С середины ХХ века проживающие на Кипре греки и турки не могут найти общий язык касательно государственной принадлежности и территориального устройства острова. Ситуацию осложняет Эгейский вопрос — споры между Грецией и Турцией по поводу разграничения территориальных вод и воздушного пространства, делимитации исключительных экономических зон на континентальном шельфе, а также суверенитета над некоторыми островами в Эгейском море. Наиболее остро стоит вопрос о статусе двух необитаемых островов Имия в принадлежащем Греции архипелаге Додеканес. В турецком варианте эти два острова общей площадью 40 000 м² называются Кардак. Они расположены всего в 7 км от полуострова Бодрум, и это обстоятельство позволяет Анкаре претендовать на два скалистых клочка суши. Правда, с точки зрения международного права эти претензии не слишком обоснованы.
В 1932 году Италия и Турция подписали конвенцию, урегулировавшую вопросы суверенитета небольших островов между побережьем Турции и греческим островом Кастелоризо, которым в то время владели итальянцы. В соответствии с этим документом, весь архипелаг Додеканес принадлежал Италии. Позже, в 1947 году, союзники заключили с Италией Парижский мирный договор, одним из условий которого была передача архипелага Греции. Этим Афины и обосновывают свой суверенитет над островами Имия. Анкара же настаивает на том, что эти два острова находятся в её территориальных водах и потому принадлежат Турции. 25 лет назад этот спор едва не привёл к полномасштабной войне.
25 декабря 1995 года турецкое грузовое судно село возле островов на мель. На помощь поспешил греческий буксир, однако капитан отказался от его услуг, заявив, что находится в водах Турции и дождётся турецких спасателей. 29 декабря Анкара предъявила права на острова. Широкая общественность узнала о происходящем только через месяц, когда об инциденте написала пресса. 25 января 1996 года четверо жителей греческого острова Калимнос приплыли на восточный островок и водрузили там флаг Греции. Через два дня вертолёт высадил журналистов из газеты «Хюрриет», которые заменили греческий флаг турецким. Акция транслировалась в прямом эфире по турецкому телевидению.
28 января на остров прибыли представители греческих ВМС и снова заменили флаг, а премьер-министры обоих государств обменялись резкими заявлениями. Военно-морские силы обеих стран были подняты по тревоге, и корабли отправились к островам Имия. Греческий спецназ высадился на восточном острове, а турецкий — на западном. Одновременно турецкие танки выдвинулись к «зелёной линии» на Кипре. Ранним утром 31 января с борта греческого фрегата «Наварино» поднялся вертолёт, однако его разведывательная миссия продлилась недолго — он разбился над спорными островами. Трое находившихся в нём офицеров погибли. Существует предположение, что виной тому была не техническая неисправность, а турецкий огонь. Как бы то ни было, стороны некоторое время скрывали этот инцидент, чтобы избежать дальнейшей эскалации конфликта. При посредничестве США греки и турки договорились вывести с островов свои вооружённые силы.
Между тем спор так и не был разрешён. Всего через семь месяцев греческий истребитель Dassault Mirage 2000 выпустил ракеты по турецкому самолёту F-16D. Один пилот погиб, второй успел катапультироваться и был спасён. Затем наступила долгая пауза, которую в январе 2016 года, в 20-летнюю годовщину трагического инцидента, прервал министр обороны Греции, пролетевший на вертолёте над восточной частью Эгейского моря и бросивший венок в воду у островов Имия, на месте гибели греческих пилотов. Через год ракетный катер ВМС Турции с начальником генерального штаба на борту приблизился к спорным островам, где его заблокировали греческие суда береговой охраны. Инцидент завершился мирно. Наконец, в феврале 2018 года турецкое судно береговой охраны протаранило греческого «коллегу» недалеко от островов Имия. К счастью, всё обошлось повреждённой кормой и резкими заявлениями министров иностранных дел обоих государств.
Комментарии к данной статье отключены.