Британское танкостроение развивалось по сценарию, не похожему на другие школы. Например, в одной весовой категории англичане выпускали танки, очень разные по характеристикам. Не менее удивительно то, что англичане, чьи танковые силы на начало войны состояли в основном из лёгких танков, уже в 1940 году свернули выпуск машин этого класса. Впрочем, затем они неоднократно возвращались к теме лёгких танков. И даже в самом конце Второй мировой войны у них появилась лёгкая боевая машина, которая была выпущена небольшим тиражом. Речь идёт об Alecto I — лёгкой самоходной установке, которая, хоть и опоздала на войну, но успела послужить в британской армии.
Пушка побольше на том же шасси
Программа разработки британских лёгких танков в годы Второй мировой неразрывно связана с Лесли Литтлом, который занимал пост ведущего конструктора Vickers-Armstrongs по танковой тематике. В хорошем смысле упрямый и готовый идти на эксперименты, Литтл стал автором целого ряда необычных машин, часть из которых нашла своё место не только в британской армии, но и в армиях других стран. Пожалуй, вершиной творения Литтла стал танк Valentine, во многом появившийся на свет как раз благодаря настойчивости своего создателя, сумевшего доказать его жизнеспособность. С другой машиной, ещё более оригинальной по конструкции, получилось хуже. Речь идёт о лёгком танке A17, принятом на вооружение как Light Tank Mk.VII. Эта машина отличалась оригинальной ходовой частью, которую талантливый инженер прорабатывал с начала 30-х годов. Идея заключалась в том, что передняя пара опорных катков была поворотной, благодаря чему танк мог поворачивать по-автомобильному. Такая схема сулила более высокие характеристики управляемости на больших скоростях.
Первый заказ составил 100 танков данного типа, которые, впрочем, строились довольно медленно: приоритетом являлся выпуск Valentine. Кроме того, испытания одного Light Tank Mk.VII на Ближнем Востоке принесли разочарование. Оказалось, что в условиях пустыни разработанная Литтлом ходовая часть плохо управляется. Ещё более серьёзной проблемой оказался перегрев двигателя. Стало ясно, что танк, который в сентябре 1941 года получил обозначение Tetrarch I, лишён перспектив с точки зрения использования в Северной Африке. Позже его, можно сказать, пристроили как авиадесантный танк — в этом качестве Tetrarch I даже использовался в высадке в Нормандии.
Продолжение работ по теме A17 привело к созданию более совершенной машины, получившей обозначение A25E1. Базируясь на узлах A17, конструкторское бюро Vickers-Armstrongs создало машину, принятую на вооружение как Light Tank Mk.VIII и более известную под обозначением Harry Hopkins I. Значилась она как лёгкий крейсерский танк. Помимо нового корпуса и башни, танк отличался увеличенной до 38 мм толщины лобовых листов. На Harry Hopkins рассчитывали, в системе регистрационных номеров Военного министерства на эти машины выделили пул в 1200 номеров. Впрочем, машину преследовали различные проблемы, а к 1943 году она и вовсе устарела. В результате от постройки большой серии отказались, а в бой пошли «Тетрархи». К 1943 году было построено 6 Harry Hopkins I, также встречается цифра в 100 машин, но вопрос о том, построили ли такое количество, остаётся открытым.
Несмотря на столь невыразительный финал, программа A25 продолжилась, причём сразу в нескольких направлениях. Первым из них стала разработка лёгкого танка A46, вторым — создание на той же базе самоходного орудия, первоначально проходившего как A25E2. Причиной появления проекта на столь небольшом шасси стали успехи самоходной артиллерии, прежде всего немецкой. Использование немцами устаревших лёгких танков как базы для удачных истребителей танков не прошло незамеченным. Так возникла идея использование шасси танка, стремительно терявшего перспективы серийного выпуска, для создания самоходной установки. Одновременно таким образом решался вопрос установки на столь небольшом шасси 95-мм гаубицы, которая попросту не влезла бы в башню базового танка.
Работы по машине, которая в разное время носила обозначения Harry Hopkins I CS, Q.F. 95 mm Self-Propelled Mounting based on Harry Hopkins, SP3 и, наконец, Alecto I, начались в 1942 году. Общая концепция машины в полной мере отражала видение идеального самоходного орудия со стороны командования Королевской артиллерии. Оно должно было иметь минимальный силуэт, максимальную подвижность и максимально мощное вооружение. Вводные, полученные от английских военных, требовали нетривиального решения вопроса. Просто так поставить 95-мм гаубицу на шасси Harry Hopkins не получилось бы, к тому же требовалось обеспечить минимально возможный боекомплект. Одним словом, шасси требовало существенных переделок.
Получившаяся в результате машина оказалась одной из самых необычных лёгких самоходок времён Второй мировой. В столь небольшой машине её создатели умудрились разместить аж пять человек: командира, наводчика, двух заряжающих и механика-водителя. При этом механика-водителя «сослали» в центр машины, соорудив ему там отделение управления. Отделение управления напоминало гоночный кокпит, чуть приподнятый для того, чтобы механик-водитель мог хоть что-то видеть. Сразу за спинкой сиденья начиналось моторно-трансмиссионное отделение, так что механик-водитель вряд ли мог пожаловаться на холод.
Столь необычное размещение механика-водителя объяснялось тем, что орудие расположили в лобовой части корпуса. Орудийная установка чем-то напоминала ту, что установили на канадской САУ Sexton. Разница состояла в том, что сектора обстрела орудия оказались меньше. Принципиально гаубицу можно было поднять на угол возвышения в 25 градусов, но это являлось скорее приятным дополнением. Фактически же Alecto I должна была вести огонь прямой наводкой. Удивительно, но в столь небольшом боевом отделении удалось разместить 48 выстрелов калибра 95 мм, которые размещались в бортах корпуса по 24 с каждого борта. Для этого, собственно говоря, и понадобились два заряжающих. Боеприпасы размещались таким образом, что заряжать орудие можно было не поднимаясь с сидений.
При создании новой машины инженеры Vickers-Armstrongs максимально унифицировали Alecto I с Harry Hopkins I. Двигатель Meadows H.O.P.11, элементы трансмиссии и большинство элементов ходовой части перекочевали на новую машину без изменений. Вместе с тем по опыту эксплуатации Tetrarch I стало ясно, что подвеску нужно усилить. Несмотря на то что боевая масса машины изначально составляла лишь 7,75 т, для повышения надёжности были введены дополнительные гидравлические амортизаторы.
Любая боевая машина — это результат компромисса, и за одни характеристики очень часто приходится платить другими. В случае с Alecto I расплачиваться пришлось защитой. Для сохранения боевой массы в пределах, позволявших сохранить высокую подвижность и возможность использования машины как авиадесантной, броню пришлось срезать очень сильно. Максимальная толщина брони составила 10 мм — таким образом, машина была уязвима для ружейного огня на ближних дистанциях. Впрочем, учитывая тогдашний уровень развития противотанковых средств, на такое снижение защиты вполне можно было пойти.
Запоздалый бронетаракан
В 1944 году первый опытный образец Q.F. 95 mm Self-Propelled Mounting based on Harry Hopkins вышел на испытания. Они показали, что машина получилась довольно подвижной: максимальная скорость составляла 48 км/ч, а максимальный преодолеваемый подъём — 35 градусов. Тем не менее машину постепенно дорабатывали: в порядке эксперимента орудие оснастили облегчённым дульным тормозом, который, впрочем, простоял недолго. Также испытания показали, что при преодолении бродов и бездорожья грязь и вода залетали через верхний лобовой лист. Для того чтобы это предотвратить, спереди появился своеобразный «карман». Затем машина отправилась на войсковые испытания.
Пока шла разработка Alecto I, появилась идея проработать на том же шасси ещё несколько машин, отличавшихся вооружением. Одной из них стала Alecto Recce, также известная как Alecto II. Данная машина должна была стать «заводским» аналогом танков-разведчиков, которые изготавливались англичанами из американских танков семейства Stuart (в этом случае снималась башня, вместо которой ставился крупнокалиберный пулемёт). Получалась шустрая и неплохо защищённая разведывательная машина, обладавшая подвижностью на уровне колёсных броневиков и превосходившая их на пересечённой местности. В качестве вооружения предполагалось использовать 6-фунтовую (57-мм) танковую пушку.
Согласно имеющейся информации, был построен один опытный образец этой машины. По конфигурации он практически полностью соответствовал Alecto I. Впрочем, по состоянию на 1944 год 6-фунтовое орудие было уже устаревшим. Имелись и другие аргументы против данной версии. Помимо того, что осколочно-фугасные снаряды были явно более слабыми, чем у 95-мм орудия, в 1944 году они только стали появляться в ассортименте танковых орудий. К тому же в боекомплект 95-мм гаубицы ввели кумулятивный боеприпас, обладавший достаточным уровнем пробития. Существовали и другие варианты перевооружения. Первый из них, Alecto III, подразумевал установку 25-фунтовой (88-мм) полевой пушки, которая, впрочем, явно уступала 95-мм гаубице по могуществу огня. По этой причине строить Alecto III не стали. Второй машиной должна была стать Alecto IV, вооружённая 32-фунтовой (94-мм) гаубицей — её также не стали строить, но уже по другой причине: данное орудие было слишком мощным для столь малого шасси.
В отличие от альтернативных вариантов, базовая версия Alecto I продолжала развиваться. Испытания показали, что идея с двумя заряжающими оказалась чересчур смелой, и экипаж сократили до четырёх человек. Место командира убрали из носовой части машины, отдав ему сиденье, которое ранее занимал второй заряжающий. Таким образом удалось организовать минимально комфортное рабочее место. Внешне же серийную версию Alecto I можно легко отличить по характерным «ушам», которые появились на бортах корпуса. В правом «ухе» разместилась радиостанция №19 — типовая английская радиостанция военного периода.
В финальной версии боевая масса достигла 8 т за счёт различных переделок и добавления новых элементов. Впрочем, подвижность машины не пострадала. 158-сильный двигатель Meadows H.O.P./2 объёмом 8,86 л обеспечивал высокую удельную мощность — 20 лошадиных сил на тонну. Максимальная скорость, согласно данным Военного министерства, составила 50 км/ч, а средняя скорость — 25,6 км/ч. Запаса топлива хватало для преодоления 192 км по шоссе или 162 км по просёлку. Боекомплект остался прежним — 48 выстрелов. Типовым боекомплектом являлось сочетание осколочно-фугасных и дымовых снарядов. В качестве альтернативной загрузки предусматривалось 12 кумулятивных снарядов и 36 осколочно-фугасных/дымовых. Одним словом, получилась весьма неплохая машина с точки зрения использования её в разведывательных частях. Большим плюсом, с точки зрения использования машины как разведчика, являлась её высота, составлявшая всего 1676 мм (по «ушам»).
Довольно успешная программа Alecto давала надежду на то, что в скором времени машина появится в войсках. Судя по переписке, датированной декабрём 1944 года, эти машины было решено направить в разведывательные части (по 4 штуки). Впрочем, данные планы оказались скомканными по целыму ряду причин. Запуск Alecto I в серийное производство постоянно откладывался. Более того, до конца не ясен пул регистрационных номеров, выделенных Военным министерством. Точно можно говорить лишь об одном: машины не только приняли на вооружение, но и отправили в войска, причём случилось это уже в июне 1945 года. Во второй половине июня две самоходки данного типа получил 11-й гусарский полк, на тот момент входивший в состав 7-й бронетанковой дивизии.
Дальнейшая судьба Alecto I покрыта мраком. Сколько таких машин было построено, неизвестно, как и то, в какие ещё части они поступали. Согласно исследованиям Питера Чемберлена и Криса Эллиса, Alecto I использовались как учебные машины до 1955 года. Не менее интересно то, что эти машины попали не только в Германию: известны их снимки на территории Палестины, сделанные после войны. Судьба Alecto в чём-то схожа с историей другой британской самоходной установки — Avenger I. Та тоже долго разрабатывалась и попала в части только после окончания войны, успев, впрочем, послужить в Германии.
Помимо вооружённых версий, на базе Alecto прорабатывались другие машины. Одной из них стала Alecto Dozer — инженерная машина, оснащённая бульдозерным отвалом с гидравлическим приводом. Судя по всему, в неё переоборудовали один из опытных образцов машины. Кроме того, в порядке эксперимента на машине тестировали катковый минный трал Centipede. Впрочем, эти образцы уже не заинтересовали военных.
Окончание Второй мировой войны стало сигналом для сворачивания большинства программ разработки и выпуска бронетанковой техники. Не стала исключением и Alecto. Британская армия и так имела огромное количество бронетехники, а окончание войны лишало смысла дальнейший выпуск данной машины. Потенциально Alecto была интересна воздушно-десантным частям, но у тех и так имелись американские авиадесантные танки Locust I, а на приобретение новых машин попросту не имелось средств. Последней попыткой спасти Alecto стало коммерческое предложение Vickers-Armstrongs для зарубежных покупателей: помимо базовой версии, машина предлагалась как артиллерийский тягач. Эта попытка оказалась неудачной. Машиной интересовалась швейцарская армия, но там предпочли G-13 — чехословацкий истребитель танков, выпускавшийся из задела по шасси Jagdpanzer 38 и выглядевший более солидно, чем английский самоход. В итоге единственным «выхлопом» стало создание трактора Vickers VR180 Vigor, в основе которого лежало шасси разработки Литтла.
В отличие от Tetrarch и Harry Hopkins, ни одного образца Alecto до наших дней не сохранилось. Считается, что на этом разработка лёгких танков в Англии закончилась, но это большое заблуждение. Со второй половины 40-х по 60-е годы было разработано более десятка различных лёгких танков и САУ на их базе — другое дело, что доходили они в лучшем случае до стадии опытных образцов. Правильнее говорить о том, что Alecto стала последней серийной боевой машиной лёгкого класса, которая выпускалась британской промышленностью. Следующий серийный лёгкий танк, FV101 Scorpion, пришлось ждать почти три десятилетия.
Источники:
- NARA
- Light Tank Mk. VII Tetrarch, Armour in Profile No. 11, Peter Chamberlain, Chris Ellis, Profile Publications Ltd, 1967
- https://www.tapatalk.com/groups/missinglynx/alectos-in-germany-t102147-s10.html
Комментарии к данной статье отключены.