"Ехал Лесбос через Пафос…" – для русского слуха фраза звучит весьма забавно, но для греков она вполне обыденна. Пафос – это город и порт на Кипре, а Лесбос – это не только остров, но ещё и корабль. L-172 "Lesbos". Бывший американский танкодесантник USS Boone County (LST-389) 1942 года постройки, ветеран высадки на Сицилию, в Италию и в Нормандию, был после войны передан Греции и летом 1974 "дорабатывал", перевозя в порядке плановой ротации 450 солдат "Hellenic Cyprus Force", – греческого подразделения на Кипре.
![L-172 "Lesbos", в девичестве USS Boone County - "Битва при Пафосе" – когда пафос более чем сомнителен | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/014/601/content/lesbos.jpg)
Примерно на полпути корабль застигла шокирующая новость – 15 июля на Кипре поднят мятеж, президент архиепископ Макариос отстранён от власти, островом теперь заправляют весёлые ребята-подпольщики из ЭОКА-Б, греческой националистической организации, выступавшей за скорейшее присоединение Кипра к Греции. Учитывая, что Грецией в тот момент рулила так называемая "хунта чёрных полковников", выбор был, мягко говоря, неоднозначный. И пока едва успевший унести ноги благодаря божьей (и британских военных) помощи архиепископ Макариос выступал в Совбезе ООН, соседняя Турция готовилась решать проблему по-своему. 20 июля 1974 г. под предлогом защиты турок-киприотов турецкие войска начали вторжение на остров. Фактически это было началом греко-турецкой войны. Особую пикантность ситуации придавал тот факт, что обе стороны являлись членами "агрессивного блока НАТО".
![Расчёт зенитчиков "Лесбоса" - "Битва при Пафосе" – когда пафос более чем сомнителен | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/014/602/content/lesvosthema1.jpg)
"Лесбос" к этому моменту уже успел доплыть до Кипра, сгрузить пополнение и принять на борт "отпускников". Первым порывом греческого адмиралтейства было увести старый, но ещё вполне годный кораблик подальше, чтобы его ненароком не утопили – соотношение сил было ну очень не в пользу греков. Однако через пару часов последовала новая команда – вернуться и выгрузить солдат в Лимасоле. Вскоре был отменён и этот приказ – "Лесбосу" приказали плыть в порт Пафос. Там транспортник не только высадил солдат, но и по просьбе местного командира нацгвардии пострелял из своих зенитных 40-мм орудий по местному замку, где засели турецкие отряды. За два с половиной часа "Лесбос" выпустил около 900 снарядов, прежде чем турки сдались. Прежде чем капитулировать, они успели изрядно замусорить эфир сообщениями о высаживающейся в порту греческой армии, ведущих огонь греческих кораблях, а также истошными требованиями авиационной поддержки.
![Греческий эсминец "Канарис", бывший USS Stickell (DD-888). Найдите десять отличий с упоминающимся далее турецким D354 Kocatepe, бывшим американским USS Harwood DD-861 - "Битва при Пафосе" – когда пафос более чем сомнителен | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/014/599/content/hs_kanaris_d212-starboard.jpg)
Увы, в тот момент помочь им было некому – турецкие ВВС были по уши заняты поддержкой первой волны десанта. В первый день операции вертолётами UH-1, а затем транспортными самолётами на остров было переброшено примерно 6000 человек, но это были десантники без тяжёлого вооружения. Морская же часть вторжения проходила у турок ещё менее удачно – пропустив намеченное место высадки, они десантировались на каменистый пляж и в результате не смогли выгрузить танки М47. В этих условиях имевшиеся у греков Т-34-85 представляли собой весьма грозную силу, и останавливать их турки могли только ударами с воздуха – в первый день вторжения турецкие лётчики провели 117 атак наземных целей.
![Турецкие лётчики планируют вылет - "Битва при Пафосе" – когда пафос более чем сомнителен | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/014/604/content/picture06.jpg)
В итоге в район Пафоса турки смогли отправить к вечеру только старые "Треккеры" S-2, которые и доложили о наличии в указанном районе греческого военного флота – аж четырёх эсминцев и семи транспортных судов. Рано утром 21-го командир 184-й эскадрильи подполковник Yetkiner облетел подозрительный район на разведывательном "Тандерфлэше" RF-84F. Доклад подполковника был короток: "Я не видел ничего!" Однако и береговая РЛС в Анамуре, и операторы "Треккеров" продолжали сообщать о целях. Последним доводом, по некоторым источникам, стал перехват радиосообщения мятежников с Кипра о подходе кораблей ВМС Греции. Получив от флота подтверждение, что в указанном районе нет турецких кораблей, командование ВВС приступило к подготовке увлекательной игры "Найдём и утопим греческий конвой".
![Турецкий RF-84F "Тандерфлэш" - "Битва при Пафосе" – когда пафос более чем сомнителен | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/014/603/content/picture05.jpg)
![Турецкий же "Треккер" - "Битва при Пафосе" – когда пафос более чем сомнителен | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/014/605/content/picture14.jpg)
Вскоре после полудня с авиабазы Эскишехир в небо ушли 18 "Суперсейбров" F-100D из 111-й эскадрильи, получасом позже из Антальи стартовали F-100D 181-й эскадрильи. Каждый самолёт нёс по две 750-футовые бомбы. Ещё 16 "Старфайтеров" F-104G вылетели из Анкары. Вскоре они обнаружили цель, и хотя "трусливые греки" попытались хитрить, вывесив над кораблями турецкие флаги, лётчиков это не обмануло. Через несколько минут все три обнаруженных эсминца получили попадания, при этом один из них взорвался и затонул. Потери по сравнению с достигнутым результатом казались незначительными – 3–4 (по разным данным) самолёта за три вражеских эсминца. Исторический момент для турецких ВВС! Лишь вернувшись назад, лётчики узнали, что счёт этот был далеко не окончательный.
![Турецкая карта района боя - "Битва при Пафосе" – когда пафос более чем сомнителен | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/014/600/content/0586135.jpg)
Под удар турецкой авиации попали турецкие же корабли. D354 Kocatepe (бывший американский SS Harwood DD-861) получил прямое попадание в погреб боезапаса и быстро затонул, Adatepe (D-353) и Mareşal Fevzi Çakmak (D-349) были повреждены. Щедрость богатого американского дядюшки, раздавшего союзникам по НАТО устаревшие эсминцы класса "Gearing", сыграла дурную шутку – два враждующих флота имели в своём составе однотипные корабли. Ирония судьбы заключалась ещё и в том, что эсминцы были посланы на перехват того самого "призрачного" греческого конвоя.
![Турецкий эсминец D354 Kocatepe - "Битва при Пафосе" – когда пафос более чем сомнителен | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/014/606/content/tur-esm1.jpg)
![Он же - "Битва при Пафосе" – когда пафос более чем сомнителен | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/014/597/content/0586124.jpg)
![Он же - "Битва при Пафосе" – когда пафос более чем сомнителен | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/014/598/content/0586126.jpg)
В итоге "Битва при Пафосе" действительно вошла в историю – как случай воистину легендарного "дружеского огня".
![Kocatepe после получения "дружественных" попаданий - "Битва при Пафосе" – когда пафос более чем сомнителен | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/014/594/content/0586110.jpg)
![Kocatepe после получения "дружественных" попаданий - "Битва при Пафосе" – когда пафос более чем сомнителен | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/014/596/content/0586111.jpg)
Ну и напоследок стоит сказать, что и греки не обошлись без "френдли файра", хотя и не дотянули до турецких масштабов. Вечером всё того же злосчастного 21 июля греческие ВВС начали тайную операцию "Niki" по переброске с Крита на Кипр батальона коммандос. Однако благополучно сесть удалось лишь первым трём самолётам – транспортник Nord 2501D Noratlas, попав под шквал огня кипрских зенитчиков, загорелся и рухнул в двух милях от аэродрома.
Комментарии к данной статье отключены.