22 декабря на совместном брифинге президенты Украины и Казахстана объявили о возобновлении работы межправительственной комиссии по развитию торгово-экономического сотрудничества – в частности, об этом сообщает международное информационное агентство BBC. Президент Украины Петр Порошенко подчеркнул, что в полном объеме будет восстановлено и военно-техническое сотрудничество между двумя странами.
Переговоры президентов двух бывших союзных республик состоялась в Киеве на следующий день после встречи Петра Порошенко с президентом Беларуси Александром Лукашенко. Встреча проходила в закрытом режиме, но общий тон переговоров и оптимистические заявления президентов свидетельствуют о том, что Украина намерена расширять сотрудничество с северным соседом.
Среди наиболее перспективных отраслей возможного сотрудничества Украины и Казахстана названы машиностроение, авиакосмическая промышленность и информационная сфера. Из всех трех вышеперечисленных государств только Украина обладает полным производственным циклом авиастроения, а также имеет мощный потенциал в ракетостроении, являясь производителем двигателей для международного рынка. В лице Казахстана и Беларуси Украина заинтересована получить новых заказчиков своей продукции.
Если рассматривать сферы возможного сотрудничества, то в первую очередь на себя обращают внимание военно-воздушные сил этих государств. Сегодня авиапарки Казахстана и Беларуси уже приближаются к пределу сроков технической эксплуатации, а значит, нуждаются в ремонте и модернизации в ближайшей перспективе. В современных условиях авиация является одним из главных видов вооруженных сил любой страны, и от ее технического состояния зависит обороноспособность государства в целом. Военный конфликт на юго-востоке Украины отчетливо продемонстрировал проблему ненадлежащего технического состояния самолетов ВВС Украины. И хотя в наследство от СССР был получен мощный авиапарк, который ставил Украину на шестое место в мире по суммарной мощности вооружений, нынешнее состояние украинских ВВС признать удовлетворительным не берется ни один эксперт.
По состоянию на 1992 год в составе ВС Украины находились 390 истребителей МиГ-23, МиГ-29 и Су-27, 150 фронтовых бомбардировщиков Су-24М, 87 машин разведывательной авиации Ту-22Р, МиГ-25РБ, Су-17МЗ/М4 и Су-24МР. Бомбардировщиков дальней авиации (Ту-16, Ту-22К, Ту-22М2/М3) насчитывалось 96 единиц, а разведывательной авиации – 97 единиц (Ту-22Р, МиГ-25РБ, Су-17МЗ/М4, Су-24М). Всего украинские ВВС насчитывали 810 самолетов. Дополнением к этому выступали четыре учебных авиацентра с тремя сотнями самолетов МиГ-21БИС и Су-24М, а также 550-ю единицами L-39 «Альбатрос»/L-29 «Дельфин». Суммарно это составляло 1660 вполне современных на то время боевых самолетов. Кроме того, украинской армии в наследство от СССР достались около 900 вертолетов, в числе которых – 250 ударных Ми-24В/Ми-24П.
Однако за прошедшие двадцать три года большая часть самолетного и вертолетного парка была списана по возрасту, а еще часть – продана за рубеж. Более того, за эти годы Украина не построила и не приобрела ни одного нового военного самолета, а модернизацию прошли только тринадцать Су-25 и один МиГ-29. Международное информационно-справочное издание Military Balance 2013/14 сообщает о том, что на сегодня ВВС Украины располагают такими военно-воздушными силами: 126 МиГ-29; 36 Су-27, 36 Су-24, 36 Су-25 (всего – 234 единицы). У ВВС Украины в наличии также имеются 3 единицы Ан-30, 23 разведывательных самолета Су-24МР, 20 единиц Ил-76, 3 единицы самолета Ан-24, 21 единица Ан-26, два самолета Ту-134 и 39 учебных самолетов L39. Вертолетный парк Украины насчитывает 38 машин: 4 вертолета Ми-9, 31 единица Ми-8 и 3 единицы PZL Ми-2. Другие источники, оценивая украинские ВВС, приводят несколько иные цифры численности авиапарка - в диапазоне от 125 до 250 боевых самолетов. Такое расхождение количественных оценок объясняется сложным техническим состоянием машин, различными методами подсчета и оценки, а также отсутствием достоверных официальных данных.
По мнению российского военного эксперта полковника И. Григоренко, опубликованному в журнале №7 "Зарубежное военное обозрение" за 2014 год, «Украина располагает определенными производственными мощностями, позволяющими осуществлять модернизацию и восстановление авиационной техники. Например, истребители Су-27 могут быть модернизированы Запорожским государственным авиационным ремонтным заводом, который входит в корпорацию «МиГремонт». На этом же предприятии модернизируются штурмовики Су-25… Модернизированный Су-27 сможет использовать ракеты украинского производства класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27ЭР1 и Р-27ЭТ1 с увеличенной до 95 км дальностью и ракеты малой дальности – модернизированные Р-73 и новую «Грань», которую планирует выпускать завод «Артем». Аналогичные работы проводятся на другом истребителе – МиГ-29 – силами Львовского государственного авиаремонтного завода. Предполагается в основном усовершенствовать радиоэлектронное оборудование, системы связи и навигации. Модернизация учебных самолетов L-39C «Альбатрос» проводится на базе государственного авиаремонтного завода в Одессе. Большой объем работ выполняется на авиастроительном заводе им. Антонова (г. Киев)».
Казахстан считает свои ВВС (Силы воздушной обороны) вторыми по численности на постсоветском пространстве после ВВС России, указывая в их составе внушительное количество боевых самолетов (по одним данным – примерно 350 машин, по другим – более 500). Однако поштучный подсчет боевых единиц показывает куда более скромное число – 147 боевых самолетов. Так же как и украинская боевая авиация, ВВС Казахстана состоят из самолетов еще советского наследия. Несколько самолетов марки «Су» и «МиГ» Казахстан в 2007 году передавал на ремонт и модернизацию в Беларусь, однако кроме этих мер никакого обновления ВВС не велось. При этом Казахстан гордится еще и тем, что его летчики имеют более чем по сто часов налета в год, что для СНГ является хорошим показателем. Для сравнения, украинские летчики имеют в среднем примерно по 50 часов годового налета.
ВВС Беларуси имеют в своем распоряжении примерно 80 боевых самолетов марки «Су» и «МиГ» различных модификаций с тем же проблемами морального и технического старения. Обновления парка боевых самолетов также не происходит (если не считать покупку у Украины десяти учебно-боевых самолетов L-39 «Альбатрос» в 2005 году) и пока не предвидится ввиду отсутствия бюджетных средств. В целом ВВС трех вышеупомянутых государств насчитывают примерно 600 самолетов истребительной и фронтовой бомбардировочной авиации, если принять в расчет усредненные статистические данные.
Военно-воздушные силы России располагают примерно полутора тысячами боевых самолетов (с учетом стратегических бомбардировщиков), около 950 из которых составляют истребители «Су» и «МиГ» различных модификаций, около 460 – штурмовая авиация и фронтовые бомбардировщики, и 95 стратегические ракетоносцы-бомбардировщики.
В отличие от Украины, Беларуси и Казахстана, Россия активно обновляет и модернизирует свои военно-воздушные силы. За последние четыре года в части ВВС РФ поступили около 500 новых или модернизированных боевых самолетов истребительной и бомбардировочной авиации (включая учебно-боевые самолеты). Около трети от этого количества приходится на новую технику. В своем ежегодном обращении к депутатам Государственной Думы Президент РФ Владимир Путин сообщил, что 142 самолета и 135 вертолетов получили ВВС России только за 2014 год. Военный обозреватель Олег Капцов обращает внимание на то, что «количество поставленных (в 2014 году – прим. ред.) ВВС России новых истребителей и бомбардировщиков как минимум не меньше аналогичного числа новых боевых самолетов США». А именно: «…в течение 2014 года ВВС России пополнились:12 истребителями Су-35, 18 фронтовыми бомбардировщиками Су-34, 7-10 (по разным данным) многоцелевыми истребителями Су-30СМ».
Невозможно точно определить общую боевую готовность ВВС постсоветских республик, однако, с учетом немалого возраста большей части их самолетов, можно предположить, что способностью вести боевые действия обладают не более половины из них. Некоторые эксперты оценивают этот показатель еще более пессимистично – всего в 20-30%. Кроме того, фактором боевой готовности является не только техническое состояние машин, но и квалификация летного состава (ни одна из вышеперечисленных стран не имеет полной штатной комплектации своих авиаподразделений, а летчики не имеют нормы налета, что не позволяет поддерживать их квалификацию на должном уровне).
Комментарии к данной статье отключены.