В истории каждой авиационной части или соединения военно-воздушных сил любой державы бывают моменты взлетов и падений, ярких побед и удручающих потерь. 1-я бомбардировочная эскадра люфтваффе (Kampfgeschwader 1, KG 1) не является исключением из этого правила. Для этого соединения «чёрным днем» стали седьмые сутки развязанной Гитлером войны с Советским Союзом – 28 июня 1941 года.
Обстоятельства воздушной войны на Восточном фронте в этот день сложились таким образом, что KG 1, а точнее, II и III ее группы, потеряли безвозвратно (60% и более повреждении по немецкой классификации потерь) сразу 6 состоявших у нее на вооружении двухмоторных бомбардировщиков Junkers Ju 88A. Из состава экипажей этих машин 11 человек погибло, пятеро получили ранения, остальным посчастливилось уцелеть. Это были наиболее тяжелые потери, понесенные какой-либо частью или соединением люфтваффе с первого дня войны с СССР.
Приведем список утраченных немцами самолетов с обстоятельствами потерь по данным Генерал-квартирмейстера Люфтваффе:
- Ju 88A-5 W.Nr. 884189 бортовой код V4+BN, из состава 5-й эскадрильи (5./KG 1) по неизвестным причинам потерян на 100%, район Riga – Erges. Весь экипаж (4 человека) погиб.
- Ju 88A-5 W.Nr. 883228 из штабного звена III группы (Stab III./KG 1) получил 70% повреждений от огня противника в районе Birzai – Riga. Экипаж не пострадал.
- Ju 88A-6 W.Nr. 882421 из 7./KG 1 получил 65% повреждений от огня противника, район Riga – Bausk. Экипаж не пострадал.
- Ju 88A-5 W.Nr. 883229, бортовой код V4+CR, из состава 7./KG 1 по неизвестным причинам потерян на 100 %, район Riga. Из состава экипажа один человек погиб, трое ранены.
- Ju 88A-6 W.Nr. 882380, бортовой код V4+CS, из состава 8./KG 1 по неизвестным причинам потерян на 100 %, район Riga. Из состава экипажа два человека погибли, двое ранены.
- Ju 88A-5 W.Nr. 882187, бортовой код V4+FT, из состава 9./KG 1 по неизвестным причинам потерян на 100 %, район Riga – Mitau. Весь экипаж (4 человека) погиб.
К этим данным следует также прибавить, что еще один Ju 88 из состава 7./KG 1 подвергся обстрелу с земли, в результате чего один член экипажа погиб. О повреждениях самолета данных нет.
Автору не известны какие-либо заявки на воздушные победы советской истребительной авиации в этот день над территорией Латвии в районе Риги и южнее латвийской столицы (Бауска, Биржай), как сказано в немецких документах. В этих районах в этот день шли интенсивные боевые действия на земле (26 июня германские войска заняли восточную Латвию и захватили Даугавпилс, 29 июня после ожесточенных боев гитлеровцы взяли Лиепаю, а уже 1 июля 1941 года советские войска оставили Ригу). Остается предположить, что либо все перечисленные выше самолеты KG 1 стали жертвами советской зенитной артиллерии и ружейно-пулеметного огня наземных войск, либо район действия бомбардировщиков эскадры в немецких документах обозначен не совсем верно и события разворачивались приблизительно на 200 км западнее.
В этом случае “юнкерсы” могли частично стать жертвами летчиков-истребителей из состава 158-го истребительного авиаполка, трое из которых – младший лейтенант П.Т. Харитонов, лейтенант А.В. Чирков и младший лейтенант С.И. Здоровцев – в этот день получили на свои боевые счета каждый по одному бомбардировщику Ю-88, сбитому в воздушных боях западнее города Остров Псковской области. При этом Харитонов и Здоровцев, летавшие на И-16 (Чирков пилотировал Як-1), уничтожили свои жертвы таранными ударами. Как явствует из советских архивных документов, в первом случае один член экипажа немецкой машины выпрыгнул с парашютом и попал в плен, трое погибли, а во втором – спастись сумели двое и попали в плен, а двое погибли.
В любом случае, кто бы ни уничтожил и повредил злополучные «Юнкерсы», день 28 июня 1941 года сложился для 1-й бомбардировочной эскадры крайне неудачно, став поистине чёрным в истории этого авиационного соединения.
Комментарии к данной статье отключены.