История этого палубного истребителя некогда ведущей в отрасли американской фирмы «Грумман» схожа с развитием военной авиации вообще. XF4F-1, первый прототип будущего «Уайлдкэта», базировался на строящихся серийно истребителях F2F и F3F — добротных металлических бипланах с закрытой кабиной и убирающимся шасси, строившихся большими для мирного времени сериями в 100+ экземпляров — и фактически мало чем от них отличался. Однако позиции законодателя мод внезапно пошатнули новички из фирмы «Брюстер», предложив Флоту свой моноплан XF2A, будущий «Буффало», и «Грумман» оказалась в роли догоняющей.
Чтобы «догнать и перегнать» конкурентов, у XF4F-2 убрали верхнее крыло, но моноплан XF4F-2, хотя и оказался быстрее XF2A, серьёзно проигрывал ему в манёвренности. В серию пошла машина от «Брюстер». «Грумману» же понадобился новый двигатель и серьёзные переделки планера самолёта, чтобы доказать своё право на существование. В итоге основным истребителем Флота и Корпуса морской пехоты США начала Второй мировой стал именно «Уайлдкэт» в модификациях F4F-3 и F4F-4. Первые бои с японцами были для него не самыми удачными, однако со временем американские лётчики усовершенствовали тактику и научились использовать сильные стороны своего истребителя — прежде всего, прочную и живучую конструкцию, позволявшую пикировать с недоступными для японцев скоростями и перегрузками, а также переносить тяжёлые боевые повреждения. Хорошо зарекомендовало себя и вооружение из 4–6 крупнокалиберных крыльевых пулемётов.
В общем, «Уайлдкэт» позволил морякам и морпехам пережить самое тяжёлое время и дождаться более современных F6F «Хеллкэт» и F4U «Корсар». Но оказалось, что списывать со счетов ветерана рано — более тяжёлые и скоростные новые истребители оказались малоподходящими для небольших эскортных авианосцев с короткой палубой. Производство F4F передали на «Дженерал Моторз», которая с 1943 года и до конца войны выпустила 5280 истребителей под обозначением FM-1 и FM-2 — больше половины из 7885 построенных самолётов семейства F4F. Кроме американских моряков и морпехов, использовали «Уайлдкэты» и британские союзники, которые получали эти истребители по ленд-лизу.
С окончанием Второй мировой войны все «Уалдкэты» были быстро списаны. До наших дней сохранилось несколько десятков самолётов, в основном модификации FM-2 (именно такой представлен в видео). За свою жизнь истребитель носил разные имена — он был и «ласточкой», и «стручком арахиса», и даже «бутылкой от сакэ», но в истории авиации навсегда прописался как родоначальник семейства «боевых котов» американского флота.
Комментарии к данной статье отключены.