До конца 2015 года Россия завершит уничтожение химических боеприпасов еще на четырех объектах его хранения – об этом 15 января сообщило агентство «Интерфакс-АВН». Руководитель Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковник Валерий Капашин в интервью заявил, что к концу текущего года Россия уничтожит более 90% имеющегося у нее химического оружия в соответствии с международными соглашениями.
Из сообщения также стало известно, что к двум российским объектам хранения и уничтожения отравляющих веществ (ОВ), которые в предыдущие годы полностью выполнили задачи по утилизации химических вооружений, в этом году прибавится еще четыре. Всего на территории России существует семь таких объектов – в частности, «Горный», «Камбарка», «Леонидовка», «Марадыковский», «Почеп» и «Щучье». Последний и седьмой по счету объект, где работы по ликвидации отравляющих веществ продолжатся и в 2016 году – специализированный завод в Удмуртии.
Международное соглашение по химическому оружию (Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия, а также о его уничтожении) вступило в силу 29 апреля 1997 года. На сегодня его подписали и ратифицировали практически все страны мира. Из шести оставшихся два государства подписали, но ещё не ратифицировали (Израиль и Мьянма), и четыре – не подписали Конвенцию (Ангола, Египет, Северная Корея, Южный Судан).
Согласно положениям Конвенции, завершить уничтожение химического оружия предполагалось к 2007 году, однако в силу объективных причин многие страны не укладывались в утвержденные графики, и сроки пересматривались и отодвигались. По оценкам некоторых экспертов, при сохраняющихся темпах работ Россия избавится от своих запасов отравляющих веществ не ранее 2017–2019 годов. В частности, такой прогноз сделал доктор технических наук Александр Горбовский – член международного Научно-консультативного совета по затопленному химическому оружию. По его словам, о том, что сроки выдержать не удастся, было известно еще в 2006 году, так как Россия приступила к работам по реализации Конвенции лишь в 2000 году. Во избежание нарушений международных соглашений, Россия также обращалась в международные инстанции, контролирующие процесс реализации Конвенции с просьбами об отсрочке, и сроки переносились.
Российская Федерация не менее других участников международного сообщества заинтересована в уничтожении своих запасов ОВ, так как на сегодня на российских военных складах не осталось боеприпасов, у которых не истек бы срок годности. По мнению генерал-полковника Капашина, хранение ОВ с истекшим сроком годности представляет чрезвычайную опасность – еще большую, чем процесс его утилизации.
История применения человеком химического оружия насчитывает не одно тысячелетие. В древности во время осады городов и крепостей армии часто использовали едкие вещества или раздражающие и удушающие дымы в стремлении если не уничтожить, то обессилить противника и сломить его волю к сопротивлению. В апреле этого года исполнится ровно 100 лет со дня первого применения боевых отравляющих веществ, что послужило толчком к их массовому производству и применению. Несмотря на то, что уже первый опыт боевого использования отравляющих веществ показал их малую стратегическую ценность и выявил тактические риски для стороны, его применяющей, многие страны мира стали активно накапливать химические вещества как потенциально опасное оружие массового поражения (ОМП). В случае удачной атаки таким оружием удавалось выводить из строя сразу тысячи солдат противника. И хотя неблагоприятные погодные условия могли свести эффективность химической атаки к нулю, считалось, что сам факт наличия такого оружия в арсеналах страны делает ее более защищенной.
Как показала практика, тезис о химическом оружии как гаранте мира не подтвердился. Химическое оружие не стало действенным фактором, способствующим уменьшению военной угрозы, при этом его хранение стало чрезвычайной угрозой для страны-владельца. Ядовитые вещества, служащие компонентами такого оружия, часто имеют ограниченные сроки годности и обладают агрессивными свойствами, активно разрушая емкости для хранения компонентов и сами боеприпасы. Безопасное уничтожение таких боеприпасов стоит в десятки раз дороже их производства и сопряжено с большими опасностями. К примеру, срочная ликвидация химического оружия в Сирии (примерно 1000 тонн), где вспыхнула гражданская война, обошлась мировому сообществу в один миллиард долларов (при этом речь шла лишь о его эвакуации из страны).
В Вооруженных силах России с оружием массового поражения, в том числе, и химическим оружием, имеют дело войска радиационной, химической и биологической защиты. Главным предназначением таких войск, как в мирное, так и в военное время является защита войск и гражданского населения от воздействия поражающих факторов оружия массового поражения.
Комментарии к данной статье отключены.