3 февраля Управление пресс-службы и информации Министерства обороны России опубликовало сообщение о том, что транспортная авиация Военно-воздушных сил РФ может быть использована в качестве бомбардировочной. Около десяти экипажей транспортных самолетов Ил-76 из частей военно-транспортной авиации, расквартированных в Оренбурге, Пскове, Таганроге и Твери, прошли обучение бомбометанию на авиационном полигоне в Тверской области. Сообщается, что только половина привлеченных к учениям летчиков до этого имела допуск к применению авиационных бомб. Кроме того, программой учений было предусмотрено выполнение задач по высадке десантов в тылу условного противника на неподготовленную площадку в неизвестной местности. Для этого экипажи транспортников должны уметь самостоятельно найти такие площадки, а также выполнить их облет и визуальное изучение на предмет возможности десантирования. Учения проводились в условиях, максимально приближенных к боевым, в дневное и ночное время, а взлеты и посадки выполнялись на неподготовленных грунтовых площадках при неблагоприятных погодных условиях и ограниченной видимости.
Однако ключевым пунктом программы учений стало задание произвести в ночное время прицельное бомбометание осветительными бомбами для освещения места десанта и посадки, сбросить радиомаяки для наведения на точку десантирования других транспортно-десантных самолетов, а также нанести бомбовый удар по целям в месте планируемой высадки десанта. Бомбометание выполнялось с малых высот (до 1000 метров) и на скорости около 500 км/ч. Экипажи Ил-76, принимавших участие в учениях, за восемь летных смен сбросили около 30 авиабомб массой 500 килограммов каждая. Общий налет экипажей в ходе маневров составил более 100 часов.
Специалисты отмечают уникальность данных учений и необычность постановки задачи боевого бомбометания для экипажей самолетов военно-транспортной авиации, предназначенной исключительно для перевозки военных грузов. Некоторые эксперты выражают сомнение в целесообразности привлечения транспортных воздушных судов к задачам бомбардировки вражеских целей, так как для этого существуют скоростные и хорошо вооруженные фронтовые бомбардировщики, имеющие на борту соответствующее оборудование для прицельного бомбометания.
С другой стороны, военно-транспортная авиация обладает большой грузоподъемностью, и в экспертной среде существует мнение, что транспортно-грузовые самолеты ВВС теоретически вполне могут быть использованы в качестве импровизированных бомбардировщиков. Обладая грузоподъемностью до 60 тонн, транспортники Ил-76 способны донести до места назначения большой бомбовый запас и выполнить бомбометание при условии их надлежащего прикрытия в воздухе. Ил-76 имеют соответствующие крепления (внешние подвески УБД-3), на которых могут нести до десяти бомб весом по 500 килограммов (ФАБ-500). Фугасная авиационная бомба ФАБ-500 создана для поражения зданий и сооружений военно-полевого типа при бомбометании с высот до 16 000 метров и скорости полета до 1200 км/ч.
ВВС России располагают большим парком военно-транспортной авиации (в строю состоит почти 140 крылатых машин марки «Ил» различных модификаций, 100 самолетов находятся на хранении, а также ожидается поставка еще около 40 единиц). Такой воздушный флот способен за один раз поднять в воздух и доставить до места назначения до 20 тысяч тонн груза. Кроме того, ВВС РФ имеют в своем составе самолеты-тяжеловесы марки «Ан» – «Руслан» и «Антей» (в количестве около 40 единиц, включая находящиеся на хранении). Дополняют парк российской военно-транспортной авиации турбовинтовые самолеты Ан-12, Ан-24 и Ан-26, а также турбореактивные Ан-72 (вместе их насчитывается еще почти 140 единиц).
Подсчет общего числа военно-транспортных самолетов России имеет смысл в том случае, если предположить, что высшее командование ВВС РФ изучает возможность применения транспортной авиации в качестве бомбардировочной. В целом такая гипотеза имеет право на существование и не противоречит военным теориям и имеющейся практике. Возможность применения военно-транспортной авиации для нанесения бомбовых ударов всерьез изучалась в странах Запада и была реализована в ходе некоторых военных конфликтов. Так, в СССР на базе ближнемагистрального транспортного самолета Douglas DC-3 серийно производился пассажирский ПС-84, который в годы Великой Отечественной войны был переоборудован в бомбардировщик Ли-2. Среди доводов в пользу такого применения военно-транспортных самолетов приводят и экономический аргумент, так как цена транспортных самолетов существенно ниже стоимости полноценных боевых бомбардировщиков. И все же большинство экспертов высказывает сомнение в целесообразности боевого использования транспортного воздушного флота в силу его чрезмерной уязвимости и слабой способности к прицельному бомбометанию.
Комментарии к данной статье отключены.