Вторая мировая война всё ближе придвигалась к границам СССР, а потому правительство и партия продолжали торопить танкостроителей. Не дожидаясь, пока Т-150 пройдёт полный цикл испытаний, ему присвоили новый индекс («КВ-3») и обязали заводы в кратчайшие сроки подготовиться к его серийному выпуску. 15 марта 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) издали постановление о запуске машины в серию
Летом 1940 года, после начала серийного производства КВ-1 и КВ-2, руководство Автобронетанкового управления СССР подняло вопрос об усилении бронирования новых танков. К тому времени уже отгремели бои во Франции, наглядно показавшие всему миру, что от бронетанковых войск зависит исход современной войны.
Упрочнённый КВ
17 июня 1940 года Совет народных комиссаров (далее – СНК) СССР и Центральный комитет (далее – ЦК) ВКП(б) приняли постановление № 1288-495сс («сс» – «совершенно секретно»), в котором указывалось: «К 1 ноября 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 90 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан с Ижорского завода в конце октября, изготовление танка намечено закончить к 5 ноября. Второй корпус будет изготовлен в ноябре. К 1 декабря 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 100 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан в конце октября, второй в ноябре».
Тем не менее, ленинградский Кировский завод (далее – ЛКЗ) не смог выполнить постановление в срок – 5 ноября была сдана лишь одна машина КВ с броней 90 мм и 76-мм пушкой (вместо Ф-32 конструкторы установили на танк более длинное орудие Ф-34 с лучшей баллистикой). Новая тяжёлая машина во всех документах указывалась как «танк Т-150» или «Объект 150». Общее руководство над работами по созданию новых танков осуществлял главный конструктор специализированного танкового конструкторского бюро (далее – КБ) ЛКЗ Ж. Я. Котин, а ведущим инженером проекта «Т-150» назначили инженера Л. Н. Переверзева. От КВ-1 новая машина практически ничем не отличалась. Её шасси с шестью опорными катками на каждый борт и тремя поддерживающими роликами, классическая компоновка, задний привод и другие технические решения полностью повторяли конструкцию серийного тяжёлого танка. Увеличение толщины брони никак не повлияло на внутренние габариты машины, так как её нарастили на 15 мм (с 75 до 90 мм) лишь за счёт использования более толстых бронеплит.
Изменения коснулись кронштейнов ходовой части, которые сделали более мощными, так как нагрузки на них возросли – масса танка увеличилась с 47,5 до 50,2 т. Вместо 600-сильного дизеля В-2К, которым оснащали КВ-1, на опытную машину установили его форсированную экспериментальную 700-сильную версию В-2СФ. Кроме того, на башне Т-150 смонтировали командирскую башенку, оборудованную призменными смотровыми приборами и перископом.
Полигонные гонения
На полигонные испытания новый танк отправили 15 января 1941 года. Однако через месяц, 14 февраля, после того как испытатели проехали на Т-150 в общей сложности 199 км и провели пробные стрельбы, испытания были остановлены. Выяснилось, что при движении по шоссе на 3-й и 4-й передачах при температуре забортного воздуха от –9° до –12° масло в двигателе сильно перегревается, и в коробке перемены передач выходят из строя подшипники. Машину срочно отправили обратно предприятию-изготовителю, а конструкторы харьковского завода №75, который изготовил силовую установку, получили задание улучшить её систему охлаждения. Впоследствии форсированную установку решили заменить турбированной версией танкового дизеля (В-5). От стандартного двигателя В-2 он отличался рядом узлов – нижним картером, конструкцией вертикальной передачи, топливным насосом и т. д.
Между тем, 5 декабря 1940 года на ЛКЗ закончили работы над экспериментальным КВ со 100-мм бронёй и 85-мм орудием. В документации эта машина указывалась под индексами «Т-220», «КВ-220» или «Объект 220». От серийных танков КВ она отличалась значительно заметнее, чем Т-150. Во-первых, базу машины удлинили на один опорный каток и установили на неё более мощное вооружение – в артиллерийском КБ горьковского завода №95 под руководством В. Г. Грабина специально для КВ-220 создали 85-мм экспериментальную пушку Ф-30. Так как масса нового танка оказалась значительно выше, чем у Т-150, и достигла 62,7 т, на него установили ещё более мощную версию двигателя В-2, снабжённую турбонаддувом – 850-сильный опытный дизель В-5. Однако испытания КВ-220 были недолгими – они начались 30 января 1941 года, а уже 31-го силовая установка вышла из строя, и танк отправили в ремонт.
Тем временем Вторая мировая война всё ближе придвигалась к границам СССР, а потому правительство и партия продолжали торопить танкостроителей. Не дожидаясь, пока Т-150 пройдёт полный цикл испытаний, ему присвоили новый индекс («КВ-3») и обязали заводы в кратчайшие сроки подготовиться к его серийному выпуску (старт поточного производства планировали на июнь 1941 года). 15 марта 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) издали постановление № 548-232сс о запуске Т-150 в серию (в нём также утверждались основные тактико-технические характеристики нового тяжёлого танка). Боевая масса машины устанавливалась на уровне 51–52 т и уточнялись её габариты: длина – 6760 мм; ширина – 3330 мм; высота – 3000 мм; клиренс – 400 мм. Толщина лобовой, бортовой и кормовой брони определялась на уровне 90 мм, основное вооружение – 76-мм пушка Ф-34, дополнительное вооружение – три 7,62-мм пулемёта ДТ и один пистолет-пулемёт ППШ.
Для танка предусматривался возимый боекомплект в 114 76-мм снарядов и 2900 патронов к пулемётам. Максимальная скорость машины по шоссе должна была достигать 35 км/ч (на пересечённой местности – 15-20 км/ч), максимальный преодолеваемый подъём – 40 градусов, запас хода на одной заправке – 250 км (10 часов). В качестве силовой установки определялся дизельный двигатель В-5, серийное производство которого заводу №75 ещё только предстояло освоить. Указывалось, что башня Т-150 должна оборудоваться командирской башенкой, а сам танк – радиостанцией КРСТБ (с возможностью установки радиостанции 71-ТК-З). Гарантийный километраж танка устанавливался на уровне 2000 км.
Ошибочные решения
Однако этому постановлению не довелось быть исполненным. 11 марта 1941 года Разведуправление Генштаба РККА передало в Генштаб РККА спецсообщение №316 «О тяжёлых танках вермахта», в котором содержалась следующая информация: «По сведениям, требующим дополнительной проверки, немцы начинают строить три образца тяжёлых танков.
Марка танка |
Вес |
Вооружение |
Броня |
Тип V |
36 тонн |
1 – 75-мм пушка и 2 пулемёта |
До 60 мм |
Тип VI |
45 тонн |
1 – 75-мм пушка, 1 – 20-мм пушка и 3 пулемёта |
До 70 мм |
Тип VII |
90 тонн |
1 – 105-мм пушка, 1 – 20-мм пушка и 4 пулемёта |
– |
Кроме того, на заводах «Рено» производится ремонт 72-тонных французских танков, участвовавших в войне на Западе. По сведениям, поступившим в марте мес. с. г. и требующим проверки, на заводах «Шкода» и «Крупа» ставится производство 60 и 80 т танков». (Источник – «Россия. XX век. Документы» В. П. Наумов, А. Н. Яковлев. 1941 год (в 2-х книгах), книга 1-я).
Когда партийные и правительственные функционеры отдавали распоряжение о начале производства КВ-3 (Т-150), этот документ ещё проходил тернистый путь по инстанциям на пути к руководству страны. Через несколько дней его содержимое стало известно И. В. Сталину, маршалам К. Е. Ворошилову и Г. И. Кулику, а также главе Автобронетанкового управления генералу армии Д. Г. Павлову.
Вместо постановления №548-232сс от 15 марта появилось новое постановление №827-345сс от 7 апреля 1941 года, которым ЛКЗ обязывали в сжатые сроки создать три совершенно новых сверхтяжёлых танка: КВ-3 (с лобовым бронированием 115–120 мм), КВ-4 (с лобовым бронированием 140–150 мм) и КВ-5 (с лобовым бронированием 170 мм). Все работы по Т-150 и КВ-220 прекратили, а Т-150 лишили «почётного» индекса «КВ-3».
Только после начала войны выяснилось, что советские разведчики пали жертвой дезинформации, умело подброшенной их противниками. Никакой необходимости в создании столь мощных бронированных монстров в 1941 году не было, так как самым тяжёлым серийным танком Третьего рейха оставался Pz.Kpfw.IV, который не мог тягаться даже с КВ-1. Не смени советское правительство своих планов, вполне возможно, что уже летом 1941 года Красная армия получила бы несколько десятков танков КВ-3 (Т-150), броня которых была бы непробиваемой даже для знаменитых зенитных орудий Flak 18/36/37. Исследования 1943 года, проведённые в московском НИИ Стали, показали, что наклон брони не имел значения для высокоскоростных бронебойных снарядов только в том случае, если толщина брони была меньше их калибра. Если же она превышала его, фактор наклона начинал «работать», и снаряды становились более склонными к рикошету.
Военная судьба уникального танка
В результате проблем, возникших с производством башни, к началу войны ЛКЗ успел разработать только шасси «Объекта 223», а с началом боевых действий все работы над новыми толстобронными танками были завершены. На КВ-220 и КВ-3 («Объект 223») установили стандартные башни от КВ-1 и осенью 1941 года вместе с единственным экземпляром Т-150 отправили на фронт в различные танковые подразделения. 11 октября 1941 года Т-150 очутился в составе 123-й танковой бригады, которую сформировали в Ленинграде в первой половине осени, укомплектовали сорока шестью танками КВ (одним из которых стал «герой» данной статьи) и отправили в район печально известной Невской Дубровки. На противоположном берегу Невы советским частям удалось захватить плацдарм, который они безуспешно пытались расширить до самого конца 1941 года. Танки бригады принимали в этих боях активное участие, и многие экипажи нашли там свой конец.
По состоянию на 4 июля 1943 года Т-150, судя по всему, ещё оставался целым. В Центральном архиве Министерства обороны РФ хранится приказ по 31-му гвардейскому танковому полку прорыва (далее – Гв. ТПП), согласно которому танк «КВ №Т-150» закреплялся за «командиром Гвард. Мл. Л.-т И. Куксиным и механиком-водителем ст. – Гвард. Тех. Л.-т Шинальским» (Источник – Фонд №3722, опись №95355, дело № 1, стр. 115). По данным ОБД «Мемориал», командир танка КВ гвардии младший лейтенант Иван Алексеевич Куксин погиб в бою 18 августа 1943 года. В этот же день сложил голову и старший механик-водитель гвардии техник-лейтенант Михаил Иванович Шинальский. Вместе с ними числятся погибшими командир орудия танка КВ гвардии старший сержант Александр Степанович Юрдин и младший механик-водитель гвардии сержант Иван Маркович Брежак. Скорее всего, эти танкисты и были последним экипажем опытного танка Т-150. Местом их захоронения указано село Анненское Мгинского района Ленинградской области. Где-то недалеко от него следует искать и следы «главного героя» этой публикации.
22 июля 1943 года началась Мгинская наступательная операция, которую проводили против немецкой 18-й армии (далее – А) группы армий «Север» 67-я армия Ленинградского фронта и 8-я – Волховского фронта. Целью наступления было сковать войска противника боем и не дать ему возможности перебросить подкрепления на юг, в район Курской дуги, где советские войска перешли в наступление. Кроме того, силам Красной армии предписывалось уничтожить дивизии противника и освободить от их присутствия Кировскую железную дорогу, необходимую для налаживания нормального снабжения Ленинграда.
31-й Гв. ТПП должен был прорвать оборону противника в районе Арбузова–Анненского, однако за месяц упорных боёв так в этом и не преуспел. Необходимо отметить, что на этом участке фронта с немецкой стороны в боях участвовал 502-й тяжёлый танковый батальон, который как раз накануне советского наступления был полностью укомплектован новейшими танками «Тигр». 76-мм орудие Т-150 было бессильно против брони «тигров», а потому возможно, что советский экипаж пал в неравной схватке с одним из этих «хищников». В любом случае, в немецких боевых донесениях эта машина могла фигурировать только под индексом КВ-1, так как внешне отличалась от него только командирской башенкой. Так или иначе, судьба уникального танка Т-150 ещё ждёт своего исследователя.
Комментарии к данной статье отключены.