Усилия китайских конструкторов, затраченные ими в течение последних шестидесяти лет, принесли определённые плоды. Страна смогла стать одним из основных мировых производителей танков, и хотя сегодня Китай не является лидером по качеству разрабатываемой техники, по количеству экспортируемых танков он давно находится в первой пятёрке. Сможет ли КНР в ближайшее время оставить позади всех своих конкурентов, сказать трудно. Несомненно одно – китайские конструкторы значительно продвинулись вперёд на своём «особом пути» и могут сказать ещё не одно веское слово в мировой гонке танковых вооружений
Первая половина XX века складывалась для Китая крайне драматично. Страна сотрясалась от масштабных восстаний – население не могло мириться с тем, что чужеродная маньчжурская династия Цин предала интересы страны. Императоры сдали часть китайских городов и земель в долгосрочную аренду европейским государствам, открыли рынок для свободной торговли иностранными товарами и разрешили продажу опиума. В конце концов, в 1911 году династия пала в результате Синьхайской революции, но спокойствия Поднебесной это не принесло. Страна погрязла в войнах между милитаристскими кликами, а в 1927 году между силами Китайской Республики и китайскими коммунистами началась долгая гражданская война, которая с небольшими перерывами продолжалась до 1950 года. Кроме того, в 1931 году значительную часть страны оккупировали японские войска.
В многочисленных боевых столкновениях все противоборствующие стороны пытались добыть новейшие виды вооружений, в особенности авиацию и бронетехнику. Танки иностранного производства начали поступать в Китай уже в 20-х годах – устаревшие, но вполне соответствовавшие дальневосточным условиям ведения войны. Ситуация кардинально изменилась после окончательной победы коммунистов – помимо поставок новейших типов военной бронетехники СССР помог китайцам организовать собственное производство, которое поначалу просто копировало советские танки Т-54. Однако после смерти Сталина отношения КНР и Советского Союза резко испортились, и китайская танковая промышленность вынужденно пошла по собственному пути. Используя свои связи с западным миром и возможность получать информацию о советских разработках, китайские инженеры развили уникальную линейку основных боевых танков (далее – ОБТ). На сегодня Китай по праву считается одной из самых мощных танковых держав мира, продолжая наращивать свой потенциал.
Дальневосточная свалка для европейского старья
Первым в Китай привёз танки Чжан Цзолинь, дуцзюнь (глава) Фэнтяньской (маньчжурской) клики – северо-восточной группировки китайских милитаристов. В 1926–28 годах Чжан Цзолинь фактически возглавлял Бэйянское правительство в Пекине, которое большинство ведущих стран мира признавало официальным преемником династии Цин, хотя оно и не контролировало большей части территории Китая. Британцы в обход запрета Лиги Наций контрабандным путём поставили режиму Чжан Цзолиня тридцать шесть французских танков FT-17. Помимо танков дуцзюни Северного Китая, которым помогали бежавшие из России белые офицеры, конструировали бронепоезда, бронеавтомобили и бронетракторы. Не отставал от них и Гоминьдан – тем более что своим опытом с ним делились многочисленные военные специалисты из СССР, присланные в Китай советским правительством.
Бронетехника дуцзюням не помогла – в 1926–27 годах их карликовые армии разбежались под ударами многочисленных войск Чан Кайши (главнокомандующего Национальной Революционной армии (далее – НРА) Китайской Республики). Бронепоезда и импровизированные бронеавтомобили достались гоминьдановцам в виде трофеев, танки же Чан Кайши получил от Чжан Сюэляна – сына Чжан Цзолиня. Самого же Чжан Цзолиня предательски убили японцы, начавшие вторжение в Манчжурию – им удалось захватить три FT-17 (остальные достались Гоминьдану). Началась гражданская война, в которой новым противником Гоминьдана стали коммунисты со своей Народно-Революционной Армией Китая (далее – НОАК). Теперь советские военспецы помогали им, зато Чан Кайши мог рассчитывать на поставки оружия из капиталистических стран.
Командующий НРА предложил правительству Гоминьдана закупить танкетки и лёгкие танки в Европе. К его мнению прислушались, и в 1929 году китайское правительство заказало британской компании Vickers двадцать четыре танкетки Vickers Carden-Loyd (далее – VCL). Кроме того, оно профинансировало работы по оснащению бронёй и вооружением американских грузовиков GMC M31 и тракторов Cletrac 20/30.
После 1931 года, когда основным противником НРА стали японские силы вторжения, а с коммунистами Гоминьдан временно помирился, китайское правительство закупило более совершенную технику. К 1938 году китайцы приобрели:
- у Великобритании – 16 танков Vickers Mk. E и 29 танкеток VCL M1931 (1935 год); 4 танка Vickers Mk. F и 4 танкетки VCL M1936 (1936 год);
- у Франции – 12 прототипов Renault ZB, которые в самой Франции на вооружение приняты не были (1938 год);
- у Германии – 10 танков Pz. Kpfw I Ausf. A, 18 бронеавтомобилей Sd. Kfz. 221 и 12 Sd. Kfz. 222 (1938 год);
- у Италии – 20 танкеток CV 33 (1938 год);
- у СССР – 87 танков Т-26 образца 1933 года (1938 год).
Советская помощь Великому Кормчему
В первой половине 40-х годов Чан Кайши отказался от поддержки СССР и стал всё более склоняться к сотрудничеству с американцами. В 1941 году он подписал с ними договор о ленд-лизе и получил 129 бронеавтомобилей Scout Cat M3A1, а в 1943 году в противовес СССР, который помогал оружием китайским коммунистам, американцы из остатков отступивших в Индию китайских танковых подразделений подготовили Временную танковую группу (Provisional Tank Group), на вооружении которой находились лёгкие танки M3A3 Stuart и средние M4A4 Sherman. После разгрома японцев американцы передали своим китайским союзникам технику прояпонского Нанкинского правительства, среди которой были и танки. В свою очередь, СССР передал китайским коммунистам все захваченные вооружения Квантунской армии японцев. Позже благодаря поддержке советских военспецов НОАК удалось разгромить армию Гоминьдана. Помимо пленных, стрелкового оружия и боеприпасов, коммунистам в виде трофеев достались 513 танков (уничтожено более 140 танков), 289 бронемашин, 12 тысяч мотоциклов, 857 локомотивов, 86 самолётов и множество другой техники.
1 октября 1949 года в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика, Советский Союз теперь мог открыто поддерживать законное коммунистическое правительство страны и до 1956 года поставил в КНР около 1800 танков Т-34-76 и Т-34-85. Китайским танкистам эти машины очень понравились, а им было с чем сравнивать – за предыдущие тридцать лет они успели освоить множество моделей, включая захваченные у Гоминьдана американские «шерманы» и «стюарты». Правительство КНР даже рассматривало возможность налаживания производства этих машин у себя под индексом Type 58, однако этим планам не суждено было сбыться – в 1956 году СССР поставил Китаю первые экземпляры своего новейшего танка Т-54А.
Type 59 (WZ-120): Первая китайская копия
Кроме готовых танков советская сторона предоставила китайским товарищам всю техническую документацию, необходимую для организации их производства (его развернули на специально построенном для этого заводе №617 в округе Баотоу провинции Внутренняя Монголия). Кроме завода №617 в сборке танков задействовали ещё 156 промышленных предприятий КНР, а также советских технических специалистов, помогавших китайцам в организации производства. Перед всеми людьми, задействованными в этой программе, ставилась задача в ближайшее время обеспечить производство двух тысяч танков в год.
В результате приложенных усилий уже в 1957 году из заводских цехов вышли первые танки китайской сборки, которым в 1960 году присвоили собственный официальный индекс «Туре 59» (заводской индекс – «WZ-120»). Эти машины полностью повторяли конструкцию Т-54А. В начале 60-х годов танк Туре 59 был сменён в производстве усовершенствованным вариантом Туре 59-1, который, в целом, соответствовал советскому Т-54Б. Однако в 1960 году Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв и Председатель ЦК КПК Мао Цзэдун обменялись взаимными оскорблениями, что было вызвано отходом первого от линии, проводимой ранее Сталиным, которую китайские товарищи полностью поддерживали. Поставки значительной части комплектующих, которые использовались заводом в Баотоу при выпуске Туре 59-1, прекратились. В результате этого китайцам пришлось выпускать свои танки без системы стабилизации 100-мм пушки и приборов ночного видения, однако со временем они нашли поставщика необходимого оборудования в Великобритании.
Всего китайская промышленность выпустила более 6000 машин этой модели (точные данные отсутствуют). Несмотря на то что сегодня она производит машины последних разработок, модернизированные Type-59D и Type-59-II до сих пор составляют основу танковых подразделений НОАК. Около трети выпущенных танков Китай экспортировал за рубеж – в основном, в африканские страны, а также государства Ближнего и Дальнего Востока. Крупнейшими импортёрами Туре 59 стали Ирак и Пакистан, причём если первый полностью потерял свои танки во время операций «Буря в пустыне» (1991 год) и «Шок и трепет» (2003 год), то пакистанцы до сих пор эксплуатируют свои машины, постоянно ремонтируя и модернизируя их с помощью своих китайских партнёров.
WZ-111: Мощный, но слишком тяжёлый
Разрыв отношений с Советским Союзом не остановил стремление Китая сформировать собственные полноценные танковые силы. В 1960 году концепция основного танка ещё не получила повсеместного признания, а потому руководство КНР планировало разработать для нужд НОАК три танка – средний, лёгкий и тяжёлый. 19 октября 1960 года Комиссия по науке, технологиям и промышленности НОАК издала постановление, которым обязывала пекинский профильный НИИ-201 разработать тяжёлый танк WZ-111. За основу брались конструкции советских тяжёлых танков ИС-3 и Т-10.
Внешне новая машина сильно походила на Т-10, отличаясь расположением эжектора на стволе орудия, хотя пушка использовалась всё та же – советская 122-мм Д-25Т с боекомплектом в 32 снаряда. Китайцы установили на танк форсированный двигатель В-54, благодаря чему его мощность выросла с 580 до 750 л. с. В 1965 году первый и единственный экземпляр WZ-111 изготовили и начали его испытания, которые выявили большое количество недочётов в конструкции машины. Пока китайские разработчики трудились над их устранением, стало известно, что тяжёлые танки более не нужны, так как им на смену пришли основные танки, и от дальнейшей разработки WZ-111 отказались. Его единственный экземпляр, у которого башня заменена весовым муляжом, до сих пор экспонируется в Пекинском танковом музее.
Туре 62 (WZ-131): Мощный, но… лёгкий
Ландшафт южных провинций Китая сильно отличается от северных, центральных и восточных регионов страны, изобилуя реками, через которые переброшено множество мостов, чья грузоподъёмность в 60–70-х годах не была рассчитана на массу танка Туре 59 (36 тонн). Осознав масштаб проблемы, китайское руководство решило разработать и наладить производство облегчённых танков Туре 62, чья конструкция в общих чертах повторяла бы Туре 59, но в силу облегчённого бронирования и менее мощного вооружения (85-мм пушка вместо 100-мм) весила бы на 15,5 тонны меньше. Разработка нового танка началась на харбинском заводе №674 ещё в 1958 году под индексом «Туре 59-16» – первый экземпляр изготовили в 1960-м, а в серию он пошёл в 1963 году. Всего танковая промышленность КНР произвела около 1200 этих машин, треть из которых пошла на экспорт (в основном, в страны Африки и Юго-Восточной Азии). Танки Туре 62 активно применялись НОАК в Китайско-вьетнамской войне 1979 года и Угандийско-танзанийской войне 1978–79 годов.
Комментарии к данной статье отключены.