• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    67

    Ил-2 в бою: трудный июль 1941 года

    • ВМВ
    • авиация
    • СССР
    • Германия
    Михаил Тимин
    28 April '21

    Мы уже рассказывали о действиях в июне 1941 года авиаполков ВВС КА, первыми получивших на вооружение новейшие штурмовики Ил-2. Так получилось, что из-за понесённых в первые дни войны потерь к началу июля на фронте остался лишь один 4-й ШАП, да и он балансировал на грани полной утраты боеспособности. Тем не менее, лётчики продолжали сражаться, пока в тылу лихорадочно формировались новые части, которые уже в начале июля вступили в бой. Ниже пойдёт речь о боевой работе 4-го и 430-го ШАП на Западном фронте в первой половине июля 1941 года.

    На утро 2 июля в боевом составе 4-го ШАП на аэродроме Климовичи оставалось всего семь Ил-2, однако в этот день в полк перелетели ещё семь Ил-2 из Карачева, которые отстали при перебазировании полка на фронт. Перелёт прошёл не совсем удачно, и два самолёта вновь получили повреждения. Заместитель командира эскадрильи старший лейтенант В.Т. Кошелев полностью разбил Ил-2 №1860704 на вынужденной посадке в районе Унечи, а второй самолёт снёс шасси уже на посадке в Климовичах — по некоторым данным, его пилотировал заместитель командира полка майор Г.Ф. Кашубин. Поэтому с учётом шести вернувшихся в этот день с вынужденных посадок самолётов боевой и численный состав полка вырос до 18 исправных и девяти неисправных Ил-2 — большая часть последних ремонтировалась на месте вынужденных посадок. По другим данным, всего на 2 июля в строю оставалось 28 Ил-2.

    ​Ил-2 4-го ШАП, переданный 1 июля 1941 года в 285-е САМ и оставленный на аэродроме Старый Быхов - Ил-2 в бою: трудный июль 1941 года | Warspot.ru
    Ил-2 4-го ШАП, переданный 1 июля 1941 года в 285-е САМ и оставленный на аэродроме Старый Быхов
    ​Ил-2 4-го ШАП, переданный 1 июля 1941 года в 285-е стационарные авиамастерские и оставленный на аэродроме Старый Быхов. Реконструкция по фото художника Игоря Злобина - Ил-2 в бою: трудный июль 1941 года | Warspot.ru
    Ил-2 4-го ШАП, переданный 1 июля 1941 года в 285-е стационарные авиамастерские и оставленный на аэродроме Старый Быхов. Реконструкция по фото художника Игоря Злобина

    Возвращение в строй самолётов позволило продолжить боевые действия, однако уровень боевых потерь и в этот день оставался весьма высоким. К вечеру из строя вышла половина вылетавших на задания штурмовиков, три не вернулись вовсе, а три выполнили вынужденные посадки. Несмотря на ввод в строй повреждённых «Илов», к вечеру боевой и численный состав полка сократился до дюжины машин:

    «02.07.1941 произведено 11 самолёто-вылетов с задачей разведки с бомбардированием по колоннам мотомехчастей противника [в районе] Рогачёв — Бобруйск. Три экипажа с боевого задания не вернулись: старшие лейтенанты Денисюк и Широкий, младший лейтенант Волков. Сели вынужденно: лейтенант Ткаченко — Рославль, лейтенант Шакирджанов — Криволесье, майор Кашубин — Прохоровка».

    Из оперативной сводки штаба ВВС ЗФ от 3 июля года следует, что восемь вылетов были проведены до 16:00:

    «По дополнительным данным, 4-й ШАП 2 июля в 09:10–16:00 бомбардировал скопление танков противника в районе Стренки, Михайлово, Ковали, Бобруйск. В 15:00 бомбардировал скопление танков в лесу, что в 5 км западнее Рогачёва. Произведено 8 самолёто-вылетов, сброшено 6 ФАБ-100 и 18 РС».

    Полк потерял в районе населённого пункта Турки (шоссе Бобруйск — Жлобин) два Ил-2 №1860302 и 1863204 заместителя командира 5-й эскадрильи старшего лейтенанта В.Я. Широкого и пилота той же эскадрильи младшего лейтенанта П.А. Волкова, которые вылетели из Климовичей в 17:00. Ещё три самолёта получили повреждения и выполнили вынужденные посадки: Ил-2 №1864902 заместителя командира 4-й эскадрильи старшего лейтенанта Ф.И. Денисюка, вылетевшего в 17:00, был подбит огнём зенитной артиллерии, но пилот смог дотянуть до территории, занятой советскими войсками, после чего «Ил» отправили в заводской ремонт. Ещё два штурмовика из 1-й эскадрильи выполнили вынужденные посадки по неуказанным в документе причинам, но были впоследствии отремонтированы.

    В это время в районе действий 4-го ШАП на Бобруйском направлении немецкие истребители из I и III групп эскадры JG 51 прикрывали свои войска, доложив о трёх победах над одномоторными самолётами. В 17:35–17:40 командир 1./JG 51 обер-лейтенант Фридрих Эберле (Friedrich Eberle) и лейтенант Эрвин Фляйг (Erwin Fleig) из того же отряда заявили победы над британскими палубными пикировщиками «Скьюи», а в 17:46 пилот 8./JG 51 унтер-офицер Рихард Бранд (Richard Brand) заявил ещё один Ил-2, который он ошибочно идентифицировал как американский штурмовик «Валти» V-11.

    Вероятно, из-за больших потерь полка у заместителя командира майора Г.Ф. Кашубина начались проблемы психологического характера, и он без видимых причин посадил исправный самолёт на «живот», поломав второй Ил-2 за день, вследствие чего попал под подозрение со стороны штаба и политорганов.

    К утру 3 июля 4-й ШАП перебазировался на аэродром Ганновка в 20 км западнее Климовичей. Оставались боеготовыми 13 Ил-2, а ещё девять числились неисправными, в том числе на местах вынужденных посадок. За день удалось выполнить даже больше вылетов, чем накануне, но и потери были ещё более тяжёлые. Из оперативной сводки штаба ВВС ЗФ от 3 июля:

    «03.07.1941 в 14:14 [полк] вёл разведку и уничтожал танки в районе Рогачёва. Произведено 10 самолёто-вылетов. Не вернулось три самолёта Ил-2».

    Согласно полковым документам, полк выполнил больше вылетов и понёс больше потерь:

    «03.07.1941 произведено 13 самолёто-вылетов с задачей бомбардирования мотомехчастей и переправ в районе Рогачёва. С боевого задания не вернулись старший лейтенант Кошелев, младший лейтенант Кривич, младший лейтенант Алексейкин, старший политрук Дрюков, старший политрук Василенко и младший лейтенант Рязанов».

    ​Ил-2 из состава 4-го ШАП с тактическим №3/6 (заводской номер неизвестен). Предположительно, это самолёт 3-й эскадрильи, захваченный немцами на месте вынужденной посадки - Ил-2 в бою: трудный июль 1941 года | Warspot.ru
    Ил-2 из состава 4-го ШАП с тактическим №3/6 (заводской номер неизвестен). Предположительно, это самолёт 3-й эскадрильи, захваченный немцами на месте вынужденной посадки
    • №1861105, старший лейтенант В.Т. Кошелев (2-я эскадрилья);
    • №1861302, младший лейтенант В.С. Рязанов (2-я эскадрилья);
    • №1861802, младший лейтенант А.Н. Кривич (3-я эскадрилья);
    • №1861004, старший политрук В.Н. Василенко (4-я эскадрилья);
    • №1864004, младший лейтенант А.А. Алексейкин (4-я эскадрилья);
    • №1862104, старший политрук С.Я. Дрюков (5-я эскадрилья).

    Действовавшие в районе Рогачёва пилоты «Мессершмиттов» Bf 109 из 1./JG 51 заявили победы над пятью «Валти» V-11. В 14:45–14:46 по одному американскому штурмовику заявили лейтенанты Хайнц Бэр (Heinz Bär) и Эрвин Фляйг, а также фельдфебель Хайнц Шаваллер (Heinz Schawaller), для которых это были 30-я, 14-я и 3-я победы соответственно. В 18:45–18:47 ещё две победы заявили вновь отличившийся командир отряда обер-лейтенант Фридрих Эберле и фельдфебель Генрих Хёфемайер (Heinrich Höfemeier) — 6-я и 9-я победы соответственно.

    После таких тяжёлых потерь количество боеготовых самолётов в 4-м ШАП серьёзно просело, что не могло не сказаться на интенсивности действий, и в последующие три дня она упала до минимума. Так, 4 июля экипажам полка удалось выполнить лишь шесть боевых вылетов на разведку, из которых только четыре были успешными. Боевых потерь удалось избежать, хотя четыре самолёта получили повреждения от своего и вражеского зенитного огня, а один Ил-2 был поломан на взлёте:

    «04.07.1941 произведено шесть самолёто-вылетов с задачей произвести разведку с бомбардированием по дороге Рогачёв — Бобруйск; два самолёта задание не выполнили из-за сильного обстрела своей зенитной артиллерией и бомбометания с больших высот над этим пунктом неизвестно кем. При рулении на старт лейтенант Столетний рулил за границей аэродрома, где выскочил в канаву и снёс левое шасси».

    4 июля стало для полка днём подведения первых итогов. Боевые потери с 22 июня составили 36 Ил-2, семь лётчиков было убито, 22 не возвратились с задания, ещё шесть были ранены. В небоевых потерях числились 12 самолётов и 10 пилотов, причём часть этих машин ремонтировались на местах вынужденных посадок, а некоторые пилоты вернулась в полк. Всего было выполнено 147 боевых вылетов, что в среднем даёт потерю одного Ил-2 всего на 4 боевых вылета.

    ​Ил-2 из 4-го ШАП, оставленный на аэродроме Быхов - Ил-2 в бою: трудный июль 1941 года | Warspot.ru
    Ил-2 из 4-го ШАП, оставленный на аэродроме Быхов

    К вечеру 4 июля на аэродроме Ганновка в строю находилось восемь исправных Ил-2, а ещё шесть штурмовиков требовали ремонта. К полётам были готовы 22 лётчика. На следующий день интенсивность вылетов даже несколько выросла за счёт того, что два отремонтированных «Ила» перегнали с мест вынужденных посадок, однако боевые и небоевые вылеты привели к новым потерям. Оперативная сводка штаба ВВС ЗФ от 5 июля 1941 года гласила:

    «4-й ШАП 05.07.1941 07:30 уничтожил до 20 автомашин с людьми западнее Рогачёва. Наши потери — сгорел один самолёт. Лётчик жив. Два самолёта не возвратились на свой аэродром».

    Согласно ведомости вылетов 4-го ШАП, утром 5 июля было выполнено четыре боевых вылета на атаку немецких войск на шоссе Бобруйск — Рогачёв. Четвёрка взлетела в 06:43, что и зафиксировано в оперсводке ВВС фронта. Ил-2 №1862604 пилота 1-й эскадрильи младшего лейтенанта И.Г. Иванова был подбит зенитной артиллерией, но смог дотянуть до своей территории и произвёл посадку в районе Журавичей. Самолёт списали, два других штурмовика впоследствии вернулись на аэродром. Ещё один самолёт потеряли по небоевой причине: при попытке перегнать Ил-2 №1862804 из Сещи в Ганновку его разбил лейтенант М.С. Варфоломеев.

    ​Ил-2 с тактическим №9 (вероятно, над номером нанесён номер эскадрильи в круге, либо буква «C»). Предположительно, самолёт принадлежал 4-му ШАП и был оставлен на месте вынужденной посадки - Ил-2 в бою: трудный июль 1941 года | Warspot.ru
    Ил-2 с тактическим №9 (вероятно, над номером нанесён номер эскадрильи в круге, либо буква «C»). Предположительно, самолёт принадлежал 4-му ШАП и был оставлен на месте вынужденной посадки

    Ещё четыре раза в течение дня самолёты полка стартовали на разведку, но только один вылет стал успешным, а три других выполнить не удалось.

    В последующие два дня, 6 и 7 июля, из-за испортившейся погоды полк боевых действий практически не вёл, выполнив без потерь четыре вылета на разведку. Как раз в эти дни приступил к боевой работе ещё один штурмовой авиаполк, весьма необычный. Необходимо рассказать, как была сформирована эта уникальная авиачасть.

    В бой вступают лётчики-испытатели

    В начале Великой Отечественной войны сразу несколько выдающихся советских лётчиков предложили руководству страны создать элитные истребительные части особого назначения (ОСНАЗ) для завоевания господства в воздухе. Комплектовать их предложили из лётчиков-испытателей и лучших пилотов строевых полков ВВС. Это вопрос решился в кратчайшие сроки лично И.В. Сталиным, при этом одновременно с истребительными частями начали формировать и несколько полков ударной авиации.

    Согласно приказу НКО от 27 июня 1941 года было предписано сформировать 10 полков ОСНАЗ, в том числе два штурмовых — 430-й и 431-й ШАП. Укомплектовать новые части исключительно лётчиками-испытателями не удалось, а в 430-м ШАП их оказалось всего пять. Испытатели составили костяк командных кадров полка, а ещё троих опытных лётчиков на должности командира эскадрильи, его заместителя и командира звена перевели из 74-го ШАП. Рядовыми пилотами без затей назначили новичков из 174-го и 175-го ШАП, а также из 169-го резервного авиаполка в Воронеже, где 430-й ШАП получал самолёты.

    ​Командир 430-го ШАП подполковник Николай Иосифович Малышев - Ил-2 в бою: трудный июль 1941 года | Warspot.ru
    Командир 430-го ШАП подполковник Николай Иосифович Малышев

    Конечно, знания лётчиков-испытателей — а заместителем командира полка был назначен один из испытателей Ил-2 майор А.Г. Долгов — в сочетании с опытом организации учебно-боевой работы комэсков из 74-го полка должны были помочь молодым быстро набрать форму. Однако времени на тренировки практически не было, поэтому уровень подготовки большинства пилотов полка вызывает серьёзные сомнения. К примеру, разбивший 30 июня в аварии Ил-2 №1860505 младший лейтенант А.Н. Кузнецов из 174-го ШАП после окончания школы налетал всего 9 часов 30 минут. На Ил-2 до этого он вылетал трижды, с суммарным налётом 20 минут. Увы, назвать 430-й ШАП полком особого назначения можно лишь с очень большими допущениями.

    В плане организации полк был уникален ещё и тем, что штурмовиками Ил-2 были укомплектованы только две эскадрильи, а третью сделали разведывательной и укомплектовали смесью Пе-2, МиГ-3 и ЛаГГ-3. Правда, на фронт 430-й ШАП убыл с двумя эскадрильями, по сути, став первым штурмовым полком такого состава, а из 3-й эскадрильи сформировали 38-ю отдельную разведывательную эскадрилью. На 431-й ШАП лётчиков-испытателей набрать вообще не удалось, поэтому его решили получить путём простого переименования 74-го ШАП, но в итоге от этой неоригинальной идеи отказались.

    4 июля командир 430-го ШАП подполковник Н.И. Малышев получил приказ вылететь из Чкаловской на Западный фронт — полк должен был войти в состав 23-й САД ВВС 20-й армии. Из доклада командира 430-го ШАП начальнику Главного управления ВВС КА:

    «В исполнение Вашего приказания доношу, что 430-й ШАП, сформированный в гор. Воронеже в составе двух эскадрилий Ил-2 (23 самолёта) 05.07.1941 перелетел в составе 22 самолётов на аэродром Зубово и приступил к выполнению боевой работы. 3-я разведывательная эскадрилья, сформированная в Чкаловской из состава полка, решением Военного совета передана в резерв Главного командования».

    В документах 1-й резервной авиабригады 5 июля зафиксирована авария Ил-2 №1862605, который вновь пилотировал младший лейтенант А.Н. Кузнецов. Самолёт снёс шасси, поэтому ни Ил-2, ни лётчик до фронта в составе полка не добрались.

    Аэродром Зубово, куда утром 5 июля перелетели 22 Ил-2, встретил полк весьма неласково, и первые потери 430-й ШАП понёс от дружественного огня:

    «Самолёт ПС-84, входивший в состав полка, при перелёте 05.07.1941 из Воронежа при заходе на посадку на аэродром Болбасово был атакован и подожжён самолётом МиГ-3. 10 человек личного состава полка погибли при пожаре, а 13 человек получили ожоги и отправлены в госпиталь».

    В результате атаки над аэродромом был подбит и при вынужденной посадке сгорел ПС-84, перевозивший техников 430-го ШАП. Получили ранения и ожоги 15 человек, погибли в самолёте восемь и впоследствии умер от полученных ранений ещё один. Пилотировавший МиГ-3 401-го ИАП опытный лётчик капитан А.С. Агафонов на следующий день покончил жизнь самоубийством. Дальше больше, и в 12:15 и 14:20 аэродром Зубово дважды подвергался атакам люфтваффе. К счастью, потерь в матчасти и личном составе полк не понёс — весь удар принял на себя 401-й ИАП.

    ​ - Ил-2 в бою: трудный июль 1941 года | Warspot.ru
    ​Штурмовик Ил-2 с заводским №1863005 из состава 430-го ШАП, оставленный из-за боевых повреждений в Орше, июль 1941 года. На самолёт нанесён импровизированный камуфляж, предположительно, из светло-коричневой АМТ-1, зелёной АМТ-4 и чёрной АМТ-6, опознавательные знаки, согласно довоенному стандарту, сохранены в шести позициях - Ил-2 в бою: трудный июль 1941 года | Warspot.ru
    Штурмовик Ил-2 с заводским №1863005 из состава 430-го ШАП, оставленный из-за боевых повреждений в Орше, июль 1941 года. На самолёт нанесён импровизированный камуфляж, предположительно, из светло-коричневой АМТ-1, зелёной АМТ-4 и чёрной АМТ-6, опознавательные знаки, согласно довоенному стандарту, сохранены в шести позициях

    На фоне таких, не прибавляющих оптимизма событий, и готовился вступить в бой личный состав 430-го ШАП. Как показали события дня, размещение на аэродроме Зубово, даже под опекой базировавшегося тут же 401-го ИАП, стало крайне небезопасным. Командование 2-го воздушного флота люфтваффе ещё 2–3 июля перебазировало на передовые аэродромы свои многочисленные истребители: группы II./JG 52, III./JG 53 и III./JG 27 сели в Слободе в 50 км восточнее Минска, IV./JG 51 — в Яловице в 40 км восточнее Минска, а I./JG 51 и II./JG 51 присоединились к III./JG 51 в Бобруйске. С этого момента немецкие асы активно начали нейтрализовать ВВС ЗФ, и потери 430-го ШАП на собственном аэродроме были лишь вопросом времени.

    Согласно боевому распоряжению штаба 23-й САД, 6 июля с 05:00 лётчикам 430-го ШАП надлежало быть готовыми для действий по механизированным частям немцев в районах Улла, Лепель, Бешенковичи, Сиротино. К этому моменту все 22 Ил-2 с экипажами были боеготовыми, и их ударные возможности снижало лишь отсутствие реактивных снарядов.

    Однако утром 6 июля погода не благоприятствовала полётам: над районом боевых действий висела облачность с нижней кромкой, местами доходящей до 50–100 метров, лил сильный дождь. Тем не менее, к обеду прояснилось, и этот день стал самым активным в истории полка. К сожалению, несмотря на наличие в архиве МО РФ оперативных сводок и боевых донесений штаба 23-й САД, они носят довольно отрывочный характер, и уточнить время и обстоятельства всех вылетов не представляется возможным.

    ​ - Ил-2 в бою: трудный июль 1941 года | Warspot.ru
    ​Немецкие механики наносят на руль «Мессершмитта» очередную отметку победы. На заднем плане Ил-2 с тактическим №10 из 430-го ШАП, оставленный из-за боевых повреждений на аэродроме Шаталово, июль 1941 года. Сверху штурмовик окрашен в импровизированный трёхцветный камуфляж, состоящий, предположительно, из светло-коричневой АМТ-1, зелёной АМТ-4 и чёрной АМТ-6. Опознавательные знаки, согласно довоенному стандарту, нанесены в шести позициях - Ил-2 в бою: трудный июль 1941 года | Warspot.ru
    Немецкие механики наносят на руль «Мессершмитта» очередную отметку победы. На заднем плане Ил-2 с тактическим №10 из 430-го ШАП, оставленный из-за боевых повреждений на аэродроме Шаталово, июль 1941 года. Сверху штурмовик окрашен в импровизированный трёхцветный камуфляж, состоящий, предположительно, из светло-коричневой АМТ-1, зелёной АМТ-4 и чёрной АМТ-6. Опознавательные знаки, согласно довоенному стандарту, нанесены в шести позициях

    Первый боевой вылет, вероятно, выполнила в 11:40–12:20 пара Ил-2, ходившая на разведку. Лётчики доложили о движении колонн танков и автомобилей численностью до 50–70 единиц каждая, по дорогам: Вятны — Сенно, Сенно — Бурбин и Сенно — Немойта. В районе Сенно барражировали «Мессершмитты» Bf 109, которые не заметили разведчиков, а зенитный огонь был не точным. На основании доклада уже в 12:32 было составлено боевое донесение штаба 23-й САД. Дальнейшие события описаны в оперативной сводке штаба 23-й САД от 18:00 6 июля:

    «430-й ШАП в течение всего дня с 05:13 до 18:00 тремя самолётами продолжал вести разведку противника и шестью самолётами штурмовал танки противника в районе Сенно. Сброшено 16 ФАБ-50, результатов бомбометания нет. Потерь нет. Экипаж, подбитый огнём противника, произвёл вынужденную посадку в Могилёве, один скапотировал на своём аэродроме».

    Из сводки о боевых действиях 23-й САД с 6 по 7 июля известно общее количество боевых вылетов, успехи и потери 430-го ШАП за день:

    «430-й ШАП в разное время производил разведку и уничтожение мотомеханизированных войск противника на юго-западной окраине Бешенковичей, сделал 13 самолёто-вылетов на Ил-2. Сброшено бомб 52 ФАБ-50, расстрелял один боекомплект ШВАК (2500 штук). Хорошие результаты бомбометания… При бомбометании противника по аэродрому Зубово (три раза) выбыло из строя 13 Ил-2».

    К сожалению, в оперативной сводке штаба 23-й САД налёт, в ходе которого полк понёс такие тяжёлые потери, не отмечен:

    «Аэродром Зубово дважды подвергался налёту самолётов противника: первый налёт в 12:15 — два Ме-110 сбросили осколочные бомбы мелкого калибра; второй налёт в 17:15 — девять Ю-88 и пять Ме-109, сброшено до 15 бомб 250–500 кг с пикирования. По предварительным данным, потерь нет, за исключением пробоин плоскостей отдельных самолётов…»

    Следующая оперативная сводка, датируемая 06:00 8 июля, тоже не сообщает никаких подробностей, однако важную информацию можно почерпнуть из косвенных документов — к примеру, наградного листа на бывшего политрука эскадрильи капитана В.М. Крылова, однако время налёта найти не удалось и там:

    «Группа самолётов эскадрильи… совершив боевой вылет в расположение немцев, возвращалась на аэродром, а капитан Крылов в это время руководил заводкой подруливающих машин в укрытия. Во время заводки последнего самолёта на аэродром налетели немецкие пикирующие бомбардировщики в количестве 18 самолётов и стали бомбить стоянки самолётов эскадрильи…»

    Судя по всему, удар немцы нанесли поздно вечером, около 20:30–21:00, а уставшие за день пилоты 401-го ИАП уже не смогли организовать прикрытие. В итоге 13 Ил-2 получили повреждения и вышли из строя. Один Ил-2 был подбит и вынужденно сел в Могилёве, а ещё один штурмовик скапотировал на посадке, причём его повреждения, предположительно, были вызваны дружественным огнём. Из доклада о боевых действиях полка: «Один самолёт потерпел аварию в Зубово по причине обстрела… самолётом И-16 при заходе на посадку на своём аэродроме».

    Таким образом, к утру 7 июля в составе полка, сократившегося до размеров эскадрильи, осталось только семь боеготовых самолётов — по сути, первый день боевых действий стал последним, когда полк смог выполнить больше 12 боевых вылетов. Согласно сводке о боевых действиях 23-й САД, за 7 июля 430-й ШАП смог выполнить лишь восемь боевых вылетов, понеся тяжёлые потери:

    «07.07.1941 продолжал уничтожение противника юго-восточнее и западнее Бешенковичей. За день произведено восемь самолёто-вылетов. Результат бомбометания отличный. Потери: не вернулось до 18:00 четыре Ил-2, остальные четыре имеют повреждения. Сброшено бомб ФАБ-50 32 шт., расстреляно 1500–1600 снарядов ШВАК…»

    Помимо сбитых зенитным огнём четырёх Ил-2, погибли два опытных лётчика: командир 1-й эскадрильи лётчик-испытатель капитан Н.Ф. Шеварев и командир звена лейтенант Б.И. Ивахненко. Сводка бесстрастно констатировала: «Всего за 6–7 июля сброшено 84 ФАБ-50, расстреляно около 4000 20-мм снарядов ШВАК. Потеряно шесть самолётов, требуют ремонта 14, в строю два. Все потери от огня зенитной артиллерии и зенитных пулемётов».

    Иначе как фиаско такую ситуацию охарактеризовать нельзя. Несмотря на то, что технический состав без отдыха ремонтировал подбитые самолёты, к утру следующего дня в строю находилось всего лишь четыре исправных штурмовика, которые перегнали на аэродром Яковлевичи. Остальные 12 продолжали ремонтировать в Зубово.

    Не многим лучше выглядел 4-й ШАП, который, согласно оперсводке штаба полка, к 16:00 7 июля располагал 11 исправными Ил-2 на аэродроме Ганновка. Кроме того, ещё четыре самолёта ремонтировались. В строю на аэродроме имелось 19 лётчиков, ещё пятеро оставались с самолётами на местах вынужденных посадок, девять не прибыли из командировки в Богодухов, а пятеро лечились в госпиталях. Таким образом, в составе ВВС ЗФ к утру 8 июля 1941 года имелось около 30 штурмовиков Ил-2 с экипажами, но только 15 из них были исправны. Разумеется, как-то повлиять на ситуацию, складывающуюся на фронте, с такими мизерными силами было нереально. Тем не менее, каждый самолёт в тот момент был на счету, и на этот день обе части получили серьёзные боевые задачи.

    Продолжение

    Михаил Тимин

    Исследователь истории советских ВВС в годы Великой Отвечественной

    Последний бой гауптмана Юнга на Warspot.ru
    Последний бой гауптмана Юнга
    Первые советские «охотники» на Warspot.ru
    Первые советские «охотники»
    Неудачная попытка перехватить инициативу на Warspot.ru
    Неудачная попытка перехватить инициативу
    Поделиться
    • 16
    • 432
    • 8
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    На Кубани найдены останки известного немецкого летчика на Warspot.ru
    На Кубани найдены останки известного немецкого летчика
    Последний день Антона Хафнера на Warspot.ru
    Последний день Антона Хафнера
    Цвета военного неба: убийцы свистящих монстров на Warspot.ru
    Цвета военного неба: убийцы свистящих монстров
    Британские ураганы над Финским заливом на Warspot.ru
    Британские ураганы над Финским заливом
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google