Предыдущая публикация рассказывала о неудачной попытке использовать авиацию Западного фронта в боях 23–26 августа 1941 года против танков LVII моторизованного корпуса, окруживших войска 22-й армии в районе Великих Лук. В последующие дни командованию ВВС фронта не оставалось ничего другого, как продолжать попытки переломить ситуацию.
К вечеру 26 августа командование Западного фронта явно определило угрозу нового немецкого наступления, которое развивалось на северо-восток и восток и в ближайшей перспективе грозило как потерей Торопца, так и выходом в тыл 29-й армии. Поэтому на следующий день были запланированы бомбоштурмовые удары на основных направлениях немецкого наступления, однако начать боевую работу ранним утром штурмовикам и бомбардировщикам помешала погода.
Утром на дополнительную разведку были направлены несколько экипажей Пе-2 и истребителей. Немецкие лётчики патрулировали над районом наступления и атаковали одну из «Пешек», однако звено ЛаГГ-3 смогло прикрыть разведчика ценой повреждения двух истребителей, пилотам которых удалось выполнить вынужденные посадки.
Бог на стороне больших эскадрилий?
Подтвердив предыдущие данные, 27 августа советское командование отрядило все имеющиеся в наличии силы для ударов по наступающему из района станции Кунья на Торопец противнику. Это предполагалось сделать северо-западнее озера Кодосно, где, как было точно определено, действовали авангарды немецкой 256-й пехотной дивизии. Самолёты начали стартовать около 14:00.
Около 14:40 в намеченный район практически одновременно подошли пять СБ эскадрильи капитана В.С. Ляпина в сопровождении девятки истребителей 29-го ИАП (шесть И-16 и три И-153) и 10 Ил-2 215-го ШАП под прикрытием 12 истребителей 129-го ИАП (девять МиГ-3 и три ЛаГГ-3). Столь серьёзный эскорт был совсем не лишним: немецкие колонны прикрывали все боеготовые «Мессершмитты» группы III./JG 53.
Штурмовики были разделены на две группы. Шестёрка Ил-2, ведомая капитаном В.С. Пахниным, сбросила на скопления войск 20 ФАБ-50, выстрелила 44 реактивных снаряда, 2000 снарядов ШВАК и 8000 патронов ШКАС. Было заявлено уничтожение двух орудий, пяти автомашин и до 50 человек пехоты без собственных потерь.
Четвёрке Ил-2 капитана В.А. Мамошина пришлось гораздо тяжелее. Экипажи сбросили на противника 16 ФАБ-50 и выстрелили 32 реактивных снаряда, 1100 снарядов ШВАК и 4000 патронов ШКАС, доложив об уничтожении 2–3 орудий, 3–4 автомашин, 17–20 повозок и до 80 солдат и офицеров противника. Согласно докладу возвратившихся, в районе цели были подбиты зенитным огнём самолёты лейтенантов И.П. Орленко и Н.М. Карабулина, которым удалось произвести аварийные посадки на своей территории. Пилоты не пострадали, самолёты ремонту не подлежали.
Согласно оперативной сводке штаба 47-й САД, пять СБ добавили огня на земле, нанеся с высоты 2700 метров удар по колоннам, сбросив 10 ФАБ-100, 14 ФАБ-50, 30 АО-15, 170 АО-2,5, 144 ЗАБ-1 и 180 ампул КС. Экипажи отметили интенсивный зенитный огонь и атаки «Мессершмиттов», которые удалось отбить истребителям прикрытия.
Пока экипажи ударной авиации были заняты целями на земле, вокруг развернулось масштабное сражение истребителей. Около 14:45 немецкие асы, действуя парами и четвёрками, несколько раз пытались атаковать советские бомбардировщики и штурмовики, истребители сопровождения старались этого не допустить. Бой быстро приобрёл напряжённый характер, о чём свидетельствует история 5-го Гв.ИАП (бывший 129-й ИАП):
«В районе цели на высоте 2000 метров с 14:45 до 14:55 произошёл воздушный бой с девятью истребителями противника типа Ме-109, в результате которого было сбито три самолёта противника. Особенно отличились в этом бою командир звена лейтенант Романов Николай Егорович, лётчик младший лейтенант Дахов Фёдор Филиппович, заместитель командира эскадрильи капитан Городничев Николай Павлович.
Командир группы лейтенант Романов после первой же атаки сбил Хе-126, который горящий упал в районе Юрьево. Капитан Городничев атаковал двух Ме-109 и с первой же очереди сбил одного фашистского стервятника. Лётчики Дмитриев Николай Павлович и Сованович Дмитрий Петрович вместе с капитаном Городничевым наблюдали падение горящего самолёта в районе Хмелево, остатки самолёта догорали на земле. Лейтенант Романов, удачно сманеврировав, зашёл Ме-109 [в хвост] и сбил его. Самолёт кувырком пошёл вниз и упал в двух километрах севернее Глубокое… В этом воздушном бою погиб лётчик младший лейтенант Кобрянов Михаил Сергеевич, который сбит Ме-109».
Со своей стороны, пилоты отряда 7./JG 53 обер-фельдфебель Герман Нойхоф (Hermann Neuhoff) и унтер-офицер Рудольф Шмидт (Rudolf Schmidt) заявили каждый по победе над «И-61», как в люфтваффе называли МиГ-3, а унтер-офицер Макс Найрц (Max Nairz) и обер-фельдфебель Вернер Штумпф (Werner Stumpf) из 9./JG 53 записали на свой счёт соответственно один и два «Вулти» V-11 — с ними в начальный период войны немцы часто путали Ил-2. Потерь немецкая группа не понесла.
В это же время штабное звено III группы и 8./JG 53 пытались атаковать СБ, однако группа прикрытия отработала на 100%, не допустив противника к подопечным. Лётчики 29-го ИАП не заявили побед, но и потерь не понесли. Не следует думать, что противник действовал пассивно: немецкую группу возглавлял лично опытнейший командир III./JG 53 гауптман Вольф-Дитрих Вильке (Wolf-Dietrich Wilcke). Из разведсводки штаба 31-й смешанной авиадивизии:
«В 14:20–15:10 на высоте 3000 метров три И-153 и шесть И-16 сопровождали группу пять СБ в район разъезда Артёмово — четыре Ме-109 завязали воздушный бой. Три Ме-109 старались в ходе боя оттянуть наших истребителей от СБ, одновременно один Ме-109 ходил сверху, выжидая удобного момента атаковать бомбардировщики. Бой длился от разъезда Артёмово до Торопца, все атаки истребителей отбиты».
У немцев на этот счёт было своё мнение. По итогам боя командиру группы — видимо, именно он «ходил сверху», высматривая возможность атаковать СБ, — засчитали сбитый бомбардировщик ДБ-3, а пилот 8./JG 53 обер-фельдфебель Адольф Калькум (Adolf Kalkum) и офицер штаба лейтенант Юрген Хардер (Jürgen Harder) претендовали на сбитые бипланы И-15 и Р-5 — видимо, подразумевая И-153 из группы прикрытия. К этому времени у Вильке на счету было уже 28 побед, у Калькума и Хардера — 17 и 5 соответственно.
После возвращения советских самолётов на аэродромы технические службы приступили к подготовке к последующим вылетам.
Раз на раз не приходится
В очередные вылеты отправились разведчики. В 14:55–15:35 разведку в районе Назимово – Скворцово вела пара И-16 29-го ИАП, и советское командование узнало ещё одну пренеприятную новость: передовые отряды противника были на полпути от станции Назимово к Торопцу. Кроме того, помимо частей 102-й пехотной дивизии в направлении Назимово выдвигались танки и мотопехота 20-й танковой дивизии. Реакция была предсказуемой: в 16:00 на взлёт пошли единственные не задействованные ранее силы — бомбардировщики 37-го СБАП под прикрытием истребителей 29-го ИАП (пять И-16 и три И-153).
Около 17:20 пятёрка СБ, ведомая старшим лейтенантом П.А. Сливко, сбросила бомбы на колонны в районе Скворцово на дороге Назимово – Торопец. В ответ с земли вёлся интенсивный зенитный огонь, а на отходе от цели группа была атакована немецкими истребителями. Им представилась возможность расквитаться за неудачный предыдущий бой. Первые атаки смогла отразить группа прикрытия, однако в дальнейшем пилотам трёх пар «Мессершмиттов» удалось связать боем советские истребители, а остальные прорвались к СБ. Из разведсводки штаба 31-й САД известно, что бой был очень тяжёлым:
«Над целью наши самолёты были встречены заградительным огнём ЗА. После выхода из зоны ЗА атакованы девятью Ме-109. Атаки происходили мелкими группами: два Ме-109 завязали воздушные бои со звеном И-153, шедшим справа, вторые три Ме-109 связали звено И-16. Два Ме-109 справа, а два снизу подошли к СБ — все вели огонь. Все истребители, ведя воздушный бой, оттягивали на Торопец. В результате боя два СБ потеряли от зенитной артиллерии, и два СБ зажжены истребителями Ме-109».
В оперативной сводке приводятся подробности боя, читая которые, становится понятно, что советские экипажи были впечатлены действиями противника:
«Истребители противника группами по два самолёта с разных направлений атаковали наших истребителей. Воздушные бои вели активно, впервые предпринимали лобовые атаки, в результате боя лётчик Волошин в районе Высокое сбил один Ме-109. Лётчик Хитрин имеет 120 пробоин на своем самолёте. Расстреляно патронов 4900 штук, снарядов ШВАК — 40 штук».
Согласно немецким данным, бой вели пилоты двух эскадрилий III./JG 53. Судя по заявкам на победы, пока ведомые связали боем советских истребителей, командиры 7./JG 53 и 9./JG 53 обер-лейтенанты Хайнц Альтендорф (Heinz Altendorf) и Франц Гётц (Franz Götz) сбили западнее Торопца один и два бомбардировщика соответственно, ещё на один претендовал обер-лейтенант Фридрих Белов (Friedrich Below) из 7./JG 53. В действительности потери составили четыре СБ в районе цели, ещё один самолёт лейтенант М.Д. Козлов, будущий Герой Советского Союза, дотянул до аэродрома Андреаполь, но разбил на посадке. Последней жертвой стал Пе-2 лейтенанта Н.С. Кулезнева из 260-го БАП 6-й смешанной авиадивизии ВВС Северо-Западного фронта, который вёл разведку и нарвался на немецкую группу, пополнив счёт обер-лейтенанта Альтендорфа.
В бою пары «Мессершмиттов» со звеном И-153 отличную стрелковую подготовку продемонстрировал лучший ас группы лейтенант Эрих Шмидт (Erich Schmidt). «Чайка» старшего лейтенанта В.А. Хитрина получила 120 пробоин от пуль и снарядов, но советскому лётчику повезло в тот раз остаться в живых. Четыре победы над Ме-109, засчитанные ведущему звена И-153 старшему лейтенанту А.Ф. Волошину и В.А. Хитрину, а также двум стрелкам СБ, немецкая сторона не признаёт. Со своей стороны, обер-лейтенант Альтендорф записал на свой счёт ещё и неведомо откуда взявшийся «И-61» — вероятно, у немецкого аса возникло острое желание сбить 20-й самолёт и получить представление на Рыцарский крест.
Бой можно рассматривать в качестве наглядной иллюстрации того, как жестоко заблуждались многие советские лётчики тогда, и заблуждаются любители истории в наши дни, считая, что немецкие истребители не вступают в бой при численном перевесе советской стороны, не идут в манёвренный воздушный бой, уклоняются от лобовых атак и т.п. Малейший просчёт в действиях советских лётчиков или недооценка ими сил противника чаще всего заканчивались печально, как и этот бой, после которого в составе 37-го СБАП осталось всего два исправных СБ.
По результатам дня штаб 31-й САД сделал выводы и скупо отметил в оперсводке, что прикрывать СБ следует из расчёта не менее трёх истребителей на каждый бомбардировщик, что в целом было правильным, особенно учитывая результаты боя в 13:45, когда большие группы советских истребителей отбили все атаки на ударные самолёты.
Тем не менее день ВВС Западного фронта закончили на мажорной ноте. В 18:30 в атаку колонн 256-й пехотной дивизии в районе Груздово – Бегуново вышла восьмёрка Ил-2, которую вёл лично командир полка майор Л.Д. Рейно. Штурмовики прикрывали восемь МиГ-3 и четыре ЛаГГ-3 из 129-го ИАП. Экипажи «Илов» сбросили 36 ФАБ-50, выстрелили 70 реактивных снарядов, 3550 снарядов ШВАК, 13400 патронов ШКАС и заявили об уничтожении трёх орудий, 20 автомашин, 7–8 цистерн и до 300 солдат и офицеров. Несмотря на зенитный огонь, потерь и повреждений не было. Атаку пяти «Мессершмиттов» отбила четвёрка ЛаГГ-3, при этом лейтенант Д.К. Штоколов заявил одну победу.
За день при весьма скромных успехах, выполнив 28 боевых вылетов ударной авиации (18 Ил-2 и 10 СБ), ВВС Западного фронта потеряли пять СБ, два Ил-2, два ЛаГГ-3 и один МиГ-3 сбитыми, как минимум один И-153 получил тяжёлые повреждения. У III./JG 53 был потерян только один Bf 109F (повреждения 80%), разбитый на аэродроме Маклок из-за ошибки фельдфебеля Карла Витцеля (Karl Witzel), однако есть некоторая вероятность, что перед этим самолёт был повреждён в бою.
Если на немецкие войска, двигавшиеся в сторону Торопца и станции Старая Торопа, было оказано воздействие, то части 206-й пехотной дивизии, продвигавшиеся в дефиле между озёрами Жижицкое и Двинье, вообще никто не атаковал с воздуха. Немцы без помех могли сосредоточиться на прорыве советской обороны на этом направлении. Однако эти действия также были вскрыты советской авиаразведкой. Ударная авиация вернулась на поле боя, но уже ночью, отработав по району Ильино, — действовали четыре СБ 150-го СБАП, а один СБ из эскадрильи капитана Ляпина бомбил цели в районе Жижицкое – Кодосно.
Действия немецких истребителей тоже не остались без внимания. На 28 августа был запланирован «удар возмездия» по аэродрому Маклок, где базировалась группа III./JG 53, однако снизить активность «Мессершмиттов» не удалось. Вылетевшие около 13:30 пятерка Ил-2 и семь МиГ-3 вернулись ни с чем: капитан И.И. Гвоздев и его ведомые не смогли отыскать немецкий аэродром. Из-за больших потерь частей ударной авиации «Ишаки» и «Чайки» 29-го ИАП пришлось использовались в качестве истребителей-бомбардировщиков. Интересно, что из-за сложной метеообстановки истребители противника над полем боя в этот день не появились.
Командование фронта к утру 28 августа имело вполне очевидное представление о том, что противник основными силами ведёт наступление на Торопец — соответственно, именно на это направление были брошены все силы советской авиации. Но плохие погодные условия внесли свои коррективы, и все боевые вылеты были выполнены лишь после обеда.
В 15:30–16:10 автоколонну на дороге Селище – Лучки западнее Торопца бомбили и штурмовали восемь И-16 и пять И-153, которые сбросили 10 АО-25. Сгорели два автомобиля.
В 16:50 шестёрка Ил-2, которую вёл капитан Мамошин, штурмовала автомобильные и гужевые колонны на дорогах в районе Костино – Семивье (10–12 км юго-западнее Торопца). Всего было сброшено 28 ФАБ-50, израсходовано 48 реактивных снарядов, 2600 снарядов ШВАК и 6000 патронов ШКАС. Экипажи доложили, что уничтожили два орудия, 7–10 автомашин, две цистерны, 20–30 повозок и до 160 человек пехоты. В районе цели группа была обстреляна огнём зенитной артиллерии, в результате из вылета не вернулся Ил-2 капитана В.Г. Каштанова.
Следующий налёт тем же составом произвели истребители в 18:30–19:25. По автоколоннам в районе Скворцово и скоплению войск в районе Якшино западнее Торопца они сбросили 10 АО-25, которыми были уничтожены два танка и 10 автомобилей. От зенитного огня получили повреждения два самолёта, один пилот был ранен.
В 19:10 над районом появились семь Ил-2 (ведущий капитан Гвоздев), которые отработали по колоннам на дорогах от Назимова до Костина и Семивья. Летчики сбросили 28 ФАБ-50 и выстрелили 55 реактивных снарядов, 2600 снарядов ШВАК и 9400 патронов ШКАС. Было заявлено уничтожение двух орудий и шести автомобилей с пехотой, рассеяна и частично уничтожена колонна из примерно 100 всадников. Эта группа тоже лишилась одного самолёта, не вернулся с задания опытный капитан А.Я. Тарасов.
День был закончен ударом пары Ил-2 капитана Гвоздева, которая отбомбилась по колоннам на дороге от Скворцова на Торопец. Летчики сбросили восемь ФАБ-50 и выстрелили 12 реактивных снарядов, 600 снарядов ШВАК и 2400 патронов ШКАС. Было уничтожено 2–3 автомобиля с пехотой и 5–6 повозок, подавлен огонь зенитной точки, потерь не было.
150-й СБАП выполнил восемь боевых вылетов в район Фадьково у Торопца, еще пять самолетов возвратились из-за сложных метеоусловий. Было сброшено 10 ФАБ-100, 22 ФАБ-50, 90 АО-25 и 48 АО-15. Всего за день авиация Западного фронта выполнила 49 боевых вылетов для ударов по наземным целям.
500-я победа III./JG 53, или торжество тщеславия
Несмотря на атаки советской авиации и тяжелые погодные условия, к концу 28 августа 102-я пехотная и 20-я танковая дивизии вермахта подошли непосредственно к Торопцу. В это же время 256-я пехотная и 19-я танковая дивизии продвигались к Старой Торопе. Южнее части 206-й пехотной дивизии захватили перешеек между озерами Жижицкое и Двинье, прорвав оборону советской 252-й стрелковой дивизии, и теперь нависали над правым флангом 29-й армии севернее села Ильино.
Разбитые соединения 22-й армии с большим трудом выходили из котла, им требовалось время на восполнение потерь, поэтому практически безальтернативным средством сдерживания противника была авиация. Для более точного целеуказания требовалось вести качественную разведку, для чего на аэродром Андреаполь 29 августа перебазировалась пара Як-4 из 314-го РАП. В этот день на разведку были брошены практически все истребители 29-го ИАП, которые выполнили 20 вылетов И-16 и И-153, еще пять вылетов совершили экипажи Як-4, Ил-2 и СБ. Согласно полученным данным, в этот день удалось наносить удары непосредственно по немецким авангардам.
Первый удар нанесли в 13:30–13:40 пять Ил-2 215-го ШАП группы капитана Пахнина. Они атаковали колонну на дороге от озера Кодосно до Семивья. Штурмовики сбросили на противника 16 ФАБ-50 и выстрелили 31 реактивный снаряд, 1600 снарядов ШВАК и 7000 патронов ШКАС. Пилоты не постеснялись и заявили, что уничтожили 40–50 автомашин, до 200 солдат и офицеров противника, и подавили три зенитные точки. Собственных потерь не было.
Второй удар штурмовики произвели в 15:50 по переправе через Жижицу в районе деревень Прилуки – Полохово, где наступали передовые части 206-й пехотной дивизии. Шесть Ил-2 вёл лично майор Рейно; экипажи сбросили 24 ФАБ-50, израсходовали 48 реактивных снарядов, 2300 снарядов ШВАК и 8500 патронов ШКАС. И после этого вылета в документах были записаны невероятные цифры заявок: 30–40 автомашин, 3–5 орудий, 200–300 солдат и офицеров противника, и даже пять танков!
Несмотря на эти усилия, утром немецкие войска захватили Торопец и начали продвижение в сторону Андреаполя и Холма. Благодаря авиаразведке эти действия были практически сразу вскрыты, и далее все удары авиации наносились по району севернее Торопца.
В 16:00–16:30 четыре И-153 и восемь И-16 отработали по мехколонне на дороге Торопец – Холм в районе деревни Нищевицы. Было сброшено 16 АО-25, пилоты наблюдали восемь мощных взрывов в колонне. Несмотря на зенитный огонь, потерь не было.
Вскоре над наступающим противником в районе Мартюхи – Яссы севернее Торопца появились 11 штурмовиков Ил-2 — все исправные машины 215-го ШАП, которые вёл командир полка. На немцев полетели 40 ФАБ-50, 81 реактивных снарядов, 3000 снарядов ШВАК и 12 000 патронов ШКАС. Летчики записали в свой актив 10 уничтоженных танков, три подавленных артиллерийских батареи и 60–80 убитых и раненых пехотинцев. Огонь зенитной артиллерии был не точен, все «Илы» вернулись на аэродром.
Одновременно в бой вступили СБ и Пе-2 150-го СБАП, которые звеньями выполнили 15 вылетов по скоплениям танков и пехоты в районе Мартюхово – Федьково. Всего было сброшено 26 ФАБ-100, 40 ФАБ-50, 108 АО-25, 80 АО-15, 474 АО-10, 392 АО-2,5 и 120 ампул КС. В районе цели экипажи обстреливались зенитным огнём, а звено Пе-2 командира 3-й эскадрильи капитана В.С. Солоденко, которое прикрывали семь МиГ-3 180-го ИАП, было атаковано многочисленными «Мессершмиттами» — по подсчёту советских экипажей, их было 18. В результате тяжелого боя немецким истребителям удалось сбить бомбардировщик старшего лейтенанта В.Ф. Терещенко, на что советские лётчики ответили тремя заявками истребителей старшего политрука В.И. Подмогильного, старшего лейтенанта А.В. Григорьева и младшего лейтенанта П.П. Воробьёва, а ещё на три «Хе-113» претендовали стрелки-радисты и штурманы Пе-2.
Противниками советской группы были пилоты 8./JG 53 и 9./JG 53, которые потерь не понесли. Тем не менее, немецкие летчики проявили себя не лучше своих советских коллег, заявив восемь побед — два Пе-2, два И-16 и четыре «И-18». Главным «героем» стал лучший ас III./JG 53 лейтенант Эрих Шмидт, который якобы сбил три советских истребителя (45–47 победы). Что стоит за таким подлогом, не трудно догадаться: к утру 29 августа на счету III./JG 53 было 496 побед, и любому уважающему себя «охотнику» просто необходимо было первым преодолеть эту заветную черту. В итоге 500-ю победу записали унтер-офицеру Альфреду Зайдлю (Alfred Seidl), который заявил «И-18». Победы над Пе-2 заявили лейтенант Герман Мюнцерт (Hermann Munzert) и унтер-офицер Ганс Шаде (Hans Schade) — вполне возможно, они поочерёдно атаковали «Пешку» Терещенко.
Позже, около 19:20, одно из звеньев СБ было вновь атаковано «Мессершмиттами», но этот день явно был не лучшим для пилотов III./JG 53: заявленные победы над ДБ-3 и двумя И-16 также не подтверждаются советскими данными.
Всего ВВС Западного фронта выполнили 49 боевых вылетов ударных машин: 22 Ил-2, 12 СБ, три Пе-2, четыре И-153 и восемь И-16. После того, как немецкие истребители вернулись на аэродром, по немецким войскам в районе озера Кодосно отбомбились три СБ из эскадрильи капитана Ляпина, поставив точку под событиями 29 августа.
Гибель эскадрильи капитана Ляпина
По погодным условиям начать боевые действия 30 августа авиация вновь смогла ближе к середине дня. Удары были нанесены в районе дефиле между озерами Жижицкое и Двинье. Около полудня пятёрка капитана Гвоздева под прикрытием семи МиГ-3 129-го ИАП атаковала скопления войск в лесу восточнее села Спичино, в районе переправы через Жижицу. Летчики сбросили 20 ФАБ-50 и истратили 40 реактивных снарядов, 1600 снарядов ШВАК и 4500 патронов ШКАС. В заявки вошли 10–15 автомобилей, 1–2 орудия и 70–100 солдат и офицеров. После выполнения задания штурмовики встретили и атаковали немецкие пикировщики, которые действовали в том же районе. Капитан Гвоздев и младший лейтенант И.Н. Волошин заявили один сбитый в паре «Юнкерс» Ju 87, но немцы потерю не признают.
Еще один удар нанесла шестерка штурмовиков, которую вёл капитан Пахнин, по дороге Сазоново – Аннино – Пыньки, что западнее дефиле между озёрами Жижицкое и Двинье. На противника было сброшено 24 ФАБ-50, выпущено 45 реактивных снарядов, 1500 снарядов ШВАК и 5000 патронов ШКАС. Летчики записали в свой актив 10 уничтоженных грузовиков, автобус и легковой автомобиль.
Пока все усилия советской авиации были сосредоточены на целях в районе озёр Жижицкое и Двинье, немецкие передовые отряды продвигались севернее и восточнее, в направлении Андреаполя и через район озера Грядецкое к Западной Двине, что вызывало большие опасения советского командования. После возвращения в 12:42 с разведки из района Торопца пары И-16 боевые действия были перенесены в район северо-восточнее и юго-восточнее Торопца и озера Грядецкое. Здесь были задействованы практически все силы авиации, и первую скрипку играли пилоты 215-го ШАП.
После подготовки самолётов капитан Гвоздев возглавил вылет шестёрки Ил-2 для удара по скоплению автотранспорта численностью до 200 автомобилей в лесу севернее Торопца. Штурмовики сбросили на противника 22 ФАБ-50 и выстрелили 45 реактивных снарядов, 2000 снарядов ШВАК и 7000 патронов ШКАС. Лётчики без потерь доложили об уничтожении 50–60 автомашин, 150–200 солдат и офицеров противника, подавлении двух зенитных точек.
Пятёрку капитана Пахнина, которая около 14:00 штурмовала колонны в районе озера Грядецкое на дороге Торопец – Лукьяново, атаковали «Мессершмитты». Согласно докладу вернувшихся, пилоты успели сбросить на противника 24 ФАБ-50 и выпустить 45 реактивных снарядов, 1500 снарядов ШВАК и 5000 патронов ШКАС. В актив пошли 2–3 уничтоженных танка, 25 грузовиков, пять орудий и до 150 солдат и офицеров противника. После выполнения задания на аэродром не возвратился самолёт ведущего, который с очень большой вероятностью был подбит лейтенантом Германом Мюнцертом из 9./JG 53, которому засчитали победу над V-11. К счастью, капитану Пахнину удалось перетянуть на свою территорию: при попытке посадки самолет был разбит, а лётчик получил ранения лица. Патрулирующие в районе звенья 29-го ИАП не смогли оказать помощь ударным машинам — более того, один И-153 стал жертвой лейтенант Герберта Шрамма (Herbert Schramm) из 8./JG 53. Пилоту «Чайки» лейтенанту В.М. Тощеву удалось выпрыгнуть с парашютом.
Последними по колоннам на дороге Торопец – Лукьяново отработали три Ил-2 капитана М.М. Скрыпника, израсходовавшие 12 ФАБ-50, 20 реактивных снарядов, 1000 снарядов ШВАК и 3500 патронов ШКАС. Экипажи посчитали, что было уничтожено 10–15 автомашин и до 70 человек пехоты.
Бомбардировщики 150-го СБАП в течение дня звеньями бомбили колонны на дороге Торопец – озеро Грядецкое, без потерь выполнив 16 боевых вылетов. Всего было сброшено 30 ФАБ-100, 38 ФАБ-50, 168 АО-25, 26 АО-15, 312 АО-10, 240 АО-2,5 и 540 ампул КС. Немного позднее к делу подключились и истребители: в 16:25–17:06 три И-153 и девять И-16 29-го ИАП атаковали колонны на дороге Торопец – озеро Грядецкое. Было сброшено четыре ФАБ-50 и четыре АО-25, пилоты отметили прямые попадания в автомашины, потерь не было.
Ритмичная работа советских авиаторов была вновь нарушена около 18:00. В это время СБ эскадрильи капитана В.С. Ляпина должны были встретиться с истребителями сопровождения из 29-го ИАП, однако последние опоздали, и пять бомбардировщиков отправились для удара по колоннам на дороге в районе озера Грядецкое. К этому моменту над районом патрулировали пилоты 7./JG 53 и 8./JG 53, для которых бомбардировщики без прикрытия стали лёгкой добычей. За пять минут все пять СБ были сбиты, причём унтер-офицер Рудольф Шмидт, обер-фельдфебель Герман Нойхофф (Hermann Neuhoff), лейтенанты Дитрих Кастен (Dietrich Kasten) и Эрнст Нак (Ernst Nack) сделали всего четыре заявки. Подоспевшие к «шапочному разбору» пилоты четырёх И-16 и трёх И-153 увидели удаляющиеся «Мессершмитты» и три падающих горящих СБ в 10–15 км юго-восточнее Торопца.
К концу дня части ВВС Западного фронта выполнили 58 боевых вылетов для ударов по войскам противника: 25 Ил-2, 21 СБ, три И-153 и девять И-16. Потери были весьма чувствительными: пять СБ, по одному Ил-2 и И-153.
Последний день лета
Несмотря на интенсивную работу советской авиации, немецкие соединения упорно двигались на Андреаполь и подходили к Западной Двине. Сдерживали их небольшие по численности части и сборные отряды, поэтому рубеж реки Западная Двина стал для командования Западного фронта неким Рубиконом, который противнику нельзя было позволить перейти, но для противодействия можно было использовать только авиацию. На руку советскому командованию сыграла погода: впервые за неделю утром 31 августа погода была лётная, и самолёты 215-го ШАП и 150-го СБАП выполнили максимальное количество боевых вылетов с начала операции.
Уже около 07:30 пятёрка Ил-2 капитана М.М. Скрыпника под прикрытием шести МиГ-3 129-го ИАП атаковала скопление машин в лесу в районе Павлово – Мещеки – Исаковское. В районе цели пилоты «МиГов» отразили атаку немецких истребителей, но огнём зенитной артиллерии были тяжело повреждены два «Ила». Оставшиеся тройка, сбросив 12 ФАБ-50 и выстрелив 24 реактивных снаряда, 1000 снарядов ШВАК и 2000 патронов ШКАС, претендовала на уничтожение 2–3 танков, 15–18 автомобилей, 100–150 солдат и офицеров противника.
В 08:10 и 08:15 по скоплениям войск вдоль торопецкого тракта в районе Лоховка – Мещеки – Щипково – Павлово отработали восемь СБ 150-го СБАП и восемь Ил-2 под прикрытием солидного эскорта истребителей 180-го и 129-го ИАП — трёх МиГ-3, восьми И-16 и пяти ЛаГГ-3. Экипажи СБ с высоты 2000 метров сбросили 12 ФАБ-100, 20 ФАБ-50, 48 АО-25, 170 АО-10 и 480 ампул КС и заявили о предположительно уничтоженных 15 автомобилях и до 200 человек пехоты. Пилоты штурмовиков сбросили 32 ФАБ-50 и выстрелили 56 реактивных снарядов, 800 снарядов ШВАК и 3000 патронов ШКАС, заявив 10–12 автомобилей и до 150 человек живой силы. Собственных потерь не было.
Через полтора часа самолеты обоих полков были подготовлены к повторному вылету, и в 12:05 очередная восьмёрка СБ под прикрытием трёх МиГ-3 и восьми И-16 высыпала восемь ФАБ-100, 20 ФАБ-50, 72 АО-25, 146 АО-10 и 320 АО-2,5 на скопление войск в том же районе. Все самолёты вернулись на аэродром.
Едва бомбардировщики успели удалиться, около 12:20 к цели у деревни Морожа вышли шесть Ил-2, которые вёл капитан Скрыпник. Прикрытие вновь осуществлялось шестеркой МиГ-3 129-го ИАП, однако буквально за несколько минут до выхода на цель на развороте истребители потеряли своих подопечных. Штурмовики атаковали скопления автотранспорта и артиллерию вермахта, сбросив бомбы и обстреляв цели реактивными снарядами и пулемётно-пушечным огнём. В районе цели «Илы» были обстреляны зенитной артиллерией, а затем атакованы «Мессершмиттами» — увы, в итоге на свой аэродром не вернулся ни один штурмовик.
Согласно немецким данным, шесть побед над V-11 одержали пилоты 9./JG 53. По одной засчитали командиру отряда обер-лейтенанту Францу Гётцу и фельдфебелю Хайнцу Хипперту (Heinz Hippert), а обер-фельдфебелю Вернеру Штумпфу и унтер-офицеру Максу Найрцу — по две. Из советской группы погибли капитан Михаил Маркович Скрыпник, лейтенанты Василий Романович Гончаренко, Николай Степанович Якименко, Василий Евдокимович Мамсиков и Фёдор Владимирович Тамбовцев.
Немецкие асы, едва отпраздновав победу над штурмовиками, уже в следующем вылете получили чувствительный удар. Около 15:00 во время атаки аэродрома Андреаполь из счетверённой зенитно-пулемётной установки красноармеец С.С. Абрамов сбил истребитель самого Эриха Шмидта. Немецкий ас выпрыгнул с парашютом, но после приземления оказал сопротивление и был убит в перестрелке.
Столь тяжёлые потери за один вылет 215-й ШАП понес впервые, но, несмотря на это, во второй половине дня было совершено еще семь боевых вылетов.
В 13:35 четвёрка Ил-2 капитана Мамошина под прикрытием пяти ЛаГГ-3 штурмовала автомобили на дороге Торопец – Андреаполь в районе деревень Данилово, Старина, Заболотье, Туры. Экипажи сбросили 12 ФАБ-50 и 19 реактивных снарядов, доложив об уничтожении 3–4 автомашин. Самолеты имели небольшие повреждения от зенитного огня, а пытавшихся атаковать «Мессершмиттов» отогнали «ЛаГГи».
В 17:00 тройку Ил-2 в сопровождении шести ЛаГГ-3 повёл капитан Гвоздев. «Илы» отбомбились и проштурмовали скопления войск у переправы через Западную Двину, израсходовав 12 ФАБ-50, 21 реактивный снаряд, 800 снарядов ШВАК и 4000 патронов ШКАС. Согласно докладу лётчиков, противник потерял до 200 солдат и офицеров, а также удалось подавить пять зенитных точек.
Не менее слаженно работали бомбардировщики 150-го СБАП: до 16:30 экипажи СБ и Пе-2 выполнили ещё 16 боевых вылетов, сбросив 22 ФАБ-100, 42 ФАБ-50, 132 АО-25, 132 АО-10, 160 АО-2,5 и 720 ампул КС. Огонь зениток был не точен, а попытки атак «Мессершмиттов» отбивались истребителями 180-го ИАП и воздушными стрелками.
Всего же за день авиация Западного фронта выполнила 58 боевых вылетов ударных самолётов (26 Ил-2, 32 СБ и Пе-2). Потери были значительными: погибли шесть Ил-2, ещё две машины получили тяжёлые повреждения.
Итоги операции
К утру 1 сентября погода в районе боевых действий испортилась окончательно, и вплоть до 6 сентября боевые вылеты сторонами не производились. Несмотря на то, что командованию ВВС Западного фронта удалось в последние дни августа улучшить качество разведки, а также усилить интенсивность ударов по наступающим войскам противника, немецкие соединения медленно, но упорно продвигались к Андреаполю и Западной Двине. Ко 2 сентября танкисты 20-й танковой дивизии вышли на подступы к Андреаполю, а пехотинцы 102-й и 256-й пехотных дивизий захватили плацдармы на восточном берегу Западной Двины южнее Андреаполя и севернее города Западная Двина соответственно. Однако на этом наступательный порыв немецких войск был исчерпан. Это произошло по целому ряду причин — как из-за героического сопротивления войск Западного фронта и постоянных ударов советской авиации, так и из-за проблем с горючим, а также тяжелыми погодными условиями. Кроме того, немецкое командование решило использовать танки LVII моторизованного корпуса для окружения войск Северо-Западного фронта и разворачивало ось наступления на Холм. Это позволило войскам правого крыла Западного фронта 3 сентября начать контрнаступление и стабилизировать положение.
Несомненно, остановить несколько немецких дивизий, в том числе две танковые, немногочисленным полкам советской ударной авиации было не под силу. Однако экипажи работали с полным напряжением сил, день за днем обрушивая на головы противника бомбы, снаряды и пули, что, несомненно, повлияло на замедление темпа продвижения немцев на восток, который 28–31 августа составлял не более 10 км в сутки.
Для 215-го ШАП операция стала тяжёлым испытанием. Согласно отчету штаба полка, всего с 22 по 31 августа боевые потери составили 15 Ил-2 и семь лётчиков, особенно ощутимой была потеря шести самолётов и пяти лётчиков в последний день. Только передача обратно в состав полка самолётов 61-го ШАП, прежде «взятых взаймы», а также отремонтированных машин и части личного состава собственно 61-го ШАП, позволила полку продержаться в боеспособном состоянии весь следующий месяц и получить гвардейское звание. По итогам боевых действий в августе–сентябре 1941 года 215-й ШАП первым из полков штурмовой авиации получил звание гвардейского и стал 6-м гвардейским штурмовым авиационным полком.
Со стороны противника хочется отметить эффективные и профессиональные действия лётчиков III./JG 53, которые поочерёдно нанесли тяжёлые потери всем полкам ударной авиации ВВС Западного фронта, сбивая целые группы штурмовиков и бомбардировщиков. 37-й СБАП и эскадрилья капитана Ляпина после таких ударов уже не были способны продолжить работу, а 150-й СБАП смог вернуться к активным боевым действиям только после пополнения матчастью. Советским лётчикам-истребителям 29-го, 180-го и 129-го ИАП нередко удавалось отбивать атаки «Мессершмиттов», однако это практически всегда происходило в условиях численного превосходства советских групп, а при равенстве сил или при малейшем нарушении дисциплины регулярно приводило к трагическим последствиям, как это трижды случалось 27–31 августа.
Для более эффективных действий ВВС Западного фронта требовалось проводить пополнение авиачастей самолетами и экипажами непосредственно на фронте — опыт работы 61-го и 215-го ШАП, 129-го ИАП и 150-го СБАП это полностью подтверждает. Также требовалось срочно увеличивать и количество полков ВВС Западного фронта, что в той ситуации не представлялось возможным — силами одного штурмового и одного бомбардировочного полков остановить продвижение несколько дивизий врага было невозможно…
Комментарии к данной статье отключены.