Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
55-й истребительный авиационный полк был сформирован в январе 1940 г. в Киевском Особом Военном округе на основе 43-го, 2-го, 12-го и 17-го ИАП. В июне-июле 1940 г. полк принимал участие в освобождении Бессарабии. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны 55-й ИАП участвовал с 22 июня 1941 г.до ее победного окончания в мае 1945-го (с перерывами на доукомплектование, перевооружение и отдых).
7 марта 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР 55-й ИАП был преобразован в 16-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
![И-153, на котором летом 1941 г. летал будущий дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов. Реконструкция внешнего вида выполнена по словесному описанию (рисунок автора) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XIV | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/009/130/content/01.jpg)
Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, выполнен 13681 боевой вылет, в воздушных боях сбито 587 самолетов противника. Свои безвозвратные потери по всем причинам составили 227 самолетов и 91 летчик.
В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:
![Будущий трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин у истребителя МиГ-3 в сильно изношенной зимней окраске, зима-весна 1942 г. (http://waralbum.ru) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XIV | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/009/132/content/02.jpg)
(http://waralbum.ru)
И-153 и И-16. 55-й ИАП встретил начало войны, находясь в стадии активного переучивания и перевооружения на новую авиатехнику и имея, по существу, двойной комплект матчасти. На 22 июня 1941 г. в полку имелось 54 И-153 и И-16 (из них 15 неисправных) в соотношении приблизительно 2:1, однако к концу месяца из-за высоких потерь в строю осталось исправными лишь 15 «чаек» и 6 «ишаков». Они интенсивно использовались в боях, в основном, для штурмовки наземных целей. Последние И-153 исчезли из боевого состава полка, судя по всему, в конце сентября 1941 г., а И-16 в небольшом количестве дожили до осени следующего года и были сданы в другие авиачасти. Общие потери самолетов этих типов составили 30 И-153 и 7 И-16.
![МиГ-3, на котором в 1941 г. летал будущий Герой Советского Союза Валентин Фигичев. Реконструкция внешнего вида выполнена по словесному описанию (рисунок автора) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XIV | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/009/131/content/03.jpg)
(рисунок автора)
МиГ-3. На 22 июня 1941 г. 55-й ИАП имел в боевом составе 62 МиГ-3 (к полетам на новом типе истребителя было подготовлено 22 летчика), однако уже к концу месяца из-за потерь в строю оставалось всего 25 исправных «МиГов». Далее их число продолжало неуклонно сокращаться, но в первых числах марта 1942 г. полк принял 9 МиГ-3 от 146-го ИАП. Истребители Микояна и Гуревича использовались полком до конца первой декады августа 1942 г. Всего в боях и летных происшествиях было потеряно 78 машин.
![P 39D-2 «Аэрокобра» из состава 16-го Гв.ИАП, на котором весной 1943 г. летал будущий Герой Советского Союза Вадим Фадеев (рисунок автора) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XIV | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/009/133/content/04.jpg)
(рисунок автора)
Як-1. Истребители Яковлева впервые появилсь в боевом составе 16-го Гв.ИАП в июне 1942 г., когда полк получил 14 Як-1 и освоил их в боевых условиях. Эти машины эксплуатировались вместе с МиГ-3 и И-16 до середины августа того же года, когда 16-й Гв.ИАП был выведен из боевых действий в 6-й отдельный учебно-тренировочный авиаполк Закавказского фронта и полностью перевооружен на Як-1. Однако период боевой работы полка только на «Яках» продолжался всего около месяца: с середины сентября до конца года 16-й Гв.ИАП боевой работы не вел, занимаясь по плану учебно-боевой подготовки, а затем убыл с фронта для переучивания на иностранную технику. Безвозвратные потери Як-1 по всем причинам за все время эксплуатации в полку составили 15 самолетов.
![P 39L-1 «Аэрокобра» из состава 16-го Гв.ИАП, период боевых действий на Кубани, весна 1943 г. (В. Роман, «Аэрокобры над Кубанью») - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XIV | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/009/135/content/05.jpg)
(В. Роман, «Аэрокобры над Кубанью»)
«Аэрокобра» (Bell P-39 Airacobra производства США). 1 января 1943 г. 16-й Гв.ИАП был выведен в 25-й запасной истребительный авиаполк Закавказского фронта (г. Аджи-Кабул Азербайджанской ССР) для переучивания на ленд-лизовские истребители «Аэрокобра». Боевую работу на новом типе полк начал в 9 апреля 1943 г. и провоевал на американских машинах до конца войны, потеряв за этот период по боевым и небоевым причинам 96 «Аэрокобр».
![Александр Покрышкин на крыле своей «Аэрокобры» с 30 звездочками воздушных побед (http://scalemodels.ru) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XIV | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/009/137/content/06.jpg)
(http://scalemodels.ru)
![Григорий Речкалов на крыле своей «Аэрокобры» с 55 победными звездочками (K. Geust & G. Petrov, “Red Stars In The Sky”) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XIV | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/009/134/content/07.jpg)
(K. Geust & G. Petrov, “Red Stars In The Sky”)
![P-39Q-15 «Аэрокобра» из состава 16-го Гв.ИАП, персональный самолет Григория Речкалова, на котором он летал на заключительном этапе войны, зимой-весной 1945 г. (рисунок автора) - Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть XIV | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/009/136/content/08.jpg)
(рисунок автора)
Комментарии к данной статье отключены.