Обновление 9.5 игры World of Tanks традиционно принесло не только улучшение собственно игры, но и дало возможность выкатить из ангара новые машины. О некоторых из них будет рассказано ниже.
Panther Ausf.F Schmalturm + KwK 43 8.8cm L/71 (Германия). Немцев традиционно принято порицать за их подход к обеспечению танковых войск по принципу «вундерваффе» и за создание монстров типа «Мауса», «Ягдтигра» и прочих Е-100. Однако, если вдуматься, в таком подходе был вполне практический смысл. После провала блицкрига против СССР и вступления в войну США германская экономика – одна из сильнейших в мире – встала сразу против трех других тяжеловесов, не намеренных отступать.
В проигрышных условиях оставалось только сделать ставку на принципиальное качественное превосходство, создавая такие «вундерваффе», что будет уже не важно, сколько вражеских «юнитов» окажется против. Подход не сработал по вполне понятным причинам, а ближе к финалу войны выродился в пародию. Однако, здравый смысл в нем изначально присутствовал, учитывая, что немцы действительно регулярно удивляли противников хитрыми и эффектными техническими фокусами. В числе попыток «забороть» противника качественно превосходящей техникой заметное место занимает «Пантера». Куда менее известна ее так и не случившаяся модификация Ausf F. с башней Schmalturm.
Идея возникла по принципу «сделаем хорошее идеальным». «Пантеру» решили улучшать путем модернизации подвески, оптимизации лобового бронирования, но главным образом – с помощью замены башни со стандартной на так называемую Schmalturm – «узкую» (или «тесную»). Такая специфическая конфигурация была выбрана для того, чтобы удешевить производство и увеличить бронирование, сохранив прежний вес. В целом конструкторам удалось добиться результата – вес новой башни остался в границах 8 тонн, также предполагалось сэкономить до трети затрат в человеко-часах при ее производстве. Маска пушки теперь делалась по типу «свиное рыло», а командирская башенка оказывалась напичканной передовым по тем временам оборудованием, включая инфракрасный прибор ночного видения. Кроме того, после долгих мучений и соперничества двух производителей (Круппа и Даймлер-Бенц) было сочтено возможным установить в «тесную» башню уже не 75-мм орудие, а KwK 43 8.8cm L/71 – теперь по боевым возможностям «Пантера» уравнивалась с «Тигром».
Обновленная «Пантера» могла бы стать опасным противником для союзников, но… Первые образцы числом менее десятка (со «старыми» башнями) были выпущены только в 1945 году, когда никакое чудо уже не могло спасти Рейх.
PzKpfw.II Ausf.D с 20-мм автоматом (Германия). В 1934 году, когда промышленность Германии взялась исполнять заказ на «легкий танк с противотанковым вооружением», 20-мм автоматическая скорострелка была вполне достаточным средством борьбы с машинами противопульного бронирования. Боевую массу предполагалось удержать в пределах десятка тонн, за счёт чего и обеспечить высокие скоростные и манёвренные характеристики. Как и положено в танковом деле, выполненный к 1935 году в металле прототип традиционно собрал немало критики военных, после чего началась история долгой модернизации танка PzKpfw.II.
Модели A, B и C к 1940 году выпустили общим числом в 1088 штук. В тот же период в рамках программы «быстрой машины» (Schnellkampfwagen) на свет появилась и модификация, впоследствии известная как PzKpfw.II Ausf D. Ходовую часть из шести опорных катков малого диаметра с поддерживающими роликами заменили четыре больших катка с индивидуальной торсионной подвеской. Изменилась форма корпуса, достаточно заметно возросло бронирование. Танк упёрся в означенный техническим заданием предел массы 10 тонн, но получил 30-мм лобовую деталь. Этого вполне хватало, чтобы защитить его от не слишком мощного противотанкового вооружения, например, ПТР. Усиленная ходовая позволяла танку двигаться на скорости до 55 км/ч даже с таким бронированием.
Однако, к 1940 году польская и французская кампании наглядно показали, что по танкам стреляют из всего, в том числе и из достаточно серьезных пушек, а орудие калибром 20 мм против современных танков уже не годится. Машина стремительно перешла в разряд морально устаревших. Какое-то время дефицит бронетехники еще заставлял немцев считать, что PzKpfw.II Ausf.D – почти настоящий танк, но в конечном итоге большая часть «двоек» всех модификаций либо перешла в машины сопровождения, либо была конвертирована в шасси для противотанковых орудий.
T28 concept (США). Вопрос об открытии второго фронта был поднят союзниками по антигитлеровской коалиции еще в 1941-м году, однако понадобилось еще несколько долгих лет для его практического воплощения. Задуманная десантная операция на европейское побережье по своему масштабу не имела аналогов в истории и была запредельно сложна. Помимо организационных проблем, последовательный взлом немецкой обороны на континенте требовал специальных инструментов, в том числе и особой бронетехники.
Осенью 1943 года, когда планирование операции перешло в стадию практической подготовки, американцы начали работу по проектированию специального агрегата для прорыва оборонительных полос. От проекта не требовалась скорость, его приоритетами были броня и способность расправляться с хорошо защищенными целями. Так на свет появилась идея машины под названием «T28 Concept».
В целях унификации и упрощения производства «двадцать восьмой» планировался к производству на шасси танка М6 (по другим данным – использовал многие элементы указанного шасси) с электромеханической трансмиссией. Достаточно «обтекаемая» форма корпуса и броня толщиной более 20 см (203 мм – сравнимо с «лбом» знаменитого «Фердинанда») защищали машину от большинства противотанковых средств. Вооружение было универсальным – 100-мм орудие Т5, которое позволяло бороться с вражеской бронетехникой, и в то же время было достаточно эффективно против инженерных сооружений.
В сущности, проектировщики в какой-то степени вернулись к изначальной концепции танка как «чистильщика окопов», только на более высоком уровне. Вооружение «двадцать восьмого» располагалось в специальной рубке с сектором обстрела в 240 градусов. Кроме того, машина имела две пулеметных башенки по бортам. Таким образом, Т28 мог действовать в классическом стиле Первой мировой, неспешно прогрызая вражескую оборону.
Однако при проектировании и заказе военной техники американцам приходилось иметь в виду ее будущую транспортировку морем с последующей высадкой. При учете этого пункта оказывалось более выгодным перевезти вместо одного «тяжеловеса» несколько более легких и универсальных машин, а задачу «прогрызателя» возложить на артиллерию и авиацию. Не один проект тяжелой бронетехники пал жертвой этих соображений, в их число попал и «двадцать восьмой». Работы по нему не продвинулись дальше деревянного макета.
M56 Scorpion (США). Впрочем, было бы ошибкой предположить, что звездно-полосатые союзники по антигитлеровской коалиции занимались только «тяжелыми» проектами. Промышленные возможности и развитая инженерная школа позволяли американцам экспериментировать с самым широким спектром бронетехники, от устрашающих мастодонтов до «бронированных тараканов». К числу последних можно отнести «Скорпиона».
Означенная машина заказывалась уже после войны на основе богатого практического опыта и новых потребностей, в первую очередь – для авиадесантов, где требовалось что-то максимально легкое, но опасное, способное противостоять более традиционному, «линейному» вооружению будущего противника.
За пять лет (1948-1953 гг.) конструкторы прошли от общих соображений до первых двух прототипов, взяв за основу транспортер Т-101. Конечный результат получился неоднозначным. С одной стороны, машина в целом оправдывала свое неофициальное прозвище «Скорпион» (официально самоход именовался «M56 SPAT»). Пушка калибра 90-мм мутировала из зенитки в противотанковое орудие и оказалась весьма «кусачей», совместив мощь и скорострельность. Она могла поразить практически любую цель на дальности от километра и более. Кроме того, хорошо обученный экипаж мог вести огонь и не прямой наводкой, с закрытых позиций, то есть машина получилась достаточно универсальной. Кроме того, «Скорпион» был очень легок и транспортабелен – он весил менее 8 тонн, поэтому мог перебрасываться не только самолетами, но даже с помощью вертолетов. Казалось бы – отличный образец…
Однако стремление максимально облегчить М56 сыграло с ним дурную шутку. Бронирование «Скорпиона» нельзя было назвать даже «символическим», оно отсутствовало как классово чуждое явление. Корпус был выполнен из алюминиевого сплава, но экипаж работал фактически в открытую, без полноценного боевого отделения. Для орудия поддержки, стреляющего с закрытых позиций, это было еще терпимо, но для многоцелевой универсальной машины категорически неприемлемо. На фоне этого недостатка уже терялись иные, менее существенные, как, например, малый боезапас – всего 29 снарядов.
«Скорпион» достаточно активно и относительно неплохо повоевал во Вьетнаме. Мобильность позволяла быстро перебрасывать технику по всему фронту, а слабая защищенность не являлась решающим фактором в боях с многочисленным, но плохо вооруженным противником. Однако опыт практического применения лишь подтвердил, что для действий против более-менее равноценного противника машина откровенно слаба. «Скорпиона» можно было расстрелять даже из пулеметов, не говоря о более серьезных средствах, а малый боезапас ограничивал и мобильность – снаряды приходилось довозить дополнительно.
В итоге после шести лет выпуска (1953-1959 гг.) М56 был снят с производства и ушел в историю, как и многие иные попытки создать «боевого комара», одновременно и опасного, и предельно легкого.
M2 (Великобритания). Тридцатые годы стали «золотым» временем для бронетехники сопровождения пехоты. При этом, учитывая продолжающийся мировой кризис, образцы старались сделать по мере сил максимально легкими и «экономическими». Про американцев же можно сказать, что они не искали легких путей, регулярно игнорируя «мейнстрим» мирового танкостроения. В числе прочего им принадлежит своеобразное сооружение под названием М2, легкий танк сопровождения пехоты. Его дебют (не боевой) состоялся в 1935-м году. Достаточно легкая (8.5 тонн) машина первоначально была вооружена одним пулеметом 12.7мм. На последующих модификациях (всего их было четыре) вооружение усиливалось – сначала прибавились пулеметы, а последняя версия (M2A4, 1940-й год) уже могла похвастаться 37-мм пушкой.
М2 не слишком известная машина, однако надо сказать, что несмотря на скромные достижения и малую серию его можно вполне честно назвать «танком-солдатом». Первые три модификации использовались для тренировки личного состава американской армии. А М2А4 – американский «конек-горбунок» - повоевал на тихоокеанском фронте, в Индии и Бирме, а также в Северной Африке. У него были неплохие шансы отметиться и в Европе, но англичане в конечном итоге остановили свой выбор на M3 Stuart. Впрочем, о них далее…
Stuart I-IV (Великобритания). Концепция легкого танка была очень популярна в 20-30-хх годах, когда казалось, что можно за малую копеечку прикупить вполне приемлемые боевые качества. Однако идея сильно пошатнулась уже в ходе войны в Испании. Новое поколение противотанковых орудий буквально «косило» легкую бронетехнику, а на подходе уже были еще более мощные образцы. Однако итоги так называемого «межвоенного периода» все-таки вышли не однозначными, поэтому класс продолжал жить и умеренно развиваться, уйдя в историю уже после Второй мировой. Знаменитым представителем его стал американский танк М3, который производился до лета 1944 года и был выпущен общим числом более 23000 экземпляров (в четыре раза больше, чем наш Т-60), сражаясь на всех фронтах великой войны.
Любопытно, что американская машина, порожденная английским опытом, в конечном итоге приняла боевое крещение в британской же армии (собственно и получив там название «Стюарт»). В целом судьба «Стюартов», как и всех танков М3, неоднозначна. С одной стороны, можно сделать вывод, что, несмотря на устаревающую концепцию и уже довольно примитивные по меркам 40-х годов технические решения (широкое применение клепки, впоследствии замененной сваркой), машины оказались весьма удачными. Отличная ходовая часть, приемлемое для легкой техники вооружение и хорошая ремонтопригодность позволяли нивелировать общую слабость «Стюартов». Разумеется, они не могли бороться с серьезными представителями вражеской бронетехники, но были хороши при решении разнообразных вспомогательных задач, а также как разведывательная техника. Практически же машины несли тяжелые потери с самого начала применения и до 1944 года включительно.
В целом можно сказать, что судьба М3 «Стюарт» схожа с уже упомянутым танком Т-60 в СССР. Это танк-солдат, принявший на себя первые, самые страшные удары врага в пору дефицита или просто отсутствия более совершенной техники, достаточно слабый, но способный на многое в умелых руках, несущий большие потери, но остающийся в строю до конца войны. Впрочем, и после Второй мировой легкому танку нашлась работа – «Стюарты» потрудились в малых войнах до 50-х годов включительно.
Grant I (Великобритания). Как уже говорилось ранее, после тяжелых поражений начала войны англичане хотели как закупать американские образцы, так и производить британскую технику на американских заводах. В июне 1940 года в США прибыла британская танковая комиссия, чьей основной задачей было решение вопроса закупок и организации производства. Однако Консультативный комитет национальной обороны отказался от производства английских боевых машин. Это обосновывалось нехваткой дополнительных промышленных мощностей, поскольку США сами стремительно наращивали производство оружия. Для сражающейся Британии оставались только закупки оригинальной американской техники с возможными модификациями, не затрагивающими базовую компоновку. В числе предложенного оказался средний танк M3 «Ли», машина, узнаваемая благодаря своей «многоэтажной» конструкции, а также орудию в спонсоне.
Британцы заказали несколько отличный от базовой «комплектации» вариант М3. Изменения коснулись главным образом башни – она понизилась (за счет отказа от командирской башенки с пулеметом), но стала длиннее, удобнее для работы и обзавелась амбразурами для стрельбы из личного оружия. Эта версия М3 получила название «Grant I». Впрочем, «Грантом» поставки не исчерпывались, потому что после утверждения закона о ленд-лизе в марте 1940 года Британия получала и стандартные американские «Ли».
Как и в истории со «Стюартами», американский танк вновь принял боевое крещение в британской армии – это случилось весной 1942 года в Африке. Надо сказать, что здесь события развивались более удачно. Если «Стюарты» оказались откровенными легковесами, то «Гранты» были гораздо лучше бронированы (до 57 мм) и прекрасно вооружены по меркам того времени. Несмотря на свою, прямо скажем, нетрадиционную компоновку и размещение вооружения, они стали достойным противником для немецкой техники.
Некоторое время «английские» М3 были главной ударной силой британских танкистов в Северной Африке, однако на марше уже была замена – знаменитые М4 «Шерман». Парадокс – довольно слабые «Стюарты» оставались в строю до конца войны, а куда более сильные «Гранты» довольно быстро перешли в разряд САУ и вспомогательной техники – БРЭМ, прожекторных танков и т.д.
Впрочем, некоторое количество «Грантов» отправилось на Тихоокеанский фронт. Учитывая, что японская армия не могла похвастаться ни хорошей бронетехникой, ни богатым ассортиментом противотанковой артиллерии, британская разновидность американских танков вполне успешно воевала до самого 45-го года…
Sherman III (Великобритания). Если долго и упорно заниматься каким-нибудь делом, то можно воочию увидеть реализацию известного тезиса о переходе количества в качество. Американцы настойчиво пытались создать «настоящий» танк, оступаясь и набивая шишки. Наконец им это удалось, и после сомнительного (хотя по-своему неплохого) М3 с конвейеров военных заводов двинулись М4 Sherman, основные танки американской армии во Второй мировой войне.
Как говорил Михаил Свирин, цитируя одного ветерана, «все танки одинаково поганы», и к «Шерману» это вполне применимо. Однако по совокупности качеств танк получился достойным. Самое главное заключалось в том, что промышленные возможности Соединенных Штатов позволяли в буквальном смысле «выпекать» «Шерманы» как горячие пирожки. М4 гибли во множестве, но бесконечный конвейер производства и морских перевозок компенсировал потери.
Разумеется, удачная и эффективная машина не могла пройти мимо англичан, и, как обычно, они не удовлетворились аутентичным американским образцом. Так появился Sherman III – «островная» версия M4A2 (всего у англичан было 11 обозначений для всех разновидностей М4). Главным (и по сути единственным) существенным отличием «тройки» стал двигатель – вместо изначального авиационного бензинового «Continental R975 C1» «англичанин» получил дизельную спарку общей мощностью 375 л.с. Отсюда его менее известное наименование «Sherman, diesel».
Английский «сынок» сохранил достоинства американского прародителя, дополнив их преимуществами, которые дает хороший дизель. Он оказался успешной и популярной в войсках машиной, поставленной в числе более 5000 единиц. Однако вершиной развития «английских» «Шерманов» предстояло стать иному танку…
Sherman IC Firefly CH (Великобритания). Всем известно знаменитое выражение «танки с танками не воюют». На протяжении всей Второй мировой считалось, что танк слишком дорог и ценен, чтобы размениваться на единоборство с себе подобными, поэтому к идее специального танка-истребителя прибегали редко и мало, ограничиваясь разнообразными вариациями ПТ-САУ с вращающейся башней. Однако, один раз получилось очень хорошо, причем настолько, что машина, выпущенная в количестве менее 1000 экземпляров, памятна до сих пор.
Собственно, идея была проста – взять отработанную, проверенную платформу «Шермана», и поставить в башню противотанковое 76-мм орудие «Ordnance Quick Firing 17-pounder». Строго говоря, «Шерман» был не единственным претендентом, однако «пробить» свой вариант удалось майору Джорджу Брайти и полковнику Джорджу Уизериджу из школы огневой подготовки Королевского бронетанкового корпуса.
«Шерман» хорошо подходил в качестве платформы, но имел неустранимую проблему – его башня оказалась слишком мала для отката пушки. Тогда энтузиасты пошли самым примитивным путем – они просто отказались от классической схемы. Орудие закреплялось жестко, без отката, отдача передавалась на башню и корпус, погашаясь массой танка. В принципе, это не идет на пользу конструкции, повышается вероятность поломок (в том числе и катастрофических), дополнительные нагрузки быстрее «изнашивают» танк. Однако, учитывая, что от машин на войне не требовались чудеса долгожительства, плата была сочтена вполне умеренной. Надо отметить, что немцы также экспериментировали с подобной методикой, однако у их англосаксонских коллег получилось куда лучше. Кроме того, экипаж машины сократили на одного человека (ассистент механика-водителя), разместив за счет этого дополнительный боекомплект.
Несмотря на удачный эксперимент и отстрелы орудия в башне, проект едва не был закрыт – еще с 1942 года шли работы над танком «Челленджер» с таким же вооружением, и британское Управление проектирования бронетанковой техники не видело смысла в альтернативах. Но «Челленджер» хронически запаздывал, а кроме того, сказался авторитет Джорджа Уизериджа, который воевал в Африке, где был тяжело ранен.
В 1944-м году новые машины были испытаны боями в Северной Франции, показав себя весьма эффективно. Тогда же их и прозвали «Светлячками» за характерную вспышку при выстреле. «Ordnance Quick Firing 17-pounder» не зря считалась лучшей противотанковой пушкой англосаксов во Второй Мировой войне. В 1944-1945 гг. правило насчет войны танков с танками начало регулярно опровергаться – войска механизировались, росла мобильность частей и соединений. Традиционная противотанковая артиллерия, даже с механизированной тягой, все чаще просто не успевала парировать вражеские действия. Соответственно, танки регулярно становились самой подвижной артиллерией, прежде всех успевая к схватке и сражаясь с «коллегами».
Надо отметить, что служба на «Светлячках» была не только почетна и ответственна, но и крайне опасна. Немцы быстро определили опасность, исходящую от новой разновидности уже привычного врага. Sherman IC наравне с командирскими танками стали первоочередной целью, привлекающей весь вражеский огонь.
Англо-американский «противотанковый танк» не стал «вундерваффе» и оружием победы, но вошел в историю как эффективная машина и оставил о себе недобрую память у противника, несмотря на малую серию. После окончания войны «Светлячка» достаточно быстро вытеснили новые образцы вооружений, но дерзкий эксперимент двух офицеров состоял на вооружении разных стран до 1970-х годов.
Archer (Великобритания). «Шерман» оказался не единственным танком, на который англичане ставили «семнадцатифунтовку». Еще один подход к снаряду (причем, хронологически более ранний) представлял собой попытку сделать не танк, а полноценную САУ на базе чего-нибудь относительно легкого, например, «Валентайна». Так появился истребитель танков под названием «Archer» («Лучник»).
Если в случае с «Файрфлаем» основная проблема заключалась в несоответствии башни орудию (точнее, длине его отката), то проблемы «Лучника» оказались более глобальны – сама по себе платформа не очень подходила вооружению. «Валентайн» был легковат и маловат. Длинный ствол, будучи вписанным в традиционную компоновку САУ, слишком сильно выдавался вперед. Передние катки перегружались (к слову, это было традиционной проблемой и тяжелых советских самоходов), машина выходила ненадежной и слишком крупногабаритной. Можно было смириться с этим концептуальным недостатком, но английский гений оказался не менее сумрачен, чем германский, и конструкторы… просто развернули боевое отделение и вооружение в обратном направлении. Нечто подобное уже случалось в Первую мировую, когда бронеавтомобили иногда шли в бой «задом наперед», чтобы прикрыть уязвимый радиатор и быстрее выйти из схватки. Кто бы мог подумать, что идея возродится через два десятилетия на совершенно новом уровне…
Орудие размещалось стволом назад, против хода машины, в частично открытой рубке. Несмотря на совершенно невообразимый подход, идея оказалась неожиданно удачной. Нагрузка на ходовую часть стала вполне приемлемой и сбалансированной, при движении ствол не «зачерпывал» грязь и землю (традиционная беда всех САУ с длинным и относительно низко расположенным орудием). Существенные проблемы представляло выдвижение на позиции и перемещение в бою, но, учитывая, что «Арчер» должен был действовать преимущественно из укрытий, это было сочтено приемлемым. Пожалуй, самым главным недостатком самохода оказалось то, что при выстреле откатывающийся затвор орудия проходил точно через голову мехвода. Поэтому при стрельбе тому приходилось покидать машину или проявлять чудеса эквилибристики.
В целом можно сказать, что у англичан получился экзотический истребитель танков, который, тем не менее, хорошо делал свою работу. «Лучник» не стал так знаменит, как «Светлячок», но был построен сравнимой серией (около 650 машин из 800 заказанных). Он активно воевал с осени 1944 г. на всех европейских фронтах. Специфическая компоновка и недостатки самоходки не подарили ей долгой послевоенной жизни, но последние бои английский «тяни-толкай» вел уже в 50-х годах, во время Суэцкого кризиса.
Achilles IIC (Великобритания). Когда у американцев появлялась новая интересная машина, как правило, достаточно скоро такую же получали и англичане. Обычно британцы давали технике собственный индекс, а также вносили некоторые изменения в спецификации, подгоняя образец под свои стандарты, реже – вносили принципиальные изменения. Так получилось и с «Росомахой», американской противотанковой САУ «GMC M10».
В целом машина вполне устраивала англичан, за исключением орудия. Оригинальная «трёхдюймовка» M7 была сама по себе неплоха, но у британцев имелся более успешный образец, который уже дважды упоминался в этом обзоре. Да, вы угадали, это все та же знаменитая «Ordnance Quick Firing 17-pounder», которая при сходном калибре оказалась эффективнее М7 по бронепробиваемости примерно в полтора раза. Так «семнадцатифунтовка» прописалась и в САУ с вращающейся башней. Машина получилась узнаваемой, с характерным дульным тормозом и «утяжеленной» башней с противовесом.
«Ахиллесы», переделанные из M10 (основа – M4A2, дизель) получили индекс «17-pdr. SP. Achilles IC», а из M10A1 (шасси M4A3, карбюратор) – соответственно, «17-pdr. SP. Achilles IIC». Изменению подверглось более 1000 машин, таким образом, «Ахиллес» находится на первом месте из всех американских образцов, перевооруженных на Quick Firing 17.
Новая «Росомаха» не отметилась особыми подвигами и легендами, но заняла достойное место в рядах бронетехники союзников как хорошее противотанковое средство против немецкого «зверинца».
Challenger/Avenger (Великобритания). Про «Челленджер» уже писалось ранее, однако вскользь. Присмотримся к этому образцу немного ближе, а также дадим британской «семнадцатифунтовке» появиться в этом обзоре четвертый и последний раз.
Немецкие танки с самого начала войны были головной болью для англичан. Держава, обладавшая первоклассным ВМФ и авиацией, регулярно выкатывала из танковых ангаров откровенную жуть (отнюдь не в смысле эффективности), однако островитяне не прекращали попыток уравнять с немцами баланс бронетехники.
Одной из таких попыток стал «Challenger» (в данном случае наиболее точный перевод – «Вызывающий»), разрабатываемый с 1942 года. Машину предполагалось буквально собрать из трех частей. Основа – несколько измененное шасси среднего танка «Кромвель» с более мощным двигателем, башня от тяжелого танка TOG-II (что придавало «Челленджеру» очень своеобразный вид), орудие – уже знакомая противотанковая пушка.
Как это часто бывает, первая попытка сделать что-то полезное из трех разных частей получилась не очень удачной. Шасси пришлось дорабатывать под новые нагрузки, удлиняя корпус и увеличивая ширину гусениц. Это потребовало времени, и «Челленджер» просто опоздал на свою войну. К тому времени, когда удалось добиться приемлемых характеристик, уже был создан удачный и технологичный «Sherman Firefly». Английский конкурент все-таки пошел в производство, но малой серией в 200 машин. «Челленджер» был неплох, но совершенно потерялся в тени гораздо более многочисленных собратьев, сделанных по принципу «английская пушка в американском корпусе», как и его разновидность, «Avenger» («Мститель»), представлявшая собой по сути тот же танк, но с несколько большей и открытой сверху башней.
После Второй мировой «Челленджеры» еще около года производили скорее по инерции, «на всякий случай», уже с прицелом на советскую бронетехнику.
Charioteer (Великобритания). «Война не сменила планы, война сменила врага». Вторая мировая закончилась, но теперь бывшие союзники по антигитлеровской коалиции делили мир заново, в соответствии со своими представлениями о справедливости. Британия обнаружила, что в гипотетическом конфликте будущего НАТО с будущей ОВД против советских танковых войск ей выставить попросту нечего. Разношерстный парк английской «брони» был укомплектован главным образом стремительно устаревающей техникой, к тому же, в значительной доле предоставленной заокеанским партнером.
Так появился «Charioteer» («Колесничий»), который восполнял дефицит «Центурионов» и в целом «создавал массовку». Делали его самым простым способом, перевооружая серийные «Кромвели» на новое танковое орудие «Ordnance QF 20 pounder» калибра 84 мм, разработанное в том числе с учетом конструкции немецких танковых пушек. Пушка оказалась удачной и производилась до 60-х годов, но прежняя башня «Кромвеля» для нее не подходила. Башню пришлось облегчить и сделать двухместной.
В начале 50-х годов таким образом было переоборудовано 200 «Кромвелей» (впрочем, источники указывают разные числа, вплоть до 440 машин). В 1956 году «Колесничие» были признаны устаревшими и сняты с вооружения. Забавно, но танк, создаваемый как эрзац переходного периода, очень неплохо повоевал на Ближнем Востоке в бесконечных арабо-израильских конфликтах с 1978 по 1993 годы.
FV 4004 Conway (Великобритания). Блестящий штурм Берлина вкупе с остальными победами Красной Армии во многом заслонил тяжелейшие проблемы послевоенного СССР и чудовищный урон, понесенный экономикой в годы войны. Иностранные военные называли советские танковые войска «бронированной саранчой». Танк с красной звездой стал символом советской мощи и головной болью западных конструкторов, призванных найти достойный ответ. Естественно, британцы не остались в стороне.
«Конвэй» задумывался по тому же принципу, что и «Колесничий» – «а как бы нам установить на серийный танк пушку побольше?..» На этот раз платформа оказалась солиднее – за основу был взят «Центурион» массой более 40 тонн. Однако, и поставить на него собрались нарезную пушку L1 калибра 120 мм, при том, что из трех орудий, устанавливавшихся на разных модификациях «Центуриона», самым большим была 105-мм L7.
В целом эксперимент удался, машина поехала, но… Башня, вмещающая L1, оказалась в два раза выше оригинальной, превратив истребитель в удобную мишень. Ее, то есть башню, пришлось хорошо бронировать, и вес «Конвэя» уверенно перешагнул рубеж в 50 тонн, с соответствующим уроном в скорости. Благодаря отличному орудию «Конвэй» мог достаточно уверенно уничтожать советские танки, однако в реальном бою он скорее всего просто не встретился бы с ними, плетясь с максимальной скоростью едва за 30 км/ч, и то лишь по хорошему шоссе. Для послевоенного мира с культом мобильности и механизации войск это было уже недопустимо. В 1951 году проект был закрыт, но история на этом не закончилась…
FV 4005 Stage 2 (Великобритания). В принципе, уже в ходе Второй мировой оформилась тенденция к некоему «усреднению» специализации танков. Грань между категориями «средний» и «тяжелый» понемногу размывалась, однако до концепции универсальной машины – основного боевого танка – оставалось еще немало лет, поэтому конструкторы по обе стороны «железного занавеса» регулярно рисовали совершенно монструозные образцы.
Сложно сказать, чем руководствовались английские проектировщики, однако остается фактом, что, имея перед собой неудачу концепции FV 4004, они решили… правильно, сделать еще более жуткий образец и поставить на несчастный «Центурион» уже не какие-то жалкие 120 мм, а оружие серьезных людей – царь-пушку калибра 183 мм. У них получилось…
Поскольку башни, способной вместить такое орудие, в природе на тот момент не существовало, первый образец испытывался с открытой установкой. Его назвали FV4005 Stage 1. Следующая модификация, уже с башней, называлась, соответственно, Stage 2.
Как собственно истребитель танков, FV 4005 был великолепен, походя на Илью Муромца из анекдота про «обсыпь-ка его мелом» – из орудия означенного калибра нужно было просто не промахнуться. Однако, все недостатки предшественника лишь преумножились – еще больший силуэт, уязвимая башня, вес, переваливший за 60 тонн. Про скорость говорить уже не приходилось. По факту, у британцев получился самоходный ДОТ, непригодный к маневренной войне атомной эры.
Два года, с 1955 по 1957, длились испытания, после чего и этот проект был закрыт. Эволюция противотанкового оружия (в т.ч. и ПТУР) сделала гонку мега-калибров слишком дорогой и малоэффективной, закончив эру стальных слонопотамов.
Исторический обзор британских машин "Латники" британской короны можно посмотреть на официальном сайте игры.
Комментарии к данной статье отключены.