Присвоение самолетам собственных имен является старинной традицией российской авиации. Причем сохранялась она и в советской авиации – многие асы в годы Великой Отечественной войны летали на истребителях с дарственными надписями.
В сегодняшней российской авиации присвоение собственных имен не является чем-то необычным – практически все стратегические бомбардировщики Ту-160 имеют собственные имена, как и большое количество транспортных Ил-76. Полностью охватить эту тему в одной статье не представляется возможным. А вот рассказать только об одном городе и его крылатых «собратьях» вполне. Тем более что город этот насквозь авиационный – Таганрог.
Расположенный на берегу Азовского моря, на сегодняшний день он является единственным в России, а возможно и в мире, центром, где вот уже 90 лет проектируют, испытывают и строят гидросамолеты и самолеты для морской авиации. Вместе с тем, здесь в разные годы строились и создаются сегодня сухопутные самолеты самых разных классов и назначения.
Поэтому нет ничего удивительного, что в начале ХХI века возникла идея присвоить имя города одному из воздушных судов. В июне 2002 года глава городского самоуправления города С. И. Шило обратился к командующему 61-й воздушной армии Верховного главнокомандования генерал-лейтенанту В. Денисову с ходатайством о присвоении почетного наименования «Таганрог» лучшему самолету 708-го втап. Полк, выведенный из Азербайджана, к тому моменту уже 10 лет базировался на аэродроме Таганрога. С рассмотрением долго не тянули, и уже в августе появился соответствующий приказ. Торжественную церемонию назначили на субботу 5 октября 2002 года. А 4 числа состоялось освящение самолета Ил-76МД (заводской № 76740, бортовой RA-76740).
В назначенный день прошла торжественная церемония с торжественным построением личного состава части, воспитанников Неклиновской ОШИ с ПЛП, а также общественности. На правый борт самолета был нанесен герб города и надпись «ТАГАНРОГ». Экипажу под командованием майора Андрияшина была вручена почетная грамота, удостоверяющая факт присвоения самолету почетного наименования.
Но на этом городские власти не остановились, и уже через пять лет снова возникла идея дать собственное имя очередному самолету, однако основной упор был сделан на морской авиации. И выбор пал на Ту-142МР, которые проходили капитальный ремонт на ТАНТК. Стоит сказать, что выбор самолета был не случайный, ведь с 1973 по 1992 годы на предприятии осуществлялось серийное производство этого созданного на базе стратегического бомбардировщика Ту-95 большого противолодочного самолета наземного базирования.
На согласования ушел целый год, и только 12 декабря 2007 года приказом по Открытому акционерному обществу ТАНТК им. Г. М. Бериева № 270 почетное наименование «Таганрог» было присвоено самолету Ту-142МР (серийный номер 2021, бортовой 15). 24 декабря состоялась торжественная церемония передачи самолета экипажу на заводском аэродроме.
На сегодняшний день самолет входит в состав 73-й отдельной противолодочной авиационной эскадрильи ВВС КСФ и базируется на аэродром Кипелово.
Автор выражает искреннюю благодарность за помощь, оказанную при подготовке статьи, А. Заблотскому (г. Таганрог).
Комментарии к данной статье отключены.