Страны Британского содружества приглядывались к американским средним танкам ещё с 1940 года. Уже тогда стало понятно, что промышленность метрополии не справляется с вооружением собственной армии, не говоря о вооружённых силах Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и других стран, готовых вступить в бой против Оси. Американский Medium Tank M2 оказался не особо удачным, а вот маячивший на горизонте Medium Tank M3 показался многообещающим. В годы Второй мировой англичане были постоянными клиентами «арсенала демократии», и когда новый Medium Tank M4 только готовили к серийному производству, было уже понятно — этот танк появится на вооружении и британских танковых частей.
На службе Его Величества
Американцы держали англичан в курсе событий ещё в процессе разработки танка Medium Tank M4. В январе 1942 года, когда танк ещё не начали производить серийно, с английскими военными уже велась переписка. Так, к примеру, для перспективной машины англичане предлагали 57-мм 6-фунтовую пушку. Перископический прицел в этом случае пришлось бы заменить телескопическим прицелом №33, но англичане были готовы снабдить американцев такими устройствами. Установку пушки американцам пришлось бы проектировать самим. Похожее решение уже рассматривалось американскими конструкторами за год до этого и было отвергнуто, но идея перевооружить американские танки британскими 6-фунтовками жила довольно долго.
Несмотря на американское орудие, британцы приняли новые танки с радостью. В продолжение фамилий американских генералов «Грант» и «Ли», использованных для Medium Tank M3, новую американскую машину назвали в честь генерала Уильяма Шермана, воевавшего в годы Гражданской войны в США на стороне северян. При этом Medium Tank M4 получил обозначение Sherman I, а Medium Tank M4A1 — Sherman II. Американцы не прониклись любовью к британскому названию, и в армии США оно прижилось только к концу 1944 года. В британской системе классификации боевых машин «Шерман» отнесли к крейсерским танкам. Нередко его также называли «тяжёлым крейсером», так как характеристики американской машины по сравнению с британскими крейсерскими танками сильно отличались в лучшую сторону.
Попавший в Англию первый образец «Шермана» M4A1 с короткой пушкой М2 передали на испытания Танковому конструкторскому отделу (Department of Tank Design — DTD). 30 июля 1942 года танк принял участие в 4,5-километровой гонке по бездорожью, где развил скорость 28 км/ч. Это было меньше, чем у шустрых «Кромвелей» и лёгкого «Гарри Гопкинса», но «Шерман» предсказуемо обогнал канадский «Рэм» II и тяжёлый «Черчилль».
Похоже, что танк спешили подать на ходовые испытания, так как краткое техническое описание составили только к 4 сентября. Взвешивание «Шермана» без пулемётов и экипажа дало результат в 26,2 тонны; полный боевой вес машины специалисты полигона оценили в 30 тонн. Отмечалось, что верхняя часть корпуса литая, как на «Рэме», но нижняя собиралась при помощи сварки, а не на заклёпках.
В отличие от «Рэма» с его пулемётной башенкой, для курсового пулемёта в корпусе использовалась шаровая установка с углами обстрела чуть более 12° в каждую сторону и 10° вверх и вниз. Размеры приборов наблюдения у водителя и его помощника были больше, чем на «Ли», но увеличение поля зрения британцы не замеряли. Испытатели отметили, что водитель может использовать сидение в поднятом по-походному положении, но в таком случае он рисковал травмироваться о край довольно узкого люка. Забираться в танк с поднятым сидением было сложно, так как до рукоятки регулировки высоты сидения, находившейся далеко внизу, было трудно дотянуться.
Двигатель «Райт» R-975 «Уирлуинд», трансмиссия, ходовая часть и фильтры остались такими же, как на M3, но схема забора воздуха и масла изменилась. Поменялась крыша моторного отделения, упростив обслуживание двигателя, и длина тяг рычагов переключения передач — водить танк стало несколько легче.
Довольно существенная часть описания отводилась новой башне и орудию. Теперь затвор открывался горизонтально, а не вертикально, спусковой механизм был электрическим. Наводчик стрелял, нажимая кнопку на рукоятке поворотного механизма фирмы «Логанспорт». Англичане отметили наличие стабилизатора орудия. Максимальные углы возвышения и склонения пушки определили как 25° и −10,5° соответственно, что несколько отличалось от американских данных (25° и −12°).
К концу сентября танк испытали на загазованность боевого отделения при стрельбе. Выяснилось, что вентиляция боевого отделения достаточна только при работе двигателя не менее чем на 1000 оборотах в минуту. Так как на серийных танках американцы уже поставили дополнительный вентилятор, англичане посчитали такую степень вентиляции удовлетворительной, рекомендуя при интенсивной стрельбе с места запускать двигатель.
Боеукладки танка вмещали 96 выстрелов к орудию. При этом 70 выстрелов хранили в корпусе, а ещё 26 в башне — 18 расставили вертикально по борту подбашенной корзины, остальные лежали горизонтально. Количество патронов к пулемётам подсчитать не удалось, так как ни патронных ящиков, ни схему укладки американцы не прислали.
Уже на этой стадии знакомства с машиной англичане разработали некоторые потенциальные улучшения конструкции:
- приварить планку к педали сцепления для предотвращения соскальзывания с неё ноги водителя;
- удлинить горловину масляного бака для упрощения заправки;
- установить защиту головы водителя и его помощника при езде в положении сидений кресел по-походному;
- упростить перевод сидений кресел из походного положения в боевое.
Испытания танка не обошлись без отказов. После 805 км пробега сломались пружины левой передней тележки. Судя по комментариям испытателей, такая поломка была типичной для танков с этой подвеской. Из-за дефектов в системе подачи масла оно во время езды скапливалось на полу моторного отделения. Двигатель периодически глох под высокой нагрузкой из-за перебоев в подаче топлива. В процессе разборки топливной системы оказалось, что двигатель собран и установлен неправильно. При разборке двигателя на рабочих поверхностях цилиндров обнаружился нагар, они сильно износились после всего 65 часов работы, или 702 миль (1129 км) пробега. Не имея замены, к 10 октября двигатель поставили обратно на танк; на этот раз исправленная система подачи топлива должна была улучшить ситуацию с глохнущим мотором.
В октябре танк испытали на воздействие химического оружия. В этом отношении «Шерман» показал себя хуже предшественника: после внешней обработки танка из распылителя синильной кислотой в отделении управления «Ли» погиб всего один подопытный кролик из четырёх, остальные потеряли сознание; три кролика в башне не пострадали. «Шерман» же оказался смертельным для своего «экипажа»: коза и шесть кроликов, посаженные в танк, погибли в течение четырёх минут. При обстреле из 65-фунтового химического бомбомёта манекены экипажа в «Шермане» также поражались отравляющими веществами в более значительной степени, чем в «Ли».
После встречи с химиками танк в сводках испытаний не появлялся до конца года. Похоже, танкисты пытались разобраться с подачей масла и топлива, но к 12 декабря их работа не дала хороших результатов. К этому времени на полигон прибыл Medium Tank M4A4, и внимание испытателей переключилось на него. Для сравнения новой машины со старыми образцами годился и ходовой Medium Tank M3.
На следующей неделе с обездвиженного «Шермана» для взвешивания сняли башню. Без пулемёта и боеприпасов она весила 5100 кг: 1300 кг пришлось на пушку, 3300 кг — непосредственно на саму башню, 400 кг на подбашенную корзину и 100 кг на башенный погон. Вес полностью снаряжённой башни с экипажем, радиостанцией и боеприпасами оценили примерно в 5600 кг.
В начале января 1943 года на полигон прибыл ещё один «Шерман», на этот раз Medium Tank M4A3, и интерес к старичку «Майклу» совсем угас. Было понятно, что двигатели фирм «Крайслер» и «Форд» подходят для танка намного больше, чем капризный «Райт», и возиться с ним не имело смысла. Пока M4A3 и M4A4 набирали километраж на полигоне, M4A1 пропал из сводок.
Вслед за британцами высказали своё мнение о M4A1 и канадские танкисты, обучавшиеся в Англии, и у них о танке сложилось хорошее впечатление. Машина показалась канадцам более надёжной и удобной в обслуживании, чем M4A4 с двигателем «Крайслер». «Шерман» оказался проворнее канадского «Рэма» на бездорожье, особенно при езде вверх по склону. Недостатки канадцы тоже отметили, причём, в основном те же, что и англичане. Из-за формы горловины было неудобно заполнять маслобак.
Створки люков водителя и его помощника плохо фиксировались в открытом положении и падали им на голову во время езды по бездорожью. При открытых люках нельзя было вращать башню — орудие или кормовой выступ сносили створки. Сиденья все тех же водителя и его помощника оказались слишком маленькими и неудобными, а провода танкового переговорного устройства — слишком длинными. Провод командира, напротив, сделали слишком коротким. Канадцам не понравилось и сиденье командира: в верхнем положении оно оказалось слишком высоко, регулировать его в таком случае было невозможно.
Новые танки британцы отправили воевать бок о бок со своими предшественниками в песках Северной Африки. Из-за нужды 8-й армии в новой технике после поражения у Газалы «Шерманы» пришлось забирать прямо у американских частей и спешно посылать на фронт. Они начали прибывать в Африку в конце лета, и к 11 сентября 1942 года на театре скопилась внушительная группировка из 318 «Шерманов», в основном модификации M4A1.
Здесь можно сделать небольшое отступление и рассмотреть судьбу одного из этих 318 танков ближе. Это был один из самых ранних экземпляров, выпущенных на заводе «Лима», с короткой пушкой М2. Отобранный для изучения, он приехал в Африку всего за пять дней до поступления основной партии. В Опытном механическом управлении (Mechanical Experimental Establishment — MEE) в Тель-эль-Кебире его разобрали и исследовали. Техническое описание и чертежи, снятые с деталей, послали обратно в Англию самолётом.
После этого испытатели успели только составить краткое техническое описание машины. Были отмечены улучшения по сравнению с «Грантом» — а именно более крепкая лобовая броня, улучшенная защита башенного погона и установки орудия от заклинивания (особенно на M4A1). По мнению испытателей, в новой башне было очень просторно, но водитель и его помощник сидели в более тесном пространстве — как по высоте, так и по ширине. Заслонки перископов испытателям показались слишком слабыми и тонкими. Вероятность падения люка командира на голову не сочли столь высокой, как у водителя и его помощника, но возникло мнение, что его левую створку стоило убрать совсем; правую убрать было нельзя, так как в ней находился перископ. При установленном зенитном пулемёте люк открывался с трудом. Саму пулемётную установку сочли тяжёлой и сложной в использовании. Всего список изменений, которые требовалось внедрить в американские машины, насчитывал 22 пункта.
Изменения, внесённые в конструкцию «Шермана» после боёв в Африке, были не единственными. В ноябре 1943 года с целью проверки английский новшеств на американском полигоне состоялись испытания нескольких «Шерманов» M4A1. На одном из них было произведено 37 опытных изменений, на втором — 47, на третьем — 53. Всего же для «Шерманов» разработали и внедрили 60 изменений, большинство из которых после 600-мильного пробега и стрельб сочли удачными.
За неимением лучшего…
Пока «округлый» M4A1 колесил по пустыне, его «угловатый собрат» M4 оставался в стороне. Запоздалое начало серийного производства не позволило ему попасть на фронт в Северную Африку, но это не значило, что про танк забыли. Машину продолжали модернизировать. Задержка сыграла на пользу: M4 сразу выпускали с литой бронировкой трансмиссии, в отличие от M4A1, которые пошли в серию с бронировкой из трёх катаных частей, собранных на болтах.
M4 также поставлялись в Англию по ленд-лизу, причём как гибридные, с литой лобовой деталью, так и обычные — с катаной. Один из танков решили использовать для определения качества американской брони. Результаты испытаний в январе-феврале 1943 года были обнадёживающими: броня «Шермана» по нижним замерам оказалась как минимум эквивалентна британской броне стандарта IT80, а по верхним намного её превосходила. Пробить лобовую броню башни из 6-фунтовки можно было примерно с 1200 метров, литую лобовую плиту корпуса с 165 метров.
Таким образом, танк был довольно уязвим и для танков противника: немецкая длинноствольная 75-мм пушка могла пробить лоб башни с 1800 метров. Справедливости ради, снаряд американской 75-мм пушки тоже пробивал лоб Pz.Kpfw.IV с большой дистанции. 88-мм зенитка пробивала лобовую деталь «Шермана» с километра, а башню с 2400 метров. Уже в феврале 1943 года стало известно, что «Шерман» уязвим в столкновениях с новыми немецкими машинами и противотанковыми орудиями, хотя от среднего танка неуязвимости никто не ждал.
Особенно активно англичане заинтересовались танками M4 в 1944 году, когда стали кончаться Sherman V для переделки их в «Файрфлаи», и поиск замены стал первоочередной задачей. Танки M4 и M4A1 испытывали как в оригинальной комплектации, так и в перегруженном виде для имитации более тяжёлой башни и орудия. Машины испытывали на надёжность с 18 марта по 22 апреля. У Sherman I и Sherman II c имитацией усиленного вооружения двигатели вышли из строя после 1374 и 1591 мили пробега соответственно.
22 июля 1944 года на Испытательный полигон боевых машин (Fighting Vehicles Proving Establishment — FVPE) поступил гибридный «Шерман» с гусеницами, набранными из стальных траков (вероятно, T49). Испытания на сцепление гусениц с грунтом и силу тормозов засчитали частью испытаний ходовых качеств машины. По результатам испытаний оказалось, что «Шерман» можно припарковать на склоне под углом до 29°, что было не достаточно. Под более крутым углом танк сползал вниз, хотя тормоза держали — не хватало сцепления у гусениц.
В первой декаде июля гибридный «Шерман» прибыл на FVPE. Испытатели отметили превосходство новой литой лобовой детали над старой катаной. Люки экипажа стали больше, их створки из-за лучшей балансировки легче открывались. Между люками конструкторы установили ещё один вентилятор. Меньший угол наклона лобовой детали также позволил выгодно перекомпоновать панель инструментов и положение главных выключателей электроприборов. Тележки подвески на этих машинах были модернизированы. Хватало новшеств и в башне — к примеру, индикатор курса М19 и дополнительный вентилятор над казёнником орудия. У командира появилась тяга управления электроприводом башни. В отличие от наводчика, точно наводить башню командир не мог, но и грубая наводка на цель была хорошим подспорьем.
Машины активно подвергались разного рода испытаниям; особенно тщательно исследовалась пригодность к десантным операциям. К примеру, танк с регистрационным номером T.232666 использовался в качестве испытательного стенда для противомагнитного покрытия и пересечения водных преград, причём одновременно. 20 сентября 1944 года этот «Шерман», обмазанный покрытием, был обработан согласно инструкции по преодолению водных преград глубиной до 6 футов, и провёл 12 минут в воде. Из-за вибрации мотора разболтались и дали течь некоторые прокладки, из-за чего небольшое количество воды всё-таки попало в танк. Погружение не повлияло на противомагнитное покрытие. 27 сентября «Шерманы» десантировали с танкового десантного корабля типа LCT Mk.III. Все танки справились с шестиминутным походом на берег, несмотря на то, что глубина доходила до 2,3 метра.
Несмотря на поступление более совершенных модификаций, ранние «Шерманы» продолжали модернизировать. На FVPE с 9 апреля по 9 июня 1945 года испытывали «Шерман» I и «Шерман» IIA с модернизированными двигателями «Райт» R-975-C4. Испытания показали, что надёжность выросла не намного: «Шерман» I вышел из строя после 653 миль пробега, а «Шерман» IIA — после 1319. Оба танка сняли с испытаний из-за течей масла, которые невозможно было быстро устранить. «Шерман» IIA не впечатлил англичан: американская 76-мм пушка оказалась слабее британской 17-фунтовки, а новые башни не подлежали переделке в «Файрфлаи». Эти танки, выделенные американцами, обычно передавали воевавшим под британскими знамёнами полякам или чехам; в британских подразделениях они использовались только в Италии, да и то в ограниченных количествах.
Общее впечатление британцев о «Шерманах» M4 и M4A1 оказалось в основном тем же, что и у американцев. Эти модификации сложно было назвать плохими: мощное универсальное орудие и удовлетворительное для своего класса бронирование хорошо показали себя, да и надёжность по сравнению с английскими крейсерскими танками считалась вполне приемлемой. Но, как и в американской армии, эти танки были вытеснены на задний план более совершенными модификациями «Шермана».
Источники и литература:
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947) RG 24 C 2
- Hunnicutt, Richard Pearce. Sherman: A History of the American Medium Tank — Echo Point Books & Media, 2015
- Oliver, Dennis and Starmer, Michael. The New Breed. Part 1: North Africa. Colour and Marking Series — The Factory Publishing, 2007
- Moran, Nicholas. The Chieftain's Hatch: What's in a Name? (https://worldoftanks.com)
- http://www.theshermantank.com
Комментарии к данной статье отключены.