Основные военные державы мира вновь делают ставку на стратегические вооружения. В течение нескольких последних лет США и Россия не раз объявляли о планах создания новых самолётов, способных доставить ядерные боеголовки в любую точку мира. В Минобороны РФ решили, что «старый конь борозды не портит» — в особенности, если это легендарный Ту-160. Россия сделает ставку на проверенную машину, оснастив её передовым радиоэлектронным оборудованием и вооружением.
В октябре прошлого года Минобороны США заказало корпорации Northrop Grumman разработку нового поколения стратегических бомбардировщиков Long Range Strike Bomber. В планах американцев – пополнение своих ВВС сотней новых бомбардировщиков к середине 2020-х годов.
В прошлом году впервые появилась и официальная информация о планах России возобновить строительство стратегических бомбардировщиков. В мае 2015 года Минобороны РФ приняло решение восстановить производство самолётов Ту-160 в новой конфигурации. 27 декабря главком Военно-космических сил генерал-полковник Виктор Бондарев рассказал газете «Взгляд» о намерениях правительства наладить серийное производство самолёта к 2023 году.
10 февраля журналисты телеканала «Россия 24» узнали первые подробности о новом Ту-160М2. «Россия снова будет производить стратегические ракетоносцы Ту-160 «Белый лебедь». Подготовка всех предприятий идёт по плану. В этом году Минобороны получит первую партию новых двигателей для ракетоносцев. Ту-160М2 по своим характеристикам будет серьёзно отличаться от своих предшественников из той же серии», – заявил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов во время визита на самарский завод «Кузнецов», где выпускают двигатели для ракет и самолётов.
По словам Борисова, Ту-160М2 будет принципиально новым самолётом, построенным на той же платформе, что и Ту-160. Учитывая то, что Ту-160 разрабатывался в 70-е годы, о применении систем малозаметности (стелс) речи идти не может, но по остальным параметрам он не будет уступать боевым самолётам пятого поколения и сможет нести современное оружие (например, крылатые ракеты). В качестве примеров столь долгой службы самолётов Борисов приводит американский В-52 и российский Ту-95, которые состоят на вооружении уже более шестидесяти лет.
Бомбардировщик Boeing B-52 Stratofortress был принят на вооружение ВВС США в 1955 году и с тех пор постоянно модернизируется. Командование американских ВВС планирует продолжать эксплуатацию этих самолётов как минимум до 2040 года. Бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 поступил на вооружение советских ВВС в 1956 году и сегодня продолжает службу в Военно-космических силах РФ. Согласно планам Минобороны, модернизированные Ту-95 будут использоваться до 2040-х годов.
Подробностей о Ту-160М2 российские военные не разглашают, однако осенью прошлого года газета «Взгляд» сообщала о том, что новое бортовое радиоэлектронное оборудование для модернизированного бомбардировщика будет разработано к 2020 году. 10 февраля Борисов сообщил о Ту-160М2 следующее: «По составу бортового радиоэлектронного оборудования, по составу вооружения, которое он будет нести, это будет принципиально новый самолёт, и его боевая эффективность возрастёт не менее чем в 2,5 раза по сравнению с нынешним».
Журналисты газеты «Взгляд» считают, что, вероятнее всего, Ту-160М2 будет разрабатываться в качестве «самолёта-арсенала». Такой самолёт будет принимать данные о целях с малозаметных самолётов-разведчиков или стелс-истребителей, находящихся «за спиной» средств ПВО противника, и наносить удары «умными» боеприпасами со значительного расстояния. Таким образом, Ту-160М2 сможет выполнять боевые задачи, не приближаясь к зоне действия вражеской ПВО.
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 разрабатывался в ОКБ Туполева. Первый его полёт состоялся в декабре 1981 года, а в 1987 году он поступил на вооружение советских ВВС. После распада СССР бомбардировщики Ту-160 находились на вооружении ВВС России и Украины, но в конце 90-х годов украинские Ту-160 были утилизированы или переданы музеям.
Самолётом, приближенным по своим характеристикам к Ту-160, является американский Rockwell International B-1 Lancer. Эта машина также принадлежит к классу сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков и оснащена крылом с изменяемой стреловидностью. Первый полёт В-1 состоялся в 1974 году, а на вооружение ВВС США он поступил десятью годами позже. За время службы самолёты неоднократно модернизировались, а в феврале 2014 года стартовала программа их обновления до версии B-1Bs, которая завершится к 2019 году. Кроме того, компания Rockwell International разрабатывает новую модель B-1R, которая сможет летать на скорости свыше 2 чисел Маха и будет оснащена ракетами класса «воздух-воздух».
После завершения производства B-1 Lancer в США началась разработка нового стратегического стелс-бомбардировщика Northrop B-2 Spirit. Первый полёт он совершил в 1989 году, а в 1997 году официально поступил на вооружение американских ВВС. Изначально в планы Минобороны США входила закупка 132 новых бомбардировщика, однако позднее программу сократили до 21 самолёта.
Помимо Ту-160М2, новым российским стратегическим бомбардировщиком должен стать Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА). Его разработка началась в 2009 году в ОАО «Туполев». Согласно планам Минобороны РФ, работы по созданию опытного образца ПАК ДА должны завершиться в 2019 году, а в 2025 году может начаться его серийное производство.
Комментарии к данной статье отключены.