Отношение танкистов к «Черчиллю» было двояким, однако из всех танков союзников именно у него было наилучшее бронирование, а значит, экипажи этих машин имели больше всего шансов выжить в боях. Если учесть тот факт, что вопрос выживания для танковых экипажей является основным, то нет сомнений в том, что к «черчиллям» они относились с уважением
До начала немецкого наступления во Франции и странах Бенилюкса высшее военное командование Великобритании пребывало в благостном заблуждении, что боевые действия, начавшиеся 1 сентября 1939 года, будут носить позиционный характер подобно изнурительному противостоянию времен Первой мировой войны (далее – ПМВ). Более того, даже Польская кампания Вермахта не насторожила и ничему не научила генералитет армии Его Величества, поэтому, исходя из этих ошибочных взглядов, Управление разработки танков (далее – УРТ) при военном министерстве заказывало частным разработчиками и производителям соответствующую бронетехнику.
Пробуждение от спячки
Через два дня после нападения Вермахта на Польшу, 3 сентября 1939 года, Великобритания объявила войну Германии. Во Францию были отправлены экспедиционные войска, которые (вместе со своими французскими, бельгийскими и голландскими союзниками) не торопились штурмовать западную полосу немецких укреплений (так называемую «линию Зигфрида»), несмотря на то, что основная часть сил Вермахта была занята на востоке в боевых действиях против поляков. Это почти мирное противостояние в мировой историографии получило название «Странной войны».
Между тем, для нужд экспедиционных войск УРТ в сентябре 1939 года заказало у судостроительной верфи «Харленд энд Вулф», расположенной в городе Белфаст (Северная Ирландия) разработку нового пехотного танка, получившего индекс А20. Эта верфь интересна тем, что за 28 лет до описываемых событий с её стапелей сошёл легендарный круизный лайнер «Титаник». Теперь правительство страны привлекло это непрофильное предприятие к конструированию бронетанковой техники. Следует заметить, что и для Франции, и Англии участие судостроительных компаний в производстве танков не было чем-то из ряда вон выходящим.
Согласно утверждённым УРТ характеристикам, бронирование заказанной машины должно было достигать 80 мм у лобовых бронедеталей, 30 мм – у бортовых, 16 мм – у кормовых. Машиной А20 планировали заменить другой пехотный танк, Мk.II «Матильда II», чья скорость и бронирование не совсем устраивали британских военных. В качестве возможного вооружения для А20 рассматривались различные артсистемы: 2-фунтовые (40-мм) противотанковые пушки, 6-фунтовые (57-мм) пушки, а также 75-мм или 76-мм гаубицы. Наконец, военные остановились на 40-мм противотанковой пушке, размещённой в башне, и 76,2-мм гаубице, помещаемой в корпус танка. Для увеличения проходимости машины её планировали сделать максимально удлинённой, а гусеницы – полностью охватывающими корпус, в лучших традициях британского танкостроения времён ПМВ.
Североирландские конструкторы в минимальные сроки провели предпроектные и проектные работы. Контракт на сборку двух прототипов нового танка УРТ и верфь подписали в феврале 1940 года, при этом инженеры учли все пожелания военных по бронированию, размерам и компоновке танка. А20 получился машиной довольно тяжёлой (43 тонны) и медленной, так как мощности 300-сильного 12-цилиндрового плоского двигателя «тип DAV» компании «Генри Мидоус» для тяжёлого пехотного танка не хватало. Оба прототипа собрали в июне 1940 года, и в том же месяце они прошли испытания.
Летом 1940 года британские бронетанковые войска оказалась в катастрофической ситуации. Из 704-х танков, отправленных во Францию в составе экспедиционного корпуса, удалось эвакуировать всего 25. После Дюнкеркской катастрофы в Англии едва насчитывалось 150-200 танков (многие из которых были учебными) и всего около 500 орудий (при этом противотанковая артиллерия оказалась потерянной полностью). Катастрофически сильно пострадал и автомобильный парк. Все эти потери требовалось срочно компенсировать закупкой и производством новых вооружений.
Поражение во Франции сильно повлияло на взгляды британского генералитета. Глубокий и стремительный прорыв сконцентрированных в единую танковую группу немецких бронетанковых сил, решивший судьбу всей кампании, показал, что время узкоспециализированных медлительных пехотных танков прошло. Для новых реалий войны требовались машины более маневренные, универсальные, хорошо забронированные и вооружённые. Тем не менее, относительно успешное применение танков «Матильда ІІ», довольно внушительная броня которых (78 мм – лоб, 70 мм – борт) была непробиваемой для немецких танковых и противотанковых пушек, не позволило английским генералам полностью поставить крест на пехотных танках, но заставило пересмотреть их технические характеристики.
А22 – компромисс между реалиями и традициями
От дальнейших испытаний А20 отказались, но один из двух его прототипов был передан компании «Воуксхолл Моторс», британскому подразделению «Дженерал Моторс», производившему двигатели и грузовики под маркой «Бэдфорд». Автомобилестроители предложили установить на танк собственный 12-цилиндровый плоский двигатель, скомпонованный из двух 6-цилиндровых двигателей «Бэдфорд», устанавливавшихся на автомобили, отчего новая силовая установка получила название «два-по-шесть». Фактически, с этого момента и началось создание прототипа А22, позднее ставшего танком «Черчилль». Помимо установки нового двигателя, автомобилестроители сделали военным ряд предложений по оптимизации конструкции танка с целью уменьшения его массы и стоимости. В результате сотрудничества с компанией «Воуксхолл Моторс» военные решили привлечь ее к работе над новым танком в качестве основного исполнителя заказа.
Директор УРТ Генри Меррит пересмотрел тактико-технические характеристики нового пехотного танка, получившего индекс А22, и предоставил их компании «Воуксхолл Моторс». Из-за ожидания скорого немецкого вторжения военные требовали разработать новый танк и запустить его в серию в течение одного года, что для британской промышленности было очень коротким сроком. Тем не менее, специалисты «Воуксхолл Моторс» с поставленной задачей справились. Проектные работы завершились к июлю 1940 года, а уже в мае 1941 года из цеха вышел первый изготовленный прототип. В июне того же года первые серийные машины начали поступать на вооружение британской армии. Однако сокращение испытательного периода машины привело к тому, что танк оказался «сырым», недоработанным и практически все последующие годы проводились работы по устранению его недостатков и совершенствованию конструкции. Новый танк получил название «Черчилль», в честь Джона Черчилля – 1-го герцога Мальборо, выдающегося британского полководца времён Войны за Испанское наследство 1701-1714 годов. Однако если учесть тот факт, что тогдашний премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль был прямым потомком прославленного генерала, несложно догадаться, что кто-то в военном ведомстве таким образом хотел сникать себе расположение главы правительства.
Из чего же, из чего же, из чего же сделан… танк «Черчилль»?
В отличие от скоростных британских танков, использовавших новые типы подвесок (например, подвеску Кристи), при разработке «Черчилля» конструкторы фактически сделали шаг назад, вернувшись к решениям, типичным для ПМВ. В частности, гусеницы танка охватывали его корпус, а с каждого борта находилось по 11 сдвоенных опорных катков диаметров 10 дюймов (25,3 см) с индивидуальной пружинной подвеской, из которых первый и последний касались грунта только при преодолении препятствий. 2-й, 9-й и 10-й катки имели укороченный ход подвески, что предупреждало спадание гусениц на мягком грунте. Поддерживающих роликов у «Черчилля» не было – в верхней части гусеницы скользили вдоль корпуса по специальным направляющим полозьям. Благодаря этому в бортах танка возникло пространство для монтажа люков, использовавшихся для доступа внутрь корпуса.
Гусеницы использовались безгребневые цевочного зацепления, шириной 356 мм. Они изготавливались в двух вариантах: из 70 траков (каждый шириной 211 мм) или из 71 трака (каждый шириной 202 мм). Так как танк компоновался по классической схеме, моторно-трансмиссионное отделение находилось в корме, ведущими были задние звёздчатые колёса, а впереди находились ленивцы. Первоначально гусеницы «черчиллей» оставались полностью незащищёнными как у типичных «ромбовидных» танков времён ПМВ, но позже, в 1942 году, начиная с модели Mk.III, в верхней части их начали защищать надгусеничными полками и броневыми экранами, а спереди и сзади – бронированными крыльями.
Влияние танковой «моды» времён ПМВ сказалось и на корпусе танка – он получился значительно короче гусениц, которые выступали вперёд на 1,2 метра. Это повышало проходимость танка, позволяя ему преодолевать глубокие траншеи, высокие валы и стенки, но в тоже время ограничивало сектор обзора механика-водителя и возможности ведения огня из вооружений, размещённых в лобовой части корпуса.
Как и планировалось, А22 получил 12-цилиндровый оппозитный плоский бензиновый двигатель «Бэдфорд» с рабочим объёмом в 21.237 см³ и мощностью 350 л/с при 2200 оборотах в минуту. Силовая установка размещалась в корме танка вдоль его оси. Там же монтировались шесть из семи топливных баков общей ёмкостью 828 литров (седьмой съёмный бак крепился снаружи вне броневого корпуса на кормовых бронедеталях).
Подача топлива в двигатель осуществлялась четырьмя карбюраторами, каждый из которых обслуживал три цилиндра. Подача воздуха для вентиляции агрегатов и охлаждения моторно-трансмиссионного отделения шла из боевого отделения через специальный клапан, позволявший осуществлять очистку пороховых газов от гари, прогоняя их через систему фильтров. Удаление выхлопных газов производилось через большие жалюзи (они являются одной из отличительных особенностей «Черчиллей»), расположенные на бортах танка. На танках первой модели форма жалюзи была цилиндрической, однако в процессе серийного производства они меняли свою форму. Охлаждённый воздух подавался на радиаторы и в моторно-трансмиссионное отделение посредством вентилятора, управляемого сцеплением.
«Черчилль» управлялся не рулевым колесом или рычагами, а штурвалом подобно самолёту. Такая система вызывала определённые сложности при подготовке экипажей, но имела и положительные стороны. Она вынудила инженеров использовать для управления фрикционом, механизмом поворота и тормозами гидравлические сервоприводы, значительно облегчавшие работу механикам-водителям. Система во многом копировала решения, применённые на французских тяжёлых танках B1 и B1bis, которые наряду с «Матильдой-ІІ» также доставили определённые проблемы немецким танкистам.
Система позволяла управлять направлением и скоростью вращения каждой из гусениц, благодаря чему «Черчилль» мог развернуться практически стоя на месте.
Трансмиссия «Черчилля» также не претерпела изменений в ходе производства. В её состав входили:
- однодисковый главный фрикцион сухого трения производства «Борг энд Бек», установленный на двигателе;
- четырёхскоростная механическая коробка передач «Меррит-Браун» H41, объединённая в общем корпусе с механизмом поворота;
- механизм поворота, состоявший из дифференциала, двух планетарных механизмов и барабанных тормозов;
- барабанные главные тормоза;
- планетарные бортовые передачи, располагавшиеся внутри ведущих колёс.
Начиная с А20 и заканчивая моделью «Черчилль» Mk.VII (A22F) бронелисты обшивки простой неизогнутой формы крепились к каркасу танка заклёпками, а при производстве последующих моделей использовалась сварка. Корпус его был длинным (7440 мм) и относительно узким (3250 мм) в соответствии со стандартной шириной железнодорожных платформ, использовавшихся армией для перевозки техники. Доступ экипажа в танк в обычных условиях осуществлялся через два бортовых люка круглой или прямоугольной формы.
Отделение управления не отделялось от боевого, которое было намного просторнее, нежели у других британских танков.
Толщина лобовой брони корпуса на первых моделях танка (и верхний, и нижний листы) достигала 102 мм, крыши корпуса – 16-19 мм, лобового промежуточного почти горизонтального листа брони – 57 мм, борта – 76, кормы – 64, днища и нижнего кормового бронелиста – 19 мм. Большая часть поверхностей танка располагалась вертикально к траектории полёта снаряда, но даже при таких условиях бронирование танка для 1941 года являлось довольно надёжным. По толщине брони в то время машина занимала первое место в мире (на втором шёл советский танк КВ). У Вермахта не было машин, способных на равных бороться с «Черчиллем», до появления «тигров». Но и тут британцы нашли, чем ответить на вызов – у «Черчиллей» Mark VII, выпуск которых начался в 1943 году, лобовая броня выросла до 152 мм, бортовая – до 102 мм, бронирование днища – до 25 мм. Только «королевские тигры», «ягдтигры» и «фердинанды», выпущенные малым числом к концу войны, превосходили «черчиллей» по уровню бронирования.
Башня «Черчилля» была относительно небольшой по сравнению с размерами корпуса, но, тем не менее, в ней вполне комфортно размещались командир танка, наводчик и заряжающий 2-фунтовой (40-мм) пушки. Стенки башни, как и большая часть бронеплит корпуса, размещались вертикально, без рациональных углов наклона. Толщина стенок для модификаций с Mk.I по Mk.VI составляла: лоб – 102 мм, борта и корма – 76 и 95 мм соответственно, крыша – 20 мм. На модификациях Mk.VII и Mk.VIII лобовая броня увеличилась до 152 мм. Бронемаска, защищавшая и орудие, и спаренный 7,92-мм пулемёт BESA, размещалась не снаружи, а внутри башни.
На танках поздних конструкций к задней части башни начали монтировать дополнительный стальной отсек, который служил не только для хранения имущества экипажа, но и как противовес для потяжелевшего основного вооружения. Начиная с модификации Mk.IV, на танках появились перископы производства компании «Виккерс» (один для наводчика, второй – для командира танка). Ещё три перископа монтировались в крыше корпуса: два – для механика-водителя, еще один – для наводчика орудия. В крыше башни сконструировали два двухстворчатых люка: правый – для заряжающего; левый – для командира и наводчика. В задней части башни размещалось радиооборудование с двумя антеннами.
Начиная с модели Mk.III, башню увеличили, чтобы разместить в ней более массивное 6-фунтовое (57-мм) орудие. И если первоначально её делали литой обтекаемой формы, то теперь она стала более простой – сварной шестиугольной с абсолютно прямыми стенками. В передней стенке башни появилась широкая амбразура, через которую происходила замена орудия.
В следующий раз башню изменили на «черчиллях» модификации Mk.IV – оставив по-прежнему шестиугольной, её стали производить частично литой, а частично сварной, ассиметричной, удлинившейся сзади. Около амбразуры появились два выступающих бронированных закругления, предназначенных для лучшей защиты орудия от попаданий.
Увеличение размеров башни модели Mk.VII было вызвано установкой на неё более массивной 75-мм пушки. При этом в орудийной маске по-прежнему размещались сразу и пушка, и пулемёт BESA, и приборы прицеливания.
Башня устанавливалась на подбашенной коробке на шаровой опоре и приводилась в движение электрическим приводом, который питался от генератора, вращаемого двигателем. Во время стоянки поворот башни мог осуществляться вручную. Кроме того, башня оборудовалась вращающимся поликом, подвешенным к ней.
Оружие для тяжеловеса
От рассматриваемых в начале проектирования спонсонов с размещёнными в них орудиями конструкторы отказались практически сразу. У французского танка В1 они позаимствовали идею двухуровневой компоновки вооружений. В результате на первых «Черчиллях» в башнях монтировали стандартную противотанковую 2-фунтовую (40-мм) пушку (которая, по мнению военных, обладала вполне достаточной пробивной способностью и скорострельностью), а в корпусе – 6-фунтовую (75-мм) гаубицу, предназначенную для штурма полевых укреплений противника. Недостатком стали вынесенные вперёд на 1,2 метра гусеницы, сильно ограничившие сектор обстрела штурмового орудия.
Другой ранний вариант танка Mk.II CS (Close Support – «близкая подержка») вооружался 3-дюймовой (76,2-мм) гаубицей, которая могла вести огонь только дымовыми снарядами. Однако боевое применение машин вскоре показало неэффективность гаубицы, размещённой в корпусе, и на Mk.III её заменили курсовым пулемётом.
Замена башенного орудия на более мощное произошла только в 1942 году, когда оказалось, что пробивная мощность 40-мм пушки недостаточна. Тогда же изменили и конструкцию башни. Доработки привели к созданию модели Mk.III, вооружённой 57-мм орудием. В результате эффективность «черчиллей» в противостоянии с лучше вооружёнными немецкими танками Pz.Kpfw.III/IV на североафриканском театре военных действий значительно увеличилась – так, модифицированные танки хорошо показали себя во Втором сражении при Эль-Аламейне.
Однако в боях за Тунис улучшенные немецкие Pz.Kpfw.IV Ausf.F2, вооружённые новыми пушками 7,5 см Kw.K.40 L/43, стали чаще брать верх над «черчиллями» Mk.III. Назрела необходимость внесения новых изменений в конструкцию пехотного танка. Британский офицер Перси Лоувелл предложил устанавливать в башни британских танков 75-мм американские орудия, снятые с подбитых танков «Шерман». Эта модификация «черчиллей», известная как NA-75, приняла участие в боях в Тунисе, а позже в Италии. Но даже вооружение «шерманов» не обладало достаточной пробивной мощностью, и на Mk.VII начали устанавливать короткие 17-фунтовые (75-мм) орудия. Их характеристики были лучше, чем у 6-фунтовых пушек, но они не обладали достаточной пробивной способностью, чтобы на равных противостоять новым немецким танкам Pz.Kpfw.V «Пантера» и Pz.Kpfw.VI «Тигр».
От Mk.I до «Чёрного Принца»
Ранние А22 Mk.I/II/III внешне мало отличались от более поздних Mk.VII/VIII, однако практически все уцелевшие танки первых серий впоследствии модернизировали, что привело к появлению промежуточных модификаций Mk.IX, X и XI. «Черчилли» поздних серий были лучше бронированы, и, в то же время, стали самыми медленными из всех моделей этого танка. Сильнее всех от первых Mk.I отличался знаменитый экспериментальный «Черчилль» А43 «Чёрный Принц», сконструированный для борьбы с немецкими танками последних модификаций.
Всего за 1941 год английские предприятия собрали 303 единицы танка «Черчилль» Mk.I. Основными их отличиями стали: литая башня с закруглёнными формами; 75-мм гаубица, размещённая в передней части корпуса; 40-мм пушка, установленная в башне. Имея массу недостатков, эти танки, в основном, использовались для обучения новых экипажей. Со временем часть их переоборудовали, перевооружили или переделали в специальные машины.
В следующей модификации «Черчилль» Mk.II (иногда используется индекс «Черчилль» Mk.Ia) гаубицу заменили курсовым 7,92-мм пулемётом BESA с целью высвобождения в танке дополнительного пространства и удешевления его конструкции. В процессе эксплуатации у этих танков также выявили массу недостатков. Всего до середины 1942 года произвели 1127 машин этой модели, которые позже модифицировали до уровня новых моделей или переделали в специальные машины.
В корпусе «Черчилля» модели Mk.II CS устанавливалась 3-дюймовая гаубица, стрелявшая исключительно дымовыми снарядами. Танк признали неудачным, успев выпустить всего несколько единиц.
В случае с «Черчиллем» Mk.III инженеры впервые внесли в конструкцию танка серьёзные коррективы – изменили форму башни и при её производстве вместо литья начали использовать сварку. В башню установили 57-мм пушку (вместо орудия калибра 40 мм), а от гаубицы в корпусе окончательно отказались, заменив её пулемётом. Значительные изменения претерпели двигатель и трансмиссия, а верхнюю часть гусениц защитили крыльями, надгусеничными полками и бортовыми экранами. Всего промышленность произвела 675 танков этой модификации (все произведены в 1942 году).
Наиболее многочисленной модификацией танка «Черчилль» являлся Mk.IV – 1622 единицы. Mk.IV получил наиболее дешёвую и технологичную литую башню. У машин ранних выпусков в задней части башни крепился противовес, уравновешивавший 6-фунтовую пушку.
Модель «Черчилль» Mk.V, по сути, являлась моделью Mk.IV, предназначенной для «близкой поддержки» пехоты. Для этого машину вооружили 47-фунтовой (95-мм) гаубицей образца 1943 года.
«Черчилль» Mk.VI являлся малочисленной улучшенной версией Mk.IV с новым 6-фунтовым (57-мм) орудием Mk.V. Всего из сборочных цехов вышло 200 танков этой модификации, однако вскоре Mk.VI сменили Mk.VII. Большая часть уцелевших в боях танков моделей Mk.III/IV потом также модернизировалась до уровня Mk.VI.
Модификация «Черчилль» Mk.VII была второй моделью, в конструкцию которой британские инженеры внесли настолько значительное количество изменений, что её можно считать новым танком. После усиления бронирования вес машины увеличился на две тонны. Благодаря выросшему почти в 1,5 раза (со 102 до 152 мм) лобовому бронированию танк стал одной из наиболее защищённых бронированных машин Второй мировой войны (далее – ВМВ). В башне смонтировали новую мощную 17-фунтовую (75-мм) пушку. Эта модификация стала окончательным вариантом танка, получившим индекс A22F и остававшимся неизменным до конца войны (в 1945 году индекс был изменён на A42). До конца 1944 года британская промышленность выпустила около 1400 танков этой модели.
«Черчилль» Mk.VIII являлся модификацией Mk.VII, предназначенной для непосредственной поддержки пехоты и вооружался 47-фунтовой (95-мм) гаубицей образца 1943 года. Всего промышленность изготовила около 200 единиц этой техники.
Все последующие модели «черчиллей» возникли не в результате производства новых танков, а вследствие модификации уже имевшихся машин, поступавших на предприятия для ремонта. Уровень их бронирования и вооружения повышали до стандартов следующих моделей, в результате чего появлялись промежуточные модификации.
«Черчилль» Mk.IX фактически являлся модификацией «черчиллей» Mk.III/IV, на которые устанавливалась новая башня, разработанная для Mk.VII, а также новые трансмиссия и подвеска. При этом на некоторых экземплярах башня оставалась старой – такие машины получали индекс Mk.IX LT (light turret – «лёгкая башня»). Изменений в вооружении такие машины не претерпевали.
«Черчилль» Mk.X являлся модификацией Mk.VI, улучшенной до стандартов Mk.VII – на танке наращивали броню, а 57-мм орудие заменяли на 75-мм.
«Черчилль» Mk.XI – Mk.V, улучшенный до уровня Mk.VII и также получавший дополнительное бронирование.
Операция по переделке «Черчиллей» Mk.IV в модификацию NA75 получила кодовое название «Белая жара» и высший уровень секретности. Всего модифицировали около двухсот «черчиллей» Mk.IV – на них установили вместе с бронемасками 75-мм орудия со списанных и подбитых американских «шерманов». Первые 48 машин модифицировал офицер-ремонтник британского экспедиционного корпуса в Северной Африке капитан Перси Морелл, позже отмеченный за это наградами. Из башен «черчиллей» вырезалось 57-мм орудие и в образовавшуюся амбразуру вставлялось американское орудие, после чего его маска приваривалась к башне «британца». При этом возникали некоторые неудобства, так как башни «черчиллей» компоновались под орудия, заряжавшиеся с правой стороны, а у американского орудия заряжающий находился слева. Поэтому орудия приходилось поворачивать вокруг своей оси на 180°, после чего адаптировать приборы наведения и прицеливания к новому положению пушки. Кроме этого, инженерам пришлось сбалансировать башню противовесами, так как новое орудие оказалось тяжелее предыдущего.
«Чёрный принц» (A43) – к 1943 году «Черчилль» стал самым тяжёлым танком в армии Его Величества, и британское командование считало его адекватным ответом немецким «тиграм» и «пантерам» при условии перевооружения более мощной 17-фунтовой пушкой. Экспериментальный танк создали на шасси модели Mk.VII в «Воуксхолл Моторс», установив на него новую башню, разработанную для нового танка «Комет». К началу 1945 года танкостроители изготовили только шесть прототипов, когда уже успели хорошо себя зарекомендовать более дешёвые и удачные американские танки «Шерман» VC («Шерман Файерфлай»), модернизированные британцами и вооруженные теми же орудиями. Хорошо показали себя и последние модификации других танков, поэтому «Чёрный Принц» посчитали машиной слишком дорогой, бесперспективной, и от дальнейшего развития проекта отказались.
«Чудачества Хобарта»
Интересной и необычной серией машин, созданной на базе «черчиллей» первых модификаций, стала инженерная техника, прозванная британскими солдатами «Чудачествами Хобарта» (Hobart's Funnies) за оригинальную компоновку.
19 августа 1942 года «черчилли» Mk.III 14-го Калгарийского танкового полка 1-й танковой бригады канадской армии приняли участие в неудачной высадке войск союзников на французском берегу Ла-Манша в Дьеппе. Основная часть танков так и не смогла преодолеть укрепления береговой полосы и погибла под огнем артиллерии противника и ударами пикирующих бомбардировщиков. Шесть машин всё же смогли прорваться в Дьепп, но, лишённые поддержки пехоты, которую немцы отсекли огнём, погибли или были брошены экипажами.
Для того чтобы в следующей десантной операции не терять бронетехнику напрасно, специалисты 79-й танковой дивизии разработали на базе шасси «Черчилля» целый ряд инженерных и боевых машин, призванных облегчить преодоление береговых оборонительных укреплений. Они сыграли значительную роль во время операции «Оверлорд» по высадке войск в Нормандии и послужили предтечей для целого класса британской инженерной бронированной техники. Своё неформальное прозвище эти машины получили в честь командующего 79-й танковой дивизией генерал-майора Перси Хобарта.
Огнемётный танк «Черчилль» Оке – был сконструирован в середине 1942 года перед рейдом на Дьепп и получил своё название в честь майора Дж. М. Оке, который его и создал. Это была модификация «Черчилля», представленная тремя прототипами, получившими личные имена: «Хряк», «Жук» и «Бык». Ёмкость с реагентом монтировалась снаружи в задней части танка, и подсоединялась системой трубок к огнемёту системы Ронсона, установленному с левой стороны в лобовой части корпуса. С правой стороны монтировался пулемёт. Все три машины принимали участие в неудачном десантировании в Дьеппе.
«Черчилль» AVRE – наиболее массовая из всех специальных модификаций танка, созданная уже после рейда на Дьепп. Машина получила специальное вооружение – 290-мм мортиру, способную вести огонь 18-кг гранатами на дистанции до 150 ярдов (137 метров). По замыслу инженеров, он был необходим для ведения огня по ДОТам, ДзОТам и прочим укреплениям противника.
Мортира заряжалась со стороны дульного среза, поэтому второму водителю-заряжающему при перезарядке приходилось каждый раз высовываться по пояс из своего люка лицом к башне, рискуя получить пулю в спину. Мортира не обладала достаточной пробивной способностью, чтобы пробить броню вражеского танка, но фугасного действия гранаты вполне хватало, чтобы вывести его из строя.
«Черчилли» AVRE также использовались для траления минных полей, доставки зарядов взрывчатки к укреплениям противника и перевозки фашин, которыми заваливались противотанковые рвы и траншеи. Кроме всего прочего, на его шасси монтировались мостоукладчики и другая инженерная техника.
Перевозчик бобины – эта модификация использовалась во время десантирования на песчаных пляжах и мягких грунтах (в основном там, где образовывалась непролазная грязь). На бобину наматывалось парусиновое полотно шириной в 10 футов (3 метра). Возглавлявший высадку «Черчилль» разматывал и укладывал полотно на грунт, а уже по нему, как по ковровой дорожке, на берег десантировались остальные транспортные средства.
Перевозчик фашин – техническое решение, найденное ещё во время ПМВ, и нередко используемое до сих пор. Фашины представляют собой вязанки кольев и веток, которые с незапамятных времён использовались войсками для заваливания рвов и траншей при штурме крепостей, укреплённых лагерей и других фортификационных сооружений. Начиная с ПМВ, для их доставки к цели использовались бронированные машины. Если возникала необходимость завалить фашинами русло небольшой речушки с быстрым течением или сделать её берег удобным для высадки, в фашины вставлялись пустотелые металлические трубы, позволявшие воде протекать через них, не разрушая конструкцию.
Самоходный малый балочный мост – использовался как мост или штурмовая лестница для преодоления рвов, речушек и каналов шириной не более девяти метров, а также в качестве воздушного моста для преодоления непроходимых заграждений.
«Бычий плуг» – «Черчилль», снабжённый минным тралом, предназначенным для извлечения и подрыва мин. Танк с бойковым тралом, прозванный «Жабой», разработали уже после войны, в 1950 году.
«Двойная луковица» – появился в результате применения в британских войсках кумулятивных взрывных устройств. На танк навешивалась рамная конструкция, на которой крепились два заряда взрывчатки. Танк доставлял их к железобетонной стене вражеского укрепления и подрывал с безопасной дистанции. Другое альтернативное название танка – «Козёл».
«Черчилль» ARV (Armored Recovery Vehicle – «бронированная ремонтная машина») – эта модификация представляла собой танк Mk.I, со снятой башней и установленным подъёмным оборудованием, необходимым для ремонта бронетехники. Грузоподъёмность передней кран-балки составляла 7,5 тонн, сзади для её уравновешивания на машине устанавливался противовес. Задняя кран-балка могла поднимать грузы весом 15 тонн, а кран-лебёдка – 25 тонн. В маленькой башенке помещался макет пулемёта. Единственный настоящий 7,92-мм пулемёт размещался в корпусе, в котором после демонтажа башни и вооружения оставалось достаточно места для размещения экипажа подбитого танка.
«Черчилль» ARK (Armoured Ramp Carrier – «бронированный мостоукладчик») – эта машина без башни перевозила складывающийся балочный мост. В боевом положении длина моста достигала 20 метров.
«Черчилль» «Крокодил» – один из наиболее известных в мире огнемётных танков, а также наиболее многочисленный огнемётный танк союзников на Европейском театре военных действий (всего британская промышленность изготовила около 800 машин этой модификации). Фактически «Крокодил» являлся модернизированным Mk.VII, в котором курсовой пулемёт BESA заменили огнемётной установкой. Ёмкость с огнемётной смесью буксировалась танком в одноосном бронированном прицепе. Дальность ведения огня составляла приблизительно 150 ярдов (137 метров) при стрельбе короткими выстрелами продолжительностью не более одной секунды.
«Черчилль» «Кенгуру» – безбашенный вариант машины, использовавшийся как БМП.
88-мм САУ «Черчилль» Mk.I (A22D) – результат фактически единственной попытки создания на базе «Черчилля» противотанковой САУ. Башня на шасси не устанавливалась, вместо этого над корпусом на высоту демонтированной башни надстраивалась хорошо бронированная рубка. В ней устанавливалось 3,5-дюймовое (88-мм) орудие, монтировавшееся в шаровой бронированной установке. В 1942 году британские предприятия собрали около полусотни таких машин, судьба которых автору неизвестна. Впоследствии от этого проекта отказались в пользу танков, вооружённых 75-мм пушками.
«Черчилль» в Африке
После появления первых Mk.I/II на Африканском театре военных действий основной проблемой, с которой столкнулись их экипажи, стала неприспособленность этих машин к эксплуатации в условиях сухого тропического климата – и так перегруженные двигатели попросту перегревались под воздействием жаркого солнца. Вентиляция не справлялась с возросшими нагрузками и часто выходила из строя, а фильтры быстро забивались пылью, требуя постоянной чистки и замены. Поражать танки противника из 75-мм гаубиц было сложно в силу целого ряда причин, а пробивная мощность 40-мм башенных орудий оказалась недостаточной. К тому же, ситуацию ухудшило появление у немцев новых Pz.Kpfw.III, вооружённых 50-мм пушкой повышенной мощности.
Их появление на фронте британцы ощутили перед Вторым сражением при Эль-Аламейне, когда сами ввели в бой первые шесть «Черчиллей» модели Mk.III. Эти танки активно поддержали наступление 7-й моторизированной бригады, подавляя позиции вражеской противотанковой артиллерии. При этом ни одна из шести машин не была повреждена, а на одной из них позже насчитали минимум 80 попаданий вражеских снарядов, ни один из которых не пробил броню. Этот успех заставил Военное министерство спешно создать три бронетанковых полка и полную бригаду, укомплектованные новыми танками. Эти части прибыли на фронт в 1943 году, а все танки предыдущих серий были отозваны и отправлены кораблями в Великобританию для доработки.
Неудача в Дьеппе
19 августа 1942 года британские и канадские войска начали десантную операцию по высадке на французском берегу Ла-Манша и атаке на оккупированный немецкими войсками город-порт Дьепп. Операция предназначалась для «прощупывания» надёжности немецкой береговой обороны и закончилась полным провалом – из 6086 человек, высадившихся на берег, 3623 были убиты, ранены или захвачены в плен. В этой высадке принимали участия и 60 «черчиллей» (Mk.III и других модификаций) 14-го Калгарийского танкового полка 1-й танковой бригады канадской армии. Танки должны были высаживаться четырьмя партиями: в первой – 9 танков, во второй – 12, в третьей – 16, в четвертой – оставшиеся силы полка. Однако обстоятельства сложились так, что все три партии высаживались практически одновременно.
Один из десантных кораблей третьей волны затонул вместе с шестью «Черчиллями» на борту, а ещё два танка ушли под воду, покинув палубу слишком далеко от берега. Кроме того, одна машина получила прямое попадание крупнокалиберного гаубичного снаряда, не успев сойти на берег.
Остальные танки высадились, но галечные пляжи оказались для них настоящей ловушкой. Гусеницы пробуксовывали на гальке, танки зарывались в грунт по надгусеничные полки и, обездвиженные, становились лёгкими целями для немецких артиллеристов. В результате все танки первых трёх волн десантирования погибли или были оставлены экипажами. Погиб и командир полка подполковник Эндрюс – он находился в одном из затонувших танков, сумел покинуть машину, но, выбравшись на берег, был сражен немецкой пулей. От высадки четвёртой партии танков командование союзников отказалось.
Однако потерпев неудачу в Северной Франции, «черчилли» полностью реабилитировали себя в Тунисе.
Тунисский реванш
Когда танки «Черчилль» начали массово поступать в Британский экспедиционный корпус в Северной Африке, союзники уже выиграли сражения за Эль-Аламейн и теснили немецкие и итальянские войска на запад – в Ливию, а затем в Тунис. В это же время США и Великобритания провели высадку своих войск во французском Алжире и Марокко (операция «Факел»). Африканские силы стран Оси оказались в клещах, однако получили значительные подкрепления, в том числе, новейшие тяжёлые танки Pz.Kpfw.VI «Тигр». «Черчилли» Mk.III и IV, вооружённые слабыми 57-мм орудиями, не могли пробить броню этих гигантов.
С другой стороны, «тиграм» было сложно справляться с бронёй «черчиллей». Кроме того, британские танки обладали значительно более высокой проходимостью. На гористых местностях Туниса «черчилли» смогли в полной мере продемонстрировать свою непревзойдённую проходимость. Они вскарабкивались на склоны, которые казались неприступными для любого типа бронетехники (обеспечивая поддержку пехоты там, куда путь для «тигров» был заказан), и зачастую появлялись в самых неожиданных для противника районах, сея панику в его рядах.
В одном из боёв экипажу «Черчилля» удачным попаданием в башенный погон удалось заклинить башню «Тигра», в результате чего немецкий экипаж предпочёл покинуть свою машину. Практически неповреждённый новейший немецкий танк оказался в руках союзников, что стало настоящим подарком для британской разведки. Сейчас эта машина экспонируется в Бовингтонском танковом музее.
Невероятные приключения «черчиллей» в Европе
После тунисского реванша «черчилли» активно использовались на протяжении всей итальянской кампании. Основной причиной их широкого применения стал гористый рельеф местности, удобный для обороны. Наступавшей пехоте союзников требовалась постоянная огневая поддержка для подавления огневых средств противника, и «Черчилль» как нельзя лучше подходил для этой роли. Специализированные инженерные машины, созданные на базе танка, также нашли широкое применение в 8-й армии и других подразделениях союзников. Опыт, приобретённый на итальянских полях сражений, вскоре пригодился войскам, высадившимся в Нормандии.
Именно в Италии нашло своё применение и большинство усовершенствованных «Черчилей» NA-75. 75-мм пушки «шерманов» на шасси «черчиллей» оказались более точными и эффективными благодаря тому, что масса последних была значительно выше, и орудия при ведении огня на постоянном прицеле меньше сбивались с наводки.
После высадки в Нормандии «черчилли» наряду с «шерманами» оказались основным бронетанковым «кулаком» союзников. Специализированные модификации британских танков и спецмашины на их шасси сыграли значительную роль в процессе десантирования и захвата основного плацдарма, а также были незаменимы при разминировании, наведении переправ и форсировании каналов. Кроме того, первые месяцы боёв сопровождались большими потерями среди бронетехники союзников, значительную роль в эвакуации и восстановлении которой сыграли ремонтные машины, созданные на базе «черчиллей». Нашли свою «специализацию» и «черчилли» AVRE – их тяжёлые мортиры показали свою эффективность в борьбе с железобетонными ДОТами, против которых оказались бессильны тяжёлая артиллерия и авиация.
Отличная проходимость «черчиллей» выручила союзников во время наступления 2-й британской армии в период с 30 июля по 7 августа 1944 года в ходе операции «Блюкоут». Основной целью англичан был захват и удержание ключевых объектов возле городка Вир в департаменте Кальвадос (в том числе, господствующих высот Монт-Пинсон) с целью обеспечения успешного наступления американских войск, действовавших в соответствии с планом операции «Кобра». Исключительно хорошая проходимость «черчиллей» позволила британцам быстро захватить ключевую высоту 309. Несколько позднее эти танки приняли активное участие в освобождении от захватчиков стран Бенилюкса.
Во время преодоления союзниками «Линии Зигфрида», а также укреплений, возведённых вдоль берегов Рейна, «черчилли» вновь доказали свою эффективность, особенно после прибытия на фронт танков модификации Mark VII. Неуязвимые для подавляющего большинства противотанковых пушек противника, эти машины могли спокойно применять своё вооружение против вражеских укреплений. В боях на «Линии Зигфрида» огнемётные «крокодилы» благодаря своей ужасной эффективности приобрели настолько мрачную известность, что одного вида этого танка, не спеша приближающегося к очередному ДОТу, порой было достаточно, чтобы немецкий гарнизон сдался на милость победителей. Однако у такой «популярности» была и обратная сторона – экипажи «крокодилов» немцы принципиально не брали в плен (впрочем, этот принцип распространялся на всех огнемётчиков обеих воюющих сторон). Столь же активно, как и при прорыве «Линии Зигфрида», «черчилли» применялись в боях на территории Третьего Рейха.
«Англичане» на Восточном фронте
«Черчилль» был единственным тяжёлым танком, который СССР получал по ленд-лизу. Всего из британских портов к далёким берегам отправилась 301 машина модификаций Mk.III и Mk.IV. Из них 43 танка пошли ко дну вместе с потопленными транспортными судами северных конвоев, остальные же приняли участие в боевых действиях – ими, в основном, комплектовались отдельные тяжёлые танковые полки прорыва (далее – от.ттпп.). Первое боевое крещение советские «черчилли» получили под Сталинградом (в разгроме окруженной немецкой группировки приняли участие 47-й и 48-й гвардейские от.ттпп. (далее – отд.гв.ттпп), имевшие на вооружении, в том числе, и «черчилли». Впоследствии 48-й отд.гв.ттпп. был выведен в тыл, пополнен материальной частью и передан в оперативное подчинение 38-й армии, в составе которой он участвовал в освобождении Киева 6 ноября 1943 года. Однако наиболее заметно участие британских танков проявилось во время боёв на Курской дуге.
13 июля 1943 года на Брянский фронт прибыл 34-й отд.гв.ттпп., а 5 августа его «черчилли» первыми ворвались в Орел. 21 июля 10-й отд.гв.ттпп. во взаимодействии с 39-й танковой бригадой, а также 174-й и 57-й стрелковыми дивизиями атаковал позиции противника в направлении Андреевка-Петрополье-Копанки. В ходе этого боя танки были отрезаны от пехоты и практически все подбиты – в первый день сгорело 16 «черчиллей».
47-й отд.гв.ттпп. 2-го Тацинского танкового корпуса, на вооружении которого к началу сражения на Курской дуге оставался 21 танк «Черчилль», 5-6 июля действовал против левого фланга дивизии «Мёртвая голова» и правого фланга дивизии «Дас Райх». Во время ночного марша четыре танка отстали из-за поломок. Из остальных 17-ти машин после предпринятой атаки на позиции противника в деревне Смородиново, полк потерял девять (6 – сожжёнными, и 3 – подбитыми), после чего отступил. Основными причинами неудачи танкистов оказались несогласованность действий с соседними танковыми подразделениями и отсутствие эффективной поддержки со стороны пехоты, артиллерии и авиации.
Однако имели место и более удачные случаи применения этих машин, где их толстая броня выручала советских танкистов. Так, на Волховском фронте 22 марта 1943 года пять танков «Черчилль» 50-го отд.гв.ттпп. под командованием гвардии капитана Белогуба атаковали немецкие позиции. Четыре из пяти машин были подбиты на вражеских позициях, а одна отошла назад. Экипажи не покинули подбитые танки, продолжая вести огонь по вражеским позициям и отвергнув все предложения сдаться. С 22 по 25 марта танкисты продолжали вести бой, но ночам получая боеприпасы и продукты от пробиравшихся к ним автоматчиков 50-го полка. За три дня боёв «черчилли» уничтожили артиллерийскую батарею, четыре дзота, склад боеприпасов и до двух взводов пехоты. В конце концов, танк капитана Белогуба удалось отбуксировать в тыл. Экипажи трёх остальных «черчиллей» также вышли из боя без потерь – танкистов спасла надёжная британская броня.
В дальнейшем «черчилли» участвовали в освобождении Киева, Таллина, Выборга и островов Моонзундского архипелага. Отношение к ним у советских танкистов было двояким. Вспоминает Ашот Апетович Аматуни (интервью опубликовано на сайте iremember.ru): «…насколько я знаю, в корпусе были… танки «Черчилль» – мы его называли «Крокодил», потому что он был очень высокий. Название вошло в историю. Кстати, экипажи свои «Крокодилы» любили. И неплохо оценивали их». Однако не все танкисты оценивали эти машины позитивно. Вспоминает Иосиф Яковлевич Срезников (интервью опубликовано на сайте iremember.ru): «…потом были у нас танки «Черчилль», горели как спички. Вы можете представить, чтобы железо горело? Горит».
Неизвестные «черчилли»
Малоизвестной страницей истории стало участие «черчиллей» в боях на Тихоокеанском театре военных действий. Несколько этих танков были в середине 1944 года отправлены из Великобритании в Австралию и включены в состав Австралийских вооружённых сил, действовавших в Новой Гвинее до самого конца войны. Австралийцы смогли сравнить эти танки с уже использовавшимися «шерманами» и «матильдами-II» и, в конце концов, отдали им предпочтение. Однако из 510-ти заказанных машин Австралийский и новозеландский армейский корпус получил только 46, так как после окончания войны заказ был аннулирован.
Последний раз «черчилли» участвовали в боевых действиях во время Корейской войны – в 1950 году британский эскадрон «крокодилов» принял участие в Третьем сражении за Сеул.
Позднее четыре «черчилля» поддерживали оборону 1-го батальона Королевских Нортумберлендских фузилёров. В 1952 году последние «черчилли» были выведены из эксплуатации, в то время как инженерные машины на их шасси (например, мостоукладчики) использовались до 1970 года. Значительная часть танков «Черчилль» сохранилась до наших дней и экспонируется в различных музеях.
Как и у советских танкистов, у англичан отношение к «Черчиллю» было двояким. Так, «однофамилец» танка Уинстон Черчилль говорил: «Танк, носящий моё имя, имеет больше недостатков, чем я сам!» С другой стороны, из всех танков союзников именно у «черчиллей» было наилучшее бронирование, а значит – экипажи именно этих машин имели больше всего шансов выжить в боях. Если учесть тот факт, что вопрос выживания для танковых экипажей является основным, то нет сомнений в том, что к «черчиллям» они относились с уважением.
Примечание
Пусть вас не пугает сложность нумерации – сам по себе «Черчилль» представляет собой пехотный танк Mk.IV (Infantry Tank Mk.IV «Churchill»), однако внутри семейства также существовали различные модификации, обозначавшиеся сходным образом. Поэтому полностью каждая разновидность могла именоваться, например, как Churchill Mk VIII или даже Infantry Tank Mk IV, Churchill V.
Комментарии к данной статье отключены.