Петляков Пе-2. К весне 1945 года «Пешка» оставалась основным фронтовым бомбардировщиком ВВС Красной армии, а также состояла на вооружении большинства авиаразведывательных полков — в последних ещё встречались снятые с производства дальние истребители Пе-3, отличающиеся от своих бомбардировочных собратьев большей дальностью. В Берлинской операции использовались три авиакорпуса и одна отдельная дивизия пикировщиков Петлякова — всего 24 полка, порядка 960 самолётов по штату. Также здесь действовали пять отдельных разведывательных авиаполков, летавших в числе прочих типов на Пе-2 и Пе-3, а один полк пикировщиков был у ВВС Балтфлота — в этих частях насчитывалось по штату около 140 самолётов.
Дуглас A-20 «Бостон». Американский «Бостон» был самым многочисленным из бомбардировщиков, поставлявшихся в СССР по ленд-лизу. Значительная часть этих самолётов попала в морскую авиацию, где «Бостоны» стали торпедоносцами и топмачтовиками, но «нашли себя» эти полюбившиеся советским лётчикам машины и в фронтовой авиации. В Берлинской операции в полосе 2-го Белорусского фронта действовал 5-й бомбардировочный авиакорпус — шесть полков, около 240 самолётов по штату, а на направлении главного удара, обеспечивая наступление 1-го Белорусского фронта, — отдельная 221-я бомбардировочная авиадивизия, около 120 самолётов по штату.
Кроме того, некоторое количество «Бостонов» имелось в разведывательных авиаполках, два полка торпедоносцев — у моряков-балтийцев, а в 18-й воздушной армии A-20 использовались как дальние истребители, оборудованные радиолокационными станциями, и ночные блокировщики вражеских аэродромов. Непосредственно над Берлином эти самолёты не использовались.
Туполев Ту-2. Самолёт с не самой лёгкой судьбой, к концу войны Ту-2 всё же во второй раз пробился в серийное производство. После войны он стал основным советским поршневым бомбардировщиком и торпедоносцем, который вытеснили лишь реактивные машины, но к началу Берлинской операции Ту-2 в ВВС КА было вооружено единственное соединение — 6-й бомбардировочный авиакорпус. 26 апреля 1945 года, уже в ходе штурма непосредственно немецкой столицы, его передали в 16-ю воздушную армию 1-го Белорусского фронта. Девяти полкам корпуса по штату полагалось порядка 360 бомбардировщиков.
Поликарпов По-2. Значение «дорогого нашего трудяги-кукурузника» на фронте переоценить сложно — всю войну на маленьких бипланах действовало подавляющее большинство ночных бомбардировочных авиаполков. В Берлинской операции было задействовано четыре дивизии (15 полков) ночных бомбардировщиков — порядка 600 самолётов По-2. Кроме того, они состояли на вооружении многочисленных полков и эскадрилий связи, санитарных авиаполков, занимавшихся перевозкой раненых и медикаментов, частично бипланами Поликарпова были вооружены транспортные полки ГВФ и корректировочные авиачасти.
Наконец, эти самолёты были практически в каждом боевом полку в качестве связных и лёгких транспортных. Многие из них периодически использовались для бомбардировки или разбрасывания листовок. Точное количество По-2, задействованных в Берлинской операции, посчитать сложно.
Ильюшин Ил-4. К концу войны бомбардировщик Ильюшина, прежде являвшийся чуть ли не монополистом в частях дальней и морской авиации, был потеснён машинами, поставлявшимися по ленд-лизу. Тем не менее к апрелю 1945 года в 18-й воздушной армии было в общей сложности около 20 авиационных полков, вооружённых двухмоторными «Ильюшиными» (около 800 самолётов по штату). Точно сказать, какая часть из этих самолётов бомбила Берлин и подступы к нему, из-за специфики базирования и применения дальней авиации затруднительно.
Норт-Американ B-25 «Митчелл». Поставлявшийся в СССР по ленд-лизу средний американский бомбардировщик B-25 новыми владельцами ценой снижения бомбовой нагрузки с соответствующим увеличением запаса топлива был переквалифицирован в дальний. К апрелю 1945 года в 18-й воздушной армии насчитывалось 12 бомбардировочных полков, вооружённых этими американскими самолётами, или порядка 480 машин по штату.
Ермолаев Ер-2. Строившийся в 1940–1941 гг. и снятый с производства и вооружения бомбардировщик Ермолаева в 1944 году получил второй шанс. В 1943 году он был повторно запущен в серию с новыми дизельными двигателями АЧ-30 и стал поступать на вооружение полков дальней авиации. Запуск нового варианта Ер-2 в производство, параллельный с доводкой самолёта под требования военных, шёл медленно. В апреле 1945 года в составе 18-й воздушной армии было семь полков на Ер-2, но большей частью они только заканчивали формирование и занимались освоением новой техники. Из 280 полагавшихся по штату бомбардировщиков в полках было не более сотни, а в боях принимали участие самолёты двух полков. Тем не менее в весеннем небе Берлина самолёт «отметился».
Лисунов Ли-2. Купленная перед войной лицензия на производство в СССР американского пассажирского самолёта Дуглас DC-3 — без преувеличения, летающей легенды — предполагала прежде всего гражданское применение самолёта. С началом войны Ли-2 стал основным советским военно-транспортным самолётом, а затем наряду с поставлявшимся по ленд-лизу C-47 — военным вариантом DC-3 — освоил и роль дальнего бомбардировщика, надёжного и живучего. Конструкция планера самолёта не позволяла оборудовать бомболюки, и стандартная для Ли-2 нагрузка в четыре 250-кг фугасные авиабомбы размещалась на внешней подвеске.
К апрелю 1945 года в 18-й воздушной армии числилось 15 полков, вооружённых Ли-2, или около 600 машин по штату. Кроме того, шесть транспортных авиаполков обслуживали нужды 2-й, 4-й и 16-й воздушных армий, хотя, конечно, непосредственно в боях не участвовали.
Ильюшин Ил-2. Легендарный штурмовик, всю войну составлявший основу ударной авиации ВВС КА, массово применялся и в Берлинской операции. Более того, штурм Берлина стал его настоящей «лебединой песней» — полным ходом шло освоение производства Ил-10, и после войны штурмовые части пошли либо на перевооружение, либо под сокращение. Не считая штурмовых полков авиации Балтийского флота, три участвовавшие в операции воздушные армии имели в своём составе 52 штурмовых полка, вооружённых Ил-2, что даёт около 2000 самолётов.
Кроме того, в отсутствие более подходящих машин «горбатые» в ходе войны освоили специальность корректировщика — в шести отдельных корректировочных полках (по два на воздушную армию) по штату числилось 18 машин в каждом. Наконец, во 2-й воздушной армии действовал 193-й отдельный гвардейский разведывательный авиаполк на Ил-2 — все эти части по штату должны были иметь ещё около 150 «Ильюшиных».
Ильюшин Ил-10. Сменявший Ил-2 на сборочных линиях авиазаводов более совершенный штурмовик Ил-10 в апреле 1945 года фактически проходил расширенные войсковые испытания. В каждой из трёх воздушных армий, прикрывавших три фронта, участвовавших в Берлинской операции, было по одному полку Ил-10, а суммарное количество новых штурмовиков — менее 100 единиц. Как показала фронтовая эксплуатация, самолёт имел большое количество «детских болезней», присущих новой технике, поэтому число боевых вылетов Ил-10 в ходе Берлинской операции не превышает нескольких десятков.
Белл P-39 «Аэрокобра». В Берлинской операции принимало участие 18 полков фронтовой истребительной авиации и четыре истребительных авиаполка ПВО, прикрывавших районы выгрузки и сосредоточения войск фронтов — всего порядка 850 самолётов по штату. Трудно найти истребитель ВВС Красной армии, вызывающий больше споров, чем этот самый массово поставлявшийся в СССР по ленд-лизу самолёт. Однако утверждения о том, что это был самолёт исключительно для асов или гвардейских полков, не соответствуют действительности.
Большинство асов на «Аэрокобрах» дал 6-й гвардейский истребительный авиакорпус РГК (три дивизии, шесть полков), принимавший участие в Берлинской операции. Выбор полков под перевооружение на тот или иной тип самолётов был достаточно случайным в рамках преемственности конструкций — например, шансы переучиться с Ла-5 на Ла-7 стремились к 100%. Что касается результативности тех или иных полков, то она являлась функцией решаемых полком задач и добросовестностью штабов. Как бы то ни было, большинство лётчиков, воевавших на «Аэрокобрах», любили свои самолёты.
Лавочкин Ла-5. Впервые появившись на фронте летом 1942 года, к концу войны Ла-5 присутствовали в абсолютном большинстве в своей последней модификации Ла-5ФН — именно такой самолёт показан на снимке. Более ранних Ла-5Ф было уже совсем мало, ну а «чистые» Ла-5 до весны 1945 года в частях первой линии попросту не дожили. Что касается количества Ла-5 всех модификаций, принимавших участие в Берлинской операции, подсчитать их сложно. Из 11 полков, в которых были эти истребители, семь параллельно с боевой работой осваивали новые Ла-7. В итоге в каких-то полках за время Берлинской операции происходила постепенная замена Ла-5 на Ла-7, а где-то образовался двойной комплект самолётов. Количество Ла-5 можно оценить примерно в 300 штук.
Лавочкин Ла-7. Этот истребитель многие специалисты называют лучшим по комплексу характеристик советским истребителем времён войны. Он уступал «Якам» и «Аэрокобрам» в отдельных характеристиках, но именно на Ла-7 летали в 1944–1945 гг. два единственных в истребительной авиации ВВС КА отдельных истребительных авиаполка, специально переформированных для «свободной охоты». Оба этих полка, 9-й и 176-й гвардейские, участвовали в Берлинской операции. Всего же в трёх воздушных армиях было 10 полков, полностью вооружённых Ла-7, а ещё семь эксплуатировали параллельно Ла-5 и Ла-7 — согласно штатам, этим частям полагалось около 550 самолётов.
Яковлев Як-1. Воевавший с первых дней ВОВ первый истребитель А.С. Яковлева летом 1944 года был снят с производства — нужно было освободить производственные мощности под новый Як-3. Однако и к весне 1945 на фронте оставалось некоторое количество Як-1. Как правило, они действовали на второстепенных направлениях, но некоторое количество ветеранов оказалось в участвовавшей в Берлинской операции 2-й воздушной армии. Все они были сосредоточены в пяти истребительных полках 11-й и 12-й гвардейских истребительных дивизий, входивших в штурмовые корпуса и имевших смешанную часть. Для сопровождения «Илов» в группах непосредственного прикрытия вполне хватало и самолётов, прошедших не один ремонт. В Берлинской операции участвовало не более 100 истребителей Як-1.
Яковлев Як-3. Запущенный в серию в 1944 году Як-3 проектировался с целью получения максимальных характеристик при использовании стандартного для советских истребителей двигателя водяного охлаждения ВК-105ПФ2. В итоге увеличение скорости и манёвренности было куплено ценой снижения прочности конструкции, уменьшения запаса топлива и отказа от большей части брони. К весне 1945 года производство Як-3 шло полным ходом, поэтому в Берлинской операции участвовало 17 истребительных авиаполков, полностью вооружённых этими истребителями, ещё в четырёх был смешанный состав. Кроме того, Як-3 распределялись по 2–4 самолёта в управления полков и дивизий. Численность по штату, таким образом, составляла примерно 700 истребителей.
Яковлев Як-9. Под общим именем Як-9 скрывалось целое семейство самолётов разного назначения с довольно сильно отличающимися друг от друга характеристиками. Истребители семейства Як-9, став самыми массовыми советскими истребителями периода ВОВ, оказались наиболее распространёнными в небе над Берлином. Самолётами модификаций Як-9Д, Як-9М, Як-9ДД, Як-9Т и Як-9К были полностью укомплектованы 17 истребительных авиаполков, принимавших участие в Берлинской операции, ещё 12 полков были вооружены ими частично. Кроме того, к концу войны истребители Як-9 состояли на вооружении большинства истребительных эскадрилий корректировочных полков (таких в Берлинской операции участвовало шесть) и части разведывательных. Таким образом, штатная численность самолётов семейства Як-9 без учёта истребителей Як-9У составляла около 1050 машин.
Яковлев Як-9У. Среди всех самолётов семейства Як-9 истребитель модификации «У» выделяется двигателем ВК-107. Более мощное «сердце» было источником как преимуществ, так и недостатков машины — проблемы с надёжностью силовой установки и малый ресурс долгое время не давали «убивцу», как его прозвали фронтовые острословы, стать полноценным истребителем. Однако к весне 1945 года большинство проблем с надёжностью двигателя и производительностью системы охлаждения решили — в Берлинской операции принимало участие пять полков на Як-9У, ещё два были вооружены ими частично. Общая численность по штату — до 240 самолётов.
Супермарин «Спитфайр» Mk.IX. Поставленные в 1944–1945 гг. в Советский Союз из Великобритании «Спитфайры» Mk.IX, несмотря на внушительное количество (около 1500 штук), во фронтовую авиацию не поступали. Все они отправились в полки ПВО или на базы хранения. Долгое время «Спитфайры» встречались лишь с немецкими разведчиками над территорией СССР. Но в конце концов им довелось повоевать в небе Германии. Вооружённый британскими истребителями 348-й истребительный авиаполк прикрывал в составе 310-й истребительной авиадивизии ПВО войска и коммуникации 1-го Украинского фронта.
Комментарии к данной статье отключены.