Альбер Мирлес, родился 26 февраля 1914 г. в пригороде Парижа городе Сюрен. Его отец, Лев Мирлес родился 4 апреля 1881 в Кишиневе, закончил Политехнический институт в Петербурге, где втянулся в революционную борьбу. Его Мать Вера Мирмович родилась 11 марта 1886 г. в Москве, где закончила консерваторию и работала пианисткой в Большом Театре, где аккомпанировала известным оперным певцам. Они познакомились в Москве, куда Лев Мирлес был направлен по работе, в революционном кружке, Участвовали в Революции 1905 г. были арестованы и сосланы в Сибирь, откуда разными способами им удалось бежать и встретиться уже в 1908 г. в эмиграции в Париже.
Лев Мирлес был видным специалистом по автомобильным моторам. В 1935 г. он открыл собственную мастерскую где проводил испытания новых автомобильных моторов, ведущих французских производителей. До революции 1917 г. он активно участвовал в борьбе, помогал эмигрантам, участвовал в организации пребывания в Париже Ленина и Троцкого. После революции, он с неодобрением отнесся к созданию коммунистической партии и до конца своих дней оставался сторонником РСДРП. После революции избегал любых белогвардейских обществ и даже был Председателем ассоциации русских инженеров в Париже, альтернативной, созданной белоэмигрантами и объединявшей русских инженеров, оказавшихся в Париже в результате технического сотрудничества с французскими предприятиями, а не в результате политической эмиграции. С 1938 г. работал над проблемами антиобледенения самолетов, работа в которой участвовал его сын Альбер после окончания учебы. После оккупации Парижа в 1940 г. семья уехала на юг, а сам Лев Мирлес остался, отказавшись покинуть свой завод. Работал над устройствами, позволявшими в условиях оккупации экономить горючее.
Точно о его подпольной деятельности во время войны не известно, однако в 1942 г. он был арестован Гестапо. Долгое время содержался в тюрьме во Френь, а затем 2 октября 1943 г. в составе группы 50 заложников был расстрелян возле Парижа на Мон-Валериен, где ныне находится один из главных памятников Французского Сопротивления. Заложники были расстреляны в качестве мести за казнь подпольщиками полковника СС Юлиуса Риттера, руководившего в Париже отправкой французов на принудительные работы в Германию. Родная сестра Льва Мирлеса была главным санитарным врачем РККА и помогала Альберу в Москве решать вопросы, связанные с созданием «Нормандии». Однажды она даже организовала ему встречу с Калининым, с которым была знакома по совместной партийной деятельности до революции,
В школе Альберт учился в одном классе с дочерью Ильи Эренбурга Ириной, через которую позднее в Москве он привлек знаменитого писателя к участию в судьбе Нормандии-Неман. В той же школе учился другой русскоязычный пилот Нормандии-Неман Константин Фельдзер и писатель Анри Труайя. После школы он закончил летное училище, но по здоровью не получил допуска к полетам и затем в 1932 г. окончил Сорбонну.
Кроме русского в совершенстве владел немецким. В 30-х годах активно участвовал в различных обществах франко-немецкой дружбы. Ездил в Германию в 1934 г. В Карлсруэ жил у президента общества Германия-Франция Отто Абеца, будущего посла Рейха во Франции во время войны. После прихода к власти Гитлера и политики антисемитизма в Германии, становится убежденным антифашистом. В 1936 г. в качестве научного сотрудника был откомандирован в распоряжение ВВС. Занимался ракетным оружием и проблемами обледенения самолетов. В 1940 г. в звании старшего лейтенанта пытался вступить в армию и получил отказ по здоровью. После капитуляции уехал в Бордо откуда на польском судне "Собеский" вместе с будущими пилотами «Нормандии-Неман» Жаном де Панжем и Михаилом Шиком выехал в Лондон, где примкнул к де Голлю под фамилией Мирле.
В 1940 г. участвовал в неудачной экспедиции в Дакар, был ранен, избежал плена, оказался в Камеруне, где познакомился с генералом Леклерком. Заболел тропической лихорадкой и был вывезен для лечения в Лондон. Затем, переведен в Британское Министерство Авиастроения, где занимался инженерными разработками. В частности, работал над проблемой обледенения крыльев самолетов в полете, и разработал принцип срезания немецких аэростатов от тросов крепления, что позволяло самолетам преодолевать воздушные заграждения. Его первые аппараты против обледенения были установлены на самолетах короля и Премьер-министра Англии. А затем ими были оборудованы все бомбардировщики англо-американских союзников.
В начале 1942 г., как в совершенстве владеющий русским языком, произведен в капитаны и назначен начальником 2-го отдела ВВС (разведка), получив задачу - формирование французской авиачасти в составе Красной Армии в СССР. Вступил в контакт с советскими дипломатами и военным атташе в Лондоне. Целиком разработал проект, рекомендации и документацию по формированию авиагруппы. В августе 1942 г. направляется в СССР в качестве заместителя военного представителя «Свободной Франции» генерала Пети по формированию эскадрильи. Первоначально отправился на Мурманск с английским караваном PQ 17, который был рассеян немецким флотом, сам Мирлеc, к счастью, оказался в Исландии. Второй раз он отбыл через Ливан-Иран, в Ливане лично переговорил с каждым из пилотов, вступившим в «Нормандию». В Москве среди прочего встречался с Молотовым и Морисом Торезом.
Участвовал в выборе места базирования французской эскадрильи и лично встречал пилотов, прибывших в СССР в декабре 1942 г. Именно он отказался от того, что бы эскадрилья воевала на иностранных самолетах и потребовал для ее вооружения лучший советский истребитель. И отстоял это решение даже тогда, когда дело дошло до того, что его фактически вызвали в американское посольство и потребовали объяснений. В начале 1943 г. был отозван в Лондон, как выполнивший задачу по созданию французской части на советском фронте. Но по просьбе советского командования вернулся в апреле 1943 г. в ранге личного представителя де Голля при командовании ВВС Красной Армии. Из за его отсутствия вылет эскадрильи на фронт был задержан на несколько месяцев, Находился в эскадрильи при ее первых боевых вылетах.
Неурегулированность вопросов субординации между военной и гражданской французскими миссиями породили неудовольствие дипломатического представителя де Голля в СССР Роже Гарро. В июле 1943 г. Роже Гарро обвинил Мерлеса в нелояльности и шпионаже в пользу СССР по причине его присутствия на принятии присяги Войском Польским в СССР, тем самым официализировав французское присутствие с коммунистической стороны Польши. При личной встрече Гарро публично оскорбляет Мирлеса, в результате чего тот подает заявление де Голлю о невозможности работать вместе с Гарро.
Любопытно, что для улаживания конфликта Де Голль предпочел заменить посла. Однако замена Гарро на Гастона Палевского не состоялась, поскольку СССР отказался признать нового посла, в случае замены Гарро, и одновременно выставил счет за аренду дипломатических зданий не оплаченный с 1940 г. Кроме того, СССР соглашался только на Гарро в лице дипломатического представителя Французского Комитета Национального Освобождения, что было крайне важно для укрепления власти де Голля.
Осенью 1943 г. капитан Мирлес уезжает в Алжир, где первоначально занимается вопросами пополнения «Нормандии», а затем возвращается в Лондон в качестве начальника второго отдела ВВС. Среди других вопросов, решавшихся при его участии в СССР, было формировании французской авиадивизии и наземной бригады из французских военнопленных Вермахта, для чего ему пришлось встречаться с Берией. Фактически, ни тот ни другой вопрос в его отсутствие не были доведены до конца. В августе 1944 г. был направлен генералом де Голлем для занятия Штаба ВВС в Париже. В первой половине 1945 г. переведен в отдел научной разведки. Во главе спецгруппы был переброшен в Германию где организовал захват Вилли Мессершмидта и важной технологической документации из его конторы. Войну закончил членом подкомитета ООН по атомной бомбе.
В 50-х годах совместно с бывшими одесситами Жаком Бержье (во время войны организовал группу из русских эмигрантов, занимавшихся сбором информации по Фау в Па-де-Кале, после войны капитан службы промышленного шпионажа, один из соавторов фильмов про Джеймс Бонда) и Владимиром Гавронским создал компанию "Recherches et Industrie", в которой занимались изучением и применением секретных немецких разработок, захваченных в начале 1945 г. у Германии. А также разработкой оружия с использованием немецких наработок по тяжелой воде.
В начале 60-х 5 лет был экспертом ООН по научно-техническому взаимодействию. Затем работал в Индокитае. В 1992 г. участвовал в празднованиях 50-летия «Нормандии-Неман» во Франции и в РФ. Скончался 12 апреля 1999 г. в Женеве, где жил последние годы жизни. Похоронен в Исси-ле-Мулено под Парижем.
Комментарии к данной статье отключены.