Пытаясь защитить Филиппины от американского морского десанта, японское флотское командование прибегло к чрезвычайным мерам. В бой бросили самые ценные линкоры, был подготовлен первый отряд пилотов-смертников. Но фантастическое самопожертвование японских моряков и лётчиков столкнулось с не менее впечатляющей стойкостью американцев. Небольшая группа американских вспомогательных кораблей стала «тонкой красной линией», остановившей японский контрудар.
Японское Центральное соединение утром 25 октября
Несмотря на мощные атаки авиации 3-го флота США, приведшие к гибели суперлинкора «Musashi», вечером 24 октября 1944 года японское 1-е диверсионное соединение под командованием вице-адмирала Такэо Куриты продолжило движение к проливу Сан-Бернардино в центральной части Филиппин. Из-за наступления темноты американцы почти прекратили ведение разведки, однако подготовленная к ночным полётам авиагруппа лёгкого авианосца «Independence» сообщала о перемещениях японских кораблей в 21:45 и 0:10. Штаб 3-го флота по неизвестным причинам проигнорировал эти сообщения и не передал их штабу 7-го флота.
Слабая координация действий американцев, усугублённая проблемами с разведкой и связью, позволила кораблям Центрального соединения войти в пролив Сан-Бернардино около полуночи с 24 на 25 октября и благополучно выйти из него примерно в 3:30. Японские моряки продемонстрировали впечатляющее мастерство, миновав узкий и, предположительно, частично заминированный пролив на скорости 20 узлов. Команды находились в полной боевой готовности, но, к удивлению японцев, американские корабли не ждали их в засаде. В это же время южнее, через пролив Суригао, пыталось прорваться соединение вице-адмирала Нисимуры, но оно было разгромлено силами 7-го флота США.
Утром 25 октября (после атак американских подлодок 23 октября и палубных самолётов 24 октября) в распоряжении Куриты оставались следующие боевые единицы:
- линкоры «Yamato» и «Nagato»;
- линейные крейсера «Kongo» и «Haruna»;
- тяжёлые крейсера «Haguro», «Chokai», «Kumano», «Suzuya», «Tone» и «Chikuma»;
- лёгкие крейсера «Noshiro» и «Yahagi»:
- 11 эсминцев.
Единственными силами базовой авиации ВМС, которые могли безоговорочно оказать поддержку соединению Куриты, являлся отряд пилотов-смертников «камикадзе» из 24 самолётов А6М под командованием лейтенанта Юкио Сэки. Впрочем, действия флота и базовой авиации почти не координировались, и операции смертников не были связаны с перемещениями кораблей Центрального соединения.
Американское оперативное соединение 77.4 утром 25 октября
На подходах к заливу Лейте находились 16 эскортных авианосцев 7-го флота (ещё 2 авианосца 24 октября направились в тыл для транспортировки самолётов). Оперативное соединение 77.4 (командир — контр-адмирал Томас Спрэгью) разделялось на три оперативных группы:
- TG 77.4.1 — 4 эскортных авианосца (79 истребителей, 37 торпедоносцев-бомбардировщиков), 7 эсминцев и миноносцев;
- TG 77.4.2 — 6 эскортных авианосцев (94 истребителя, 69 торпедоносцев-бомбардировщиков), 7 эсминцев и миноносцев;
- TG 77.4.3 — 6 эскортных авианосцев (97 истребителей, 72 торпедоносца-бомбардировщика), 7 эсминцев и миноносцев.
Непосредственно на пути японского Центрального соединения оказалась группа 77.4.3, южнее неё находилась группа 77.4.2, ещё южнее и в заметном отдалении — группа 77.4.1 с командующим соединением.
В целом, на авианосцах оперативного соединения 77.4 находилось немалое число самолётов — 270 истребителей-бомбардировщиков F6F и FM-2, 178 торпедоносцев-бомбардировщиков TBF и TBM. И всё же авиагруппы не были готовы к бою с крупными надводными кораблями, в том числе из-за нехватки соответствующих боеприпасов. Приблизительный боекомплект авиагруппы эскортного авианосца описан в рапорте командира «Gambier Bay» кэптэна Уолтера Вьюига (TG 77.4.3). Бронебойных авиабомб на корабле не имелось вовсе; помимо запаса фугасных (general purpose) авиабомб, для борьбы с надводными целями могли использоваться 24 «полубронебойных» (semi armour piercing) авиабомбы и 9 авиаторпед.
Наибольшей проблемой было то, что штаб оперативного соединения 77.4 не располагал информацией о приближении противника, и задачи противодействовать крупным надводным кораблям не ставил. В предрассветных сумерках 25 октября лётчики и палубные команды готовились к обычной боевой работе — противовоздушному и противолодочному патрулированию, поддержке сухопутных сил на острове Лейте. В 6:27 взошло солнце, с авианосцев начали подниматься в воздух патрульные самолёты.
Встреча Центрального соединения с Taffy 3
В 6:45 (здесь и далее время указано по официальным американским документам) находившаяся в северной части залива Лейте (у острова Самар) оперативная группа 77.4.3, известная под позывным Taffy 3, совершенно неожиданно обнаружила японское Центральное соединение на дистанции около 40 км от своих кораблей. Почти одновременно информация поступила от операторов РЛС, пилотов патрульных самолётов, в американской радиосети стали слышны отдельные сообщения на японском языке. Визуально был заметен зенитный огонь с японских кораблей по патрульным самолётам.
В распоряжении командира оперативной группы 77.4.3 контр-адмирала Спрэгью имелись эскортные авианосцы «Fanshaw Bay», «St. Lo», «White Plains», «Kalinin Bay», «Kitkun Bay» и «Gambier Bay», которые несли 97 истребителей-бомбардировщиков FM-2 и 72 торпедоносца-бомбардировщика TBC-1. Защиту авианосцев обеспечивали три эсминца («Hoel», «Heerman», «Johnston») и четыре эскортных миноносца («Dennis», «John C. Butler», «Raymond» и «Samuel B. Roberts») под руководством коммандера Вильяма Томаса. К моменту появления японцев авианосцы циркулировали по кругу, поднимая самолёты, их окружала завеса эсминцев и миноносцев.
Центральное соединение Куриты атаковало тремя группами кораблей. В центре шли линкоры и линейные крейсера; на правом фланге — тяжёлые крейсера «Chokai» и «Haguro», лёгкий крейсер «Noshiro» и 7 эсминцев; на левом фланге — тяжёлые крейсера «Kumano», «Suzuya», «Tone» и «Chikuma», лёгкий крейсер «Yahagi» и 4 эсминца. Проблемой японского командующего была разнородность его соединения, в котором линкоры и линейные крейсера давали не более 26 узлов (самый тихоходный — «Nagato», 24 узла) и были вооружены орудиями трёх разных калибров (356-мм, 410-мм и 460-мм). Вскоре после начала боя Центральное соединение стало «разваливаться» на отдельные группы кораблей, быстроходные тяжёлые крейсера вырвались вперёд и действовали самостоятельно.
Около 6:55 японцы открыли огонь главным калибром. Линкоры вели стрельбу на дистанции от 30 до 23 км, тяжёлые крейсера — на дистанции от 26 до 18 км. При отсутствии достоверных разведданных и слабости средств обнаружения Курита и его штабисты считали, что они встретились с ударным авианосным соединением американцев — тяжёлыми авианосцами под защитой крейсеров и, возможно, линкоров. Из-за этого складывалась парадоксальная ситуация, в которой японские корабли не стремились быстро догнать тихоходные эскортные авианосцы, дававшие не более 19 узлов. Так или иначе, Курита желал взять противника в клещи силами своих крейсеров и эсминцев, что вынуждало его идти на юг. Японцы пытались использовать разведывательные гидросамолёты с «Yamato», но безуспешно (из-за проблем с радиосвязью и американских истребителей в воздухе).
«Миноносцы, которые дрались как линкоры»
К несчастью для японцев, адмирал Спрэгью и его подчинённые действовали очень энергично и решительно. Первыми выстрелами японских линкоров был накрыт эскортный авианосец «White Plains», но уже в 7:01 эсминцы и миноносцы выставили густую дымовую завесу, удачно сочетавшуюся с облачностью, дождём и порывами ветра. Это крайне усложнило действия японских моряков с их несовершенными средствами обнаружения и управления огнём. В первые же минуты боя авианосцам приказали разворачиваться против ветра, поднимать все самолёты и на максимальной скорости двигаться на юг, в сторону главных сил 7-го флота. В 7:05 в штаб 7-го флота было передано радиосообщение с просьбой о помощи. Адмирал Кинкейд получил его в 7:24, после чего принялся собирать свои силы и дополнительно запросил о поддержке 3-й флот адмирала Хэлси, ударное авианосное соединение которого в это время атаковало японские корабли на севере Филиппин.
К 7:40 японские крейсера наконец сблизились с авианосцами на 9-12 км и открыли прицельный огонь. Американцы ответили огнём из 127-мм зениток (по одной такой пушке стояло на каждом авианосце). По приказу адмирала Спрэгью лёгкие силы Taffy 3 между 7:40 и 8:00 провели торпедную атаку на строй линкоров и крейсеров. В тяжёлый крейсер «Kumano» около 7:50 попала торпеда с эсминца «Johnston», его скорость упала до 15 узлов, и кораблю пришлось выходить из боя. Остальным японским кораблям (включая флагманский «Yamato») приходилось уклоняться от торпед, их строй на время рассыпался. Ситуацию для японцев усугубили американские самолёты. Хотя с каждого из авианосцев успели поднять не более 15-20 машин, часть из которых была безоружной, даже имитация атак вносила смятение в ряды противника. Достоверно известно, что около 7:30 самолётам Taffy 3 удалось повредить авиабомбой тяжёлый крейсер «Suzuya».
Американские моряки действовали с потрясающей храбростью. Лишившиеся торпед эсминцы и миноносцы вступили в самоубийственную перестрелку с превосходящими силами противниками. Эта дерзость позволила выиграть время, но дорого обошлась Taffy 3. Флагманский эсминец «Hoel» получил 40 попаданий и затонул в 8:55 (253 погибших). Эскортный миноносец «Samuel B. Roberts» получил 20 попаданий, был оставлен командой в 9:10 и затонул в 10:05 (89 погибших). Эсминец «Johnston» получил неустановленное количество попаданий, потерял ход, был оставлен командой в 9:45 и затонул в 10:10 (184 погибших). Выжившие американские моряки рассказывали, что командир одного из японских эсминцев, проходивших рядом с тонущим «Johnston», салютовал им, стоя на мостике. Артиллерийский огонь с кораблей Taffy 3, как считается, стал причиной тяжёлого повреждения крейсера «Chokai» в 8:51 (взрыв торпед на борту).
Японские «клещи» неумолимо сжимались. В 7:50 тяжёлые крейсера добились попаданий трёх 203-мм снарядов во флагманский авианосец «Fanshaw Bay». Впрочем, японцы вели огонь бронебойными снарядами, которые при попадании в лёгкие «джипы» не разрывались либо пробивали их насквозь. Несколько попаданий получил «Kalinin Bay» — несмотря на то, что один из снарядов, вероятно, был выпущен линкором, серьёзно корабль не пострадал. Оказавшемуся в хвосте строя авианосцу «Gambier Bay» не повезло — после 8:10 он попал под интенсивный обстрел главным калибром тяжёлых крейсеров, получив попадания 15 снарядов (10 из них разорвались). В 8:20 «Gambier Bay» получил попадание в машинное отделение и снизил скорость до 11 узлов, в 8:50 потерял ход и в 9:11 затонул (133 погибших). «Gambier Bay» стал единственным американским авианосцем, потопленным артиллерийским огнём противника в годы Второй мировой войны.
И всё же, самопожертвование и стойкость американских моряков и лётчиков делали своё дело. Удары самолётов и даже имитация атак, отчаянные манёвры авианосцев, агрессивные действия эсминцев и миноносцев, умело выставленные дымовые завесы — всё это не дало врагу развить инициативу. Бой, обязанный идти при явном превосходстве японцев, превратился в беспорядочную свалку. Японские корабли разбились на группы и лишились организованного командования, Курита слабо контролировал происходящее. Taffy 3 удалось дождаться помощи от другой авианосной группы соединения 77.4, которая могла действовать в более спокойной обстановке.
«Чудесное» спасение
В 8:55, когда окружение Taffy 3 казалось практически неизбежным, у острова Самар появились самолёты оперативной группы 77.4.2 (Taffy 2) контр-адмирала Феликса Стампа. Шесть эскортных авианосцев группы («Natoma Bay», «Manila Bay», «Marcus Island», «Kadashan Bay», «Savo Island», «Ommaney Bay») к тому времени находились в 20-25 милях (30-40 км) южнее японцев — в зоне досягаемости главного калибра вражеских линкоров. Помощь адмирала Стампа заключалась и в том, что на его корабли сели некоторые из самолётов Taffy 3 (другие перелетели на недавно оборудованный полевой аэродром на острове Лейте). Оперативная группа 77.4.1 (Taffy 1) находилась в 120 милях южнее и подверглась активным атакам камикадзе, из-за чего не смогла оказать существенной поддержки.
С появлением на сцене Taffy 2 бой окончательно превратился в хаос. Японцы пытались атаковать вновь обнаруженные авианосцы (в частности, по ним вёл огонь линейный крейсер «Haruna»), но безуспешно. Крейсера и эсминцы Центрального соединения предприняли попытку торпедной атаки, но не добились попаданий. В свою очередь, американские палубные самолёты атаковали вырвавшиеся вперёд японские корабли и достигли серьёзных успехов. «Chikuma» в 9:07 сообщил штабу о попадании трёх авиаторпед, скорость корабля упала до 9 узлов. Уже повреждённый артиллерией «Chokai» в 9:05 получил попадание 250-кг «полубронебойной» авиабомбы и потерял ход. Натиск японцев слабел. В 9:11 Курита приказал своим рассеявшимся кораблям сблизиться с флагманом.
Около 9:30 американские моряки увидели, что вражеские крейсера и эсминцы поворачивают на север и удаляются от их кораблей. В 9:40 огонь прекратился, что выглядело чудесным спасением. Командир 26-го дивизиона авианосцев Taffy 3 контр-адмирал Ральф Офсти позднее писал в своём рапорте:
«До того момента, когда враг вышел из боя и отступил на север, очевидным казался только один исход сражения — полное уничтожение».
Причинами «чуда» стали как героическое сопротивление американцев, так и отсутствие у японского штаба адекватной информации о происходящем. Флагманский связист Куриты на допросе формулировал проблему следующим образом:
«Мы почти не имели связи с нашими крейсерами и не видели, что они делают».
Повреждённые ранее японские корабли и эсминцы, оставленные для оказания помощи, оказались предоставлены сами себе и подверглись новым воздушным атакам самолётов оперативного соединения 77.4.2. В 10:50 «Suzuya» получил попадание авиабомбы, вызвавшее взрыв торпед на борту, и затонул в 13:20 (654 погибших). «Chikuma» в 11:05 получил попадания двух авиаторпед, в 14:15 — ещё трёх авиаторпед и наконец в 14:30 затонул. Спасавший экипаж эсминец «Nowaki» 26 октября был потоплен эсминцем «Owen» (не выжил никто). Наконец, «Chokai» в 21:48 был добит торпедами эсминца «Fujinami», который снял с крейсера команду. 27 октября «Fujinami» был потоплен палубными самолётами 3-го флота — эсминец погиб со всей командой и спасёнными с «Chokai».
Сделав паузу и собрав свои корабли, Курита довольно долго колебался и оценивал ситуацию. По его данным, Центральное соединение потопило три или четыре тяжёлых авианосца, два крейсера и несколько эсминцев. Это внушало оптимизм, но господство американцев в воздухе всё равно выглядело подавляющим. Так или иначе, Курита знал о неудачной попытке прорыва японского Южного соединения через пролив Суригао (хотя степень владения этой информацией остаётся спорным вопросом) и мог рассчитывать только на себя. Надёжных данных воздушной разведки о силах противника в заливе Лейте не имелось, приказов из штаба Объединённого флота не поступало.
В 12:36 Курита приказал всем кораблям уходить из залива Лейте на север. На послевоенных допросах он утверждал, что первоначально пытался оказать поддержку Северному соединению Одзавы. Эта мысль повторялась адмиралом в нескольких формулировках, вот одна из них:
«Выводы из артиллерийского боя и нашей противовоздушной обороны в течение дня заставили меня убедиться в моей бесполезности, невыгодной позиции в случае, если я проникну в залив Лейте, где могу попасть под ещё более тяжёлые воздушные атаки. Исходя из этого, я решил идти на север и присоединиться к адмиралу Одзаве для совместных действий против вашего северного оперативного соединения».
«Божественный ветер»
Помимо боя с надводными кораблями, 25 октября соединению 77.4 пришлось пережить атаки японской базовой авиации, впервые в войне на Тихом океане сделавшей ставку на смертников. Первой под удар попала оперативная группа 77.4.1 — в 7:40 вражеский самолёт таранил эскортный авианосец «Santee», а в 8:04 другой камикадзе врезался в «Suwanee». Также, по некоторым американским данным, в 7:53 «Santee» получил попадание торпеды с неопознанной японской подлодки, но достоверность этого эпизода остаётся спорной. Авианосцы вышли из строя до 10:30, что не позволило группе 77.4.1 сыграть заметную роль в бою у острова Самар.
Многострадальная оперативная группа 77.4.3 в 10:50 была атакована отрядом смертников под командованием «первого камикадзе» лейтенанта Юкио Сэки. Отдыхавших после тяжёлого боя американцев удалось застать врасплох, поэтому удар оказался успешным. В любом случае, массированная атака пилотов-самоубийц была новым явлением, и методов борьбы с ней не имелось. Практически одновременно камикадзе врезались в эскортные авианосцы «Kitkun Bay», «White Plains» и «Kalinin Bay». Самым результативным оказалось попадание в «St. Lo» в 10:53. Самолёт смертника пробил палубу, бомба взорвалась в ангаре, что вызвало тяжёлые разрушения корпуса и сильный пожар. Уже в 11:25 авианосец затонул, на нём погибли 114 человек.
Вечером 25 октября уцелевшие корабли группы 77.4.3 были выведены с позиции у острова Лейте и на следующий день отправились к острову Манус для отдыха и пополнения. Спасение моряков с затонувших американских кораблей было организовано не лучшим образом, и многие из них погибли в воде (так, на эсминце «Johnston» из 184 погибших только 50 были убиты непосредственно в бою). Потери американского флота в людях оказались весьма высокими: 991 погибший и 914 раненых. Помимо кораблей, по разным причинам были безвозвратно потеряны 35 самолётов.
«Бычьи бега»
Во время боя у острова Самар штаб 7-го флота предпринял попытку направить туда артиллерийские корабли, для чего было создано импровизированное соединение из трёх тихоходных линкоров, четырёх тяжёлых крейсеров (включая один австралийский) и девяти эсминцев. Однако из-за ночного боя в проливе Суригао корабли сильно удалились на юг от залива Лейте, для них не хватало боеприпасов. В итоге оказать помощь авианосцам силы огневой поддержки 7-го флота так и не успели, а для погони за уходившими на север японцами старые линкоры были слишком медлительны.
3-й флот адмирала Хэлси утром 25 октября начал запланированные воздушные удары по японскому Северному соединению. Но в 8:48 командующий приказал одной из своих авианосных групп (TG 38.1) оказать поддержку атакованным кораблям 7-го флота. Импровизированный характер этой операции и неудовлетворительная координация действий между двумя американскими флотами создали множество осложнений, к тому же, авианосцы находились слишком далеко к северу. Между 13 и 16 часами почти две сотни палубных самолётов совершили вылеты с крайне низким результатом: заявленные попадания бомб и ракет (большинство из которых были ближними разрывами) не нанесли японским кораблям серьёзных повреждений.
Если Курита и правда пытался продолжать бой, то воздушные атаки окончательно сломили его волю. На кораблях заканчивалось топливо, повреждения снизили их боеспособность, люди устали. Предположительно, во второй половине дня Курита наконец получил информацию о поражении Северного соединения (точное содержание радиообмена остаётся спорным). В сложившейся обстановке Центральное соединение направилось в пролив Сан-Бернардино и миновало его в 21:30.
Хэлси не оставлял попыток исправить свои ошибки и добить врага. Покончив с японскими авианосцами на севере, он попытался перехватить отступавшее Центральное соединение своими быстроходными линкорами. К несчастью, их сковывала нехватка топлива на эсминцах, дозаправка завершилась лишь около 16 часов. Преследователи достигли пролива Сан-Бернардино около полуночи, и погоня, которую американские моряки иронично назвали «бычьими бегами» (обыгрывая прозвище адмирала Хэлси — Бык), окончилась неудачей.
26 октября между 8 и 11 часами утра на отступавшее Центральное соединение обрушились новые воздушные удары с авианосцев оперативных групп 38.1 и 38.2. В ходе атак двух сотен самолётов лёгкий крейсер «Noshiro» получил попадания авиабомбы и двух торпед, а в 11:13 затонул (397 погибших). «Yamato» получил попадания двух авиабомб, не нанёсших значительных повреждений. Помимо палубных самолётов, в 10:40 Центральное соединение безрезультатно атаковали тяжёлые бомбардировщики В-24 13-й воздушной армии. Уцелевшие японские корабли 28 октября прибыли в Бруней.
Бой у острова Самар, как и всё сражение в заливе Лейте, более чем убедительно продемонстрировал мощь ВМС США. Даже несмотря на многочисленные ошибки адмиралов и их штабов, количественное и качественное превосходство над противником оставалось подавляющим. Действия моряков и лётчиков оперативной группы 77.4.3 свидетельствовали об их профессионализме и высоких психологических качествах. Что же касается японских ВМС, то они лишились эффективных инструментов борьбы и в дальнейшем были вынуждены идти на систематическое использование смертников. Кроме того, драму соединения адмирала Куриты можно смело назвать закатом эпохи крупных артиллерийских кораблей. Наконец, бой у острова Самар стал настоящим символом самопожертвования моряков и лётчиков как со стороны Японии, так и со стороны США.
Источники и литература:
- http://www.bosamar.com
- http://www.combinedfleet.com
- https://www.history.navy.mil (официальный сайт исторического центра ВМС США)
- http://www.navsource.org
- Battle Experience: Battle for Leyte Gulf 23-27 October 1944 http://www.ibiblio.org/hyperwar/USN/rep/Leyte/BatExp/index.html
- Battle for Leyte Gulf. 23rd-26th October 1944 http://www.navy.gov.au/sites/default/files/documents/Battle_Summary_No_40.pdf
- Далл С. Боевой путь Императорского японского флота http://militera.lib.ru/h/dull/index.html
- Кофман В. Японские линкоры Второй мировой войны. «Ямато» и «Мусаси». – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006
- Шерман Ф. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою. – М: АСТ, 1999
Комментарии к данной статье отключены.