12 июля 1943 года. Эта дата известна практически всем, кто хоть немного знаком с историей Великой Отечественной Войны. Именно в этот день на «танковом поле» под станцией Прохоровка сошлись в бою сотни машин немецкого 2-го танкового корпуса СС и нашей 5-й гвардейской танковой армии. Так пишут об этом в книгах, так выглядит это в кино – бескрайнее поле и мчащиеся навстречу друг другу танки.
Но в реальности 72 года назад сражение шло и «за кадром» поля под Прохоровкой, по которому на рассвете 12 июля пошли в атаку и в бессмертие 18-й и 29-й танковые корпуса армии Ротмистрова. Их основным противником стала танковая дивизия СС «Лейбштандарт».
Задачи для своих подчинённых командир 2-го тк СС сформулировал так:
После взятия «Лейбштандарт» Сторожевое и леса севернее от него «Дас Райх» захватывает высоты, расположенные северо-восточнее Виноградовки, и сворачивает вражеские позиции на линии Виноградовка — Ивановка, после чего удерживает фронт на линии Ивановка — юго-западнее Правороть — высоты, расположенные в 2 км восточнее Сторожевое. Дивизия СС «Мёртвая голова» с рассвета начинает наступление с плацдарма на северо-восток и сначала достигает дороги Прохоровка — Карташёвка. Совместно с другими частями производит зачистку долины р. Псёл.
Дивизия СС «Мёртвая голова»: удерживает свои позиции на левом фланге. «Мёртвая голова» должна перейти в наступление как можно раньше, сразу же с наступлением рассвета, и при поддержке танков продвинуться на северо-восток, причём в первую очередь достичь дороги Прохоровка — Карташёвка.
Следует захватить пойму р. Псёл с юго-запада. По достижении данной цели необходимо охватить пойму с северо-востока. Левый фланг следует поддержать отдельными частями.
Задача дивизии состоит в том, чтобы впоследствии захватить населённый пункт Весёлый и овраг к востоку от него.
Основные силы авиации в утренние часы направить на поддержку дивизии СС «Мертвая голова». С рассветом над линией фронта должны находиться самолёты — корректировщики артиллерии.
Дивизия СС «Лейбштандарт»: захватывает лес на правом фланге от Сторожевое, сов. «Сталинск» и Ямки и переносит передовую на высоту в 2 километрах по линии Сторожевое — Ямки. Выход на линию железной дороги в районе выс. 252.2. Задача дивизии состоит в том, чтобы после ликвидации угрозы с флангов в районе р. Псёл захватить совместно с дивизией СС «Мёртвая голова» Прохоровку и выс. 252.4.
Авиационные наблюдатели — корректировщики артиллерийского огня с рассветом должны находиться над линией фронта. Цели для воздушных налётов следует сообщать заранее и своевременно.
«Дас Райх» на правом фланге должна удерживать свои позиции. Захватить Виноградовку и Ивановку. Основную линию фронта следует перенести юго-западнее Правороть»
.
Как видно из этого приказа, основной удар на рассвете 12 июля по замыслу немцев должна была наносить «Мёртвая голова». В тот момент по численности боеготовой техники она была первой среди дивизий 2-го тк СС – 101 танк (включая роту «Тигров») и 32 самоходки
В свою очередь, по планам командования Воронежского фронта, захваченный накануне немцами плацдарм на реке Псёл должны были отбить части 5-й гвардейской армии Жадова. Гвардейской, но не танковой. Всю тяжесть боёв против бронированного кулака «Мёртвой головы» предстояло взять на себя пехоте и артиллерии.
Первая атака на эсэсовский плацдарм началась в 4 утра. Сводный батальон из частей 52-й и 51-й гв сд завязал бой в районе бараков, севернее хутора Ключи. Однако к этому времени немцы уже успели перебросить на другой берег бронетехнику. 1-й танковый батальон Хуберт-Эрвина Мейердресса
… подтянув артиллерию и многоствольные миномёты и с одновременным ударом с воздуха с 12.00 12 июля 1943 г. перешёл в решительное наступление, имея на главном направлении (Красный Октябрь, выс. 226.6) 64 танка и свыше полка мотопехоты, и на вспомогательном направлении (из свх. Комсомолец на Васильевку) 30 танков и до полка мотопехоты, имея задачу вести бой на окружение и сломить сопротивление бригады.
После пятичасового беспрерывного, ожесточённого оборонительного боя, используя неустойчивость наших соседей — 155-го гв. и 151-го гв. сп 52-й гв. сд, которые, не выдержав атаки пр-ка, отошли назад, открыв фланги бригады – противнику удалось танками и мотопехотой ворваться внутрь обороны бригады развивая одновременный удар с фронта, с флангов и тыла. В течение 3 часов вёлся бой в полуокружении (1-й и 3-й мсб-н) и в окружении (2-й мсб-н). Малочисленные и почти оставшиеся без боеприпасов батальоны вынуждены были под прикрытием огня артиллерии и миномётов – мелкими группами выходить из окружения
.
Пока 11-я мсбр продолжала цепляться за высоту 226,6, командарм 5-й гв. А выдвинул к месту прорыва свой резерв – 301-й иптап и десантников из 6-й гв. воздушно-десантной дивизии.
Немцы постоянно проводили «выпады» группами танков и мотопехоты, пытаясь нащупать слабое место советской обороны. Основная цель – выйти на дорогу Прохоровка-Карташёвка – к полудню так и не была достигнута, впрочем и камерады из «Лейбшандарта» тоже не очень-то думали о переходе в наступление, занятые отражением атак танкистов Ротмистрова. У «Мёртвой головы» задача, казалось, была легче, перед ними по-прежнему не было ни одного советского танка, но раз за разом боевые группы эсэсовцев увязали в советской обороне – огонь пехоты отсекал панцергренадеров, а прорвавшиеся танки попадали под огонь артиллерии. Дорогой ценой – 52-я гв сд фактически была сбита и рассеяна, тяжёлый бой вели части находившейся первоначально за ней 95-й гв сд. Но пока немцам даже не удавалось «зачистить» берег реки, чтобы создать фланговую угрозу частям Ротмистрова.
Следующую серию атак «Мёртвая голова» предприняла после полудня.
В 15.00 13 танков противника повели наступление с выс. 226.6 в направлении Полежаев и в 15.30 подошли к полевой дороге юго-западнее Полежаева. Подразделениями 153-го гв. сп и артиллерией атака танков отбита.
В 15.15 11 танков из района выс. 226.6 пошли в направлении х. Весёлый. Встреченные интенсивным огнём 151-го гв. сп и артиллерии, повернули обратно и ушли к высоте.
В 16.00 36 танков противника с выс. 226.6 спустились в лощину севернее выс. 226.6 и по лощине западнее Полежаев пошли в обход выс. 236.7. Выйдя к высоте, танки в течение часа курсировали у высоты, а затем ушли в лощину южнее выс. 236.7
<…>
В 16.00 на выс. 226.6 вышло 36 танков противника и до полка пехоты. Артиллерией и миномётами пехота была отрезана от танков. В результате продвижения противника вперед 1-й сб был отрезан от основных сил полка. 2-й сб понёс большие потери.
В 17.00 танки противника достигли лощины, которая идёт на юго-восток х. Весёлый. Заградительным огнём артиллерии и миномётов, установками PC было подбито и сожжено до 15 танков, в том числе новый танк типа Т-6 «Тигр»
.
Резервных частей противотанковой артиллерии у Жадова к этому моменту не осталось. Пушки для отражения эсэсовцев пришлось буквально «выдергивать» из уже дравшихся дивизий, по 10 штук.
Немецким танкам удалось прорваться через позиции 284-го гв. сп, командный пункт 95-й дивизии, попав под бомбёжку, временно утратил управление. Единственной силой, способной остановить эсесовцев от прорыва к Прохоровке, остались артиллеристы 95-й и других собранных в излучине Псёла частей – 233-й гв. артполк, 103-й гв. оиптад., артиллерия 6-й гв. вдд. Для стрельбы по танкам прямой наводкой выдвинули даже гаубичные батареи.
У них получилось. 12 июля 1943 года танки 3-й танковой дивизии СС «Мёртвая голова» к Прохоровке не прорвались. Более того, бой с 5-й гвардейской армией обошёлся эсэсовцам в 10 «Тигров», 12 Pz IV lg, 1 Pz IV kz, 21 Pz III и 2 Bef Pz
95-я гв. сд к 20.00 12 июля:
233-й гв. ап — убит к-р полка гв. майор А. П. Ревин, зам. командира дивизиона гв. ст. л-т Лисицын, командир 7-й батареи гв. ст. л-т Флюс.
Ранены: командир 3-го дивизиона гв. капитан Тернавский, командир 1-й батареи гв. л-т Михайлов, командиры взводов управлений: гв. л-т Евграфов, гв. л-т Демшин и гв. л-т Бусоргин.
Ранено 8 чел. мл. командиров и 11 красноармейцев, пропало без вести 11 чел. мл. командиров и 22 красноармейца.
По вооружению и материальной части: разбито 5 пушек ЗиС-3, панорам — 4, буссолей — 4, стереотруб — 3, раций РБ — 3, телефонных аппаратов — 25, телефонного кабеля — 33 км, карабинов — 30, противогазов — 40 шт. Тягачей — 2 трактора с прицепами, 4 автомашины.
По 103-му гв. оиптад. Убиты: командир взвода гв. лейтенант Попов и 5 чел. рядового состава. Ранены: командир батареи гв. л-т Машин и 7 чел. мл. и рядового состава. По матчасти — разбиты огнём противника 45-мм пушки, повреждены и требуют ремонта 2 «Виллиса».
По ПА стрелковых полков: убиты командир 45-мм батареи гв. лейтенант Гулевский, 8 чел. мл. командиров и 14 чел. рядового состава.
Ранено: 8 чел. средних командиров, 12 чел. мл. командиров и 24 чел. рядового состава.
Матчасть: разбито и раздавлено танками 45-мм — 12 пушек, 76-мм — 2 пушки, тяга — автомашин — 2 шт., убито — 16 и ранено — 4 лошади
.
Тогда, поздним вечером 12 июля 1943 года, они ещё не знали, что совершили невозможное. Что последнее наступление, в котором Германия попыталась перехватить стратегическую инициативу в войне, – уже выиграно. Что 5-й гвардейской армии ещё предстоит долгий путь – до самого Берлина.
Они ещё не знали, что уже победили.
Комментарии к данной статье отключены.