Вступив в бой 27 июня и 6 июля соответственно, уже к 8 июля 4-й и 430-й штурмовые авиационные полки ВВС Западного фронта были фактически обескровлены, однако продолжали сражаться.
Первыми 8 июля в бой пошли экипажи 4-го шап. Согласно оперсводке штаба полка, ранним утром были выполнены девять боевых вылетов:
«Полк в составе девяти самолётов в период 04:25–06:15 бомбардировал матчасть противника на аэродроме Бобруйск и Телуши, [действовал] по мехколоннам и танкам.
1-е звено в составе трёх самолётов бомбардировало матчасть на аэродроме Бобруйск, [отмечены] прямые попадания в матчасть самолётов, четыре самолёта загорелись. Сброшено бомб ФАБ-100 — 6 штук, РС — 32 штуки. Один самолёт сбит противником, лётчик лейтенант Ткаченко Николай Корнеевич».
Два других Ил-2 были подбиты. У самолёта командира полка майора С.Г. Гетьмана пробита тяга щитков, у самолёта лётчика лейтенанта М. Шакирджанова был разбит руль глубины, но оба штурмовика благополучно произвели посадку на своём аэродроме.
«2-е звено в составе трёх самолётов бомбардировало матчасть на аэродроме Телуши — [отмечены] прямые попадания в матчасть самолётов, три самолёта загорелись. Сброшено РС — 22 штуки. Бомбы сброшены по танкам на дороге Бобруйск — Рогачёв в районе пересечения реки Ола. Прямые попадания вызвали пожары и взрывы. Потери противника не уточнены. Бомбы ФАБ-100 — 6 штук. Один экипаж не возвратился с боевого задания.
3-е звено в составе трёх самолётов бомбардировало танки [неразборчиво] в районе пересечений реки Ола и реки Добысна с шоссе Бобруйск — Рогачёв. Сброшено ФАБ-100 — 4 штуки. Один экипаж задание не выполнил, лейтенант Денисов Феофан Ильич пролетел цель. Один самолёт подбит зенитной артиллерией, повреждены рули глубины, элероны, при посадке на аэродром садился без скорости, снёс шасси — лётчик младший лейтенант Кротов Константин Иванович».
В итоге три самолёта были списаны, погибли два лётчика: сгорел Ил-2 №1861002 лейтенанта Н.К. Ткаченко из 1-й эскадрильи, пропал №1861402 младшего лейтенанта В.Ф. Сорокина из 3-й эскадрильи, разбит на посадке подбитый №1863804 младшего лейтенанта К.И. Кротова из 5-й эскадрильи. Учитывая полное отсутствие заявок на победы от немецких истребителей, можно полагать, что все самолёты пострадали от огня зенитчиков.
430-й шап в первой половине дня тоже выполнил девять боевых вылетов, понеся сопоставимые потери: из боевых вылетов не вернулись три Ил-2 — правда, все пилоты остались живы, а штурмовик капитана Н.Н. Фатеева на второй день даже прилетел на аэродром своим ходом. Первый вылет тройка Ил-2 совершила около 05:40 для атаки аэродрома Приямино, последующие атаки двух звеньев состоялись в 12:40–12:45. Оперсводка штаба 23-й смешанной авиационной дивизии (сад) сообщала:
«430-й шап сделал 9 самолёто-вылетов на уничтожение пехоты и артиллерии противника в районе Бобр, Купки и авиации противника на аэродроме Приямино. Одно звено не допущено [до цели] зенитной артиллерией и пулемётами противника, бомбило танки противника западнее станции Приямино. О результатах бомбометания сведений нет. Сброшено 14 ФАБ-50 [так в тексте — согласно оперсводке штаба ВВС 20-й армии, было сброшено 36 ФАБ-50], расстреляно 350 штук ШВАК, 4300 патронов. Потери — не вернулось на свой аэродром три самолёта, из каждого звена по одному Ил-2…»
Боевая работа была продолжена обоими полками уже поздним вечером, причём из-за нехватки самолётов большинство вылетов выполнялось парами. Из оперсводки штаба 4-го шап:
«1-е звено в составе трёх самолётов в период 19:27–20:20 бомбардировало группу танков в районе Дворец. Сброшено ФАБ-100 — 2 штуки, РС — 4 штуки. Задание полностью звено не выполнило ввиду необнаружения цели.
2-е звено в составе двух самолётов в период 19:28–20:36 бомбардировало танки в лесу севернее Кашира. Замечены цели попадания — клубы дыма. Сброшено ФАБ-100 — 2 штуки, ФАБ-50 — 4 штуки, РС — 15 штук. В районе Кашира звено обстреляно зенитной артиллерией противника, потерь нет.
3-е звено в составе двух самолётов в период 20:24–21:37 бомбардировало группу танков в районе Лебедяны, 2 км севернее Жлобина. Были прямые попадания. В районе Жлобина звено обстреляно зенитной артиллерией и зенитными пулемётами. Сброшено ФАБ-100 — 2 штуки, РС — 8 штук.
4-е звено в составе двух самолётов в период 20:25–21:42 бомбардировало Заболотье. Сброшено ФАБ-100 — 4 штуки, по танкам 5 км юго-западнее Рогачёва».
Потерь и повреждений не было, а благодаря работе техсостава к утру 9 июля в боеготовом состоянии находились 10 Ил-2, ещё две машины ремонтировались.
430-й шап двумя экипажами в 20:25 вёл разведку противника по дороге Орша — Борисов и атаковал наземные войска в районе станции Крупки. Несмотря на огонь зенитной артиллерии, потерь и повреждений не было. За этот день и первую половину 9 июля в строй удалось ввести семь Ил-2, и к середине дня боеготовыми были уже восемь штурмовиков.
Всего за 8 июля два полка выполнили 29 боевых вылетов, потеряв пять самолётов и двух лётчиков из состава 4-го шап.
День 9 июля в 4-м шап ознаменовался громким и неприятным событием. Ранним утром полк получил задание проштурмовать аэродром Бобруйск, для чего около 03:30 звеньями стартовали девять Ил-2. Группу вёл лично командир полка майор С.Г. Гетьман. К сожалению, вылет обернулся досадными потерями. Из оперативной сводки штаба полка:
«Первое звено в составе трёх самолётов в период 03:24–04:48 бомбардировало матчасть самолётов на аэродроме противника Бобруйск. Сброшено ФАБ-100 — 4 штуки, РС — 15 штук. Задание выполнено. Замечены прямые попадания. Матчасть горела. Один экипаж капитан Саталкин, не дойдя до цели 30 км, по словам экипажей, резко пошёл вниз и с боевого задания не вернулся. Два самолёта подбиты в районе цели. На самолёте майора Гетьмана пробит 6-мм дюралевый лист фюзеляжа с левой стороны, разорван обтекатель плоскости, повреждены руль поворота и руль глубины, повреждена рама переднего козырька. На самолёте лейтенанта Алексеева пробит пневматик, перебиты тросы руля поворота, повреждена сигнализация шасси зенитной артиллерией противника. Экипажи живы, произвели посадку на своём аэродроме благополучно.
Второе звено в составе трёх самолётов [действовало] в период 03:25–04:49 в районе Жиличи. Зенитной артиллерией противника был подбит ведущий звена старший лейтенант Подплетнев — отбита правая консоль на расстоянии 1,5 метра, разбит киль, перебиты тросы глубины, перебита пароотводная трубка. До цели не дошёл и сбросил бомбы в районе обстрела зенитной артиллерией. Сброшено ФАБ-100 — 4 штуки, РС — 8 штук. Один экипаж не вернулся с боевого задания – младший лейтенант Кузьмичев. На самолёте лейтенанта Шакирджанова перебита балка РС и осколками поражены обе плоскости. Экипажи посадку произвели благополучно.
Третье звено в составе трёх самолётов задание не выполнило, не дошло до цели, бомбы сброшены между Рогачёвом и Бобруйском. Сброшены бомбы по зенитной артиллерии противника в этом районе: ФАБ-100 — 4 штуки, РС — 16 штук. Один экипаж лейтенант Денисов не возвратился с боевого задания.
Всего сброшено: ФАБ-100 — 12 штук, РС — 39 штук. Летало на задание девять экипажей, не возвратилось три экипажа, три экипажа подбиты зенитной артиллерией. Село на аэродром Ганновка шесть экипажей».
Из боевого вылета в то утро не вернулись командир 3-й эскадрильи капитан Н.Н. Саталкин, Ил-2 №1862303 которого был сбит в районе аэродрома Бобруйск, и пилот 2-й эскадрильи младший лейтенант А.А. Кузьмичев на Ил-2 №1860403. Лейтенант Ф.И. Денисов впоследствии на самолёте перелетел в полк. Четыре вернувшихся самолёта из двух первых звеньев получили повреждения различной тяжести. Задание осталось не выполнено — два звена из трёх не дошли до цели, а четыре ФАБ-100 и 15 РС, сброшенных на цель майором С.Г. Гетьманом и лейтенантом А.А. Алексеевым, вряд ли могли причинить аэродрому большой урон. При этом, если в случае со звеном старшего лейтенанта П.Е. Подплетнева неудачу можно списать на точный огонь немецких зенитчиков, то звено заместителя командира полка майора Г.Ф. Кашубина не выполнило задачу по причине малодушия последнего.
В процессе разбирательства было установлено, что по сигналу майора Кашубина звено сбросило бомбы на лесной массив. Так это был не первый подобный случай, Кашубина обвинили в трусости, исключили из партии и отдали под суд военного трибунала, который приговорил майора к высшей мере наказания. Этот эпизод оказался настолько резонансным для полка, что, несмотря на цензуру конца 60-х годов, был красочно описан в книге мемуаров Героя Советского Союза В.Б. Емельяненко «В военном воздухе суровом», посвященной истории 4-го шап (7-го гв.шап). Однако в действительности Кашубин не был расстрелян и осенью 1941 года даже возглавил 505-й шап, был тяжело ранен в воздушном бою и службу продолжил на различных должностях в тылу, войну закончил в звании подполковника.
Боевые действия 430-го ШАП протекали гораздо менее драматично, уже в 3:08 пара Ил-2 атаковала войск противника в районе ст. Крупки. Согласно оперсводки №018 штаба 23-й САД, за два вылета вечерний 20:25 8.07 и утренний 9.07 экипажи 4 Ил-2 сбросили на врага 12 ФАБ-50, 144 АО-2,5 и расстреляли 400 снарядов ШВАК, потерь не было, однако и результатов атаки летчики не наблюдали. Следующая пара атаковать скопление войск в том же районе в 9:15, однако подробности этого вылета отсутствуют, известно только, что потерь не было. Третий вылет совершила тройка Ил-2, после обеда, и вновь без потерь, из оперсводки №19 штаба 23-й САД:
«5. 430 ШАП. 14:18 — 15:04 3 самолето-вылетами уничтожал танки пр-ка в р-не Лукомль, сброшено 12 ФАБ-50, расстреляно 50 снарядов ШВАК и 260 патрон. Потерь нет…»
День закончился вылетом на разведку 2 Ил-2 противника на дороге Орша – Борисов, экипажи отметили: «От Крупки на Бобр и 1 км вост. Бобр стоит колонна автомашин покрытых брезентом (домиком) до 150 штук. Направлением на Бобр. В этом р-не разведчики обстреляны ЗА и ЗП р-н прикрывался 3 МЕ-109. Потерь нет…»
Таким образом, в отличии от 4-го ШАП, экипажи 430-го ШАП выполнили 9 боевых вылетов, не понеся потерь, и это был самый удачный день для полка, однако удача благоволила к подопечным подполковника Малышева недолго, и 10 июля все вернулось на круги своя. Утром в составе 4-го ШАП было 4 исправных и 6 неисправных Ил-2. А в составе 430-го ШАП числились все те же 8 исправных штурмовика, кроме того 1 Ил-2 днем прилетел с вынужденной посадки, еще 5 ремонтировались.
Из оперативной сводки №021 23-й САД:
«3:00 – 4:00 10.7.41 3 Ил-2 уничтожали материальную часть самолетов пр-ка на аэродроме Приямино, сброшено 12 ФАБ-50, расстреляно 144 ШВАК и 200 патронов, бомбы попали на аэродром, выяснить потери противника не удалось. Один самолет не вернулся на свой аэродром».
Судьба опытного летчика лейтенанта С.Ф.Макало, неизвестна, вероятно он был сбит огнем ПВО или разбился по небоевым причинам, немецкие истребители побед в этом районе, в то время не заявляли.
Еще один вылет состоялся около 17 часов, тройка Ил-2 атаковала мотоколонны противника в районе Сенно – ст. Бурбин. Было израсходовано 12 бомб ФАБ-50 и 314 снарядов ШВАК. Экипажи отметили прямые попадания в колонну, потерь не было. Еще одна тройка полка, по неизвестным причинам не смогла обнаружить цель и вернулась на аэродром с бомбами. К 19:00 техсостав смог восстановить еще несколько машин, и в боеготовом состоянии теперь находились 11 Ил-2. Вечером был получен приказ о перебазировании на аэродром Шаталово, который был выполнен, к несчастью при перелете был потерян 1 Ил-2, лейтенант А.Е. Ефимов в часть не возвратился…
4-й ШАП выполнил в этот день 7 боевых вылетов, из оперативных сводок полка известно:
«Первое звено в составе 3-х с-тов и второе звено в составе 2-х с-тов произвели в 13:05 – 13:10 Н – 30 мт. бомбардирование цели – колонна танков, дорога Бобруйск – Могилев, р-н Болоновка – Межисетки. Сброшено ФАБ-100 – 10 шт., РС – 29 шт. Замечены попадания между танками и клубы черного дыма. С первого звена не возвратился ст.лейтенант Куликов, во втором звене у капитана Спицина перебита тяга элерона с-т не исправен, у капитана Двойных пробит обтекатель правого центроплана. С района Низовки обстреляны ЗА.»
«Полк с 19:10 имел задачу двумя экипажами бомбардировать переправу на Днепре Борколабово. При полете к цели от Салтановка (вероятно Солтаново) до Борколабово переправы не обнаружили. Произведено бомбардирование северная церковь Борколабово Н – 30 мт.
19:30 10.7.41 сброшено бомб ФАБ-100 – 4 шт., РС – 15 шт. Церковь разбита, Борколабово загорелось. В районе Барколабово обстреляны экипажи ЗА /слабый огонь/.»
И в этот день потери штурмовикам нанесла немецкая ЗА, серьезнее всего пострадал Ил-2 №1865003 командира звена 3-й эскадрильи старшего лейтенанта С.И.Куликова, который все же смог выполнить вынужденную посадку в районе Ясная Буда (30 км Ю-В Пропойск), а самолет впоследствии смогли отремонтировать и ввести в строй.
К вечеру в полку числилось боеготовыми 6 и не исправными 3 Ил-2 (плюс 2 Ил-2 на вынужденных посадках), 1-я и 5-я АЭ перелетели на аэродром Прохоровка. Боевой состав 430-го ШАП, соответственно 9 и 1 штурмовик (плюс 2 Ил-2 восстанавливали в Яковлевичах). Таким образом оба полка, по сути, представлял собой эскадрильи неполного состава, с соответствующими боевыми возможностями. А обстановка требовала серьезных усилий по противодействию немецким моторизованным соединениям, наступавшим севернее и южнее Могилева, с целью окружения войск 13-й армии. Что в реальности смогли противопоставить советские штурмовики немецким танковым дивизиям, переправлявшимся через Днепр в районе Быхова и Шклова? Оперативная сводка штаба 4-го ШАП №014 от 11.07.1941 говорит всего о 8 боевых вылетах против переправ на Днепре в 10 км севернее Быхова:
«Полк произвел в период 9:50 – 14:10 11.7.41 г. 3-мя звеньями в составе 8 самолетов бомбардирование переправ на р. Днепр р-н Борколабово. Задание выполнено.
а) 1-е звено в составе 3-х с-тов произвело бомбардирование скопления войск Борколабово в 10:15 11.7.41 г. Н – 25 мт. против Борколабово переправ не обнаружено. В звене побиты 2 с-та ЗА, подлежат ремонту один с-т мл. л-нта Солдатенко произвел вынужденную посадку в р-не Следюки (наша территория). Сброшено РС −15 шт, ФАБ-100 – 4 шт.
б) 2-е звено в составе 3-х с-тов в 10:20 11.7.41 Н – 30 мт. произвело бомбардирование переправ севернее Борколабово в одном км. и юж. Борколабово в одном км. Северная переправа неразбита южная переправа разорвана. Р-н Борколабово до ст. Барсуки противник подвозит бревна на тракторах. Сброшено РС – 15 шт., ФАБ-50м2 – 4 шт. Л-нт Шакирджанов подбит, сел на нашей территории сев. Следюки.
в) 3-е звено в составе 2-х с-тов произвело бомбардирование скопления артиллерии что юж 5 км ст. Барсуки 13:45 Н – 30 мт. и обстреляло юж. Борколабово колону до 10 автомашин из пушек и пулеметов. С-т л-нта Зайцева подбит, произвел посадку с двумя ФАБ-100 Сутоки 20 км вост. Барколабово. Сброшено РС – 15 шт., ФАБ-100 – 2 шт.
2) Погода в р-не Борколабово – ясно.
3) За все три вылета сильный огонь ЗА с р-на Борколабово и сев. 5 км. Борколабово.»
Из первого боевого вылета, не вернулись два штурмовика: Ил-2 №1862001 5-й эскадрильи, пилот младший лейтенант И.А. Солдатенко; второй Ил-2 №1864703 1-й эскадрильи — лейтенант М. Шакиржанов; оба летчика в полк не вернулись. После обеда в бой смогли отправить только пару Ил-2, один из них Ил-2 №1860203, также был подбит, но пилоту командиру звена 5-й АЭ лейтенанту В.Г.Зайцеву повезло. Все машины были подбиты огнем ЗА. После этих потерь, к вечеру в полку смогли подготовить 3 штурмовика, а 3 Ил-2 были не исправны (еще 2 находились на вынужденных посадках).
430-й ШАП в этот день вновь действовал с меньшими потерями, совершив 6 боевых вылетов по району Шклова и потеряв один самолет. Из донесения о боевой работе 430 ШАП за 11.7.41г.:
«3 Ил-2 в 13:30 – 14:35 атаковали отдельные мелкие группы автобронемашин подходящие к Копысь из Староселье. Попадания по докладам экипажей хорошие».
Потерь не было, однако в документе отмечены, что самолеты имели большое количество пулевых и осколочных пробоин. В оперативной сводке №022 штаба 23-й САД было отмечено, согласно докладов экипажей — два загоревшихся танка. Штурмовики сбросили на врага: 4 ФАБ-50, 8 РС, 144 АО-2,5, расстреляли 200 снарядов ШВАК и 1200 патронов ШКАС.
Второй вылет произведен вечером, из донесения о боевой работе:
«3 Ил-2 с 18.35-19.50 разведывали с одновременной атакой противника на зап.берегу р.Днепр. На участке Орша — Шклов. Разведкой установлено наличие бронетанковых войск в опушках леса в районе Копысь — Шклов. Переправ на участке Орша – Шклов не было. Артиллерия разных калибров стоит на огневых позициях, в том же районе, большем количестве чем было 10.7.»
В оперативной сводке №022 содержатся дополнения — удар по противнику был нанесен в 19:10, экипажи сбросили 12 ФАБ-50 и 24 РС и отметили прямые попадания в два тяжелых орудия и в автомобиль.
Согласно донесения, в районе цели звено было атаковано 4 МЕ-109. В результате два самолета получили повреждения: один получил повреждения, требующие капитального ремонта, еще один большое количество пулевых и осколочных пробоин. Третий ИЛ-2 не вернулся на свой аэродром, пилот младший лейтенант А.Н. Сутягин, несмотря на полученное тяжелое ранение, смог дотянуть до расположения войск Красной армии и произвел вынужденную посадку в 20 км восточнее Шклов. Что интересно, немецкие одномоторные истребители в принципе не заявляли в это время побед над самолетами, идентифицированными как: V-11, Р-10 или «Скьюи». Вероятно, Ил-2 стали жертвой «церштореров» из ZG 26 или SKG2 10, однако их заявки на победы практически не известны.
В донесении о боевой работе 430 ШАП за 11.7.41г., уточняется состояние материальной части полка после этих вылетов:
«К исходу 11.07.1941 г. в полку имелось 1 исправный Ил-2 и неисправных – 9 (Еще один самолет вероятно еще не перегнали из Яковлевичей). Неисправные самолеты ремонтируются, для восстановления требуются запчасти (винты, радиаторы, рули). К 10:00 12.07.1941 г. ориентировочно 2 Ил-2. Этому звену поставлена задача – уничтожение противника в районе Копысь.»
Силы полков таяли на глазах и 12 июля, имея на утро в полках по 2 – 3 боеготовых самолета, трудно было ждать высокой активности, однако вылетов было сделано не меньше чем в предыдущие дни. 4-й ШАП отчитался о семи боевых вылетах из оперативной сводки штаба 4-го ШАП №015 от 12.7.41г.:
«а) в период 3:55 – 5:23 двумя экипажами бомбардирование переправ р-н Барколабово. Первый экипаж переправы не обнаружил. Сбросил бомбы и РС 4:25 Н – 30 мт. на артиллерию р-н Ходютичи. Второй экипаж обнаружил переправу между ст. Дашковка и Барколобово по которой бомбардировал 4:25 Н – 30 мт. В районе цели подбит с-т мл. л-нта Кротова. Сам т. Кротов ранен в плечо. Самолет произвел посадку на свой аэродром, с-т требует ремонта. Сброшено РС – 15 шт., ФАБ-50м2 – 8 шт.
б) один экипаж 6:20 бомбардировал сев. окр. Дашковка ремонтную базу танков. Подожжено один сарай, второй сарай разрушен. Самолет подбит, экипаж невредим, посадка на свой аэродром. Самолет требует замену мотора. Сброшено РС – 8 шт., ФАБ-50м2 – 4 шт.
Из района цели обстреливали ЗА и крупнокалиберные пулеметы».
Один из поврежденных самолетов Ил-2 №1864904 был отправлен в заводской ремонт. Дальнейшие действия известны из оперативной сводки штаба 4-го ШАП №016 от 13.7.41г.:
«1) Полк выполнял поставленную задачу в период с 16:30 – 19:30 12.7.41 двумя звеньями в составе 4-х с-тов бомбардировал танки на дороге Горки – Ленино, Горки – Горы, задание выполнено.
а) 1-е звено в составе экипажей Жулев, Подплетнев 12.7.41 в 17:10 бомбардировали танки на дороге Горки – Ленино, Горки – Горы экипажами остановлено движение танков до 7 шт дороге Горки – Горы голова у Полящицы. Вторая колонна до 5 танков сев. Горки 5 км в движении на Ленино. Замечено прямые попадания в два танка, сброшено РС – 16 шт., ФАБ-50м2 – 8 шт.
б) 2-е звено производило бомбардирование той же цели в 19:17 замечено попадание бомб ФАБ-50м2 – 8 шт в 4 танка вост. окр. Горки 2 км подбито РС 2 танка, танки не продвигаются. Сброшено РС – 15 шт., ФАБ-50м2 – 8 шт.»
К вечеру в боеготовом состоянии были 2 штурмовика, еще 4 ремонтировались, а два находились на местах вынужденных посадок (один из них перелетел на аэродром, но продолжал числится не исправным).
К сожалению такой подробной информации, про боевую работу 430-го ШАП, предоставить возможности нет, можно только предположить, что полк имея всего 2 – 3 исправных самолета, действовал аналогично 4-у ШАП — тройкой, парами и даже одиночными самолетами, выполнив 5 – 7 боевых вылетов. По некоторым данным, 3 Ил-2 вылетали на бомбардировку аэродрома Бешенковичи. Из боевых вылетов не вернулись 2 Ил-2, пропали без вести заместитель командира эскадрильи капитан Н.Н.Фатеев и пилот младший лейтенант П.М.Чеботько.
Техническому составу 430-го ШАП к утру 13.07.41г., удалось отремонтировать не менее четырех самолетов, еще пять числились неисправными.
13 число полностью оправдало свою зловещую репутацию. Из оперативной сводки штаба ВВС 20-й армии к 20:00 13.7.41г.:
«430 ШАП 3 Ил-2 разрушали переправы в р-не Копысь, выполнено 6 боевых вылетов, сброшено бомб ФАБ-50 – 24.»
Из наградного листа капитана С.М. Коробова известно, что в 17:30 после удара в районе Горки атакованы Ме-109 в районе Монастырщина, все три Ила звена были сбиты, немецкими истребителями, Коробов получил легкое ранение и 14.08.41г. вернулся в часть. Вероятно, из состава еще одного звена огнем истребителей, либо ЗА был сбит еще один Ил-2. Кроме Коробова, вернулся в часть лейтенант Л.Н.Поликарпов, а вот капитану Д.С. Мацепуро и младшему лейтенанту Ромащенко не повезло, они так и остались в списках, пропавших без вести.
И в этом случае, немецкие одномоторные истребители не заявляли побед над самолетами, идентифицированными как: V-11, Р-10 или «Скьюи». Видимо экипажи полка, стали жертвой Bf110 из ZG26 или SKG210.
На такой невеселой ноте, 430-й ШАП и закончил боевые действия, которые продолжались всего 8 дней. За это время, 14 самолетов не вернулись с боевых заданий на свой аэродром. Из 14 летчиков прибыли 6 человек, 4 из них получили ранения и были отправлены в госпиталь. Один самолет потерпел катастрофу при перелете Яковлевичи – Шаталово, пилот погиб. Два поврежденных самолета оставлены в Орше и Могилеве, два самолета в Шаталово, из них один сожжен, и три Ил-2 к 16 июля удалось эвакуировать на аэродром Олсуфьево. 17.07.41г., один самолет был передан в 61-й ШАП, два самолета перегнаны на ремонт на завод №18 г.Воронеж, часть личного состава передали в распоряжение командира 1-й РезАБ, а личный состав ранее проходивший службу в НИИ ВВС, в количестве 43 человек, убыл в Чкаловскую.
На смену 430-му ШАП в Воронеже уже готовили к вылету самолеты свежего 61-го штурмового полка, который прибудет в Шаталово и вступит в бой уже 14 июля.
По-другому сложилась судьба 4-го ШАП, его оставили на фронте и личный состав полка провоевал еще месяц. В первой половине дня полк получил на пополнение с завода №18 семь новеньких Ил-2, а еще один самолет перегнали с места вынужденной посадки, в итоге к 15:00 в БЧС было 15 штурмовиков, из них правда только 6 были боеготовы, а 9 числились неисправными. Получив такое подкрепленье, боевая работа была резко усилена, с 15:50 до 21:20 экипажи полка выполнили 16 боевых вылетов, из оперсводки №018 штаба 4-го ШАП:
«1) Полк в периоде с 15:50 по 21:20 13.7.41 выполнял поставленную задачу: штурмовой налет по колонне танков дорога Горки – Горы и дорога Шклов – Городец – Княжицы – Чемоданы полк выполнил задачу в составе 6-ти звеньев.
а) первое звено атаковало колонну танков, дорога Горки – Горы, колонна 40-50 автомашин и танков, колонну охраняли барражированием в два яруса до 6-ти Ме-109, прямым попаданием разбито 2 автомашины. ЗА огнем подбито 2 с-та которые произвели посадку на свой аэродром. Атака произведена 16:18 13.7.41 Н- 25-30 мт. сброшено РС – 24, ФАБ-100 – 3 шт.
б) 2-е звено атаке колонн по дороге Шклов – Городец – Княжицы – Чемоданы по дорогам движение не обнаружено. Сброшены бомбы 17:35 по ст. Дашково, РС – 2, ФАБ-100 – 1, ФАБ-50 – 4 шт. Два самолета подбиты ЗА.
в) 3-е звено атаке танков и автомашин по дороге Горки – Горы около 40 автомашин и танков в 18:05 сброшено РС – 23, ФАБ-100 – 2 шт., ФАБ-50 – 4 шт., замечено два прямых попадания по танкам, обстреляна колона с пушек и пулеметов, истребители пр-ка отсутствуют, наши истребители атаку обеспечивали р-н Горки звено у р-на Полящицы обстреляно ЗА.
г) 4-е звено в составе 2-х с-тов атаковало колонну танков дорога Горки – Горы, звено с задания не возвратилось. Летчик лейтенант Алексеев, мл. лейтенант Варфоломеев.
д) 5-е звено атаковало дорогу Горки – Горки замечены прямые попадания в 5-ть танков и 3 автомашины с боеприпасами, обстреляны ЗА около Запрудьевой (вероятно Запрудье). Атака цели Н – 30 мт. 20:40 РС – 22, ФАБ-100 – 4 шт.
е) 6-е звено в составе 2-х самолетов атака танков по дороге Горки – Горы прямых попаданий не замечено, атака цели 20:50 сброшено РС – 14, ФАБ-50 – 4, ФАБ-100 – 1 шт.»
В ходе вылетов и 4-й ШАП понес чувствительные потери. Пара Ил-2 №1863004 и 1863107 из 2-й эскадрильи не вернулась из боевого вылета (старт около 19:25), пилот лейтенант А.А.Алексеев погиб, а лейтенант М.С. Варфоломеев был ранен. Еще один самолёт №1862006 5-й эскадрильи был разбит на посадке, и отправлен в ремонт на завод, пилот младший лейтенант К.П.Карпенко не пострадал.
В составе полка, к концу дня было 13 Ил-2 из которых 6 были не исправны, из личного состава насчитывалось 22 летчика.
Подводя итоги, следует отметить, что применение самолетов Ил-2, в составе ВВС ЗФ в период 2–13 июля, характеризовался небольшим числом боеготовых самолетов, что не позволяло концентрировать усилия и производить сколь заметное количество вылетов на поддержку войск фронта, в тот момент, отчаянно в этом нуждавшихся. Всего за 6–13 июля 430-й ШАП выполнил 59, а 4-й ШАП за 6–12 июля — 50 боевых вылетов. Наличие в составе обоих полков почти весь период по 10–12 самолетов, из которых лишь часть были боеготовы, разумеется не позволяло влиять на оперативную обстановку. Вследствие того, что боевые вылеты в подавляющем большинстве совершались звеньями или даже парами, и типовая загрузка штурмовика состояла всего из 4 ФАБ-50 или 2 ФАБ-100, плюс в случае с 4-м ШАП 8 РС (430-й ШАП практически весь период не имел возможности использовать РС), то и на тактическую обстановку, экипажи штурмовиков, практически не имели возможности повлиять.
Оба полка несли тяжелые потери, причем, преимущественно от огня ЗА. Одномоторные истребители противника с 6 по 13 июля вообще не заявляли побед над самолётами, похожими на Ил-2 — «Валти» V-11, «Скьюи» или Р-10.
430-й ШАП, наскоро укомплектованный личным составом и техникой, не проходил курса боевого применения штурмовой авиации и вообще учебно-боевой подготовки, причем молодые пилоты не имели возможности полетать строем и по маршруту, пострелять и побомбить, бросать его в таком виде в бой, очевидно не имело смысла. Собственно, потеря одного самолёта менее чем за пять боевых вылетов красноречиво на это указывает.
Комментарии к данной статье отключены.