После Второй мировой войны в странах Европы и Америки среди прочих социальных проблем на первый план вышла проблема потребления наркотиков. Сформировались устойчивые каналы транспортировки наркотических веществ в развитые страны. Для США положение усугубилось во время Вьетнамской войны, когда десятки тысяч военнослужащих и гражданских лиц в Юго-Восточной Азии стали потребителями наркотиков. Однако США не только боролись с наркоторговлей — американские спецслужбы деятельно сотрудничали с некоторыми преступными группировками, поскольку во многих странах последние выступали союзниками в борьбе со ставленниками СССР.
Контакты ЦРУ и преступных сообществ
Холодная война потребовала особой беспринципности от её участников в выборе союзников и партнеров для борьбы друг с другом. США и СССР часто обращались за помощью к людям и сообществам, деятельность которых выходила за рамки закона, и находили её. За годы холодной войны созданное в 1947 году Центральное разведывательное управление США установило контакты со множеством преступных сообществ и способствовало установлению наркотрафика в международном масштабе.
Еще предшественники ЦРУ в годы Второй мировой войны сумели наладить контакт с преступными группами на Восточном побережье США, чтобы предотвратить теракты, которые могли устроить немецкие агенты, а также чтобы получить связи с итальянцами на Сицилии и в Южной Италии, где в 1943 году состоялась высадка союзников. Лидеры итальянской мафии по обе стороны океана оказались очень удобными союзниками как в годы войны, — они ненавидели Муссолини, который вёл с преступностью настоящую войну, — так и после неё, поскольку мафию можно было мобилизовать на борьбу с коммунистами в Италии и Южной Франции.
Так, известный босс мафии Чарльз «Лаки» Лучано, который сначала сотрудничал с американским правительством, а затем был выслан из США обратно на родину (у него не было гражданства), сумел наладить поставки наркотиков с Ближнего Востока в Европу, а затем в Америку. Лучано поладил с марсельскими бандами, вместе с которыми установил так называемую «Французскую связь» — канал транспортировки наркотиков с Ближнего Востока через Францию, где происходила чистка и переработка наркотического сырья, в США.
Судя по всему, в какой-то момент американские спецслужбы вступили в сговор с участниками «Французской связи», поскольку у них были сходные цели по подавлению работы ячеек коммунистов среди южнофранцузских докеров. Портовые рабочие устраивали забастовки, выдвигая как экономические, так и политические требования — в частности, прекращения войны в Индокитае. Забастовки не только срывали военные поставки, но и сильно вредили транспортировке грузов с наркотиками.
Позднее с участниками «Французской связи» будут работать и некоторые из членов голлистской организации «Служба гражданского действия». Ещё в годы Второй мировой войны в рядах французского Сопротивления оказались преступники, по разным причинам боровшиеся против немцев, а затем перешедшие к голлистам. Например, в «Службе гражданского действия» состоял некий Этьен Леандри, друг Шарля Паскуа, видного голлиста и наставника Жака Ширака. Леандри был замешан в наркоторговле и ушёл от ответственности только из-за защиты ЦРУ, которое ценило его антикоммунистические взгляды и деятельность.
Собственно, на другом конце Евразии — в Японии — ЦРУ проворачивало сходные дела, опираясь на членов якудзы, с помощью которых велась кампания против японских левых. Опасаясь протестов против американской оккупации, которые лишили бы удобного тыла войска в Корейской и Вьетнамской войнах, спецслужбы США стремились устранить своих политических противников. Взамен, пользуясь предоставленной свободой передвижения и связями в оккупационной администрации, а затем среди американской разведки, японские преступные группировки наладили поставки наркотиков на Гавайи и далее в континентальную часть США.
Также ЦРУ пыталось в начале 1960-х гг. использовать членов кубинских мафиозных групп, как на Кубе, так и в США, чтобы свергнуть Кастро. Как и их итальянские и японские собратья, кубинские группировки были причастны к ввозу на территорию США больших партий наркотиков.
Есть сведения, что накачивание деньгами и оружием антисоветских сил в Афганистане также привело к росту наркотрафика. В самом Афганистане и в странах вокруг него начали возникать подпольные заводы по переработке сырья, выращиваемого в стране. Наркотики давали быстрые большие деньги, которые шли на финансирование сражающихся друг с другом группировок, а американцы закрывали на эту работу глаза, поскольку афганцы воевали с СССР.
Борьба с колумбийским наркотрафиком
Однако с какого-то момента «война против наркотиков» (War on Drugs) была выдвинута американскими политиками на первый план. Потребление их внутри США росло с угрожающей скоростью, а опора на преступные группы, специализировавшиеся на производстве героина и других наркотиков, не давала прежнего эффекта и вела лишь к крупным репутационным потерям.
Объявленная президентом Никсоном в начале 1970-х гг. война против наркотиков несколько перестроила внешнеполитические приоритеты США, хотя и не изменила их манеры вмешиваться во внутренние дела других государств, прежде всего — на Северо- и Южно-Американском континентах, которые США рассматривали как территорию своего безусловного доминирования. Так, пример Колумбии показывает, как могли переплестись между собой «война с наркотиками» и стремление сохранить ту или иную латиноамериканскую страну в зоне своего влияния.
В конце 1940 — начале 1950-х гг. спецслужбы США участвовали в военном перевороте, который привел к власти военного диктатора Густаво Рохаса Пинилью, использовавшего немедленно выданный Вашингтоном займ на перевооружение своей армии и борьбу с оппозицией. В 1950-х и 1960-х гг. американские военные советники продолжили тренировать местную армию в Колумбии, продолжались и поставки оружия для борьбы с повстанческим движением. В нём произошли изменения после образования ФАРК (Революционные вооружённые силы Колумбии, Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia — FARC), сделавших ставку на затяжную партизанскую войну и в начале 1980-х гг. принявших решение о сборе особой платы с колумбийских производителей наркотиков.
При этом во время президентства Никсона колумбийские военные, по словам историков, продолжали тесно сотрудничать с Пентагоном, а их руководящие принципы образца 1969 года по борьбе с партизанами основывались исключительно на учебных документах США и зарубежных курсах по специальной войне. Также важно отметить, что в конце 1960-х годов Колумбия стала четвертой в списке стран-получателей военной помощи от США. Однако в 1970-е гг. объявленная Никсоном «война против наркотиков» была во многом кампанией внутри самих США. Никсон и его администрация поддерживали правый режим в Колумбии независимо от того, поставлялись оттуда наркотики или нет.
Однако при следующих двух президентских администрациях усилилась связь между внешней политикой США, «войной с наркотиками» и существующим военным вмешательством в Колумбии, что в конечном итоге привело к полному слиянию этих направлений при Рейгане. Как отмечают исследователи, на самом деле внутри США произошло даже смягчение отношения к наркотикам, особенно в годы Картера. А вот желание контролировать приток наркотиков из-за рубежа выдвинул на передний план «войну с наркотиками» как более законный способ вмешательства США во внутренние дела Колумбии под маской операций по борьбе с наркотиками — так легче было представлять свои действия общественности.
В обращении, которое Картер направил Конгрессу в 1977 году, основное внимание уделялось именно международному сотрудничеству. Причём, в отличие от Никсона, Картер назвал именно героин и кокаин в качестве наркотиков, требовавших внешнеполитического внимания, а президент Колумбии Лопес-Михельсен упоминался в качестве ключевого партнера в борьбе с наркотиками. Важно отметить, что в обращении Картера высказывалось утверждение, что выращивание, поставка и оборот наркотиков «разъедают политическую стабильность», и содержался призыв к Государственному секретарю обеспечить подготовку международной программы по контролю над оборотом наркотиков и «вновь заявить иностранным правительствам о нашем твердом желании сократить их производство и незаконный оборот». Можно согласиться с исследователями, что эта риторика фактически придавала борьбе с наркотиками тот же уровень актуальности, что и борьбе с коммунизмом в лице Советского Союза.
В то же время, в рамках предложенной борьбы с наркотиками предлагалось сделать то, чего не могли сделать предыдущие антикоммунистические интервенции США — создать правовой механизм, который легитимизовал действия Америки в Колумбии беспрецедентным образом. В соответствии с этой концепцией в 1979 году США с Колумбией подписали соглашение об экстрадиции и в том же году основали Бюро государственного департамента по международным вопросам, касающимся наркотиков, уделяя особое внимание невоенным подходам к контролю над наркотиками.
Телеграмма из посольства США в Колумбии в Государственный департамент в 1976 году хорошо раскрывает реальные приоритеты сверхдержавы в этой латиноамериканской стране. В телеграмме посол Вайрон Вэки сообщал, что министр обороны Колумбии считает, что США не выделяют достаточно ресурсов для борьбы с наркотиками. В ответ Вэки заявил, что противодействие производству и транспортировке наркотиков со стороны колумбийцев не позволяет сейчас как-то значительно увеличивать по этой программе поставки оборудования или давать дополнительное финансирование. Тем не менее, Колумбия продолжала получать всё большие объёмы военной помощи, и к 1970-м гг. стала третьим по величине получателем в Латинской Америке. Это свидетельствует, конечно, об истинной цели американской помощи Колумбии — речь шла о сохранении проамериканского правительства, а не о борьбе с наркотиками.
Ясно, что внешняя политика США в Колумбии всё более риторически увязывалась с «войной с наркотиками» под руководством Форда и Картера, но при этом не было существенного отклонения от предыдущих военных подходов по поддержанию геостратегической стабильности. Однако, в отличие от эпохи Никсона, когда действия против повстанцев в Колумбии продолжались независимо от внешнеполитической «войны с наркотиками», администрации Форда и Картера постепенно начали использовать последнюю для оправдания гегемонии США в регионе. Затем администрация Рейгана полностью объединила цели и средства холодной войны с антинаркотической кампанией для ещё большего подчинения Колумбии.
Литература:
- Marchant Alexandre. La French Connection, entre mythes et réalités // Vingtième Siècle. Revue d’histoire — 2012/2013 — No.115 — p.89-102 (https://www.cairn.info)
- Lee G. Imperialism by Another Name: The US «War on Drugs» in Colombia // E-International Relations (https://www.e-ir.info)
- https://www.history.com
- https://isgp-studies.com
Комментарии к данной статье отключены.