Две трети потребностей австро-венгерских вооружённых сил в офицерском составе покрывались за счёт выпускников школ кадетов. За полтора века в государстве была создана разветвлённая система среднего профессионального военного образования. Монархия поощряла извечную тягу юношей к военной службе, всячески облегчая им путь к заветным офицерским звёздам.
Кадетские военно-учебные заведения
Впервые проблему специальной подготовки офицерского состава австрийской армии подняла в 1740 году императрица Мария Терезия. До этого офицерский патент можно было просто купить.
В 1751 году в Вене в «Сапёрном крыле» Штифтсказарм (Stiftskaserne) была открыта «Школа военных воспитанников» (Kriegs-Pflanzschule) для обучения военному делу 100 детей обедневших дворян и офицеров. В следующем году в Винер-Нойштадте начала работу первая «Кадетская школа» (Cadetenhauses) — её цели были такими же, как у венской, но к учёбе допускались и другие слои населения. В мае 1769 года военно-учебное заведение переехало из Вены в Винер-Нойштадт, где обе школы объединили — таким образом появилась «Терезианская военная академия» (Theresianische Militär-Akademie).
Вместо школы, уехавшей в Винер-Нойштадт, в том же здании в Вене в 1769–1784 годах располагалась «Инженерная академия» (Ingenieur-Akademie), в 1784–1797 годах — «Корпус артиллеристов и бомбардиров» (Artillerie und Bombadierkorps), а в 1797–1809 годах — вновь «Инженерная академия». При академии имелась сапёрная рота (Sappeur-Kompagnie), которая и дала название одному из строений большого казарменного комплекса. В 1809 году здесь были ненадолго расквартированы французские оккупационные части, а в 1810–1851 годах вновь поселились и академия, и сапёры. В 1854–1867 годах здание полностью принадлежало сапёрам, в 1867–1869 годах в нём размещалась «Дивизионная военная школа» (Divisionsschule), а в 1869–1898 годах — «Пехотная кадетская школа» (Infanterie-Kadettenschule).
В 1777 году был принят закон о «кадетах сверх нормы» (Cadeten-Norma), согласно которому в случае, если в войсках все офицерские вакансии не могли быть покрыты за счёт выпускников академии в Винер-Нойштадте, то допускалось их заполнение окончившими «Инженерную школу» (Ingenieur-Schule) или «Йозефинский дом сирот офицеров» (Josefinischen Waisenhaus befindliche Offizierssöhne).
В 1800 году появились ещё две категории кандидатов на офицерский чин:
- «приват-кадеты» (Privat-Cadeten) — в неё вошли образованные сыновья граждан, добровольно пошедшие на военную службу, но не имевшие средств к существованию и поэтому требовавшие ежемесячной оплаты. Так как они проходили службу при конкретных частях, их также называли «полковыми» (Regiments-) или «корпусными кадетами» (Korps-Cadeten);
- «кадеты на собственном содержании» (Ex propriis Cadeten), которые могли оплатить период обучения из своего кармана.
В 1808 году в Ольмюце (ныне — Оломоуц, Чехия), Терезиенштадте (ныне — Терезин, Чехия) и Цили (ныне — Целе, Словения) были созданы кадетские роты (Kadetten-Kompagnien), но после неудачной войны с французами в 1809 году их распустили. В следующем году в Ольмюце была возрождена кадетская рота (Cadeten-Kompagnie). В 1818 году создали кадетскую роту в Граце, которая, как и предыдущая, существовала до реорганизации системы военного образования 1852 года. В 1838 году была создана ещё одна кадетская рота в Милане, которая просуществовала до 1848 года. Кроме того, в 1838 году было принято решение о создании полковых кадетских школ (Regiments-Kadettenschulen) при каждом пехотном полку и егерском батальоне. Учащиеся (Schüler), прошедшие в них обучение в течение года, должны были выдержать экзамен на офицерский чин.
В 1852 году в системе военного образования (Militär-Bildungswesens) была проведена первая реформа, согласно которой создали:
- 12 низших военных воспитательных школ (Unter-Militär-Erziehungshäusern);
- 12 высших военных воспитательных школ (Ober-Militär-Erziehungshäusern);
- 4 кадетских училища (Cadetten-Instituten);
- 4 военных академии (Militär-Akademien): в Винер-Нойштадт (Wiener-Neustädter-Akademie), Артиллерийскую (Artillerie-Akademie), Инженерную (Genie-Akademie) и Морскую (Marine-Akademie);
- 3 пехотных учебных роты (Infanterie-Schul-Compagnien);
- 5 пограничных штаб-школы (Grenz-Stabsschullen);
- 5 артиллерийских учебных рот (Artillerie-Schul-Compagnien);
- 2 инженерные учебные роты (Genie-Schul-Compagnien);
- пионерную учебную роту (Pionier-Schul-Compagnie);
- речную учебную роту (Flottillen-Schul-Compagnie);
- морскую учебную роту (Marine-Schul-Compagnie).
Одновременно срок подготовки в полковых кадетских школах был увеличен до двух лет.
В течение 1853–1859 годов были созданы кадетские училища (Kadetten-Institute) в Хайнбурге, Штрассе, Кракау (ныне — Краков, Польша), Марбурге (ныне — Марибор, Словения), Фиуме (ныне — Риека, Хорватия), Санкт-Пёльтене и Кишмартоне (ныне — Айзенштадт, Австрия). Целью этих учебных заведений было готовить абитуриентов для поступления в военные академии, полностью они развернулись к концу 1860-х годов. В 1868 году была создана кадетская школа в Аграме (ныне — Загреб, столица Хорватии).
В 1869 году военный министр Австро-Венгрии Франц Кун фон Куненфельд утвердил проект оберста Эдуарда Пехмана фон Массена по созданию специальных кадетских школ (Kadettenschulen) для подготовки кандидатов в офицеры без обязательного окончания академии в последующем. Согласно этому документу полковые кадетские школы превратили в «подготовительные» (Vorbereitungsschulen) — время обучения в них было опять сокращено до одного года (позже снова вернули два года, и кандидаты в офицеры должны были сдать экзамен на поступление в кадетскую школу или снова вернуться в войска).
Высочайшим указом от 25 сентября того же года тринадцать уже существовавших военных школ были переформированы в пехотные кадетские. Они дислоцировались в Вене, Будапеште, Праге, Брюнне (ныне — Брно, Чехия), Пожоне (ныне — Братислава, столица Словакии), Темешваре (ныне — Тимишоара, Румыния), Инсбруке, Надьшебене (ныне — Сибиу, Румыния) и Заре (ныне — Задар, Хорватия).
В том же 1869 году были открыты ещё две специализированные кадетские школы:
- кадетская школа в Вене. В 1907 году она переехала в Трайскирхен, где была объединена со второй артиллерийской кадетской школой, открытой в 1903 году;
- кадетская школа инженерных войск в Хайнбурге-ан-дер-Донау, готовившая будущих офицеров для Пионерного, а также Железнодорожного и Телеграфного полков.
Будущих командиров для обозных войск готовило отделение Пражской пехотной кадетской школы — первых два класса они учились по обычному курсу, затем — по специализированному. Так же поступили и с желающими стать офицерами санитарных войск — отделение для них существовало при пехотной кадетской школе в Прессбурге.
Обучение было нелёгким в первую очередь из-за того, что не хватало средств на питание и содержание слушателей (Frequentanten), учебные пособия и тому подобное. Особо тяжёлым положение кадетских школ стало, как ни странно, в период экономического подъёма 1868–1873 годов. Тогда у образованных юношей появилось гораздо больше возможностей получить гражданскую профессию с высоким заработком, а не прозябать в армии. Сократилось количество желающих стать офицерами, поэтому финансирование военных школ было урезано.
1 июля 1874 года оберст-лейтенант генерального штаба Адольф фон Вурмб представил свой план реорганизации кадетских школ, который среди прочего предполагал адаптацию учебного курса с гражданскими гимназиями и увеличивал срок обучения до четырёх лет. 27 октября следующего года было дано «высочайшее благословение» на проведение этой реформы.
Слушатели изучали следующие предметы:
- общеобразовательные: немецкий и французский языки (последний как международный и дипломатический), географию, историю, математику, физику, химию, геометрию и рисунок от руки, черчение;
- военные: устав внутренней службы, организацию вооружённых сил, оружейное дело, военно-инженерную службу, строевой устав, тактику, военные географию и картографию.
В 1877 году одна кадетская школа из Брюнна была перенесена в Кёнигсфельд (в то время — пригород столицы Моравии, а теперь его часть). На следующий год полковые кадетские школы, существовавшие при кавалерийских дивизиях, были расформированы, а вместо них создана Кавалерийская кадетская школа (Kavalleriekadettenschule) в Мериш-Вайскирхен. В 1879 году у пехотной кадетской школы в Аграме появился филиал в Карлштадте (ныне — Карловац, Хорватия). В конце 1880/1881 учебного года была создана пехотная кадетская школа в Кашау (ныне — Кошице, Словакия), а в конце следующего, 1881/1882 — в Лемберге (ныне — Львов, Украина).
В 1885 году было принято решение о том, что учащиеся высших военных реальных школ должны проходить четырёхлетний курс старших гимназий. Кроме того, была введена оплата обучения родителями.
В 1894 году появилась пехотная кадетская школа в Марбурге. На следующий год ещё одна пехотная школа появилась в Каменице около Петервардайна (ныне — район города Нови-Сад, Сербия).
В 1898 году венская пехотная кадетская школа переехала из Штифтсказармы в 13-й район Вены Брейтензее, а в Штрассе открыли «Временную кадетскую школу» (Kadettenschul-Provisoriums). В 1899 году в Штрассе была открыта пятнадцатая, а в Лемберге — шестнадцатая по счёту пехотные кадетские школы. В 1904 году кадетская школа из Штрасса переехала в Кашау. Позже, в 1913 году, в Штрассе была создана высшая военная реальная школа.
В 1900 году учащиеся, окончившие третий курс пехотной кадетской школы с очень хорошими результатами, могли в сентябре следующего года поступить в военную академию на льготных условиях.
В этом же году в австрийском Трайскирхене начали строительство комплекса для артиллерийской кадетской школы (k.u.k. Artilleriekadettenschule). Через три года её торжественно открыли. А в 1907 году в неё переехала артиллерийская кадетская школа из венского Арсенала.
В 1903 году был принят «Регламент физического воспитания пеших частей общей армии» (Turnvorschrift für die k. u. k. Fußtruppen), в котором особое внимание уделялось «упражнениям в поле», призванным научить личный состав преодолевать с ходу препятствия в бою и на марше. Регламент адресовался слушателям кадетских школ, так как в будущем именно они должны были передавать солдатам эти знания.
В 1904 году пехотная кадетская школа из Штрасса поменяла своё место дислокации с низшей военной реальной школой из Кашау. В 1907 году открылась пехотная кадетская школа в Триесте. Накануне Первой мировой войны, в 1913 году, пехотные кадетские школы в Марбурге, Кракау, Кашау и Прессбурге были переквалифицированы в высшие военные реальные школы.
Звания выпускников кадетских школ
С 1838 года выпускникам полковых кадетских школ присваивали звание «младший лейтенант 2-го класса» (Unterleutnant 2. Gebührsklasse), но в 1849 году его скорректировали на «Unterleutnant 2. Klasse». В 1867 году, чтобы поднять престиж офицерской службы в армии, проигравшей Австро-прусскую войну, выпускникам стали присваивать звание «младший лейтенант» (Unterleutnant) без указания на второстепенный класс, а на следующий год — «лейтенант» (Leutnant). Реформа 1869 года всё вернула на свои места, и ученикам, успешно сдавшим выпускные экзамены, стали присваивать звание «кадета-заместителя офицера» (Kadett-Offiziersstellvertreter).
Следующая реформа пришлась на 1908 год. Кадетов не просто заменили на «фенрихов» (Fähnrich), но и вывели из группы унтер-офицеров, создав для них специальную подгруппу в составе офицерского корпуса (Offizier des Soldatenstandes). Фенрихи по-прежнему не становились офицерами до прохождения определённого срока службы в войсках, но зато теперь не были приравнены к «солдатскому сословию».
Интересно, что после переименования «кадетов» в «фенрихов» названия учебных заведений остались прежними — «кадетские школы» (Kadettenschulen). Звание «заместителя офицера» (Offiziersstellvertreter) вернулось в австро-венгерские вооружённые силы в 1915 году — его стали присваивать храбрым и инициативным солдатам и унтер-офицерам, которые были награждены «Малой медалью», «Большой серебряной медалью» или «Золотой медалью за храбрость», но их образование не позволяло пройти обучение на ускоренных курсах офицеров резерва.
Обмундирование и традиции учащихся кадетских школ
В 1876 году всем слушателям кадетских школ было предписано носить обмундирование 1-го пехотного полка общей армии с золотым галуном на рукаве. Вряд ли этот полк выбрали только из-за номера, ведь его шефом был сам император и король Франц Иосиф I. На парадном головном уборе Tschako носили отличие капралов — вокруг донца нашивали широкий (40 мм) шерстяной галун тёмно-жёлтого цвета с прошивкой чёрной нитью вдоль краёв.
Слушателям кавалерийской кадетской школы в Мериш-Вайскирхен дали обмундирование 1-го гусарского полка общей армии, шефом которого также был император и король.
Слушатели инженерной кадетской школы получили форму инженерных войск, но с одним зелёным лампасом на брюках вместо двойного с выпушкой.
Слушателям артиллерийской кадетской школы предписали носить форму крепостной артиллерии. Наконец, слушатели обозного отделения носили форму обозных войск, но вместо крапповых кавалерийских галифе им дали чёрные с крапповым кантом в наружных швах.
В 1889 году была принята система распознавания учащихся по успеваемости — на воротник парадного кителя или петлицу воротника повседневного кителя нашивали галуны от передней кромки воротника и приблизительно до погона. В кадетских школах галун был из жёлтой шерсти. «Хорошо успевающий» получал одинарный галун вдоль нижней линии пришива воротника, «очень хорошо успевающий» — второй над ним, а «отличник» у дальнего конца галунов нашивал дополнительно две форменные пуговички.
С 1895 года учащиеся вместо полевого кепи (Feldkappe) из тёмно-синего сукна стали носить чёрное офицерское кепи (Kappe), а золотой галун на рукаве кителя был отменён. 18 августа 1896 года вышел приказ, согласно которому учащиеся не пехотных кадетских училищ должны были носить обмундирование своих родов войск. Вооружение учащихся пехотных кадетских школ состояло из пехотной винтовки и унтер-офицерского штыка с унтер-офицерским темляком.
С 1880 года учащиеся стали принимать присягу (Eidesleistung) 18 августа, в день рождения Франца Иосифа. Когда на второй год учёбы слушателям оставалось 1000 дней до присяги, 18 августа они могли праздновать «таузендер» (Tausender) — «тысячу». На четвёртый год, когда до присяги оставалось 100 дней, официально отмечали «хундертер» (Hunderter) — «сотню». К этим дням печатали пригласительные, на ужин накрывали богатый стол, снимали ограничения на курение и алкоголь. Ученики могли организовать театральную постановку, гуляние часто продолжалось далеко за полночь. В ожидании этого праздника на школьных досках отмечалось количество оставшихся дней.
Система военного образования в монархии Габсбургов развивалась постепенно в соответствии с возникающими потребностями. Одновременно вводились всяческие льготы, призванные увеличить приток юношества в вооружённые силы. Например, годовое обучение в кадетской школе стоило курсанту (точнее, его родителям) 24 кроны, если он был сыном офицера или унтер-офицера, 160 крон — сыну военного чиновника, и 300 крон — простому гражданину. Остальные расходы покрывало государство. Относительно небольшая стоимость учёбы для детей некоторых категорий госслужащих оборачивалась обязанностью отслужить в вооружённых силах три года (за каждый год обучения). С другой стороны, возможность отличникам поступить в военную академию увеличивала шансы на удачную военную карьеру.
Таким образом, в подготовке офицерских кадров габсбургские военные власти не полагались исключительно на возможности военных академий. Немало времени и усилий прилагалось к тому, чтобы насытить вооружённые силы «армейскими лошадками», которые будут тянуть лямку строевой службы. Вместе с тем по-настоящему талантливый офицер мог пробить себе дорогу наверх даже с, на первый взгляд, «очень средним образованием». Возможно, лучшим примером является Фридрих Георги (1852–1926) — сын оберста, окончивший кадетскую школу в Хайнбурге и поступивший в Военную академию Марии Терезии. Прослужив много лет, он достиг должности военного министра Австрийской империи, чина генерал-оберста и стал бароном.
Источники и литература:
- Адаменко Д. Императорский и королевский военный мундир: 1914 год. — К.: 2011. — 128 стр.
- ah.milua.org
- Das K. u. K. Heer 1895: Eine bildserie von Oskar Brüch, kommentiert von Günter Dirrheimer. – Graz; Stuttgart: Stocker, 1997. – S. 69–70, B. 20
- Die k.u.k. Cadetenschulen als Militär-Erziehungs- und Bildungs-Anstalten. Aufnahms-Bedingungen. — Wien: Verlag von L. W. Seidel & Sohn, k.u.k. Hof-Buchhändler, 1889.
- Die k.u.k. Militär-Akademien, Militär-Realschulen und das Officierswaisen-Institut. Aufnahms-Bedingungen. Zusammengestellt nach dem Verordnungsblatt für das k.u.k. Heer, 6. Stück, Normal-Verordnungen, vom 15. Februar 1900. — Wien: Verlag von L. W. Seidel & Sohn, k. u. k. Hof-Buchhändler, 1900.
- Die kaiserlich-königlichen Militär-Erziehungs-Anstalten mit besonderer Rücksicht auf die Vorschriften für den Eintritt in dieselben. Zusammengestellt aus dem allerhöchst sanctionierten Reglement für die k.k. Militär-Bildungsanstalten. — Wien: L. W. Seidel, Graben 1122, 1859
- Eintheilungs-Liste des Lehr- und Erziehungs-Personales an den k.u.k. Militär-Erziehungs- und Bildungs-Anstalten und den k.u.k. Officierstöchter-Erziehungs-Instituten. Reisner's Söhne u. a., Wien 1898/99 (1899) – 1912/13 (1912), ZDB-ID 1173472-3, (Titel mit Varianten).
- Gedenkschrift zu der am 5. November 1894 stattgefundenen vierzigjährigen Jubiläumsfeier der k.u.k. Militär-Volksschule im k.u.k. Artillerie-Arsenale in Wien. Zusammengestellt und herausgegeben vom Curatorium dieser Lehranstalt. — Wien: Im Selbstverlag des Curatoriums, 1895.
- Janaczek G. Tüchtige Officirs und rechtschaffene Männer: Eine historische Bilderreise zu den Militär-Erziehungs- und Bildungsanstalten der k.(u.)k. Monarchie. – [Б. м.]: Vitalis, 2007. – 140 s.
Комментарии к данной статье отключены.