25 июня британский портал mirror.co.uk сообщил о том, что в Камбодже ведётся подготовка специального отряда крыс, которых планируется использовать для поиска взрывоопасных предметов. После нескольких десятилетий войн и гражданских конфликтов Камбоджа оказалась одним из наиболее «заминированных» государств мира. По некоторым оценкам, до настоящего времени в этой стране не обезврежено несколько миллионов мин. Для сравнительно небольшой Камбоджи, площадь которой составляет менее 200 тыс. кв. км, это представляет большую проблему. В среднем, на один квадратный километр территории в Камбодже приходится более двадцати взрывных устройств (противопехотных мин, кассетных бомб и других боеприпасов), представляющих большую опасность для людей.
Масштаб минной опасности в Камбодже стал побудительным мотивом для поиска нетрадиционных способов по очистке территорий от взрывоопасных предметов. Камбоджийский центр по разминированию (СМАС – Cambodian Mine Action Center) обратил внимание на африканский опыт решения подобных проблем и решил воспользоваться одной из необычных методик поиска мин, которая уже доказала свою эффективность на практике. Из Африки в Камбоджу была доставлена команда из пятнадцати крыс, обученных по запаху находить под землёй взрывчатые вещества. Как сообщил генеральный директор СМАС Хэн Ратана, африканские крысы-«сапёры» будут протестированы в условиях Камбоджи, и если они не справятся с поставленными задачами, то СМАС прекратит этот эксперимент. В настоящее время животные проходят адаптацию к камбоджийским климату и рациону.
СМАС привлёк к сотрудничеству бельгийскую неправительственную организацию APOPO, которая с 1997 года ведёт проект по обучению гигантских африканских крыс поиску боеприпасов. Организация не только обучает, но и применяет подготовленных животных на практике, оказывая услуги по очистке территорий от мин. Основатель и руководитель проекта HeroRAT («Героические крысы») бельгиец Барт Витдженс в 90-е годы участвовал в программах поставки из Европы в Африку протезов для людей, пострадавших от мин, и знает о масштабах этой проблемы на континенте, а также сложностях разминирования огромных территорий. По оценкам специалистов, чтобы очистить все заминированные земли Африки традиционными методами (с применением миноискателей, поисковых собак и специальной техники), понадобится не менее пятисот лет.
Очевидно, что прежде чем обезвредить мину, находящуюся под землёй, её необходимо найти. Использование миноискателей для этих целей не всегда является надёжным методом, так как многие современные мины имеют пластиковые оболочки, на которые детекторы металла не реагируют. Помимо этого, многие труднодоступные участки невозможно разминировать с помощью тяжёлой техники из-за сложностей рельефа и густых зарослей, а применение специально обученных собак невозможно по той причине, что противопехотным минам для детонации достаточно нагрузки всего в несколько килограммов. По этой причине собаки-сапёры, на обучение которых затрачиваются немалые средства, часто гибнут при проведении работ.
Когда Витдженс узнал о «минных проблемах» Африки, то вспомнил о своём детском увлечении грызунами и предложил попробовать обучить крыс поиску опасных предметов. Витдженсу пришлось преодолеть немало препятствий прежде чем его проект получил поддержку и стал успешно развиваться.
Выбор исследователей остановился на гигантских африканских сумчатых крысах (Cricetomys gambianus), которые по совокупности своих качеств наилучшим образом подошли на роль сапёров. Эти животные встречаются в большинстве регионов Африки, хорошо адаптированы к местным условиям, выносливы и устойчивы к болезням. Кроме того, они обладают прекрасным обонянием, имеют сравнительно большую продолжительность жизни и хорошо обучаемы. Первые эксперименты в Бельгии дали обнадёживающие результаты, после чего проект переехал в Африку (в 2000 году). В настоящее время программа функционирует в сотрудничестве с агропромышленным университетом города Морогоро (Танзания), специалисты которого организовали настоящую школу для крыс-«миноискателей». На курс обучения одной крысы, который длится семь месяцев, тратится около восьми тысяч долларов, что примерно в три раза меньше стоимости обучения одной собаки-сапёра.
Методика обучения построена на развитии у животных рефлекса поиска взрывчатки, за нахождение которой они получают вкусное вознаграждение или иные поощрения. Чтобы заданный участок был проверен без пропусков, его разбивают на квадраты, а квадраты на полосы, вдоль которых натягивают шпагаты. Ассистенты пристёгивают животное на поводок, и крыса движется вдоль натянутого шнура, обнюхивая землю в поисках мин. Уловив знакомый запах, грызун подаёт сигнал о находке (например, скребёт землю), а проводник помещает в указанную точку специальный флажок-указатель для специалистов по разминированию. Крыса весит до 2 кг, и столь малый вес уберегает её от детонации боеприпасов во время работы. Участники проекта гордятся тем фактом, что за всё время работы ни один их четвероногий подопечный не погиб при выполнении задания.
В одном только Мозамбике крысы помогли очистить от взрывоопасных предметов более 6 млн. кв. м территорий. На землях, искалеченных войной, крысы Барта Витдженса обнаружили около двух с половиной тысяч мин, почти тысячу других боеприпасов, а также более десяти тысяч единиц оружия и военного снаряжения. Кроме того, с их помощью были очищены от мин значительные территории в Танзании и Анголе. Сообщается, что опытом танзанийской школы крыс-сапёров заинтересовались военные ведомства США, которые в 2010 году создали аналогичные исследовательские проекты.
По мере развития проекта и совершенствования технологии специалисты APOPO достигли высочайших показателей производительности: проводник с обученным грызуном может проверить участок площадью 200 кв. м. менее чем за полчаса. Специалисту с обычным металлодетектором для этого понадобилось бы более 25 часов. Грызун не отвлекается на запах металлического лома или иных объектов под землёй, так как обучен реагировать только на запах взрывчатки. За двадцать минут крыса может проверить сто представленных ей образцов и безошибочно выделит из них те, которые содержат взрывчатый компонент. Чтобы выполнить тот же объём работ, лаборанту с приборами необходимо не менее четырёх дней.
В попытке найти эффективное решение «минной проблемы» учёные привлекают к поиску боеприпасов не только животных. В частности, сегодня стало возможным выращивание таких видов растений или штаммов микроорганизмов, которые будут стремиться концентрироваться вокруг боеприпасов, находящихся под землёй, ориентируясь на химические выделения взрывчатого вещества. Такие мини-колонии над минами, находящимися под землей, можно будет обнаружить визуально (для растений) или при помощи специальной люминесцентной подсветки (для бактерий) на участках, где были распылены специальные составы с семенами или бактериями. На фоне подобных проектов использование при разминировании прирученных крыс уже не выглядит чрезмерно экзотическим методом.
Комментарии к данной статье отключены.