3 марта информационно-аналитическое агентство «Военный информатор» опубликовало новость об отгрузке производителем (ОАО «Курганмашзавод») первой партии новых бронетранспортеров БТР-МДМ «Ракушка» и боевых машин десанта БМД-4М «Садовница» для Воздушно-десантных войск РФ. Первая отправка состоит из двадцати четырех единиц техники (по двенадцать единиц каждого наименования). Как информирует источник, ссылаясь на сообщение агентства «Интерфакс», машины направлены в одно из подразделений ВДВ Западного военного округа.
Согласно планам командования, ВДВ рассчитывают до конца текущего года получить еще 62 десантные машины и 22 бронетранспортера – об этом сообщил заместитель командующего ВДВ РФ полковник Нариман Тимергазин. В частности, он заявил, что первую партию современных боевых машин получит 106-я воздушно-десантная дивизия, дислоцированная в районе Тулы, Рязани и Наро-Фоминска. Следует отметить, что в некоторых российских десантных частях с данными машинами уже знакомы, так как они поступали туда ранее (в единичных экземплярах) для проведения тестовых испытаний.
Новые боевые машины являются усовершенствованными модификациями предыдущих моделей с повышенными боевыми и эксплуатационными возможностями. Транспортный вездеход БТР-МД «Ракушка» создан на базе бронетранспортера БТР-МД производства Волгоградской машиностроительной компании «ВгТЗ» с целью замены предыдущей модели – БТР-Д. При этом отдельные узлы транспортера унифицированы с БМП-3М и БМД-4М. Машина вмещает экипаж из двух человек и до 13 человек десанта, имеет противопульную броню и вооружена двумя пулеметами калибра 7,62 мм. Обладая двигателем мощностью в 450 л.с., «Ракушка» имеет запас хода до 350 километров и развивает скорость до 70 км/ч – на шоссе, до 50 км/ч – на сухой грунтовой дороге, и до 10 км/ч – на плаву. Боевая масса транспортера составляет 13,2 тонны. Как сообщается, разработка проекта БТР-МДМ велась с 2008 года по техническому задания, утверждённому начальником ГАБТУ МО РФ и командующим ВДВ.
Боевая машина десанта БМД-4М «Садовница» является развитием предыдущей модели БМД-4, от которой отличается некоторыми усовершенствованиями. Одним из важных достоинств машины является её унифицировнное боевое отделение Б8Я01. Модификации подверглись и корпус машины, ее ходовая часть, а также отдельные узлы и агрегаты. Кроме того, на новой машине устанавливается новый 500-сильный дизельный танковый двигатель УТД-29 (ранее использовался дизель 2В-06-2), который позволяет ей развивать скорость до 70 км/ч (на плаву – до 10 км/ч). Экипаж БМД-4 составляет три человека, кроме того, машина может брать на борт до пяти человек десанта. Основное вооружение «Садовницы» составляет боевой модуль «Бахча», состоящий из двух спаренных автоматических пушек разных калибров – моделей 2А70 (100 мм) и 2А72 (30 мм). Кроме этого, машина оснащена пулеметом ПКТМ калибра 7,62 мм и установкой ПТУР «Аркан». Тип брони – противопульная, боевая масса – 13, 5 т. Согласно положениям «Государственной программы вооружений до 2015 года», данная БМД принята как основная для воздушно-десантных войск РФ.
Обе машины обладают техническими и боевыми характеристиками, утвержденными командованием ВДВ России. К ним относятся, в первую очередь, допустимый вес машин (позволяющий десантировать их на грузовых парашютах), высокая скорость и хорошая проходимость, умение преодолевать водные преграды, а также достаточная огневая мощь. Руководство Воздушно-десантными войсками РФ проявило настойчивость, согласовывая с Министерством обороны решение о запуске в серийное производство боевых и транспортных машин именно в такой комплектации и в данном конструктивном решении, отстаивая приоритетные для себя параметры мобильности и транспортабельности техники. При этом пришлось пойти на определенные компромиссы в отношении класса броневой прочности. По данным некоторых источников, броня новой техники защищает экипаж и десант только от пуль калибра 5,65 мм и не является серьезной преградой для бронебойных пуль калибра 7,65 мм, а оснащение машин дополнительной бронезащитой ограничило бы возможности их десантирования из-за превышения лимита допустимого веса.
Некоторые эксперты высказывали критические замечания по поводу отдельных технических решений, реализованных в новых машинах – например, в отношении расположения трансмиссии. В некоторых зарубежных странах (в частности, в Китае) конструкторы располагают трансмиссию в передней части корпуса машины, используя ее как дополнительный щит для экипажа. Оппоненты такого решения ссылаются на важность соблюдения оптимального весового баланса машины, которой часто предстоит доставка до места боя на парашютах.
К положительным чертам новой техники производители относят совместимость многих узлов и деталей с теми, что использовались на предыдущих модификациях транспортеров и десантных машин. Это должно упростить снабжение и ремонт техники, а также ускорить переподготовку экипажей. К несомненным плюсам военнослужащие относят и увеличенную огневую мощность «Садовницы» (ее ракетное вооружение имеет дальность огня до 5-7 км). Кроме того, улучшенные свойства позволяют этим машинам не только десантироваться с кораблей прямо в воду, но и возвращаться на корабль «с воды». По мнению многих специалистов, по совокупности качеств российские десантные машины превосходят большинство зарубежных аналогов.
Командование Военно-воздушных войск РФ признает наличие, как выразился командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов, «некоторых шероховатостей» в новых машинах, но указывает на то, что любая новая техника проходит окончательную доводку после определенного периода эксплуатации, которая выявляет все недоработки и слабые места.
Представители военно-инженерных служб и технические специалисты завода-изготовителя фиксируют все замечания и пожелания военнослужащих, чтобы учесть их при выпуске последующих партий продукции. До своего запуска в серийное производство БМД-4М и БТР-МДМ прошли многочисленные стационарные, полевые и ходовые испытания, включая движение на плаву, учебно-боевые стрельбы и испытания при низких температурах.
Комментарии к данной статье отключены.