• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 18 February '21
      Засекреченный космонавт
    • 17 February '21
      Поломанные крылья вяземского десанта
    • 12 February '21
      Два прочтения одной хрестоматии
    • 12 February '21
      Взбесившийся «Паттон»
    • 11 February '21
      Второй бой у Нарвика
    • 10 February '21
      Как угнать немецкий танк
    • 10 February '21
      Оружие советского снайпинга
    • 08 February '21
      Проект Manta Ray: DARPA заказывает подводные беспилотники
    • 08 February '21
      Цвета военного неба: «Глупыши» на палубе авианосца
    • 05 February '21
      Венгерские хроники длинноносых «соток»: начало
    • 04 February '21
      Стеклотекстолит в броне: дёшево и сердито
    • 02 February '21
      Стволы линкора «Нью-Джерси»
    0

    Памяти Альбера Мирлеса

    • ВМВ
    • авиация
    • память
    Сергей Дыбов
    27 April '14

    Альбер Мирлес, родился 26 февраля 1914 г. в пригороде Парижа городе Сюрен. Его отец, Лев Мирлес родился 4 апреля 1881 в Кишиневе, закончил Политехнический институт в Петербурге, где втянулся в революционную борьбу. Его Мать Вера Мирмович родилась 11 марта 1886 г. в Москве, где закончила консерваторию и работала пианисткой в Большом Театре, где аккомпанировала известным оперным певцам. Они познакомились в Москве, куда Лев Мирлес был направлен по работе, в революционном кружке, Участвовали в Революции 1905 г. были арестованы и сосланы в Сибирь, откуда разными способами им удалось бежать и встретиться уже в 1908 г. в эмиграции в Париже.

    Лев Мирлес был видным специалистом по автомобильным моторам. В 1935 г. он открыл собственную мастерскую где проводил испытания новых автомобильных моторов, ведущих французских производителей. До революции 1917 г. он активно участвовал в борьбе, помогал эмигрантам, участвовал в организации пребывания в Париже Ленина и Троцкого. После революции, он с неодобрением отнесся к созданию коммунистической партии и до конца своих дней оставался сторонником РСДРП. После революции избегал любых белогвардейских обществ и даже был Председателем ассоциации русских инженеров в Париже, альтернативной, созданной белоэмигрантами и объединявшей русских инженеров, оказавшихся в Париже в результате технического сотрудничества с французскими предприятиями, а не в результате политической эмиграции. С 1938 г. работал над проблемами антиобледенения самолетов, работа в которой участвовал его сын Альбер после окончания учебы. После оккупации Парижа в 1940 г. семья уехала на юг, а сам Лев Мирлес остался, отказавшись покинуть свой завод. Работал над устройствами, позволявшими в условиях оккупации экономить горючее.

    Одна из первых фотографий Нормандии-Неман, сделанная в декабре 1942 г. во время тренировок в Иваново.
    Слева на право: капитан Альбер Мирлес, пилот-инструктор Павел Друзенков,
    Марсель Лефевр, командир эскадрильи Жан Тюлян, Альбер Дюран и Альбер Марсель.

    Точно о его подпольной деятельности во время войны не известно, однако в 1942 г. он был арестован Гестапо. Долгое время содержался в тюрьме во Френь, а затем 2 октября 1943 г. в составе группы 50 заложников был расстрелян возле Парижа на Мон-Валериен, где ныне находится один из главных памятников Французского Сопротивления. Заложники были расстреляны в качестве мести за казнь подпольщиками полковника СС Юлиуса Риттера, руководившего в Париже отправкой французов на принудительные работы в Германию. Родная сестра Льва Мирлеса была главным санитарным врачем РККА и помогала Альберу в Москве решать вопросы, связанные с созданием «Нормандии». Однажды она даже организовала ему встречу с Калининым, с которым была знакома по совместной партийной деятельности до революции,

    В школе Альберт учился в одном классе с дочерью Ильи Эренбурга Ириной, через которую позднее в Москве он привлек знаменитого писателя к участию в судьбе Нормандии-Неман. В той же школе учился другой русскоязычный пилот Нормандии-Неман Константин Фельдзер и писатель Анри Труайя. После школы он закончил летное училище, но по здоровью не получил допуска к полетам и затем в 1932 г. окончил Сорбонну.

    Люди, благодаря которым был создан авиаполк Нормандия-Неман – майор французских ВВС
    Альберт Львович Мирлес и генерал-майор РККА Степан Тимофеевич Левандович
    (начальник экспортного управления ВВС РККА, руководивший поставками по ленд-лизу)

    Кроме русского в совершенстве владел немецким. В 30-х годах активно участвовал в различных обществах франко-немецкой дружбы. Ездил в Германию в 1934 г. В Карлсруэ жил у президента общества Германия-Франция Отто Абеца, будущего посла Рейха во Франции во время войны. После прихода к власти Гитлера и политики антисемитизма в Германии, становится убежденным антифашистом. В 1936 г. в качестве научного сотрудника был откомандирован в распоряжение ВВС. Занимался ракетным оружием и проблемами обледенения самолетов. В 1940 г. в звании старшего лейтенанта пытался вступить в армию и получил отказ по здоровью. После капитуляции уехал в Бордо откуда на польском судне "Собеский" вместе с будущими пилотами «Нормандии-Неман» Жаном де Панжем и Михаилом Шиком выехал в Лондон, где примкнул к де Голлю под фамилией Мирле.

    В 1940 г. участвовал в неудачной экспедиции в Дакар, был ранен, избежал плена, оказался в Камеруне, где познакомился с генералом Леклерком. Заболел тропической лихорадкой и был вывезен для лечения в Лондон. Затем, переведен в Британское Министерство Авиастроения, где занимался инженерными разработками. В частности, работал над проблемой обледенения крыльев самолетов в полете, и разработал принцип срезания немецких аэростатов от тросов крепления, что позволяло самолетам преодолевать воздушные заграждения. Его первые аппараты против обледенения были установлены на самолетах короля и Премьер-министра Англии. А затем ими были оборудованы все бомбардировщики англо-американских союзников.

    Февраль 1943 г., Москва, майор Альбер Мирлес и пилот «Нормандии» Альбер Дюран
    (пропал без вести в сентябре 1943 г.)

    В начале 1942 г., как в совершенстве владеющий русским языком, произведен в капитаны и назначен начальником 2-го отдела ВВС (разведка), получив задачу - формирование французской авиачасти в составе Красной Армии в СССР. Вступил в контакт с советскими дипломатами и военным атташе в Лондоне. Целиком разработал проект, рекомендации и документацию по формированию авиагруппы. В августе 1942 г. направляется в СССР в качестве заместителя военного представителя «Свободной Франции» генерала Пети по формированию эскадрильи. Первоначально отправился на Мурманск с английским караваном PQ 17, который был рассеян немецким флотом, сам Мирлеc, к счастью, оказался в Исландии. Второй раз он отбыл через Ливан-Иран, в Ливане лично переговорил с каждым из пилотов, вступившим в «Нормандию». В Москве среди прочего встречался с Молотовым и Морисом Торезом.

    Участвовал в выборе места базирования французской эскадрильи и лично встречал пилотов, прибывших в СССР в декабре 1942 г. Именно он отказался от того, что бы эскадрилья воевала на иностранных самолетах и потребовал для ее вооружения лучший советский истребитель. И отстоял это решение даже тогда, когда дело дошло до того, что его фактически вызвали в американское посольство и потребовали объяснений. В начале 1943 г. был отозван в Лондон, как выполнивший задачу по созданию французской части на советском фронте. Но по просьбе советского командования вернулся в апреле 1943 г. в ранге личного представителя де Голля при командовании ВВС Красной Армии. Из за его отсутствия вылет эскадрильи на фронт был задержан на несколько месяцев, Находился в эскадрильи при ее первых боевых вылетах.

    Из советской кинохроники – август 1943 г. награждения пилотов «Нормандии» советскими
    боевыми орденами. Слева на право – генерал Левандович, майор Мирлес, генерал Захаров,
    командир 303-й истребительной авиадивизии, в которую входил авиаполк «Нормандия»
    На заднем фоне группа французских механиков.

    Неурегулированность вопросов субординации между военной и гражданской французскими миссиями породили неудовольствие дипломатического представителя де Голля в СССР Роже Гарро. В июле 1943 г. Роже Гарро обвинил Мерлеса в нелояльности и шпионаже в пользу СССР по причине его присутствия на принятии присяги Войском Польским в СССР, тем самым официализировав французское присутствие с коммунистической стороны Польши. При личной встрече Гарро публично оскорбляет Мирлеса, в результате чего тот подает заявление де Голлю о невозможности работать вместе с Гарро.

    Любопытно, что для улаживания конфликта Де Голль предпочел заменить посла. Однако замена Гарро на Гастона Палевского не состоялась, поскольку СССР отказался признать нового посла, в случае замены Гарро, и одновременно выставил счет за аренду дипломатических зданий не оплаченный с 1940 г. Кроме того, СССР соглашался только на Гарро в лице дипломатического представителя Французского Комитета Национального Освобождения, что было крайне важно для укрепления власти де Голля.

    Командировочное предписание капитана Альбера Мирлеса от 1 сентября 1942 г. с его собственноручным
    переводом на русский язык.

    Осенью 1943 г. капитан Мирлес уезжает в Алжир, где первоначально занимается вопросами пополнения «Нормандии», а затем возвращается в Лондон в качестве начальника второго отдела ВВС. Среди других вопросов, решавшихся при его участии в СССР, было формировании французской авиадивизии и наземной бригады из французских военнопленных Вермахта, для чего ему пришлось встречаться с Берией. Фактически, ни тот ни другой вопрос в его отсутствие не были доведены до конца. В августе 1944 г. был направлен генералом де Голлем для занятия Штаба ВВС в Париже. В первой половине 1945 г. переведен в отдел научной разведки. Во главе спецгруппы был переброшен в Германию где организовал захват Вилли Мессершмидта и важной технологической документации из его конторы. Войну закончил членом подкомитета ООН по атомной бомбе.

    В 50-х годах совместно с бывшими одесситами Жаком Бержье (во время войны организовал группу из русских эмигрантов, занимавшихся сбором информации по Фау в Па-де-Кале, после войны капитан службы промышленного шпионажа, один из соавторов фильмов про Джеймс Бонда) и Владимиром Гавронским создал компанию "Recherches et Industrie", в которой занимались изучением и применением секретных немецких разработок, захваченных в начале 1945 г. у Германии. А также разработкой оружия с использованием немецких наработок по тяжелой воде.

    Удостоверение Альбера Мирлеса

    В начале 60-х 5 лет был экспертом ООН по научно-техническому взаимодействию. Затем работал в Индокитае. В 1992 г. участвовал в празднованиях 50-летия «Нормандии-Неман» во Франции и в РФ. Скончался 12 апреля 1999 г. в Женеве, где жил последние годы жизни. Похоронен в Исси-ле-Мулено под Парижем.

    Сергей Дыбов

    Английская леди во Франции на Warspot.ru
    Английская леди во Франции
    Как казаки лучшей доли искали… на Warspot.ru
    Как казаки лучшей доли искали…
    Французская авиадивизия на советском фронте. Часть II на Warspot.ru
    Французская авиадивизия на советском фронте. Часть II
    Поделиться
    • 1
    • 84
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Летчик-истребитель Йоханнес Штайнхофф. Часть I на Warspot.ru
    Летчик-истребитель Йоханнес Штайнхофф. Часть I
    Летчик-истребитель Йоханнес Штайнхофф, часть II на Warspot.ru
    Летчик-истребитель Йоханнес Штайнхофф, часть II
    Пике длиною в 72 года на Warspot.ru
    Пике длиною в 72 года
    Имена пилотов не забыты на Warspot.ru
    Имена пилотов не забыты
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Неизвестный
    wargamming.net © 2014 — 2021 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google