В современной России довольно популярна точка зрения, согласно которой после нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года последнему пришлось сражаться со всей Европой. В доказательство перечисляются воевавшие на советско-германском фронте армии сателлитов Германии и прочие национальные формирования, подсчитываются задействованные в оккупированной Европе промышленные предприятия и число рабочих, выпускавших «Тигры» и «Мессершмитты».
А вот в годы войны советская пропаганда старательно доказывала, что вклад Европы в войну против СССР невелик. Утверждалось, что политика Гитлера не находит поддержки за пределами Рейха, наглядно это видно в стихотворении Самуила Маршака «Вся Европа»:
Швед из города Берлина,
Три бельгийца с половиной
Да подручный Дорио
Встать готовы под ружье.
Опереточный испанец
С шайкой жуликов и пьяниц -
Вот фашистский легион
Всех мастей и всех племён.
В то же время в самой Германии и в Европе ситуация складывалась обратная. Если сегодня о сотрудничестве с Гитлером в некоторых европейских странах предпочитают не упоминать, то в годы войны тема европейского похода против большевизма была очень популярной. Интересной с этой точки зрения выглядит такая вот карта Европы, во многом похожая на попытку выдать желаемое за действительное.
Красочная карта с подписями на португальском языке не атрибутирована — нам не удалось найти сведений о том, кто её издал, где и когда. Советский Союз изображён в виде заросшей оборванной фигуры в будёновке, поработившей страны Прибалтики и Украину, а также притесняющей церковь. Единственный, кто рад СССР, — Великобритания, окружённая уходящими под воду пароходами. Поджарая Германия, сопровождаемая Словакией, Венгрией и Румынией в едином строю, вот-вот усилится спешащими на помощь финнами, норвежцами, датчанами, бельгийцами, голландцами, итальянцами и испанцами.
Вызывают сомнение лишь две фигуры. Французская Марианна не спешит вступать в борьбу, предпочитая указывать дорогу Испании. Ещё интереснее выглядит Португалия: она отвернулась от конфликта и всматривается в Атлантику. Возможно, это демонстрация позиции правительства Антонио Салазара, пытающегося сохранить нейтралитет. С другой стороны, есть вероятность, что сам рисунок мотивирует Португалию не оставаться в стороне и вступить в войну.
Комментарии к данной статье отключены.