Прорыв израильской «Линии Бар-Лева» египетскими войсками в ходе Войны Судного дня был блестящей операцией и в плане подготовки, и в плане реализации. Тщательно продуманные действия по форсированию Суэцкого канала при помощи эшелона прикрытия, состоявшего из парашютистов с современной военной техникой, значительно облегчили обезвреживание израильских опорных пунктов. Однако, несмотря на столь впечатляющие успехи первых дней, война закончилась поражением арабов.
В 1967 году Израиль одержал одну из самых убедительных побед в своей военной истории, выиграв Шестидневную войну. 10 июня 1967 года армии Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака капитулировали, а под контроль еврейского государства перешли Западный берег реки Иордан, Сектор Газа, Голанские высоты и Синайский полуостров. После окончания войны в израильском Генштабе встал вопрос о строительстве линии укреплений вдоль Суэцкого канала, которая задержала бы наступление египетской армии в случае нового конфликта. Главным инициатором и идеологом строительства стал начальник Генерального штаба ЦАХАЛ генерал-лейтенант Хаим Бар-Лев. Против этой идеи выступал герой Шестидневной войны, командующий Южным военным округом генерал-майор Ариэль Шарон, который считал, что линия укреплений не спасёт еврейское государство в случае нападения Египта, и следует отдать предпочтение манёвренной обороне. Тем не менее, строительство оборонительной линии на восточном берегу Суэцкого канала было начато.
Отец израильской фортификации
Настоящая фамилия автора системы фортификационных сооружений, которой посвящена эта статья, – Броцлавский. Родился он в Вене 6 ноября 1924 года, в 1939 году репатриировался в Эрец-Исраэль из Загреба, сменил фамилию, а в 1942 году окончил сельскохозяйственную школу и вступил в ряды «Пальмах» – еврейского военного подразделения, созданного для отражения возможной агрессии стран гитлеровской коалиции в Палестине. Во время Войны за независимость Израиля Хаим Бар-Лев был командиром Восьмого батальона бригады «Негев», затем командовал механизированным батальоном, и закончил войну офицером оперативного отдела штаба бригады. В 1956 году Бар-Лев окончил военную академию в Англии, и с этого момента начался его стремительный карьерный взлёт в израильской армии. С 1957 по 1961 год он командовал бронетанковыми войсками ЦАХАЛ, в 1964 году получил одну из руководящих должностей в Генштабе, в 1967 году был назначен заместителем начальника Генштаба, а в 1968 году возглавил его.
Строительство и технические особенности «Линии Бар-Лева»
Строительство «Линии Бар-Лева» происходило во время так называемой Войны на истощение (1967–70 годы) – локального конфликта малой интенсивности между Израилем и Египтом, во время которого стороны использовали преимущественно ВВС и артиллерию. Начиная Войну на истощение, египетское руководство ставило целью возвращение Синайского полуострова, однако в 1970 году, осознавая безуспешность своих действий, подписало перемирие.
В 1971 году израильтяне завершили строительство «Линии Бар-Лева», состоявшей из двух полос укреплений. Первая полоса представляла собой песчаные насыпи высотой 20–25 м и уклоном 45–65С°, оставшиеся после строительства канала. На протяжении всей насыпи были возведены опорные пункты, рассчитанные на 30–40 человек каждый (расстояние между ними составляло от 6 до 10 км). Каждый опорный пункт первой полосы носил имя собственное и создавался, исходя из особенностей рельефа и тактических соображений израильского командования. Один из опорных пунктов находился на берегу Суэцкого залива, ещё два – на берегу Средиземного моря. Солдаты, находившиеся в них, располагали крупнокалиберными пулемётами, миномётами, гранатомётами и противотанковыми орудиями. В промежутках между опорными пунктами были установлены минные поля и проволочные заграждения, а на особо важных участках первой полосы всегда находилось по 10–12 танков и 5–6 противотанковых средств на 1 км фронта. Предполагалось, что штурм первой полосы «Линии Бар-Лева» может быть затруднён спуском в воду Суэцкого канала нефтепродуктов и их последующим поджогом. Для этой цели израильтяне создали систему подземных и подводных труб, соединявшую резервуары с нефтепродуктами и Суэцкий канал. План по поджогу канала был назван «Ор якарот» (ивр. – «Драгоценный свет»).
Вторая полоса укреплений располагалась в 30–45 км от канала. Израильское командование предполагало, что эти сооружения останутся здесь минимум на несколько десятилетий, поскольку они выдерживали даже огонь тяжёлой артиллерии. Вторая полоса состояла из бетонных убежищ, укреплённых с наружной стороны пятью слоями контейнеров из стальной проволоки, наполненных камнями. Высота этих каменных стен составляла 3,5 м, толщина – 4 м.
Строительство линии обошлось Израилю в 500 млн долларов, а её протяжённость составила 160 км (за исключением труднопроходимого участка Большого Горького озера). Во время Войны Судного дня труднопроходимость этого участка определила успех Израиля на Синайском фронте. Командир 143-й резервной бронетанковой дивизии генерал-майор Ариэль Шарон нашёл в этом месте брешь между порядками двух египетских армий и смог провести здесь свои танки.
Помимо оборонительной функции, «Линия Бар-Лева» затрудняла проведение разведывательных действий с египетской стороны. Египетский военачальник Саад эль-Шазли в своих мемуарах «Форсирование Суэцкого канала» отмечает, что все западные военные эксперты, которые посетили «Линию Бар-Лева», выражали уверенность в её неприступности.
Египет готовится нанести удар
По словам эль-Шазли, после Шестидневной войны Каир жаждал реванша:
«Даже в тяжёлое время после поражения 1967 года мы сохраняли моральный дух и занимались ускоренным восстановлением в ожидании того дня, когда перейдём в наступление – либо чтобы уничтожить противника, оккупировавшего нашу территорию, либо чтобы заставить его уйти»
Очевидно, египетское командование понимало, что высадка воздушного десанта в израильском тылу малоэффективна, а потому без штурма «Линии Бар-Лева» начать войну не получится. К западу от Каира была построена копия одного из участков израильских укреплений, и египтяне начали «мозговой штурм». Изначально предполагалось, что форсирование канала начнут инженерные войска, которые переправятся на надувных лодках, заложат взрывчатку в песчаные насыпи и, отступив на 100 м, взорвут их. Однако последующие расчёты и апробация плана показали, что для успешного подрыва насыпей потребуется слишком большое количество взрывчатки, и закладывать её придётся максимально глубоко. Тогда было найдено новое решение – разрушить насыпи с помощью мобильных водомётов. В июне 1971 года были проведены испытания трёх водяных насосов британского производства, которые были закуплены в трёх разных местах с целью конспирации. Испытания показали эффективность этого метода, и египетский штаб занялся решением остальных проблем.
Прежде всего, нужно было решить, что делать с возможным спуском в воду горючих веществ. Изначально планировалось, что солдаты в огнеупорной одежде должны гасить огонь пальмовыми листьями, разбивая его на отдельные островки. Альтернативным решением было создание плавающих пожарных частей с огнетушителями. Но план, который был принят в итоге, оказался куда более простым и эффективным. Египетская разведка получила данные о расположении труб, а инженерные войска зацементировали их незадолго до атаки. Обнаружить и заблокировать все трубы не представлялось возможным, но такого перфекционизма от разведки и водолазов не требовалось, так как течение уносило бы небольшой огонь в сторону.
Судьба системы, которую израильтяне должны были привести в действие по плану «Ор якарот», – один из самых спорных моментов в истории Войны Судного дня. Американский специалист по истории военной техники Стивен Залога приводит данные о том, что в 1971 году израильскими инженерными войсками были сконструированы две экспериментальные системы по спуску горючих веществ в воду, а также двадцать ложных систем. К началу войны экспериментальные системы пришли в негодность – трубы прогнулись под весом песка, проржавели или забились песком и илом. После войны Египет заявил, что система, как и планировалось, была замурована морскими коммандос, но Залога предполагает, что эти действия и заявление Каира могли быть блефом, поскольку в распоряжении историков имеется документ египетской разведки, датированный 11 июля 1973 года, в котором указано, что Генштаб армии Египта был осведомлён о ложной системе труб и неисправности двух настоящих систем. При этом не исключено, что египетские морские коммандос получили команду зацементировать трубы на тот случай, если «ложность» системы оказалась бы дезинформацией со стороны противника.
В остальном египетское командование решило сделать ставку на внезапное нападение. Днём для начала войны был выбран иудейский праздник Йом Кипур – в этот день в Израиле соблюдается самый строгий пост, не ходит общественный транспорт, а половина военнослужащих находится в отпусках. Начать атаку планировалось в 18:00, так как именно в это время солнце должно было светить в глаза израильским солдатам. Впоследствии время нападения было перенесено на 14:00 с учётом пожеланий сирийских военных, которые должны были атаковать Израиль со стороны Голанских высот.
Успех арабской армии
В ночь с 5 на 6 октября 1973 года египетские водолазы (по официальным данным Египта, приведённым Саадом эль-Шазли в книге «Форсирование Суэцкого канала») заблокировали трубы для спуска горючих веществ в воду быстротвердеющим строительным раствором. 6 октября ровно в 14:00 в воздухе над Суэцким каналом появились египетские «миги». Началась артиллерийская и воздушная подготовка.
В 14:20 под прикрытием дымовой завесы и огня египетские коммандос и передовые пехотные части переправились на восточный берег канала на надувных лодках, поднялись по приставным лестницам на насыпь, перерезали израильские линии связи, после чего нанесли удар по военной технике и живой силе противника. За передовыми частями последовали инженерные взводы, переправившие на паромах водяные насосы, которые сразу же начали размывать насыпь.
Вслед за ними последовали остальные части египетских войск, которые сначала переправлялись на плотах и лодках (в распоряжении египтян было 2240 плавучих средств), а затем навели понтонные мосты и построили паромные переправы. Всего было определено пять участков высадки по 5–6 км в ширину (их распределили из расчёта около 200 м на роту, 400 м – на батальон, 800 м – на бригаду).
В 14:45 второй эшелон египетской пехоты достиг восточного берега, а в 15:00 был уничтожен первый израильский опорный пункт. В это же время израильская авиация совершила первый налёт на переправы, в котором потеряла четыре самолёта.
В 18:30 египетские войска проделали при помощи водомётов первый проход в песчаном валу, а к 20:30 количество таких проходов достигло шестидесяти. При форсировании Суэцкого канала египтяне потеряли 5 самолётов, 20 танков и 280 человек убитыми. Ещё более тяжёлые потери понёс ЦАХАЛ – лишь одна дивизия генерал-майора Мандлера за сутки потеряла 170 танков. Всего на израильской территории оказалось 850 танков, 11 тысяч различных транспортных средств и 100 тысяч личного состава египетской армии.
Одновременно с прорывом «Линии Бар-Лева» египтяне начали воздушно-десантные операции, продлившиеся трое суток. 6 октября в 17:50 вертолёты Ми-8 перебросили четыре батальона коммандос на 25–30 км к востоку от Суэцкого канала. Первый эшелон этого десанта состоял из двух тысяч солдат – они должны были завязать бои с израильским подкреплением, шедшим на помощь своим передовым частям, уничтожить каналы коммуникации, проведённые между опорными пунктами «Линии Бар-Лева», а также вести разведку на Синайском полуострове. Одна из десантных групп при помощи управляемых снарядов «Малютка» уничтожила 8 израильских танков в течение всего нескольких минут, а другие части коммандос достигли горных перевалов Магла и Гиди, однако были вынуждены отойти назад после короткой стычки, увидев, что им противостоят две израильские танковые бригады.
В глубине южной части Синайского полуострова высадились египетские вертолётные десанты, которые большого успеха не добились. Батальон парашютистов, отправленный уничтожить портовые сооружения и аэродром на морской базе Шарм-эль-Шейх, понёс существенные потери в результате атаки израильских ВВС и не выполнил поставленной перед ним задачи. Более успешными оказались действия роты парашютистов, которая ночью подожгла нефтехимический завод в Суэцком заливе. Ещё одна группа, высадившись в районе нефтеразработок Рас-эль-Судр, подверглась массированной атаке со стороны израильских истребителей и была полностью уничтожена.
Второй эшелон египетского воздушного десанта состоял из подразделений, высадившихся между некоторыми опорными пунктами «Линии Бар-Лева». Вблизи местности Габес 140 коммандос, высадившись из вертолётов Ми-8, при помощи огнемётов, управляемых снарядов и гранатомётов РПГ-7 взорвали опорный пункт, на котором находилось полсотни израильских солдат.
Благодаря колоссальному превосходству в технике и личном составе египетские войска быстро достигли второй линии укреплений и прорвались через неё, начав неторопливое, но уверенное продвижение вглубь израильской территории. Голда Меир вспоминала о тех днях:
«Во второй половине дня 7 октября Даян (министр обороны Израиля – прим. автора) вернулся с фронта и сообщил, что хочет увидеть меня немедленно. Он сказал, что положение на юге такое, что мы должны сильно отойти назад и создать новую линию обороны. Я слушала его с ужасом… Я вызвала Дадо (Давид Элазар, начальник Генштаба – прим. автора). У него было другое предложение: начать на юге контрнаступление… Даян согласился, и Дадо уехал. Вечером я собрала заседание правительства и получила одобрение плана предпринять 8 октября контратаку на юге. Оставшись одна, я закрыла глаза и минуту просидела неподвижно. Думаю, если бы я за все эти годы не научилась быть сильной, я бы рассыпалась тут же…»
Прорыв «Линии Бар-Лева», безусловно, был блестящей операцией и в плане подготовки, и в плане реализации. Тщательно продуманные действия по форсированию Суэцкого канала при помощи эшелона прикрытия, состоявшего из парашютистов с современной зенитной и бронетанковой техникой, значительно облегчили прохождение «Линии Бар-Лева» и обезвреживание израильских опорных пунктов. Пятнадцать из них были захвачены исключительно силами египетских десантников и пехоты. Однако, несмотря на столь впечатляющие успехи первых дней, война закончилась поражением арабов.
Контратака Израиля
Через несколько дней после начала войны благодаря удачным действиям генерал-майора Шарона израильские танки смогли прорваться в тыл противника на стыке 2-й и 3-й египетских армий в районе Большого Горького озера и в ночь с 18 на 19 октября организовать переправу через Суэцкий канал. Израильская танковая колонна начала продвижение на Каир, и египтяне запросили мира. Война закончилась 24 октября 1973 года – по её итогам Израиль отбил атаку египтян и сирийцев, сохранив контроль над Голанскими высотами и Синайским полуостровом.
В последние дни войны (20–22 октября 1973 года) госсекретарь США Генри Киссинджер находился с визитом в Москве, где вёл переговоры с советской стороной по выработке совместных действий в отношении ситуации на Ближнем Востоке. В результате переговоров был составлен проект резолюции Совета Безопасности ООН под номером 338. Резолюция предусматривала немедленное прекращение огня всеми сторонами конфликта и последующую реализацию резолюции Совбеза ООН под номером 242 от 22 ноября 1967 года, которая призывала Израиль отойти с позиций, аннексированных в результате Шестидневной войны. Эти шаги не принесли должного результата, и 24 октября Леонид Брежнев отправил Ричарду Никсону телеграмму, в которой пригрозил односторонними действиями по урегулированию кризиса, после чего объявил повышенную боевую готовность семи дивизий советских воздушно-десантных войск. Израильские войска прекратили наступление, а через некоторое время в районе «Линии Бар-Лева» начались работы по разделению противоборствующих сторон и созданию демаркационной линии. Советский полковник А. И. Исаенко в своей статье «Пять лет на линии Барлева» так описывает эти события:
«24 марта 1974 года пришлось поработать во втором эшелоне линии Барлева. Получил от штаба сил ООН задание уточнить и обозначить демаркационную линию на Синае между египетскими войсками и ЧВС ООН на фронте 5 км. Выделяют два египетских танка Т-55 с тралами-разградителями. Строго на север располагаются дюны и высота с бывшим израильским опорным пунктом. На танки берём по 10 чёрных металлических бочек с надписью «UN». Бочки ставим на дальность прямой видимости. Автор данных строк, арабский офицер связи и командир взвода танков залезли на броню головного танка и движемся вперёд на север, выдерживая направление по компасу и карте, ставя в нужном месте бочки. По нашему следу идёт второй танк. Подъезжаем к опорному пункту на высоте, опоясанной многими рядами колючей проволоки, занесёнными песком. Второй танк подвозит бочки, определяем место и закрепляем их. Держим курс на пост ООН. Ставим последнюю бочку. Линия уточнена и проложена. Этот день был символичным и симптоматичным. Командир танковой дивизии генерал Шарон покидал Синай, а русский капитан садился в танк, чтобы проложить под флагом ООН демаркационную линию. Сбываются слова, сказанные в древности: «Время войне, и время миру».
Израиль ищет виновных
После Войны Судного дня в Израиле была создана комиссия по расследованию причин неосведомлённости израильского правительства и командования ЦАХАЛ о готовившейся агрессии. По итогам её работы ответственными за неудачи израильской армии были признаны шесть человек из числа работников Генштаба, а премьер-министр Израиля Голда Меир и министр обороны Моше Даян ушли в отставку под давлением общественности. Вслед за этим свои посты покинули все члены кабинета министров, хотя к ним претензий почти не предъявлялось.
Поиск виновных начался и в Египте. 21 ноября 1973 года президент страны Анвар Садат провёл совещание Верховного совета Вооружённых сил Египта. «Всего одна ночь, – говорил Садат на совещании. – Только подумайте! Одна ночь, когда наши войска не сделали всё, что в их силах, и противник смог переправить бронетехнику на западный берег. Одна-единственная ночь с 18 на 19 октября. Если бы мы действовали правильно и энергично этой ночью, мы бы ликвидировали прорыв, и ничего этого не случилось бы». По мнению Саада эль-Шазли, Садат уже тогда намекал на его вину в поражении египтян:
«Я сразу понял, к чему он клонит. Ночь с 18 на 19 октября я провёл в штабе Второй армии. Я не был намерен терпеть это.
– Господин президент, – сказал я. – солдаты Второй армии сделали всё, что в их силах, ночью 18 октября.
– После войны, – сказал президент, – мы учредим расследование для определения меры ответственности каждого за этот прорыв.
– Прекрасно, – сказал я. – Действительно очень важно знать, кто за это отвечает»
Через некоторое время эль-Шазли бежал в Алжир и был заочно осуждён в Египте по обвинению в раскрытии государственных тайн.
Зарубежные эксперты, которых попросили объяснить причины успеха Египта в первые дни войны и причины его итогового поражения, в один голос хвалили прорыв «Линии Бар-Лева», но отмечали ошибку египетского руководства, решившего использовать этот успех для дальнейшего наступления. Семинар на эту тему был организован по инициативе египетского правительства и проводился с 27 по 31 октября 1975 года. Эксперты представили 11 докладов, которые практически повторяли друг друга. В качестве примера приведём слова Тревора Дюпюи, которые был руководителем американской делегации:
«Ни одна армия в мире не могла бы претендовать на то, что смогла бы лучше, чем египтяне, спланировать, организовать и взять штурмом Суэцкий канал. Но решение египтян использовать этот успех для продвижения к перевалам было грубейшей ошибкой. Мы должны помнить, что одним из основных факторов, которые влияли на план Египта, было превосходство израильтян в воздухе и, в значительной степени, их превосходство в мобильных действиях бронетехники»
Память о былых сражениях
Несмотря на поражение в Войне Судного дня, Египет считает прорыв «Линии Бар-Лева» одним из выдающихся эпизодов своей военной истории. В стране возведено большое количество мемориалов, посвящённых этому событию. Так, в 1989 году в Каире был открыт музей-панорама, посвящённый «Октябрьской войне 1973 года» (так в арабских странах называют Войну Судного дня). На панораме изображены штурм израильских укреплений и форсирование египетскими войсками Суэцкого канала. Аналогичный музей, посвящённый войне 1973 года, был построен и в Сирии.
Остатки укреплений близ Суэцкого канала сегодня являются излюбленным местом историков и реконструкторов, интересующихся историей арабо-израильского конфликта, а в военно-исторических блогах можно найти множество фотографий «Линии Бар-Лева», сделанных туристами.
Список источников:
- Саад эль-Шазли, «Форсирование Суэцкого канала»
- Голда Меир, «Моя жизнь»
- Прорыв линии Бар-Лева, the100.ru/military-secret/breakthrough-line-bar-lyova.html
- Анатолий Исаенко, «Пять лет на линии Барлева»
- Колодцы пророка Моисея и линия Бар-Лева – египетский памятник войны с Израилем 1973 года, portalostranah.ru/view.php?id=152
- «Война Судного дня», btvt.narod.ru/2/wsd.html
- Александр Окороков, «Секретные войны Советского Союза».
Комментарии к данной статье отключены.