Мы уже рассказывали о действиях в июне 1941 года авиаполков ВВС КА, первыми получивших на вооружение новейшие штурмовики Ил-2. Так получилось, что из-за понесённых в первые дни войны потерь к началу июля на фронте остался лишь один 4-й ШАП, да и он балансировал на грани полной утраты боеспособности. Тем не менее, лётчики продолжали сражаться, пока в тылу лихорадочно формировались новые части, которые уже в начале июля вступили в бой. Ниже пойдёт речь о боевой работе 4-го и 430-го ШАП на Западном фронте в первой половине июля 1941 года.
На утро 2 июля в боевом составе 4-го ШАП на аэродроме Климовичи оставалось всего семь Ил-2, однако в этот день в полк перелетели ещё семь Ил-2 из Карачева, которые отстали при перебазировании полка на фронт. Перелёт прошёл не совсем удачно, и два самолёта вновь получили повреждения. Заместитель командира эскадрильи старший лейтенант В.Т. Кошелев полностью разбил Ил-2 №1860704 на вынужденной посадке в районе Унечи, а второй самолёт снёс шасси уже на посадке в Климовичах — по некоторым данным, его пилотировал заместитель командира полка майор Г.Ф. Кашубин. Поэтому с учётом шести вернувшихся в этот день с вынужденных посадок самолётов боевой и численный состав полка вырос до 18 исправных и девяти неисправных Ил-2 — большая часть последних ремонтировалась на месте вынужденных посадок. По другим данным, всего на 2 июля в строю оставалось 28 Ил-2.
Возвращение в строй самолётов позволило продолжить боевые действия, однако уровень боевых потерь и в этот день оставался весьма высоким. К вечеру из строя вышла половина вылетавших на задания штурмовиков, три не вернулись вовсе, а три выполнили вынужденные посадки. Несмотря на ввод в строй повреждённых «Илов», к вечеру боевой и численный состав полка сократился до дюжины машин:
«02.07.1941 произведено 11 самолёто-вылетов с задачей разведки с бомбардированием по колоннам мотомехчастей противника [в районе] Рогачёв — Бобруйск. Три экипажа с боевого задания не вернулись: старшие лейтенанты Денисюк и Широкий, младший лейтенант Волков. Сели вынужденно: лейтенант Ткаченко — Рославль, лейтенант Шакирджанов — Криволесье, майор Кашубин — Прохоровка».
Из оперативной сводки штаба ВВС ЗФ от 3 июля года следует, что восемь вылетов были проведены до 16:00:
«По дополнительным данным, 4-й ШАП 2 июля в 09:10–16:00 бомбардировал скопление танков противника в районе Стренки, Михайлово, Ковали, Бобруйск. В 15:00 бомбардировал скопление танков в лесу, что в 5 км западнее Рогачёва. Произведено 8 самолёто-вылетов, сброшено 6 ФАБ-100 и 18 РС».
Полк потерял в районе населённого пункта Турки (шоссе Бобруйск — Жлобин) два Ил-2 №1860302 и 1863204 заместителя командира 5-й эскадрильи старшего лейтенанта В.Я. Широкого и пилота той же эскадрильи младшего лейтенанта П.А. Волкова, которые вылетели из Климовичей в 17:00. Ещё три самолёта получили повреждения и выполнили вынужденные посадки: Ил-2 №1864902 заместителя командира 4-й эскадрильи старшего лейтенанта Ф.И. Денисюка, вылетевшего в 17:00, был подбит огнём зенитной артиллерии, но пилот смог дотянуть до территории, занятой советскими войсками, после чего «Ил» отправили в заводской ремонт. Ещё два штурмовика из 1-й эскадрильи выполнили вынужденные посадки по неуказанным в документе причинам, но были впоследствии отремонтированы.
В это время в районе действий 4-го ШАП на Бобруйском направлении немецкие истребители из I и III групп эскадры JG 51 прикрывали свои войска, доложив о трёх победах над одномоторными самолётами. В 17:35–17:40 командир 1./JG 51 обер-лейтенант Фридрих Эберле (Friedrich Eberle) и лейтенант Эрвин Фляйг (Erwin Fleig) из того же отряда заявили победы над британскими палубными пикировщиками «Скьюи», а в 17:46 пилот 8./JG 51 унтер-офицер Рихард Бранд (Richard Brand) заявил ещё один Ил-2, который он ошибочно идентифицировал как американский штурмовик «Валти» V-11.
Вероятно, из-за больших потерь полка у заместителя командира майора Г.Ф. Кашубина начались проблемы психологического характера, и он без видимых причин посадил исправный самолёт на «живот», поломав второй Ил-2 за день, вследствие чего попал под подозрение со стороны штаба и политорганов.
К утру 3 июля 4-й ШАП перебазировался на аэродром Ганновка в 20 км западнее Климовичей. Оставались боеготовыми 13 Ил-2, а ещё девять числились неисправными, в том числе на местах вынужденных посадок. За день удалось выполнить даже больше вылетов, чем накануне, но и потери были ещё более тяжёлые. Из оперативной сводки штаба ВВС ЗФ от 3 июля:
«03.07.1941 в 14:14 [полк] вёл разведку и уничтожал танки в районе Рогачёва. Произведено 10 самолёто-вылетов. Не вернулось три самолёта Ил-2».
Согласно полковым документам, полк выполнил больше вылетов и понёс больше потерь:
«03.07.1941 произведено 13 самолёто-вылетов с задачей бомбардирования мотомехчастей и переправ в районе Рогачёва. С боевого задания не вернулись старший лейтенант Кошелев, младший лейтенант Кривич, младший лейтенант Алексейкин, старший политрук Дрюков, старший политрук Василенко и младший лейтенант Рязанов».
- №1861105, старший лейтенант В.Т. Кошелев (2-я эскадрилья);
- №1861302, младший лейтенант В.С. Рязанов (2-я эскадрилья);
- №1861802, младший лейтенант А.Н. Кривич (3-я эскадрилья);
- №1861004, старший политрук В.Н. Василенко (4-я эскадрилья);
- №1864004, младший лейтенант А.А. Алексейкин (4-я эскадрилья);
- №1862104, старший политрук С.Я. Дрюков (5-я эскадрилья).
Действовавшие в районе Рогачёва пилоты «Мессершмиттов» Bf 109 из 1./JG 51 заявили победы над пятью «Валти» V-11. В 14:45–14:46 по одному американскому штурмовику заявили лейтенанты Хайнц Бэр (Heinz Bär) и Эрвин Фляйг, а также фельдфебель Хайнц Шаваллер (Heinz Schawaller), для которых это были 30-я, 14-я и 3-я победы соответственно. В 18:45–18:47 ещё две победы заявили вновь отличившийся командир отряда обер-лейтенант Фридрих Эберле и фельдфебель Генрих Хёфемайер (Heinrich Höfemeier) — 6-я и 9-я победы соответственно.
После таких тяжёлых потерь количество боеготовых самолётов в 4-м ШАП серьёзно просело, что не могло не сказаться на интенсивности действий, и в последующие три дня она упала до минимума. Так, 4 июля экипажам полка удалось выполнить лишь шесть боевых вылетов на разведку, из которых только четыре были успешными. Боевых потерь удалось избежать, хотя четыре самолёта получили повреждения от своего и вражеского зенитного огня, а один Ил-2 был поломан на взлёте:
«04.07.1941 произведено шесть самолёто-вылетов с задачей произвести разведку с бомбардированием по дороге Рогачёв — Бобруйск; два самолёта задание не выполнили из-за сильного обстрела своей зенитной артиллерией и бомбометания с больших высот над этим пунктом неизвестно кем. При рулении на старт лейтенант Столетний рулил за границей аэродрома, где выскочил в канаву и снёс левое шасси».
4 июля стало для полка днём подведения первых итогов. Боевые потери с 22 июня составили 36 Ил-2, семь лётчиков было убито, 22 не возвратились с задания, ещё шесть были ранены. В небоевых потерях числились 12 самолётов и 10 пилотов, причём часть этих машин ремонтировались на местах вынужденных посадок, а некоторые пилоты вернулась в полк. Всего было выполнено 147 боевых вылетов, что в среднем даёт потерю одного Ил-2 всего на 4 боевых вылета.
К вечеру 4 июля на аэродроме Ганновка в строю находилось восемь исправных Ил-2, а ещё шесть штурмовиков требовали ремонта. К полётам были готовы 22 лётчика. На следующий день интенсивность вылетов даже несколько выросла за счёт того, что два отремонтированных «Ила» перегнали с мест вынужденных посадок, однако боевые и небоевые вылеты привели к новым потерям. Оперативная сводка штаба ВВС ЗФ от 5 июля 1941 года гласила:
«4-й ШАП 05.07.1941 07:30 уничтожил до 20 автомашин с людьми западнее Рогачёва. Наши потери — сгорел один самолёт. Лётчик жив. Два самолёта не возвратились на свой аэродром».
Согласно ведомости вылетов 4-го ШАП, утром 5 июля было выполнено четыре боевых вылета на атаку немецких войск на шоссе Бобруйск — Рогачёв. Четвёрка взлетела в 06:43, что и зафиксировано в оперсводке ВВС фронта. Ил-2 №1862604 пилота 1-й эскадрильи младшего лейтенанта И.Г. Иванова был подбит зенитной артиллерией, но смог дотянуть до своей территории и произвёл посадку в районе Журавичей. Самолёт списали, два других штурмовика впоследствии вернулись на аэродром. Ещё один самолёт потеряли по небоевой причине: при попытке перегнать Ил-2 №1862804 из Сещи в Ганновку его разбил лейтенант М.С. Варфоломеев.
Ещё четыре раза в течение дня самолёты полка стартовали на разведку, но только один вылет стал успешным, а три других выполнить не удалось.
В последующие два дня, 6 и 7 июля, из-за испортившейся погоды полк боевых действий практически не вёл, выполнив без потерь четыре вылета на разведку. Как раз в эти дни приступил к боевой работе ещё один штурмовой авиаполк, весьма необычный. Необходимо рассказать, как была сформирована эта уникальная авиачасть.
В бой вступают лётчики-испытатели
В начале Великой Отечественной войны сразу несколько выдающихся советских лётчиков предложили руководству страны создать элитные истребительные части особого назначения (ОСНАЗ) для завоевания господства в воздухе. Комплектовать их предложили из лётчиков-испытателей и лучших пилотов строевых полков ВВС. Это вопрос решился в кратчайшие сроки лично И.В. Сталиным, при этом одновременно с истребительными частями начали формировать и несколько полков ударной авиации.
Согласно приказу НКО от 27 июня 1941 года было предписано сформировать 10 полков ОСНАЗ, в том числе два штурмовых — 430-й и 431-й ШАП. Укомплектовать новые части исключительно лётчиками-испытателями не удалось, а в 430-м ШАП их оказалось всего пять. Испытатели составили костяк командных кадров полка, а ещё троих опытных лётчиков на должности командира эскадрильи, его заместителя и командира звена перевели из 74-го ШАП. Рядовыми пилотами без затей назначили новичков из 174-го и 175-го ШАП, а также из 169-го резервного авиаполка в Воронеже, где 430-й ШАП получал самолёты.
Конечно, знания лётчиков-испытателей — а заместителем командира полка был назначен один из испытателей Ил-2 майор А.Г. Долгов — в сочетании с опытом организации учебно-боевой работы комэсков из 74-го полка должны были помочь молодым быстро набрать форму. Однако времени на тренировки практически не было, поэтому уровень подготовки большинства пилотов полка вызывает серьёзные сомнения. К примеру, разбивший 30 июня в аварии Ил-2 №1860505 младший лейтенант А.Н. Кузнецов из 174-го ШАП после окончания школы налетал всего 9 часов 30 минут. На Ил-2 до этого он вылетал трижды, с суммарным налётом 20 минут. Увы, назвать 430-й ШАП полком особого назначения можно лишь с очень большими допущениями.
В плане организации полк был уникален ещё и тем, что штурмовиками Ил-2 были укомплектованы только две эскадрильи, а третью сделали разведывательной и укомплектовали смесью Пе-2, МиГ-3 и ЛаГГ-3. Правда, на фронт 430-й ШАП убыл с двумя эскадрильями, по сути, став первым штурмовым полком такого состава, а из 3-й эскадрильи сформировали 38-ю отдельную разведывательную эскадрилью. На 431-й ШАП лётчиков-испытателей набрать вообще не удалось, поэтому его решили получить путём простого переименования 74-го ШАП, но в итоге от этой неоригинальной идеи отказались.
4 июля командир 430-го ШАП подполковник Н.И. Малышев получил приказ вылететь из Чкаловской на Западный фронт — полк должен был войти в состав 23-й САД ВВС 20-й армии. Из доклада командира 430-го ШАП начальнику Главного управления ВВС КА:
«В исполнение Вашего приказания доношу, что 430-й ШАП, сформированный в гор. Воронеже в составе двух эскадрилий Ил-2 (23 самолёта) 05.07.1941 перелетел в составе 22 самолётов на аэродром Зубово и приступил к выполнению боевой работы. 3-я разведывательная эскадрилья, сформированная в Чкаловской из состава полка, решением Военного совета передана в резерв Главного командования».
В документах 1-й резервной авиабригады 5 июля зафиксирована авария Ил-2 №1862605, который вновь пилотировал младший лейтенант А.Н. Кузнецов. Самолёт снёс шасси, поэтому ни Ил-2, ни лётчик до фронта в составе полка не добрались.
Аэродром Зубово, куда утром 5 июля перелетели 22 Ил-2, встретил полк весьма неласково, и первые потери 430-й ШАП понёс от дружественного огня:
«Самолёт ПС-84, входивший в состав полка, при перелёте 05.07.1941 из Воронежа при заходе на посадку на аэродром Болбасово был атакован и подожжён самолётом МиГ-3. 10 человек личного состава полка погибли при пожаре, а 13 человек получили ожоги и отправлены в госпиталь».
В результате атаки над аэродромом был подбит и при вынужденной посадке сгорел ПС-84, перевозивший техников 430-го ШАП. Получили ранения и ожоги 15 человек, погибли в самолёте восемь и впоследствии умер от полученных ранений ещё один. Пилотировавший МиГ-3 401-го ИАП опытный лётчик капитан А.С. Агафонов на следующий день покончил жизнь самоубийством. Дальше больше, и в 12:15 и 14:20 аэродром Зубово дважды подвергался атакам люфтваффе. К счастью, потерь в матчасти и личном составе полк не понёс — весь удар принял на себя 401-й ИАП.
На фоне таких, не прибавляющих оптимизма событий, и готовился вступить в бой личный состав 430-го ШАП. Как показали события дня, размещение на аэродроме Зубово, даже под опекой базировавшегося тут же 401-го ИАП, стало крайне небезопасным. Командование 2-го воздушного флота люфтваффе ещё 2–3 июля перебазировало на передовые аэродромы свои многочисленные истребители: группы II./JG 52, III./JG 53 и III./JG 27 сели в Слободе в 50 км восточнее Минска, IV./JG 51 — в Яловице в 40 км восточнее Минска, а I./JG 51 и II./JG 51 присоединились к III./JG 51 в Бобруйске. С этого момента немецкие асы активно начали нейтрализовать ВВС ЗФ, и потери 430-го ШАП на собственном аэродроме были лишь вопросом времени.
Согласно боевому распоряжению штаба 23-й САД, 6 июля с 05:00 лётчикам 430-го ШАП надлежало быть готовыми для действий по механизированным частям немцев в районах Улла, Лепель, Бешенковичи, Сиротино. К этому моменту все 22 Ил-2 с экипажами были боеготовыми, и их ударные возможности снижало лишь отсутствие реактивных снарядов.
Однако утром 6 июля погода не благоприятствовала полётам: над районом боевых действий висела облачность с нижней кромкой, местами доходящей до 50–100 метров, лил сильный дождь. Тем не менее, к обеду прояснилось, и этот день стал самым активным в истории полка. К сожалению, несмотря на наличие в архиве МО РФ оперативных сводок и боевых донесений штаба 23-й САД, они носят довольно отрывочный характер, и уточнить время и обстоятельства всех вылетов не представляется возможным.
Первый боевой вылет, вероятно, выполнила в 11:40–12:20 пара Ил-2, ходившая на разведку. Лётчики доложили о движении колонн танков и автомобилей численностью до 50–70 единиц каждая, по дорогам: Вятны — Сенно, Сенно — Бурбин и Сенно — Немойта. В районе Сенно барражировали «Мессершмитты» Bf 109, которые не заметили разведчиков, а зенитный огонь был не точным. На основании доклада уже в 12:32 было составлено боевое донесение штаба 23-й САД. Дальнейшие события описаны в оперативной сводке штаба 23-й САД от 18:00 6 июля:
«430-й ШАП в течение всего дня с 05:13 до 18:00 тремя самолётами продолжал вести разведку противника и шестью самолётами штурмовал танки противника в районе Сенно. Сброшено 16 ФАБ-50, результатов бомбометания нет. Потерь нет. Экипаж, подбитый огнём противника, произвёл вынужденную посадку в Могилёве, один скапотировал на своём аэродроме».
Из сводки о боевых действиях 23-й САД с 6 по 7 июля известно общее количество боевых вылетов, успехи и потери 430-го ШАП за день:
«430-й ШАП в разное время производил разведку и уничтожение мотомеханизированных войск противника на юго-западной окраине Бешенковичей, сделал 13 самолёто-вылетов на Ил-2. Сброшено бомб 52 ФАБ-50, расстрелял один боекомплект ШВАК (2500 штук). Хорошие результаты бомбометания… При бомбометании противника по аэродрому Зубово (три раза) выбыло из строя 13 Ил-2».
К сожалению, в оперативной сводке штаба 23-й САД налёт, в ходе которого полк понёс такие тяжёлые потери, не отмечен:
«Аэродром Зубово дважды подвергался налёту самолётов противника: первый налёт в 12:15 — два Ме-110 сбросили осколочные бомбы мелкого калибра; второй налёт в 17:15 — девять Ю-88 и пять Ме-109, сброшено до 15 бомб 250–500 кг с пикирования. По предварительным данным, потерь нет, за исключением пробоин плоскостей отдельных самолётов…»
Следующая оперативная сводка, датируемая 06:00 8 июля, тоже не сообщает никаких подробностей, однако важную информацию можно почерпнуть из косвенных документов — к примеру, наградного листа на бывшего политрука эскадрильи капитана В.М. Крылова, однако время налёта найти не удалось и там:
«Группа самолётов эскадрильи… совершив боевой вылет в расположение немцев, возвращалась на аэродром, а капитан Крылов в это время руководил заводкой подруливающих машин в укрытия. Во время заводки последнего самолёта на аэродром налетели немецкие пикирующие бомбардировщики в количестве 18 самолётов и стали бомбить стоянки самолётов эскадрильи…»
Судя по всему, удар немцы нанесли поздно вечером, около 20:30–21:00, а уставшие за день пилоты 401-го ИАП уже не смогли организовать прикрытие. В итоге 13 Ил-2 получили повреждения и вышли из строя. Один Ил-2 был подбит и вынужденно сел в Могилёве, а ещё один штурмовик скапотировал на посадке, причём его повреждения, предположительно, были вызваны дружественным огнём. Из доклада о боевых действиях полка: «Один самолёт потерпел аварию в Зубово по причине обстрела… самолётом И-16 при заходе на посадку на своём аэродроме».
Таким образом, к утру 7 июля в составе полка, сократившегося до размеров эскадрильи, осталось только семь боеготовых самолётов — по сути, первый день боевых действий стал последним, когда полк смог выполнить больше 12 боевых вылетов. Согласно сводке о боевых действиях 23-й САД, за 7 июля 430-й ШАП смог выполнить лишь восемь боевых вылетов, понеся тяжёлые потери:
«07.07.1941 продолжал уничтожение противника юго-восточнее и западнее Бешенковичей. За день произведено восемь самолёто-вылетов. Результат бомбометания отличный. Потери: не вернулось до 18:00 четыре Ил-2, остальные четыре имеют повреждения. Сброшено бомб ФАБ-50 32 шт., расстреляно 1500–1600 снарядов ШВАК…»
Помимо сбитых зенитным огнём четырёх Ил-2, погибли два опытных лётчика: командир 1-й эскадрильи лётчик-испытатель капитан Н.Ф. Шеварев и командир звена лейтенант Б.И. Ивахненко. Сводка бесстрастно констатировала: «Всего за 6–7 июля сброшено 84 ФАБ-50, расстреляно около 4000 20-мм снарядов ШВАК. Потеряно шесть самолётов, требуют ремонта 14, в строю два. Все потери от огня зенитной артиллерии и зенитных пулемётов».
Иначе как фиаско такую ситуацию охарактеризовать нельзя. Несмотря на то, что технический состав без отдыха ремонтировал подбитые самолёты, к утру следующего дня в строю находилось всего лишь четыре исправных штурмовика, которые перегнали на аэродром Яковлевичи. Остальные 12 продолжали ремонтировать в Зубово.
Не многим лучше выглядел 4-й ШАП, который, согласно оперсводке штаба полка, к 16:00 7 июля располагал 11 исправными Ил-2 на аэродроме Ганновка. Кроме того, ещё четыре самолёта ремонтировались. В строю на аэродроме имелось 19 лётчиков, ещё пятеро оставались с самолётами на местах вынужденных посадок, девять не прибыли из командировки в Богодухов, а пятеро лечились в госпиталях. Таким образом, в составе ВВС ЗФ к утру 8 июля 1941 года имелось около 30 штурмовиков Ил-2 с экипажами, но только 15 из них были исправны. Разумеется, как-то повлиять на ситуацию, складывающуюся на фронте, с такими мизерными силами было нереально. Тем не менее, каждый самолёт в тот момент был на счету, и на этот день обе части получили серьёзные боевые задачи.
Комментарии к данной статье отключены.