9 сентября (27 августа по старому стилю) 1913 года над Сырецким военным аэродромом в Киеве поручик Пётр Николаевич Нестеров выполнил новую авиационную фигуру – «мёртвую петлю», ставшую широко известной под именем первого исполнителя. В протоколе, подписанном командиром 3-й авиационной роты подполковником Боресковым и спортивным комиссаром штабс-капитаном Орловым, произошедшее описывалось так:
«…поручик Нестеров, поднявшись на ньюпоре на высоту 1000 метров, остановив мотор, начал планировать почти вертикально вниз. На высоте 600–800 метров от поверхности земли лётчик включил мотор, выровнял рулём глубины аэроплан, поставил его носом кверху, повернул на спину и, опять переведя в вертикальное положение носом вниз и замкнув таким образом кривую в вертикальной плоскости, выключил мотор и нормальным планирующим спуском аттерировал на стартовой площадке того же Сырецкого военного аэродрома. Весь поворот в вертикальной плоскости проведён без перегибов плавной кривой в течение 6–8 секунд».
Киевское общество воздухоплавания отметило Нестерова золотой медалью, а городское руководство наградило памятным золотым жетоном, с которым авиатор никогда не расставался.
В начале Первой мировой войны Пётр Николаевич в составе 11-го авиаотряда участвовал в боях за Львов. Всего он успел сделать 28 вылетов, собирая разведывательную информацию и осуществив одну из первых в русской авиации бомбардировок, используя для этой цели артиллерийские снаряды. 8 сентября, за один день до годового юбилея выполнения мёртвой петли, у города Жолква (ныне – Львовская область) Нестеров протаранил на самолёте Moran G австрийский тяжёлый аэроплан Albatros. И российский авиатор, и экипаж австрийского самолёта в результате столкновения и последовавшего падения погибли. Нестерову было 27 лет.
Комментарии к данной статье отключены.