В целом, британцам удалось создать неплохой танк, но в силу оперативного реагирования немцев на новинки противника эта машина устарела уже к 1942 году. Немцы наглядно продемонстрировали, что время пехотных танков безвозвратно прошло, и будущее – за универсальными машинами. Поэтому «матильды» были весьма быстро вытеснены из боевых подразделений американскими «шерманами» и «грантами».
Не секрет, что у британцев многое не как у остальных людей. В то время как весь просвещённый мир использует метрическую систему мер и весов, в Великобритании и её бывших и номинальных колониях расстояние до сих пор измеряется милями, напитки – пинтами, нефть – баррелями. Весьма оригинальной в 30-е годы была и британская классификация танков. Если в Германии и СССР в то время уже придерживались разделения бронированных гусеничных машин на лёгкие, средние и тяжёлые, то британцы подразделяли военную технику на крейсерскую и пехотную. В соответствии с британской военной доктриной, крейсерские танки должны были прорываться в тылы противника и крушить их, совершая стремительные рейды. В свою очередь, пехотные танки предназначались для поддержки пехоты и подавления опорных пунктов противника. Исходя из этого, военные функционеры заказывали промышленности новые бронированные машины.
«Утёнок» №1
В 1934 году Королевский Танковый Корпус (далее – КТК) представил Комитету по исследованиям при Генеральном штабе доклад, содержавший требования к новому пехотному танку. В документе рассматривались две концепции машины:
- небольшая, хорошо бронированная с пулемётным вооружением и низкой себестоимостью (что позволило бы профинансировать её массовый выпуск);
- большая, с противоснарядным бронированием и артиллерийским вооружением, способная противостоять бронетехнике противника.
Чтобы у бравых британских танкистов не возникало соблазна «ударить по газам» и в бою вырваться слишком далеко вперёд, максимальную скорость машин планировалось ограничить на уровне 15–20 км/ч.
Первоначально в Генеральном штабе склонялись ко второму варианту, но с подачи генерал-лейтенанта Хью Эллиса в октябре 1935 года компании Vickers-Armstrongs Ltd., заказали машину, которая больше походила на первый. Главной причиной такого решения, как это часто бывает, оказался размер финансирования – так как за 6 тысяч фунтов сделать тяжёлый танк было весьма проблематично (если вообще возможно), то остановились на более дешёвом варианте. Кроме того, военным хотелось поскорее получить новую машину в своё распоряжение, поэтому срок, отведённый для разработки прототипа, оказался весьма сжатым – всего шесть месяцев.
Главный конструктор компании Vickers-Armstrongs сэр Джон Карден вряд ли воспринял это требование всерьёз. Но для него было главным получить аванс на разработку машины, а что сказать военным потом и как построить работу он знал, пожалуй, лучше всех в королевстве. В результате танк под индексом «А11» был готов лишь к сентябрю 1936 года, но особых претензий со стороны военных это не вызвало.
Корпус А11Е1 сделали приземистым, клёпаным, с большим наклоном лобовых бронедеталей. Машина имела вполне приличную для того времени толщину брони: 60–65 мм – лоб, башня и борта; 50 мм – корма. В маленькой башне, в которую с трудом втискивался пулемётчик, размещалось основное и единственное вооружение – 12,7-мм или 7,71-мм пулемёт Vickers. Вторым членом экипажа полагалось быть механику-водителю.
С целью ускорения работ конструкторы Vickers-Armstrongs значительную часть технических решений позаимствовали у техники, которую они разрабатывали ранее. Так, ходовую часть взяли у тягача Dragon (вместо четырёх опорных катков на двух балансирных тележках их установили восемь – по четыре на каждую тележку), а трансмиссию, коробку передач, сцепление и тормоза – у лёгкого шеститонного танка Vickers. Проблема заключалась лишь в том, что новая машина оказалась почти вдвое тяжелее, и не рассчитанные на повышенные нагрузки агрегаты на испытаниях выходили из строя.
Размещённый в кормовом отделении 70-сильный карбюраторный двигатель Ford V8 разгонял танк только до 13 км/ч. Военные не считали это большим недостатком, скорее наоборот (танкисты не могли уехать далеко вперёд от пехоты, которую должны были поддерживать), но хронический перегрев силовой установки вызывал определённые опасения относительно пожаробезопасности машины.
После проведения испытаний и внесения в конструкцию некоторых изменений, в конце апреля 1938 года компании поступил заказ на серийное изготовление шестидесяти экземпляров пехотного танка, получившего официальный индекс «Mk.I Matilda». Любопытно, что имя Matilda танку дал генерал Эллис, которому боевая машина напомнила утёнка из популярного в то время мультфильма. Через десять дней в Генштабе решили, что шестьдесят «утят» – маловато для британской армии, и заказали ещё шестьдесят. В январе 1939 года военные функционеры посчитали, что если к получившемуся числу добавить ещё девятнадцать лёгких пехотных танков, то ста тридцати девяти машин будет достаточно для поддержки британской пехоты.
Vickers-Armstrongs «отдыхает»
Однако ещё на стадии проведения испытаний военных функционеров начали терзать смутные сомнения – не слишком ли слабое вооружение они установили на новый танк? А что, если он столкнётся с мощными полевыми укреплениями или гораздо лучше вооружённым танком противника? Уже в сентябре 1936 года, получив первые впечатления от увиденного в металле А11, военные поинтересовались у проектантов Vickers-Armstrongs, не могли бы те внести в конструкцию танка небольшое изменение, установив на него двухместную башню с хоть какой-нибудь противотанковой пушкой. Однако инженеры объяснили танкистам, что подобное «изменение» приведёт к увеличению массы танка с 11,1 до 13 тонн, что повлечёт за собой замену силовой установки, которая и так едва справлялась с имевшимся весом. Чтобы вместить в машину новый двигатель, необходимо увеличивать её моторно-трансмиссионное отделение, то есть, менять конструкцию корпуса. Таким образом, «всего лишь одно изменение» влекло за собой разработку практически нового проекта.
Получив такой ответ, генералы решили, что военному ведомству придётся опять раскошелиться. На сей раз к разработке привлекли специалистов Королевского Арсенала, а «слишком умным» проектировщикам из Vickers-Armstrongs решили дать отдохнуть. Конструкторы приступили к разработке танка А12Е1, получившего название «Matilda Senior». Фактически, новый танк с предыдущей «Матильдой» не связывало ничего, так как его шасси разработали на основе экспериментального среднего танка Medium Tank A7Е3, который конструкторы Арсенала проектировали в 1931–37 годах. Основное изменение, внесённое в конструкцию этой машины, заключалось в установке полностью литых башни, подбашенной коробки, лобовой и кормовой бронедеталей корпуса. В изготовлении остальных частей корпуса использовалась сварка.
В ноябре 1936 года Арсенал получил заказ на постройку полноразмерного деревянного макета и двух опытных образцов из неброневой стали. Демонстрация готового макета состоялась в апреле 1937 года. В процессе его изготовления военные чиновники дали конструкторам задание предусмотреть в конструкции башни установку 76-мм штурмовых орудий. Тогда же было принято решение использовать в танке планетарную коробку передач Wilson.
Проблемы возникли ещё на стадии выбора производителя литьевых деталей, так как оборудованием, позволявшим производить столь габаритные изделия, располагали всего несколько британских предприятий. После трёх месяцев поисков военные остановили свой выбор на сталелитейном подразделении компании-производителя локомотивов Vulcan Foundry, расположенном в Честершире.
Получившийся корпус по своей непробиваемости являлся передовым для того времени. Толщина бронирования башни и лобовых бронедеталей достигала 75 мм, бортов – 70 мм в верхней части и 65 мм (25 – фальшборт + 40 – броня корпуса) в нижней. Толщина бронирования кормы составляла 55 мм. Такая защита была сопоставима с бронёй танков КВ-1, при этом английская броня по качеству превышала советскую, что достигалось значительно более высоким содержанием легирующих металлов – никеля, молибдена и хрома. Такая броня обладала большей вязкостью, а это значит, что в случае попадания в танк вражеского снаряда внутри его корпуса не откалывались куски брони.
Однако по вооружению новая Matilda явно проигрывала КВ-1. В башню танка решили установить 2-фунтовое орудие Ordnance Q.F. Mk.IX-X калибра 42 мм. Вместе с ней в маске первоначально располагался спаренный пулемёт Vickers.303, однако в 1939 году в британских танковых войсках на вооружение приняли 7,92-мм танковый пулемёт BESA, представлявший собой модификацию чехословацкого пулемёта ZB-53.
Сильные изменения претерпело и моторно-трансмиссионное отделение – один 70-сильный карбюраторный двигатель заменили двумя дизельными двигателями AEC мощностью по 87 л. с. каждый, которые устанавливались параллельно продольной оси танка. Ёмкость двух топливных баков составляла 225 литров, маслобаков – 46 литров. В днище монтировались три люка: эвакуационный – для экипажа; ремонтные – для доступа к двигателю и трансмиссии. Кроме того, были предусмотрены отверстия для слива топлива и масла.
Ходовая часть машины состояла из десяти опорных катков (сгруппированных в пять тележек по два) и одного натяжного. Сверху гусеницу поддерживали шесть роликов, которые держались на кронштейнах, прикреплённых к борту корпуса (в 1939 году их заменили на направляющие полозья). Ширина гусеничных траков составляла 355 мм. Как и все танки классической компоновки, А12Е1 был заднеприводным. Элементы ходовой части защищались бронированными фальшбортами, толщина которых составляла 25 мм.
«Невероятная» скорость британского танкопрома
Прототип танка А12Е1 был готов в апреле 1938 года. В процессе испытаний машина прошла порядка 1000 миль, в результате чего выяснилось, что несмотря на увеличение общей мощности силовой установки, она всё равно продолжает перегреваться (по сравнению с Mk.I масса машины выросла более чем в два раза, достигнув 27 тонн). Максимальная скорость нового танка не превышала 15 км/ч, что военных вполне устраивало. Уже в июне 1938 года они заказали у Vulcan Foundry сразу 140 танков, которые получили официальное наименование Mk.ІI А12 Matilda ІІ. В августе того же года заказ ещё на 40 машин разместили у компании Ruston&Hornsby. Всего предприятия Великобритании произвели 2890 (по другим данным – 2987) танков этого типа, включая 20 машин с корпусами из обычной конструкционной стали, использовавшиеся в танковых школах.
Однако освоение танкового производства на предприятиях, ранее не сталкивавшихся с изготовлением бронетехники, продвигалось крайне медленно, и на момент начала Второй мировой войны британские вооружённые силы получили лишь две машины Matilda ІІ. К производству машины стали привлекать всё новые и новые компании, но больших темпов выпуска бронетехники промышленность Великобритании набрать не смогла, и когда в мае 1940 года британская армия столкнулась с вермахтом во Франции, в её частях числилось всего около 800–900 танков различных моделей.
Первыми новые машины начали получать королевские танковые полки (по численности больше напоминавшие батальоны, далее – КТП) 1-й армейской танковой бригады (далее – 1-я АТБ). Всего британскому полку по штату полагалось 50 пехотных танков (по 16 машин в трёх ротах плюс два штабных танка), 7 крейсерских танков и 8 транспортёров Carrier.
Позор и слава сражения при Аррасе
Во Францию 1-я АТБ отправилась в неполном составе – в резерве на острове остался 8-й КТП, а на материк переправили лишь подразделения 4-го и 7-го КТП. 1-я АТБ находилась в резерве Британского экспедиционного корпуса фельдмаршала Горта в районе городка Аррас, когда танковая группа вермахта начала свой знаменитый прорыв вдоль реки Соммы к Атлантическому побережью, чтобы отрезать британцев и северную группу французских войск от основных сил союзников. Чтобы задержать продвижение противника, 21 мая 1940 года Горт организовал в районе Арраса контрудар силами 5-й пехотной и 50-й Нортумбрийской пехотной дивизии при поддержке семидесяти четырёх танков 1-й АТБ и шестидесяти французских танков. В 4-м полку на тот момент числилось 50 Mk.І Matilda І, 5 лёгких танков Vickers Mk.VI и 8 транспортеров Carrier. У 7-го полка было 27 Mk.І Matilda І, 23 Mk.ІІ Matilda ІІ, 7 лёгких Vickers Mk.VI и 8 транспортёров Carrier.
Немцы с трудом, но отбили атаку, и уже 23 мая британские и французские войска, понеся серьёзные потери, начали отход к Дюнкерку. Британские Matilda и французские B1bis, от которых снаряды немецких противотанковых пушек и танков Pz.Kpfw II и Pz.Kpfw 38(t) отскакивали как горох, произвели сильное впечатление на немцев. Ситуацию спасли только 88-мм зенитки FlaK 18/36/37 и 105-мм полевые гаубицы, из которых командир немецкой 7-й танковой дивизии Эрвин Роммель организовал последнюю линию обороны, когда позиции его войск были уже практически прорваны.
Немцы были поражены живучестью британских танков – на одном из Mk.ІІ Matilda ІІ они насчитали 14 вмятин от попаданий снарядов. Именно встреча с «матильдами» послужила толчком к созданию Третьим рейхом прототипов танка «Тигр», подкалиберных и кумулятивных снарядов и прочего противотанкового оружия повышенной пробивной силы. В боях британцы потеряли 29 единиц Mk.ІІ Matilda ІІ, в целом же по состоянию на начало июля 1940 года Великобритания располагала только 150–200 танками, большая часть которых представляла собой учебные экземпляры или машины устаревших моделей.
Из «утят» в «королевы»
Между тем, в Великобритании оптимизировали конструкцию танка Mk.ІІ Matilda ІІ и спешно наращивали его серийное производство. Ещё на стадии запуска танка в серию военные заказчики начали искать замену его ненадёжной силовой установке (спарке дизельных двигателей AEC). Наконец, её заменили двумя 7-литровыми дизелями фирмы Leyland мощностью 95 л. с. Любопытно, что они не были взаимозаменяемыми, то есть из-за конструкции картера правый двигатель нельзя было поставить вместо левого и наоборот. От машин с дизелями AEC новые танки отличались расположением выхлопных труб (у новой модификации их выводили на оба борта, а у старой – только на левый). Новый танк получил индекс Mark II.A.* Matilda II Mk III. Вскоре его оснастили новой радиостанцией No.19 Mk.II с двумя штыревыми антеннами (вместо одноштыревой радиостанции No.11). Именно на машины этой модификации легла основная тяжесть боёв в Северной Африке и на Восточном фронте.
Кроме Mark II.A.* Matilda II Mk III, были созданы ещё две модификации. На танках Matilda II Mk IV улучшили крепление двигателей (за счёт чего значительно уменьшилась вибрация, возникавшая при движении), сделали съёмной сигнальную фару, увеличили ёмкость топливных баков, оптимизировали размещение масло- и воздуховодов. На машинах модификации Matilda II Mk V установили пневматический усилитель управления трансмиссией фирмы Westinghouse.
Помимо так называемых «линейных» танков Matilda II британцы создали штурмовой танк «близкой поддержки» с индексом CS (Close Support). В башнях машин монтировались 76-мм гаубицы Mk.I или Mk.IA. Первоначально танковое командование пыталось оригинальничать, снаряжая эти танки исключительно дымовыми снарядами. Однако пехотные генералы заметили, что помимо постановки дымовой завесы британскому солдату неплохо было бы помочь чем-то более весомым, и в боекомплект машин стали включать бронебойные и осколочно-фугасные снаряды. Всего боекомплект танка Matilda II CS составлял 3150 патронов и 67 выстрелов для гаубицы.
Большой интерес у исследователей вызывает модификация танка Matilda II, о которой сегодня нет никакой информации кроме одной-единственной фотографии. Машина отличается башней от крейсерского танка Mk.VIII Cromwell, установленной на её подбашенном погоне (в компьютерной онлайн-игре World of Tanks ей присвоили название Matilda Black Prince). На самом же деле невозможно даже определить, присутствует ли на фото настоящая башня или только макет. В пользу последнего говорит тот факт, что погоны башен танков Cromwell (57 дюймов) и Matilda II (54 дюйма) не совпадают. Как решили этот вопрос конструкторы, по единственному фото понять невозможно.
Пока британская промышленность пыталась компенсировать потери, понесённые армией во Французской кампании, боевые действия не прекращались. В сентябре 1940 года ливийская группировка итальянских войск начала наступление на Египет. В ответ на это в декабре 1940 года англичане и их союзники начали контрнаступление. На первом этапе кампании, когда британцам противостояли только итальянские войска, особых проблем у экипажей танков Matilda II не возникало. 9 декабря 1940 года, во время проведения операции «Компас», 7-й КТП, вооружённый пятьюдесятью танками Matilda II, обрушился на итальянский лагерь Нибейва и разгромил его. Батарея итальянских 76-мм орудий успела открыть ответный огонь. Уничтожить отлично забронированные танки ей не удалось, но ходовую часть двадцати двух машин артиллеристы смогли вывести из строя, и до самого конца операции экипажи этих танков в боях не участвовали. Вскоре англичане взяли штурмом город Бардия. Здесь танки Matilda II проявили себя настолько хорошо, что командир 6-й австралийской пехотной дивизии генерал Маккой заявил, что: «…каждый танк Matilda равноценен для меня танковому батальону». Именно в боях операции «Компас» эти машины получили прозвище «королев поля боя», но продержалось оно недолго.
Африка и Греция: «Матильды» по обе стороны фронта
Всё изменилось, когда в Африку прибыли немецкие подразделения. За несколько дней до битвы за Крит британские войска провели неудачную наступательную операцию «Краткость» на границе Египта и Ливии против немецких и итальянских войск, которые осаждали Тобрук. Атаку пехоты поддерживали 2-й КТП, получивший 29 недавно вышедших из ремонта крейсерских танков и 4-й КТП с 26-ю танками Matilda II. В целом операция завершилась неудачно. 4-й КТП поддерживал атаку 1-го батальона Дархэмского полка лёгкой пехоты на форт Ридотта-Капуццо. Там они натолкнулись на 20–30 немецких танков, оборонявшихся с подготовленных капониров при поддержке итальянских противотанковых орудий. Немцы успели подбить 12 британских танков, прежде чем отступили со своих позиций. Вскоре британские войска в спешке оставили захваченные позиции, так как Роммель двинул на их скудные силы свои танковые подразделения. Маловероятно, что при этом союзникам удалось эвакуировать свою подбитую технику (по некоторым данным, в районе форта немцы захватили 24 британских танка).
Ещё большей неудачей закончились для королевских войск бои в Греции. Особенно ожесточённое сражение развернулось за остров Крит – здесь, помимо прочих сил, в обороне участвовали 9 пехотных танков Mark II.A Matilda II из состава 7-го КТП. Однако в условиях гористой местности танки показали себя плохо – их двигатели перегревались от чрезмерных нагрузок, и часть машин пришлось бросить из-за поломок. Так как в боекомплектах танков были, по большей части, бронебойные снаряды, а Крит атаковали, в основном, пехотные и десантные немецкие части, 2-фунтовые пушки оказались почти бесполезными. Вскоре остров был захвачен, и все британские танки оказались в руках немцев. В вермахте трофейные Matilda II получили обозначение Infanterie Pz.Kpfw. Mk.II 748(e) и использовались, прежде всего, танковыми школами. Шесть «критских» танков отремонтировали и зачислили в состав 212-го танкового батальона, который сформировали 12 июля 1941 года специально для обороны захваченного острова. Со временем материальную часть батальона заменили на танки Pz. Kpfw. III и перевели это подразделение в Восточную Пруссию, где оно использовалось как учебное.
Между тем сражения в Северной Африке разгорелись с новой силой. В последующих боях британцы потеряли значительное количество бронированной техники. Вот что вспоминал об этом один из штабных офицеров Роммеля лейтенант Хайнц Вернер Шмидт:
«Я сопровождал командующего в поездке на поле боя на линии фронта Хальфайя–Сиди-Омар. Мы насчитали 180 подбитых британских танков, главным образом типа Mark II Matilda II. Некоторые из них позднее были вывезены с поля боя, отремонтированы, маркированы немецким крестом и брошены в бой против тех, кто когда-то состоял в их экипажах».
Роммель высоко оценил британский танк и обратился к своему командованию с просьбой прислать противотанковые средства, способные успешно противостоять ему. В Африку из Германии отправили 76,2-мм и 75-мм САУ Marder III, а также САУ на базе трофейных французских танков. Но самыми страшными противниками британских бронетанковых сил стали 88-мм зенитные орудия FlaK 18/36/37. В июне 1941 года у Роммеля было всего 12 таких артсистем, но эту малочисленность он компенсировал эффективностью их использования. 15 июня 1941 года британцы начали операцию «Боевой топор» атакой на холмы Хальфайя и Хафрид. Однако немцы укрепили их, подготовив капониры для своих зенитных батарей. Английский историк Б. Г. Лиддел Гарт пишет:
«Уже было совсем светло, когда батальон танков Matilda II, возглавлявший атаку, начал преодолевать последний участок, отделяющий его от противника. Первое сообщение, которое поступило от командира танкового батальона по радиотелефону («Они разносят мои танки на куски!»), стало последним сообщением. В танковой ловушке, которую создал Роммель, разместив четыре 88-мм пушки возле перевала, справедливо названного английскими солдатами «перевалом адского огня», из 13 танков Матильда уцелел лишь один».
Всего британцы бросили в наступление около сотни танков Matilda II, 64 из которых были подбиты, а часть – досталась немцам в виде трофеев. Захваченные машины немцами ремонтировались и передавались в 21-ю танковую дивизию.
Роммель активно использовал захваченные вражеские танки. Один боевой эпизод с участием таких машин, имевший место 18 ноября 1941 года во время операции «Крестоносец», стал широко известным. Британские войска проводили операцию по деблокированию Тобрука, и артиллерийское подразделение лейтенанта Хайнца Шмидта (действовавшее в составе 15-й танковой дивизии) попало в критическую ситуацию в районе Сиди-Азейза. На марше оно столкнулось с двенадцатью британскими танками Matilda II. Три противотанковых орудия немцы привели в боевую готовность и даже успели подбить два вражеских танка, когда сзади к их позициям приблизились ещё две машины Matilda II. Лейтенант впал в отчаяние, однако вскоре обнаружил на их башнях немецкие кресты. Англичане же, очевидно решив, что с немецкой батареей покончили прорвавшиеся к ней в тыл британские танки, развернулись и отправились восвояси.
Помимо трофейных линейных танков в Африке успел повоевать ещё один любопытный экземпляр бронетехники. Один из первых танков Mark II Matilda II немцы отправили на полигон в Тернойцене, где использовали для подготовки к операции «Морской лев». Когда планы гитлеровского командования поменялись, башню танка демонтировали и на её место установили 50-мм танковое орудие, защищённое открытой бронированной рубкой. Получившейся САУ присвоили индекс 5 sm KwK38 L42 auf infanterie Pz.Kpfw. Mk.II 748(e) (чаще использовалось неформальное имя – Osvald) и отправили в Африку к Роммелю. В дальнейшем таким же образом переоборудовались немецкие танки, по какой-то причине лишившиеся башен. Точное количество таких машин, а также подробности их использования автору неизвестны.
К концу 1941 года британскому командованию стало ясно, что пехотные танки Mark II Matilda II в новых условиях не годятся для использования по своему прямому назначению. Летом 1942 года им на смену начали поступать американские M4 Sherman и британские Mk.IV Churchill, а большую часть выпускавшихся «матильд» британцы отправляли на экспорт в СССР, Австралию, Канаду и Новую Зеландию. Весной 1943 года их полностью сняли с производства.
На бескрайних русских просторах
Танки Mark II Matilda II известны тем, что активно применялись советским командованием. После тяжёлых поражений 1941 года в Красной армии сложилась катастрофическая ситуация с бронетехникой. Эвакуированные заводы ещё не успели наладить производство танков, и советское руководство обратилось к правительствам стран-союзниц с просьбой включить в поставки по ленд-лизу бронетанковые вооружения. Уже 11 октября 1941 года на судах первого конвоя PQ-1 в СССР прибыли двадцать Mark II Matilda II. Всего в Советский Союз из Великобритании отправили 1084 танка этого типа, из которых прибыли в пункты назначения 918 (остальные 166 пошли на дно вместе с потопленными транспортами). Первыми новые танки получили 132-й, 136-й и 138-й отдельные танковые батальоны (далее – ОТБ), которым по штату полагалось иметь по 24 машины.
Отношение к Matilda II у советских танкистов было двояким. С одной стороны, уровень их бронирования не уступал танку КВ-1, а то и превышал его (за счёт качества брони), с другой – проходимость машин была отвратительной, а 42-мм орудие оказалось крайне слабым. Советских руководителей это не устраивало, поэтому сразу после проведения первых испытаний в КБ горьковского завода №95 поступило распоряжение установить на Matilda II 76-мм танковую пушку ЗиС-5 (это орудие горьковчане под руководством главного конструктора В. Г. Грабина разработали для замены пушки Ф-32 на танках КВ-1). КБ провело работы ударными темпами, и уже в декабре танк с новой пушкой, получившей индекс ЗиС-96 (Ф-96), успешно прошёл испытания.
Однако завод №9, на котором разместили заказ на серийное производство, сорвал программу выпуска артсистем для Matilda II. Вот как эта ситуация описывалась в письме от 28 марта 1942 года, написанном наркомом танковой промышленности В. А. Малышевым наркому вооружения Д. Ф. Устинову:
«Напоминаю Вам, что план производства 76-мм танковых орудий Ф-96 для танков «Матильда» заводом № 9 фактически сорван, вместо запланированных 120 сдано только 47. В то же время выпуск 76-мм пушек ЗИС-5 для танков KB даже перевыполнен. Сложившееся положение вещей считаем неприемлемым, так как орудия для KB имеются в достаточном количестве. Вопрос же скорейшего перевооружения имеющихся толстобронных английских танков 76-мм пушкой в настоящее время считается задачей № 1. Примите срочные меры по оперативной корректировке производства артиллерии для танков на II квартал текущего года с тем, чтобы недосдача пушек I квартала была восполнена как можно скорее».
В середине 1942 года из Великобритании начали поступать Mk.II Matilda CS, вооружённые 3-дюймовыми гаубицами, и это частично решило вопрос.
Впервые на Восточном фронте эти танки приняли участие в боях в январе 1942 года. 20 января танковая рота из состава 170-го ОТБ пошла в атаку в районе Великих Лук. 1-й батальон 225-го стрелкового полка, которому придавались танки, атаку не поддержал, так как её отменили накануне, о чём танкистов не поставили в известность. Танковая рота выбила немцев из деревни Мышкино, они поспешно отступили к селу Малвотица, но подкрепление не прибывало, и танкистам, израсходовавшим боекомплекты, пришлось вернуться назад.
К 1942 году немцы успели насытить свои войска противотанковыми средствами, способными пробивать броню и советских КВ-1, и британских Matilda, поэтому выживаемость танковых экипажей резко снизилась. Крупным недостатком танков Matilda были и их фальшборта – в условиях распутицы пространство между ними и корпусом быстро забивалось грязью, что приводило к быстрому выходу из строя ходовой части. Кроме того, танкистам приходилось останавливаться на марше, чтобы через лючки в фальшбортах очистить ходовую от грязи.
В сильные морозы даже при работающем двигателе замерзали жидкостные трубопроводы, расположенные слишком близко к днищу, а у танков Matilda Mk.V замерзали пневматические усилители управления трансмиссией (рассматривался вопрос их замены на механические).
В условиях гололедицы гусеницы скользили по льду, и танкистам приходилось забивать в просветы между траками болты, куски железа и прочий металлический лом, чтобы увеличить зацепление танка за грунт. Вот что вспоминал о «матильдах» бывший командир танка Л. С. Падуков, воевавший в районе Орла в составе 212-й танковой бригады (интервью опубликовано на сайте iremember.ru):
«… За время марша выяснилось, что гусеницы «Матильд» скользят на склонах. Техникам пришлось наваривать через трак «шпоры», которые улучшили сцепление гусениц с грунтом… Глубокий снег не давал «Матильдам» с их низким клиренсом развить скорость. При подходе к населённому пункту Гранкино танки увязли в снегу, которого в низине было ещё больше. Тем не менее, танки роты, наступавшие на правом фланге, вышли к Гранкино, а танки взвода Мунштукова попали на минное поле».
Позже бригада в полном составе вошла в 19-й танковый корпус, и её «матильды» принимали участие в боях на Курской дуге. После окончания сражений корпус вывели на переформирование в Наро-Фоминск и пересадили на отечественную технику, чему танкисты очень обрадовались. В целом, к концу 1943 года от использования «матильд» в Красной Армии отказались, заменив их советской техникой и ленд-лизовскими танками Churchill.
«Королевы» тихоокеанских джунглей
Дольше всех использовали танки Matilda австралийские и новозеландские войска в боях против японцев. Первые 140 машин австралийцы получили в июле 1942 года. Британские танки оказались неуязвимыми для японской техники, а пробивной мощности 2-фунтовых орудий вполне хватало, чтобы пробить вражескую броню. Австралийские экипажи чувствовали себя настоящими хозяевами положения, а свои «матильды» считали «королевами джунглей».
Японцы старались поразить, в первую очередь, гусеницы танков Matilda II и просвет между башней и корпусом. В связи с этим на машины стали наваривать литые стальные крылья для защиты ходовой части, а башни защищать стальным бруствером, который приваривали к корпусу по периметру погона. От ручных гранат и авиабомб слабую броню крыши корпуса защищали наваренные сетки. Нижнюю часть корпуса старались сделать максимально герметичной, так как танки часто десантировались с морских судов, которые не могли подойти к берегу вплотную, и часть пути машинам приходилось преодолевать в воде своим ходом, погружаясь по гусеницы.
В боях за тихоокеанские острова австралийцы использовали свои танки небольшими группами. Часть машин они переделали в огнемётные (орудие заменили огнемётной установкой, в корпусе и башне разместили ёмкость на 360 литров огнесмеси и баллоны со сжатым воздухом; ещё 450 литров помещалось в наружном сбрасываемом баке). Огнемёт мог вести огонь на дистанциях до 80–120 метров – правда, чтобы перезарядиться, танку требовалось 30 секунд. Всего в огнемётные переделали 25 машин, которые получили название Matilda Frog (англ. – «лягушка»). Впервые эти танки применили на Борнео, где они оказались очень эффективными.
Ближе к окончанию войны появилась модификация танка с огнемётом, в котором для стрельбы огнесмесью использовались пороховые заряды. Такие машины назывались Matilda Murray.
Для нужд войск, сражавшихся в тихоокеанских джунглях, британские инженеры разработали и модификацию танка, снабжённую бульдозерным отвалом (Matilda Dozer). Конструкторы сиднейского отделения фирмы British Standard Machinery Co. разработали два варианта этих машин: Mk.1 – с тросовым приводом; Mk.2 – с гидравлическим приводом. Matilda Dozer использовались в августе 1945 года при высадке на остров Лабуан в Малайе и при освобождении города Баликпапан в Индонезии. Однако особой роли в боевых операциях эти танки не сыграли, так как их отвалы слишком сильно зарывались грунт и заслоняли обзор механикам-водителям.
Ещё шесть танков австралийцы переоборудовали под противолодочные бомбомёты. На корпусах смонтировали установки Hedgehog (англ. – «ёж»), которые представляли собой направляющие для семи реактивных бомб. Масса бомбы составляла 28,5 кг, масса порохового заряда – 16 кг, дальность стрельбы – 200–300 м. Пока шло изготовление «бронированных ежей», война закончилась, и в боях они поучаствовать не успели.
Танки Matilda пришлись по душе австралийцам, и они использовали их в качестве учебных машин до 1955 года, пока не заменили на более современные машины Centurion и A41.
«Скорпион», «барон» и «морковка»
В метрополии после отстранения танка Matilda II от боевых действий тоже старались приспособить его для решения задач, для которых он изначально не предусматривался. Прежде всего, ещё на стадии проектирования танка Matilda I компания John Flower&Co. разработала для него противоминный плуг. Правда, оказалось, что на мёрзлых или плотных грунтах это устройство эффективно работать не может, на Matilda II его установить не удалось, поэтому на практике плуг никогда не использовали.
На новые танки также установили катковые тралы AMRA, разработанные для крейсерских танков. Однако вскоре выяснилось, что эти тралы годятся лишь для того, чтобы обнаружить минное поле (эффективно протралить в нём проходы они не могли). Первым полноценным танком минного траления стал Matilda Scorpion, снабжённый цепным противоминным тралом конструкции южноафриканского инженера Абрахама Дю Туа. На барабане крепились цепи, которые при вращении с силой ударяли по грунту, вызывая детонацию минных зарядов. Барабан вращался отдельным двигателем Ford V8, который устанавливался по правому борту танка. Впервые 24 танка Matilda Scorpion применили в наступлении под Эль-Аламейном, где они себя отлично зарекомендовали.
В Тунисе при штурме укреплённой линии Марет использовались усовершенствованные Matilda Scorpion Mk.II, а вскоре Дю Туа в сотрудничестве с производителем моторов компанией AEC Ltd. создал более эффективный сухопутный минный тральщик Matilda Baron. У опытных «баронов» барабан приводился в движение посредством двигателя фирмы Crysler, но на серийной модификации Mk.II его заменили силовой установкой британской компании Bedford Vehicles (подразделение американской General Motors). На Mk.III установили уже два таких двигателя и, кроме того, заменили тяжёлую башню более лёгкой неподвижной рубкой. Установка оказалась удачной, и промышленность переоборудовала 60 линейных танков в минные тральщики Mark II Matilda Baron Mk.IIIA. Эта машина могла не только проводить разминирование, но и преодолевать заграждения из колючей проволоки и даже работать в качестве траншеекопателя.
Самой любопытной машиной, созданной британцами на базе Mk.ІI Matilda ІІ, можно считать прожекторный танк CDL (Canal Defence Light, англ. – «прожектор для обороны Канала»). Здесь жители туманного Альбиона в погоне за оригинальностью перещеголяли самих себя – индекс абсолютно не соответствовал действительности и предназначался исключительно для запутывания противника. Ни для какой защиты Ла-Манша эти прожекторные танки не предназначались – их «миссией» было ослепить противника при наступлении и таким образом обеспечить собственным силам продвижение к его траншеям.
Башню Matilda ІІ заменили на другую, сваренную из 65-мм листов. В ней устанавливался прожектор с электродуговой лампой мощностью 8 млн Вт. С помощью системы зеркал луч фокусировался и направлялся наружу через специальное узкое отверстие. Танковый прожектор испускал мощный луч света, создавая полосу «дискомфорта» шириной 31 и дальностью 910 м. Для полноты эффекта прожектор снабжался прерывателем (из-за чего свет быстро и невыносимо ритмично мигал), а также жёлтыми и голубыми фильтрами. Оператор прожектора, размещавшийся в башне, был обязан вовремя менять электроды и направлять свет на цель. В случае необходимости он мог вести огонь из спаренного с прожектором пулемёта BESA. Башни Matilda ІІ CLS легко заменялись на стандартные танковые башни, поэтому переоборудование линейных танков в прожекторные могли вполне беспроблемно производить армейские механики в частях.
С 1941 по 1944 годы было изготовлено в общей сложности 300 прожекторных башен. Танками Matilda ІІ CLS вооружили 1-ю и 34-ю танковые бригады КТК, располагавшиеся в Великобритании. 42 такие машины получил и 42-й КТП, находившийся в Египте – кроме 19 линейных танков в его составе имелось несколько шасси Matilda ІІ, снабжённых кран-стрелами для замены башен. В боях Matilda ІІ CLS не участвовали.
Кроме того, в Африке осуществлялись попытки создания на базе Matilda ІІ бронированного мостоукладчика с мостом типа Inglis Bridge, но дальше прототипов дело не сдвинулось. Также осуществлялись попытки использовать устаревшие пехотные танки для подрыва вражеских укреплений – для этого использовали установку подрыва Carrot (англ. – «морковка»). Она представляла собой раму минного трала AMRA, на которую крепился 272-кг заряд. Дальше экспериментов и разовых применений эти работы также не продвинулись.
В целом британцам удалось создать неплохой танк, но в силу оперативного реагирования немцев на новинки противника на Западном и Африканском театрах военных действий эта машина устарела уже к 1942 году. Несколько несоответствующей требованиям времени оказалась она и на Восточном фронте в 1942–43 годах (у Советского Союза попросту не было иного выхода, как использовать любую доступную бронетехнику). Уже к концу 1943 года, наладив производство собственных танков, в СССР от Matilda II поспешили отказаться. С другой стороны, немцы доказали, что грамотное использование британских танков превращает их в грозное оружие.
Тем не менее, реалии Второй мировой войны наглядно продемонстрировали, что время пехотных танков безвозвратно прошло, и будущее – за универсальными машинами. Поэтому «матильды» были весьма быстро вытеснены из боевых подразделений КТК американскими «шерманами» и «грантами». В условиях появления на поле боя противотанковой артиллерии, способной пробивать танковую броню, эпоха тяжёлобронированных медленных танков стала близиться к концу. Отныне всё большее значение приобретали скорость, манёвренность и универсальность.
Комментарии к данной статье отключены.