обеспечивая возможность эвакуации своих частей с Кавказа. В воздушных сражениях за господство в воздухе здесь участвовало около 2000 самолетов с обеих сторон, почти 1900 из которых были сбиты. Некоторое представление о том, насколько ожесточенные тут шли бои, дает карта, на которой поисковики отобразили места известных падений сбитых самолетов.
Масштаб и ожесточенность сражений на этом участке фронта, где погибло около 50 тысяч немецких солдат, подвигли Адольфа Гитлера к учреждению особой награды для солдат и офицеров Вермахта – памятного знака «Кубанский щит» (Ärmelschild Kuban).
«Кубанский плацдарм» – общественная организация, объединившая жителей Краснодарского края, неравнодушных к истории страны. Организация зарегистрирована в мае 2014 года и включает в себя энтузиастов, имеющих богатый опыт поисковой деятельности и сделавших большое количество находок. За выполненную работу по поиску и сохранению исторического наследия, увековечиванию имен героев многие члены «Плацдарма» награждены правительственными наградами и знаками отличия России и других стран СНГ.
Основной специализацией поисковиков из «Кубанского плацдарма» является поиск сбитых самолетов и выяснение судеб их экипажа. В общей сложности на счету команды более полутора сотен найденных самолетов времен Великой Отечественной войны, а также обнаруженные останки около 5000 погибших солдат и офицеров РККА.
Известно, что поисковики «Плацдарма» уже связались с представителями немецкой организации по уходу за воинскими захоронениями «Фольксбунд», работающими в Краснодарском крае, и сообщили им о своей находке. В ближайшее время состоится передача останков Хорста Шиллера немецкой стороне.
Комментарии к данной статье отключены.