Корейская война (1950-1953) стала ареной первых в истории боев между реактивными истребителями. Противостояние советского МиГ-15 и американского «Сэйбра» стало ярчайшим событием того конфликта. Но остались незаслуженно забытыми другие самолеты, принимавшие самое активное участие в боях на Корейском полуострове. Одному из них, палубному истребителю F9F «Пантера» посвящена данная статья.
Закончившаяся в сентябре 1945 года Вторая мировая война стала временем невиданного прорыва в военных технологиях. Каждая из сторон стремилась создать «чудо-оружие», благодаря которому можно было бы либо приблизить победу, либо отсрочить неминуемое поражение. Одним из таких новшеств стало появление реактивной авиации. Нельзя сказать, что немецкие истребители Me.262 оказали большое влияние на ход военных действий: их было слишком мало, и, к тому же, первые реактивные двигатели не отличались высокой надежностью. Но их появление определило направление развития послевоенной авиации – «винтовые» самолеты уходили в прошлое, освобождая дорогу «реактивам».
Разработки реактивных самолетов велись не только в Германии. Британская фирма «Глостер» еще в 1943 году начала испытания истребителя «Метеор». В следующем, 1944-ом, американский «Локхид» представил «Шутинг Стар». В Советском Союзе над обликом реактивных самолетов работали КБ под управлением Лавочкина и Микояна.
Не отставала от них и американская фирма «Грумман», чьи конструкторы и инженеры специализировались на создании палубных самолетов. Они стали создателями таких известных «палубников», как «Хэллкэт» и «Корсар», которые внесли огромный вклад в победу над милитаристской Японией. Они наносили японской авиации страшные потери: на один сбитый «Корсар» приходилось более 11 уничтоженных японских самолетов. В 1945 году на вооружение был принят новый истребитель – F8F «Бэаркэт». Он не успел принять участие в боевых действиях, но был «на ура» принят летчиками палубной авиации.
Но времена быстро менялись, появлялись все новые и новые реактивные истребители, и ВМС США не могли позволить себе отставания в этом направлении. Уже в 1946 году «Грумман» приступил к разработке реактивного палубного истребителя. Согласно первому проекту, самолет должен был оснащаться четырьмя двигателями, расположенными в корневой части крыла. Но в том же году самолет был оборудован британским турбореактивным двигателем «Нин» с тягой 2.270 кгс. Американская фирма «Пратт-Уитни» получила лицензию на выпуск данных моторов, получивших обозначение J-42-P-6.
24 ноября 1947 года самолет XF9F-2, оснащенный новым двигателем, совершил первый полет. Другой прототип, XF9F-3, оснастили другим мотором, «Эллисон» J-33A-8. ВМС испытывали настолько сильную необходимость в реактивных самолетах, что подписали контракт на первую партию новых машин еще до начала летных испытаний. Тогда же самолет получил собственное имя - «Пантера».
В конце 1947 года начались летные испытания. Выявлялись различные недостатки, которые быстро устранялись. Дорабатывались различные системы самолета, в частности, в целях увеличения дальности полета на законцовках крыла были установлены дополнительные топливные баки. Вооружение состояло из 4 пушек калибра 20 мм, установленных в носу самолета. Кроме того, под крылом находились 8 точек подвески для двух 454-кг бомб и шести неуправляемых ракет HVAR.
Заводские испытания продолжались. Параллельно с ними, весной 1949 года, «Пантеры» впервые совершили вылеты с палубы авианосца. Эскадрилья ВМС VF-51 первой получила новейшие самолеты в мае того же года. Самолеты-истребители, оснащенные мотором «Пратт-Уитни», получили обозначение F9F-2, штурмовики – F9F-2B. Всего было построено более 550 таких самолетов.
Прототип XF9F-3, оснащенный двигателем «Эллисон», совершил первый полет в августе 1948 года. Уже было заказано 54 серийных самолета F9F-3, но после испытаний, выявивших множественные недостатки двигателя, они были переоборудованы в F9F-2.
Конструкторы продолжали работать над усовершенствованием «Пантеры». Был разработан новый вариант самолета, F9F-4, отличавшийся от предыдущих удлиненным фюзеляжем и новым двигателем «Эллисон» J-33-A-16A с увеличенной до 2.880 кгс тягой. Скорость самолета возросла, но двигатель вновь оказался не слишком надежным. Заказанные самолеты этой серии были переоборудованы в новый вариант – F9F-5, ставший последним серийным. Двигателисты из «Пратт-Уитни» установили на нем новый ТРД J-48-P-2 с максимальной тягой 3.180 кгс. Самолет отличался от предыдущих модификаций не только двигателем: были увеличены емкость топливных баков и площадь вертикального оперения для придания большей устойчивости в полете. На испытания новая модификация «Пантеры» вышла в 1951 году, уже в ходе Корейской войны, где этот самолет принял самое активное участие.
Комментарии к данной статье отключены.