"Ехал Лесбос через Пафос…" – для русского слуха фраза звучит весьма забавно, но для греков она вполне обыденна. Пафос – это город и порт на Кипре, а Лесбос – это не только остров, но ещё и корабль. L-172 "Lesbos". Бывший американский танкодесантник USS Boone County (LST-389) 1942 года постройки, ветеран высадки на Сицилию, в Италию и в Нормандию, был после войны передан Греции и летом 1974 "дорабатывал", перевозя в порядке плановой ротации 450 солдат "Hellenic Cyprus Force", – греческого подразделения на Кипре.
Примерно на полпути корабль застигла шокирующая новость – 15 июля на Кипре поднят мятеж, президент архиепископ Макариос отстранён от власти, островом теперь заправляют весёлые ребята-подпольщики из ЭОКА-Б, греческой националистической организации, выступавшей за скорейшее присоединение Кипра к Греции. Учитывая, что Грецией в тот момент рулила так называемая "хунта чёрных полковников", выбор был, мягко говоря, неоднозначный. И пока едва успевший унести ноги благодаря божьей (и британских военных) помощи архиепископ Макариос выступал в Совбезе ООН, соседняя Турция готовилась решать проблему по-своему. 20 июля 1974 г. под предлогом защиты турок-киприотов турецкие войска начали вторжение на остров. Фактически это было началом греко-турецкой войны. Особую пикантность ситуации придавал тот факт, что обе стороны являлись членами "агрессивного блока НАТО".
"Лесбос" к этому моменту уже успел доплыть до Кипра, сгрузить пополнение и принять на борт "отпускников". Первым порывом греческого адмиралтейства было увести старый, но ещё вполне годный кораблик подальше, чтобы его ненароком не утопили – соотношение сил было ну очень не в пользу греков. Однако через пару часов последовала новая команда – вернуться и выгрузить солдат в Лимасоле. Вскоре был отменён и этот приказ – "Лесбосу" приказали плыть в порт Пафос. Там транспортник не только высадил солдат, но и по просьбе местного командира нацгвардии пострелял из своих зенитных 40-мм орудий по местному замку, где засели турецкие отряды. За два с половиной часа "Лесбос" выпустил около 900 снарядов, прежде чем турки сдались. Прежде чем капитулировать, они успели изрядно замусорить эфир сообщениями о высаживающейся в порту греческой армии, ведущих огонь греческих кораблях, а также истошными требованиями авиационной поддержки.
Увы, в тот момент помочь им было некому – турецкие ВВС были по уши заняты поддержкой первой волны десанта. В первый день операции вертолётами UH-1, а затем транспортными самолётами на остров было переброшено примерно 6000 человек, но это были десантники без тяжёлого вооружения. Морская же часть вторжения проходила у турок ещё менее удачно – пропустив намеченное место высадки, они десантировались на каменистый пляж и в результате не смогли выгрузить танки М47. В этих условиях имевшиеся у греков Т-34-85 представляли собой весьма грозную силу, и останавливать их турки могли только ударами с воздуха – в первый день вторжения турецкие лётчики провели 117 атак наземных целей.
В итоге в район Пафоса турки смогли отправить к вечеру только старые "Треккеры" S-2, которые и доложили о наличии в указанном районе греческого военного флота – аж четырёх эсминцев и семи транспортных судов. Рано утром 21-го командир 184-й эскадрильи подполковник Yetkiner облетел подозрительный район на разведывательном "Тандерфлэше" RF-84F. Доклад подполковника был короток: "Я не видел ничего!" Однако и береговая РЛС в Анамуре, и операторы "Треккеров" продолжали сообщать о целях. Последним доводом, по некоторым источникам, стал перехват радиосообщения мятежников с Кипра о подходе кораблей ВМС Греции. Получив от флота подтверждение, что в указанном районе нет турецких кораблей, командование ВВС приступило к подготовке увлекательной игры "Найдём и утопим греческий конвой".
Вскоре после полудня с авиабазы Эскишехир в небо ушли 18 "Суперсейбров" F-100D из 111-й эскадрильи, получасом позже из Антальи стартовали F-100D 181-й эскадрильи. Каждый самолёт нёс по две 750-футовые бомбы. Ещё 16 "Старфайтеров" F-104G вылетели из Анкары. Вскоре они обнаружили цель, и хотя "трусливые греки" попытались хитрить, вывесив над кораблями турецкие флаги, лётчиков это не обмануло. Через несколько минут все три обнаруженных эсминца получили попадания, при этом один из них взорвался и затонул. Потери по сравнению с достигнутым результатом казались незначительными – 3–4 (по разным данным) самолёта за три вражеских эсминца. Исторический момент для турецких ВВС! Лишь вернувшись назад, лётчики узнали, что счёт этот был далеко не окончательный.
Под удар турецкой авиации попали турецкие же корабли. D354 Kocatepe (бывший американский SS Harwood DD-861) получил прямое попадание в погреб боезапаса и быстро затонул, Adatepe (D-353) и Mareşal Fevzi Çakmak (D-349) были повреждены. Щедрость богатого американского дядюшки, раздавшего союзникам по НАТО устаревшие эсминцы класса "Gearing", сыграла дурную шутку – два враждующих флота имели в своём составе однотипные корабли. Ирония судьбы заключалась ещё и в том, что эсминцы были посланы на перехват того самого "призрачного" греческого конвоя.
В итоге "Битва при Пафосе" действительно вошла в историю – как случай воистину легендарного "дружеского огня".
Ну и напоследок стоит сказать, что и греки не обошлись без "френдли файра", хотя и не дотянули до турецких масштабов. Вечером всё того же злосчастного 21 июля греческие ВВС начали тайную операцию "Niki" по переброске с Крита на Кипр батальона коммандос. Однако благополучно сесть удалось лишь первым трём самолётам – транспортник Nord 2501D Noratlas, попав под шквал огня кипрских зенитчиков, загорелся и рухнул в двух милях от аэродрома.
Комментарии к данной статье отключены.