• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 18 February '21
      Засекреченный космонавт
    • 17 February '21
      Поломанные крылья вяземского десанта
    • 12 February '21
      Два прочтения одной хрестоматии
    • 12 February '21
      Взбесившийся «Паттон»
    • 11 February '21
      Второй бой у Нарвика
    • 10 February '21
      Как угнать немецкий танк
    • 10 February '21
      Оружие советского снайпинга
    • 08 February '21
      Проект Manta Ray: DARPA заказывает подводные беспилотники
    • 08 February '21
      Цвета военного неба: «Глупыши» на палубе авианосца
    • 05 February '21
      Венгерские хроники длинноносых «соток»: начало
    • 04 February '21
      Стеклотекстолит в броне: дёшево и сердито
    • 02 February '21
      Стволы линкора «Нью-Джерси»
    0

    Ценой собственной жизни…

    • ПМВ
    • авиация
    • персоналии
    Юрий Сергиевич
    14 June '14

    Прежде чем приступить к описанию событий, произошедших 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 г., необходимо предпринять небольшой экскурс в историю. 3 сентября 1914 г. штаб русской 3-й армии и оба приданных ей авиационных отряда – 9-й и 11-й корпусные – перебазировались в Жолкиев (австрийский и польский Жулкев, украинская Жолква, в советское время – Нестеров), и с тех пор каждый день над городом пролетали австрийские самолеты. Разумеется, это не могло нравиться штабным офицерам и приводило к их конфликтам с офицерами-авиаторами.

    7 сентября генерал-квартирмейстер армии полковник М. Д. Бонч-Бруевич в очередной раз обвинил оказавшихся в штабе нескольких пилотов обоих отрядов в трусости и нежелании воспрепятствовать неприятельским полетам. Командир 11-го КАО штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров попытался объяснить, что ни на одном самолете нет оружия, но не нашел понимания. Позже в пылу спора прозвучали слова «даю честное слово русского офицера, этот австриец перестанет летать».

    Командир 11-го корпусного авиаотряда штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров

    Еще в первые дни войны Нестеров отправил запрос на получение отрядом двух пулеметов, но получил отказ: «пулеметов авиационным отрядам по штату иметь не положено». 24 августа вооружение аэропланов ручными пулеметами «Мадсен» было узаконено решением ставки верховного главнокомандующего, но предназначались они в первую очередь для наиболее грузоподъемных самолетов, таких как «Илья Муромец».

    Не имея возможности получить пулеметы, Нестеров по неизвестной причине уверился в абсолютной бесполезности любого другого стрелкового оружия от пистолетов и револьверов до винтовок и карабинов, хотя за их использование выступали его собственные подчиненные. Вместо этого он сразу перешел к изучению альтернативных способов ведения боя. Намереваясь проверить идею одного из своих летчиков, Нестеров распорядился подвесить к своему аэроплану гирю на длинном тросе – ей необходимо было попасть по пропеллеру неприятельского самолета. Но наиболее надежным средством поражения он считал таранный удар.

    П. Н. Нестеров перед своим «Ньюпором-IV». На этом самолете летчик
    выполнил свою первую «мертвую петлю»

    Еще с довоенных времен различные теоретики считали таран одним из основных средств воздушного боя. Практики – строевые пилоты и их непосредственное (и летающее) начальство – также признавали этот метод, но рассматривали его лишь как крайнее средство, когда все прочие возможности исчерпаны, да и применять его планировали не столько по самолетам, сколько по более важным целям – дирижаблям.

    После совместного обсуждения с другими пилотами Нестеров согласился, что прежде чем таранить, стоит попытаться принудить противника к посадке демонстрацией угрозы удара колесами по его крыльям. Был сделан вывод, что два слаженно действующих русских аппарата имеют хорошие шансы сначала прижать противника к земле, а затем заставить его приземлиться на нашей территории.

    «Моран-Солнье» тип H (он же одноместный короткокрылый «Моран-Ж») П. Н. Нестерова

    Утром 8 сентября над городом снова появилась тройка австрийских бипланов. На аэродроме в тот момент стояло только два «Морана» тип G 11-го КАО. На одном из них, одноместном, поднялся в воздух Нестеров, на втором, двухместном – поручик Александр Александрович Кованько (без наблюдателя). Сразу же все пошло не так, как было задумано. Сначала на разбеге гирька «авиационного кистеня» сорвалась с крепления и, зацепившись за что-то, оборвала трос, а потом в наборе высоты «зачихал» мотор, так что Нестерову пришлось совершить посадку. Вслед за ним приземлился и его напарник, так как план предусматривал лишь совместную атаку.

    Австрийский «Альбатрос» B.I немецкой постройки

    После посадки Нестеров отлучился в штаб по делам отряда и вернулся около полудня. В этот момент появился очередной австрийский самолет. На аэродроме стояли все те же два «Морана», но к вылету был готов только двухместный аппарат. Нестеров занял место в кабине, запретив поручику Кованько лететь наблюдателем, и, отказавшись взять пистолет, пошел на взлет.

    Австрийский самолет облетел город на высоте около 1000 метров, а затем взял курс на запад, начав постепенно набирать высоту. Тем временем «Моран» набрал большую высоту и стал быстро его догонять. Заметив противника, австрийский пилот дал полный газ и попытался дополнительно разогнаться на снижении, но французский скаут все равно был быстрее.

    С земли видели, как моноплан спикировал и ударил в крыло биплана. По первому впечатлени, после столкновения оба самолета сохранили свою «целостность», но через несколько мгновений они потеряли управление и врезались в землю в нескольких десятках метров друг от друга. Русский и австрийский пилоты были выброшены из кабин своих самолетов, а тело австрийского наблюдателя нашли под обломками.

    Обломки «Морана» тип G, на котором погиб П. Н. Нестеров

    Специальная комиссия провела расследование обстоятельств гибели Нестерова и пришла к заключению, что в момент атаки он допустил ошибку и ударил противника не колесами, как планировал, а винтом и двигателем, из-за чего его машина получила критические повреждения. Однако главным выводом комиссии можно считать следующую фразу из заключения: «…штабс-капитан Нестеров сознательно, презрев личную опасность, преднамеренно поднялся, настиг и ударил неприятельский аппарат собственной машиной». 6 мая (23 апреля) 1915 года за свой подвиг П. Н. Нестеров был награжден орденом Св.Георгия IV степени.

    Обломки «Альбатроса», протараненного П. Н. Нестеровым

    Противником русского летчика в его первом и последнем бою был экипаж из австрийской Flik 11: пилот цугсфюрер (унтер-офицерское звание между капралом и фельдфебелем) Франц Малина (Franz Malina) и наблюдатель (он же командир экипажа) обер-лейтенант Фридрих фон Розенталь (Friedrich von Rosenthal) – помещик, которому принадлежало имение на окраине Жолкиева, в котором квартировал персонал 11-го русского корпусного авиаотряда. Австрияки летели на самолете «Альбатрос» DD немецкого производства. Когда осенью 1915 года сначала в немецкой, а затем и австрийской армейской авиации была введена стандартизированная система обозначения типов военных самолетов, «Альбатросы» DD в Германии стали именоваться B.I и B.II (в зависимости от числа стоек в коробке крыльев), а в Австрии – B.I.

    Юрий Сергиевич

    Цвета военного неба: «Глупыши» на палубе авианосца на Warspot.ru
    Цвета военного неба: «Глупыши» на палубе авианосца
    Цвета военного неба: операция «Боденплатте» на Warspot.ru
    Цвета военного неба: операция «Боденплатте»
    Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома на Warspot.ru
    Цвета военного неба: уцелевшие после разгрома
    Поделиться
    • 1
    • 0
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Обычные тузы на Warspot.ru
    Обычные тузы
    Цвета военного неба: русские асы Первой мировой на Warspot.ru
    Цвета военного неба: русские асы Первой мировой
    Фото дня: первый преднамеренный штопор  на Warspot.ru
    Фото дня: первый преднамеренный штопор
    Цифры Warspot: 75 самолётов на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 75 самолётов
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Неизвестный
    wargamming.net © 2014 — 2021 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google