Как известно, в первый день Великой Отечественной войны ВВС Красной армии потеряли по различным причинам около 1200 самолётов, из которых порядка 800 было уничтожено на 66 атакованных экипажами люфтваффе аэродромах. Одним из самых эффективных налётов, который произвели экипажи двухмоторных «церштёреров» из II группы эскадры ZG 26, стал утренний удар по приграничным аэродромам в окрестностях Гродно.
Сформированная в 1939 году, II группа эскадры ZG 26 к моменту вторжения в Советский Союз была одной из лучших частей тяжёлых истребителей люфтваффе. Её экипажи прошли французскую кампанию, сражались в битве за Англию и в весенней кампании 1941 года в Греции и на Балканах.
Командовал группой 30-летний гауптман Ральф фон Реттберг (Hptm. Ralph von Rettberg), лишь 14 июня награждённый за недавние успехи Рыцарским крестом. Эскадрилью 4./ZG 26 возглавлял обер-лейтенант Райнхолд Хойбель (Oblt. Reinhold Heubel), 5./ZG 26 — обер-лейтенант Теодор Россиваль (Oblt. Theodor Rossiwall), а 6./ZG 26 — гауптман Йоханнес фон Рихтгофен (Hptm. Johannes von Richthofen). Утром 22 июня в группе числилось 36 истребителей Bf 110C/E, из которых 30 были исправны.
Экипажи группы были подготовлены как к действиям в качестве истребителей, так и штурмовиков, и в обоих случаях были чрезвычайно опасным противником — недаром именно в бою с «Мессершмиттами» из II./ZG 26 над Грецией был сбит и погиб лучший ас Британского содружества Мармадьюк Пэттл.
Действия по наземным целям, в том числе и по аэродромам, были немцами хорошо отработаны как во время тренировок, так и в ходе многочисленных штурмовок французских, английских, югославских и греческих аэродромов. Кроме стандартного мощного наступательного вооружения Bf 110, состоявшего из двух 20-мм пушек MG-FF и четырёх 7,92-мм пулемётов MG-17, под фюзеляжем на пилоне ЕТС-500 можно было подвесить две бомбы по 250 или 500 кг, а часть самолётов модификации Bf 110Е-2 имели подкрыльевые узлы для четырёх 50-кг бомб, либо 96 двухкилограммовых осколочных мин-бомб SD-2, особенно эффективных при атаках небронированной техники или самолётов на стоянках.
На гребне второй волны
Первый вылет на Восточном фронте, самолёты группы выполнили ранним утром для штурмовки советских аэродромов в Литве. Части VIII авиакорпуса люфтваффе действовали на стыке советских Западного и Северо-Западного фронтов и работали против советских ВВС как в Прибалтике, так и в Белоруссии.
К 09:30-10:00 (здесь и далее время московское) непрекращающимися ударами были выбиты с передовых аэродромов и понесли тяжёлые потери все четыре истребительных полка 9-й САД и 122-й ИАП 11-й САД. После этого остатки 41-го, 124-го, 126-го и 129-го ИАП перебазировались на аэродромы вокруг Белостока, а 122-й ИАП — в Лиду и Лесище. Люфтваффе перенесли удары на аэродромы в глубине советской территории, по линии Лида – Белосток – Пинск.
Примерно к 09:30 машины II./ZG 26 были подготовлены к очередному вылету. Целями для «Мессершмиттов» с эмблемой в виде деревянного башмака на фюзеляже должны были стать аэродромы 127-го ИАП и 16-го СБАП 11-й САД в Скиделе и Черлене, а также 13-го СБАП 9-й САД в Борисовщизне (всё примерно в 40 км юго-восточнее Гродно). В 09:35 с аэродрома Сувалки стартовали все боеготовые самолёты группы — около 30 Bf 110. Дальнейшие события с немецкой стороны описаны в дневнике обер-лейтенанта Киля:
«Советские самолёты стояли на аэродроме в линейках, как на параде, готовые к вылету. Мы спикировали и, сбросив бомбы, начали расстреливать их из бортового оружия. Атака была прекращена лишь после того, когда огонь бушевал повсюду. На лётном поле были уничтожены от 40 до 50 самолётов, их укрытия уничтожены, а взлётная полоса была усеяна воронками. После этого мы полетели к другому аэродрому, и, поскольку все бомбы были истрачены, атаку произвели из бортового оружия, спустившись на бреющий. На третьем аэродроме было то же самое: самолёты стояли в линии – через несколько минут чёрные облака поднимались вверх…»
Согласно советским данным, около 10:00 аэродром Борисовщизна атаковали 34 Bf 110. В результате бомбового удара и штурмовки были уничтожены и получили тяжёлые повреждения 33 бомбардировщика СБ и Ар-2. Часть личного состава, в том числе штурманы лейтенант Я.В. Лаптев и младший лейтенант В.М. Ярцев, а также стрелки-радисты младшие сержанты А.А. Кондаков, И.П. Рябченко, О.И. Прядкин пытались вести ответный огонь из турельных пулемётов, но погибли от пуль и снарядов врага. В ходе налёта один Ар-2 и два СБ смогли подняться в воздух и перелететь на тыловые аэродромы. 13-й СБАП после этого налёта потерял боеспособность и боевых действий не вёл.
Далее немецкие экипажи проутюжили соседние аэродромы Черлена и Скидель. В Черлене были добиты самолёты 16-го СБАП, которые ранее уже подверглись налёту. Атака аэродрома 37 самолётами, опознанными как Ju 88, около 10:00 утра, также подтверждается советскими документами. Общие потери 16-го СБАП на земле оцениваются в 11 Пе-2 и 20 СБ, часть из которых, вероятно, была добита именно штурмовкой II./ZG 26. Аэродром Скидель был базовым аэродромом 127-го ИАП, однако полк ещё в начале июня перебазировался на полевой аэродром Лесище, а в Скиделе оставались в основном неисправные самолёты и часть учебных машин. На фотографиях аэродрома, сделанных немецкими военнослужащими, можно насчитать не менее 10 уничтоженных и повреждённых И-153.
Дислоцировавшиеся в районе Гродно войска 3-й Армии Западного фронта и окрестные аэродромы подвергались атакам немецких самолётов с 04:00, поэтому информация о действиях самолётов II./ZG 26 была немедленно передана на аэродром Лесище, который находился в 12-15 км восточнее атакованных аэродромов. Согласно журналу боевых действий 127-го ИАП, уже в 10:00 на перехват немецких самолётов, идентифицированных как Do 215 и Bf 110, начали взлетать все боеготовые «Чайки».
Первыми стартовали девять И-153 2-й эскадрильи 127-го ИАП, которые вёл заместитель комэска лейтенант Г.А. Купча. В 10:10 советская группа вступила в бой с 30 немецкими самолётами и в 20-минутном бою потеряла три истребителя. Погибли лейтенант Н.Н. Михайлов и младший лейтенант И.Г. Маркин, а лейтенант Р.И. Вараксин с тяжёлым ранением совершил вынужденную посадку. Советские лётчики побед не заявляли.
Через пять минут в бой вступила пятёрка И-153 3-й эскадрильи, ведомая лейтенантом С.Я. Жуковским. По результатам 15-минутного боя личные победы над Bf 110 были засчитаны ведущему группы и младшему лейтенанту Б.А. Фокину. В 10:20 подошли две тройки из 4-й эскадрильи (ведущие старший политрук А.А. Артёмов и старший лейтенант П.А. Кузьмин), на счёт которых занесли одну групповую победу.
Примерно в то же время в бою отметились восемь И-153 из 1-й эскадрильи, ведомые заместителем комэска младшим лейтенантом С.С. Дерюгиным. Они после патрулирования над Гродно возвращались на аэродром и на драку наткнулись случайно. Дерюгин заявил победу над Do 215, но на аэродром не вернулся старший политрук А.С. Данилов. Эта группа участвовала в бою очень короткое время, так как к моменту боя находилась в воздухе больше часа, и в 10:25 истребители 1-й эскадрильи уже сели на своём аэродроме.
Последними в бою с II./ZG 26 поучаствовали три «Чайки» из 1-й эскадрильи, ведомые младшим лейтенантом А.И. Дружковым, которые меняли над Гродно восьмёрку Дерюгина. Судя по всему, у немцев уже закончились боеприпасы, поэтому звено, пропатрулировав ещё 20 минут, в 11:00 без потерь приземлилось в Лесище.
Реконструкция событий
К сожалению, никаких серьёзных описаний боя советской стороной не было составлено. Пожалуй, единственное, что упоминается в документах о тактике противника это то, что их самолёты образовали оборонительный круг, который советским истребителям удалось разорвать.
Некоторые подробности боя описываются в статье «Шесть воздушных атак сталинских соколов» о действиях 127-го ИАП в газете «Красная Звезда» от 28 августа 1941 года:
«Первой по тревоге вылетела эскадрилья лейтенанта Купча. Встреча с противником произошла возле самого города. Завязался жаркий воздушный бой. На стороне врага было двойное численное превосходство, но это мало смущало наших истребителей. Они смело шли на лобовые атаки, заходили фашистским стервятникам в хвост, обрушивались на них сверху.
Счёт сбитым вражеским самолётам открыл младший лейтенант Дерюгин. Произошло это так. На машину командира эскадрильи стали наседать три «Мессершмитта». Лейтенант Купча оказался в замкнутом кругу. Но тут подоспел Дерюгин. Он атаковал один из «Мессершмиттов» в момент его захода в хвост командирской машине. «Мессершмитт» задымился и рухнул вниз. Остальные два поспешно вышли из боя…»
С немецкой стороны о бое можно судить только по записям обер-лейтенанта Киля:
«Радист снова крикнул: «Внимание! Самолёты противника слева!» Итак, вражеские самолёты уже были тут. Но это не имело значения. Внизу всё было в огне, были видны взрывы и облака огня, вздымающиеся все выше и выше. Как во сне, мы увидели одну из наших машин со шлейфом дыма. Он был поражен врагом и тянул домой, однако терял высоту и вот, наконец, разбился. В этот момент общая ответственность лежала на командире группы, который должен был сохранять хладнокровие и руководство, вернув экипажи на базу. На обратном пути мы более внимательно осмотрели свои машины. Большинство самолётов имели попадания, однако двигатели, масло и температура были в порядке. Результаты атаки были впечатляющими: 48 самолетов уничтожено на земле, три в воздухе, и только один наш самолёт был потерян…»
Судя по донесениям, составленным по горячим следам, советские лётчики посчитали, что атакуют группу немецких бомбардировщиков. Это обстоятельство, а также то, что «Чайки» вступали в бой небольшими группами, не позволило лётчикам 127-го ИАП победить в бою, хотя, казалось бы, в классической «собачьей свалке» у пилотов манёвренных И-153 были все шансы. В защиту советских лётчиков можно напомнить, что этот бой для большинства из них был первым в жизни.
Девятка «Чаек» 2-й эскадрильи, атаковав 30 Bf 110, имела мало шансов на успех, причём, судя по статье в «Красной Звезде», советские истребители могли атаковать в лоб и сразу же лишиться трёх самолётов в этом невыгодном для себя направлении атаки. Далее, с подходом подкреплений 3-й и 4-й эскадрилий, немцы замкнули оборонительный круг и начали оттягиваться в западном направлении. До боя они минимум 10 минут штурмовали аэродромы, и, вероятно, их боезапас подходил к концу.
Надо отдать должное советским пилотам — им, видимо, удалось прорваться сквозь немецкий боевой порядок и, возможно, даже разорвать круг, но это не привело к разгрому. Наоборот, немцы подбили ещё один И-153 и ушли в сторону своего аэродрома Сувалки. Обер-лейтенант Киль пишет про то, что советским пилотам удалось сбить один немецкий самолёт, однако это не подтверждается немецкими документами.
Пролетая над Гродно, немцы подверглись безрезультатной атаке патрулирующего звена младшего лейтенанта Дружкова, которому очень повезло: пролетавшие мимо немцы не имели снарядов и патронов, в противном случае атака тройки И-153 могла закончиться для последних не слишком благополучно.
Действия экипажей II./ZG 26 в этом вылете были в высшей степени профессиональными. За один вылет на земле были уничтожены около 50 самолётов, в том числе полностью разгромлен 13-й СБАП. Кроме того, опытные немецкие экипажи выдержали тяжёлый 20-минутный манёвренный бой и не только отразили все атаки советских лётчиков, но и сбили две, а также тяжело повредили ещё две «Чайки», сумев уйти без потерь. Именно такие высокоэффективные действия позволили соединениям VIII и II авиакорпусов люфтваффе к середине первого дня войны разгромить части 9-й, 10-й и 11-й САД и надолго завоевать полное господство в воздухе.
Комментарии к данной статье отключены.