• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 26 February '21
      Война в картинках: пропаганда, развлечение, искусство
    • 23 February '21
      Первое оружие легионера
    • 22 February '21
      Венгерские хроники длинноносых «соток»: третий «Конрад»
    • 18 February '21
      Засекреченный космонавт
    • 17 February '21
      Поломанные крылья вяземского десанта
    • 15 February '21
      Шкура битой немецкой кошки
    • 13 February '21
      Бои на истощение: кто поднимет костыль выше?
    • 12 February '21
      Два прочтения одной хрестоматии
    • 11 February '21
      Второй бой у Нарвика
    • 10 February '21
      Как угнать немецкий танк
    • 10 February '21
      Оружие советского снайпинга
    • 08 February '21
      Проект Manta Ray: DARPA заказывает подводные беспилотники
    17

    Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XIV

    • ВМВ
    • авиация
    • СССР
    Михаил Быков
    04 January '15

    Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

    55-й истребительный авиационный полк был сформирован в январе 1940 г. в Киевском Особом Военном округе на основе 43-го, 2-го, 12-го и 17-го ИАП. В июне-июле 1940 г. полк принимал участие в освобождении Бессарабии. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны 55-й ИАП участвовал с 22 июня 1941 г.до ее победного окончания в мае 1945-го (с перерывами на доукомплектование, перевооружение и отдых).

    7 марта 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР 55-й ИАП был преобразован в 16-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

    ​И-153, на котором летом 1941 г. летал будущий дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов. Реконструкция внешнего вида выполнена по словесному описанию (рисунок автора) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XIV | Warspot.ru
    И-153, на котором летом 1941 г. летал будущий дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов. Реконструкция внешнего вида выполнена по словесному описанию (рисунок автора)

    Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, выполнен 13681 боевой вылет, в воздушных боях сбито 587 самолетов противника. Свои безвозвратные потери по всем причинам составили 227 самолетов и 91 летчик.

    В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:

    ​Будущий трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин у истребителя МиГ-3 в сильно изношенной зимней окраске, зима-весна 1942 г. (http://waralbum.ru) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XIV | Warspot.ru
    Будущий трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин у истребителя МиГ-3 в сильно изношенной зимней окраске, зима-весна 1942 г.
    (http://waralbum.ru)

    И-153 и И-16. 55-й ИАП встретил начало войны, находясь в стадии активного переучивания и перевооружения на новую авиатехнику и имея, по существу, двойной комплект матчасти. На 22 июня 1941 г. в полку имелось 54 И-153 и И-16 (из них 15 неисправных) в соотношении приблизительно 2:1, однако к концу месяца из-за высоких потерь в строю осталось исправными лишь 15 «чаек» и 6 «ишаков». Они интенсивно использовались в боях, в основном, для штурмовки наземных целей. Последние И-153 исчезли из боевого состава полка, судя по всему, в конце сентября 1941 г., а И-16 в небольшом количестве дожили до осени следующего года и были сданы в другие авиачасти. Общие потери самолетов этих типов составили 30 И-153 и 7 И-16.

    ​МиГ-3, на котором в 1941 г. летал будущий Герой Советского Союза Валентин Фигичев. Реконструкция внешнего вида выполнена по словесному описанию (рисунок автора) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XIV | Warspot.ru
    МиГ-3, на котором в 1941 г. летал будущий Герой Советского Союза Валентин Фигичев. Реконструкция внешнего вида выполнена по словесному описанию
    (рисунок автора)

    МиГ-3. На 22 июня 1941 г. 55-й ИАП имел в боевом составе 62 МиГ-3 (к полетам на новом типе истребителя было подготовлено 22 летчика), однако уже к концу месяца из-за потерь в строю оставалось всего 25 исправных «МиГов». Далее их число продолжало неуклонно сокращаться, но в первых числах марта 1942 г. полк принял 9 МиГ-3 от 146-го ИАП. Истребители Микояна и Гуревича использовались полком до конца первой декады августа 1942 г. Всего в боях и летных происшествиях было потеряно 78 машин.

    ​P 39D-2 «Аэрокобра» из состава 16-го Гв.ИАП, на котором весной 1943 г. летал будущий Герой Советского Союза Вадим Фадеев (рисунок автора) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XIV | Warspot.ru
    P 39D-2 «Аэрокобра» из состава 16-го Гв.ИАП, на котором весной 1943 г. летал будущий Герой Советского Союза Вадим Фадеев
    (рисунок автора)

    Як-1. Истребители Яковлева впервые появилсь в боевом составе 16-го Гв.ИАП в июне 1942 г., когда полк получил 14 Як-1 и освоил их в боевых условиях. Эти машины эксплуатировались вместе с МиГ-3 и И-16 до середины августа того же года, когда 16-й Гв.ИАП был выведен из боевых действий в 6-й отдельный учебно-тренировочный авиаполк Закавказского фронта и полностью перевооружен на Як-1. Однако период боевой работы полка только на «Яках» продолжался всего около месяца: с середины сентября до конца года 16-й Гв.ИАП боевой работы не вел, занимаясь по плану учебно-боевой подготовки, а затем убыл с фронта для переучивания на иностранную технику. Безвозвратные потери Як-1 по всем причинам за все время эксплуатации в полку составили 15 самолетов.

    ​P 39L-1 «Аэрокобра» из состава 16-го Гв.ИАП, период боевых действий на Кубани, весна 1943 г. (В. Роман, «Аэрокобры над Кубанью») - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XIV | Warspot.ru
    P 39L-1 «Аэрокобра» из состава 16-го Гв.ИАП, период боевых действий на Кубани, весна 1943 г.
    (В. Роман, «Аэрокобры над Кубанью»)

    «Аэрокобра» (Bell P-39 Airacobra производства США). 1 января 1943 г. 16-й Гв.ИАП был выведен в 25-й запасной истребительный авиаполк Закавказского фронта (г. Аджи-Кабул Азербайджанской ССР) для переучивания на ленд-лизовские истребители «Аэрокобра». Боевую работу на новом типе полк начал в 9 апреля 1943 г. и провоевал на американских машинах до конца войны, потеряв за этот период по боевым и небоевым причинам 96 «Аэрокобр».

    ​Александр Покрышкин на крыле своей «Аэрокобры» с 30 звездочками воздушных побед (http://scalemodels.ru) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XIV | Warspot.ru
    Александр Покрышкин на крыле своей «Аэрокобры» с 30 звездочками воздушных побед
    (http://scalemodels.ru)
    ​Григорий Речкалов на крыле своей «Аэрокобры» с 55 победными звездочками (K. Geust & G. Petrov, “Red Stars In The Sky”) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XIV | Warspot.ru
    Григорий Речкалов на крыле своей «Аэрокобры» с 55 победными звездочками
    (K. Geust & G. Petrov, “Red Stars In The Sky”)
    ​P-39Q-15 «Аэрокобра» из состава 16-го Гв.ИАП, персональный самолет Григория Речкалова, на котором он летал на заключительном этапе войны, зимой-весной 1945 г. (рисунок автора) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XIV | Warspot.ru
    P-39Q-15 «Аэрокобра» из состава 16-го Гв.ИАП, персональный самолет Григория Речкалова, на котором он летал на заключительном этапе войны, зимой-весной 1945 г.
    (рисунок автора)

    Михаил Быков

    Цвета военного неба: «Глупыши» на палубе авианосца на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «Глупыши» на палубе авианосца
    Цвета военного неба: операция «Боденплатте» на Warspot.ru
    Цвета военного неба: операция «Боденплатте»
    Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома на Warspot.ru
    Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома
    Поделиться
    • 1
    • 3
    • 2
    • Статьи по теме
    • Комментарии (2)
    Несостоявшееся возмездие-2 на Warspot.ru
    Несостоявшееся возмездие-2
    Горячий день над Керчью на Warspot.ru
    Горячий день над Керчью
    Буквы и цифры на «Ишаках» и «МиГах» на Warspot.ru
    Буквы и цифры на «Ишаках» и «МиГах»
    «Драконы» над «Гнилым морем» на Warspot.ru
    «Драконы» над «Гнилым морем»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (2)
    Неизвестный
    wargamming.net © 2014 — 2021 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google