Пресс-служба Западного военного округа ВС России 8 декабря распространила сообщение о том, что тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Петр Великий» вышел в открытое море для участия в очередных учениях. На дальних морских полигонах в международных нейтральных водах на границе Норвежского и Гренландского морей в условиях сложной гидрологической обстановки будут проведены учения по поиску и уничтожению подводных лодок условного противника.
В этом году флагман Северного флота РФ уже принимал участие в маневрах – в конце ноября, после планового ремонта, экипаж крейсера произвел учебные артиллерийские и ракетные стрельбы по воздушным и наземным целям в Баренцевом море, а также прошел курс занятий по борьбе за живучесть корабля .
На сей раз учения по боевой подготовке пройдут в усложненном варианте, когда крейсеру будет одновременно противостоять несколько подводных лодок различных классов. По завершении противолодочных мероприятий «Пётр Великий» выполнит учебно-боевые торпедные стрельбы и глубинные бомбометания.
ТАРКР «Петр Великий» является крупнейшим в мире атомным неавианесущим кораблем, а также пока единственным действующим крейсером третьего поколения проекта 1140 «Орлан». Другие два корабля этого проекта уже выработали свой ресурс и находятся в отстое в ожидании списания и утилизации, а крейсер «Адмирал «Нахимов» готовится к капитальному ремонту и модернизации.
«Петр Великий» был построен на Балтийском судостроительном заводе, в 1989 году вошел в состав Военно-морского флота под названием «Юрий Андропов», а в 1992 году был переименован в «Петр Великий» специальным указом Президента РФ. По классификации НАТО крейсер относится к отдельной категории линейных крейсеров – Kirovclass battlecruiser. Длина корабля составляет более 250 метров, ширина – почти 30 метров, осадка – более 10 метров при максимальном водоизмещении почти в 26 тысяч тонн. Для сравнения, примерно такой же вес имел бы пятикилометровый железнодорожный состав из трехсот вагонов, груженных углем. Два ядерных реактора имеют мощность в 140 тысяч л.с. и с помощью гребных пятилопастных винтов разгоняют крейсер до 32 узлов (59,3 км/ч). Экипаж «Петра Великого» насчитывает 610 человек. Энергетическая автономность корабля практически неограничена – он не нуждается в пополнении топлива и может находиться в плавании в течение нескольких лет.
«Петр Великий» предназначен для охраны крупных соединений боевых кораблей в дальних походах и укомплектован мощным современным оружием для поражения любых подводных, надводных, воздушных и береговых целей. Корабль оснащен артиллерийскими и зенитно-артиллерийскими системами, ракетным вооружением (основу которого составляют П-700 «Гранит» и ЗРК С-300Ф «Форт»), минно-торпедными и противолодочными средствами, а также несет на борту авиационную группу из трех вертолетов Ка-7. Все это делает крейсер мощнейшим боевым надводным кораблем мира. Этот факт признается некоторыми экспертами как неоспоримое достоинство, однако недостатком крейсера считается его высокая стоимость и сравнительная уязвимость в сравнении с подводными атомными ракетоносцами. В частности, военный эксперт Константин Макиенко придерживается мнения, что в случае войны крейсер может оказаться прочно запертым в регионе Северного моря, так как пройти мимо так называемого «Фарерского рубежа» на севере Атлантического океана ему не позволит авиация потенциального противника, расположенная на десятках баз в этом районе. В то же время, при прямом столкновении с авианосными группировками крейсеру, даже имея столь мощное вооружение, вряд ли удастся отбить атаки и уцелеть после одновременного налета сотен самолетов, вооруженных ракетами и другим высокоточным оружием.
Высказываются критические мнения и в отношении противолодочных функций крейсера, который, имея большие габариты и высокий уровень шума двигателей, представляет собой отличную мишень для торпед и ракет подводных лодок. В то же время, собственные шумы мощной энергетической установки не позволят ему быть достаточно «чутким», чтобы вовремя уловить приборами гидролокации звук современных малошумных субмарин. Уязвим крейсер и для ракетного удара противника, так как построен в годы, когда технологии «стелс» еще не существовало. Главной проблемой является то, что крейсер перенасыщен надстройками, внешними мачтами, излучающими приемо-передающими приборами и антеннами, а потому является весьма заметным объектом, облегчая наведение и прицеливание ракет и сверхточного оружия противника. С появлением же гиперзвукового оружия шансов своевременно отреагировать на ракетный удар у корабля мало.
Ракетный крейсер «Петр Великий» участвовал во многих дальних походах, военно-морских учениях и парадах, а в 2000 году первым обнаружил затонувшую подводную лодку «Курск» и охранял район ее крушения в течение всего времени проведения спасательных работ. В 2009 году, во время патрулирования морских торговых маршрутов в Индийском океане, корабль задержал три малогабаритных пиратских судна. За заслуги перед Родиной в 2012 году «Петр Великий» был награжден орденом Нахимова. Несмотря на то, что срок заводской гарантии на корабль уже истек, Балтийский завод обеспечивает его сервисное сопровождение и надлежащее техническое состояние, благодаря чему, по оценкам специалистов, крейсер сможет находиться в строю в течение еще десяти-пятнадцати лет, неся службу по охране морских границ страны. Северное направление считается стратегически уязвимым – возможно, именно поэтому местом службы для ТАРКР «Петр Великий» был определен Северный флот. Здесь крейсер будет незаменимым как мощная боевая единица до тех пор, пока в заполярных районах не возникнет достаточное количество военных баз, радиолокационных станций и ракетных батарей.
Комментарии к данной статье отключены.