Термин «воздушный ас», появившийся в годы Первой мировой войны и первоначально означавший просто лихого пилота, мастера воздушной акробатики, со временем стал ассоциироваться с летчиком-истребителем, одержавшим не менее 5 побед над воздушным противником. Первым в истории этого почетного, хотя и неофициального, титула удостоился французский летчик Адольф-Селестен Пегу.
Адольф-Селестен Пегу (Célestin Adolphe Pégoud) был одним из пионеров французской авиации. Еще в 1912 г. он переквалифицировался из кавалеристов в авиационные механики и наблюдатели, но ему хотелось большего, и в феврале 1913-го, как только истек срок контракта, Пегу демобилизовался и записался в летную школу.
Став пилотом, он нашел работу на фирме Луи Блерио: испытывал самолеты, проводил демонстрационные полеты, обучал курсантов, иногда катал на аэроплане важных клиентов фирмы, но по-настоящему прославился как один из родоначальников высшего пилотажа. 1 сентября 1913 г. Пегу совершил первый в мире полет вверх колесами, а немного позже стал вторым после россиянина Петра Нестерова покорителем «мертвой петли». С осени 1913-го по лето 1914-го Пегу демонстрировал «воздушную акробатику» на многих аэрошоу по всей Европе.
С началом Первой мировой войны летчик вернулся на военную службу. 14 августа 1914 г. он прибыл на фронт в эскадрилью HF.7, вооруженную «Анри Фарманами» 20-й серии, но летал не на них, а на персональном «Блерио» XI. Осенью 7-я эскадрилья пересела на «Морис Фарманы» MF.7. Пегу, скорее всего, тоже довелось на них полетать, но его основным самолетом продолжал оставаться «Блерио», к которому позже добавился «Моран» L.
С самого начала войны персональным механиком Пегу стал солдат Леон Лерандю (Léon Lerendu), следовавший за ним из части в часть. Для французской авиации такая практика была обычным делом, равно как и то, что со своими механиками летчики летали в бой чаще, чем со специально обученными наблюдателями. Сначала экипаж Пегу – Лерандю выполнял только задания по разведке, но с конца сентября они стали летать и на стрелометание, а немного позже в арсенал их средств поражения вошли бомбы.
7 ноября 1914 г. Пегу произвели в сержанты. Примерно в то же время на его «Моране» появилась пулеметная установка. Даже сам по себе авиационный пулемет по тем временам был редкостью, а способ его установки и обусловленная им тактика применения делали машину Пегу уникальной: на фюзеляже за пилотским креслом была возведена высокая пирамида с кавалерийским «Гочкисом» на вершине. Пулемет традиционно был подвижным и им по-прежнему оперировал наблюдатель, но теперь он стрелял только вперед и вверх – система была рассчитана на атаку в «истребительном» стиле.
Впервые установку опробовали в деле 25 ноября, но результат разочаровал: пулемет намертво заклинило после первых же выстрелов. Тем не менее, летчик продолжил бой. Его демонстративные атаки заставили противника обратиться в бегство, но затем начались перебои в работе двигателя, и преследование пришлось прекратить.
Воздушный бой 18 января оказался более успешным, но все же недостаточно «завершенным»: неприятельский самолет не рухнул на землю, а совершил вынужденную посадку. В середине месяца летчик был произведен в аджюданы, а 25 января его перевели в эскадрилью MF.25, летавшую на «Морис Фарманах» MF.7 и MF.11. Пегу и Лерандю, однако, пришли туда вновь со своей техникой: «Блерио» использовался для полетов на ближнюю разведку, а «Парасоль» для дальней разведки, воздушного боя и бомбометания.
5 февраля 1915 года Пегу и Лерандю отправились в очередной боевой вылет на разведку и, в случае встречи с врагом, расчистку воздуха. Следуя по маршруту, они заметили германский «Таубе» и атаковали его. Немецкий пилот попытался бежать, но вскоре его изрешеченная пулями машина устремилась к земле. Затем появилась пара «Авиатиков». Пегу сблизился с новым противником, механик открыл огонь, и после нескольких попаданий немец вышел из боя пикированием. После этого французы снова набрали высоту и атаковали второй германский разведчик, вынудив его совершить посадку.
За этот бой Пегу был награжден Военной Медалью. В представлении к награде говорилось о двух сбитых и одном принужденном к посадке, но в более поздних документах все три «боша» стали фигурировать как сбитые. Три победы в одном бою и по позднейшим стандартам были событием не рядовым, а тогда это был просто беспрецедентный случай, хотя засчитанные результаты этого боя на деле чрезмерно оптимистичны и не находят подтверждения в списках немецких потерь.
В день своего «звездного» боя Пегу получил приказ о переводе в MS.37, и на следующий день прибыл к новому месту службы, не забыв прихватить с собой старый «Блерио», что скорее говорит о сентиментальности пилота, чем о боевых возможностях устаревшего аэроплана.
2 апреля (по другим данным, 3 апреля) француз провел еще один успешный бой, атаковав два германских аппарата, проводивших разведку в ближнем тылу союзных войск. Первый со снижением ушел на свою территорию, а второй рухнул на нейтральной полосе меж двух линий траншей.
18 апреля Пегу и Лерандю убыли в Париж за новым назначением, а 22-го явились на аэродром MS.49. 28 апреля, выполняя разведывательный полет над линией фронта, они встретили своего немецкого «коллегу». Пегу спикировал на противника, но тот, не приняв боя, предпочел уйти под защиту своих зениток. Затем был замечен еще один разведчик, и на этот раз атака французов оказалась более успешной: хотя пулемет отказал после первого же выстрела, немецкий летчик пошел на посадку. Позже в документах этот принужденный к посадке самолет тоже превратился в «уничтоженный», уже пятый по счету. Таким образом, Пегу стал первым в истории летчиком-асом, хотя это значение для слова «туз» придумали позднее.
В мае 49-я эскадрилья получила первые серийные «Ньюпоры»-10, которые в будущем должны были заменить «Мораны» во всех эскадрильях MS. Самый первый был закреплен за Адольфом Пегу. Он относился к модификации AR (кресло наблюдателя перед пилотом и круглый вырез в центроплане), что позволило легко разместить на нем пулемет, поставив его перед летчиком и направив сквозь вырез под углом вверх. Необходимости брать в бой «пассажира» больше не было.
11 июля Пегу отчитался об очередном бое: «Был замечен «Авиатик»… Вылетел на перехват и вскоре нашел его. Попытался ложными атаками загнать его на нашу сторону фронта, но безуспешно, он продолжил полет вдоль траншей. Тогда я спикировал и зашел под него, стрелок открыл огонь, но неудачно, ему мешал собственный фюзеляж. Пытался держаться непосредственно под противником, следуя за всеми его маневрами. Задрал нос и с 50 метров открыл огонь, целясь по точке чуть сзади мотора ... После десятого выстрела «бош» опустил нос, пламя пошло по фюзеляжу…» Из немецких документов следует, что он сбил самолет из F.Fl.Abt.48.
25 июля Пегу произвели в су-лейтенанты. В конце лета он сменил свою прежнюю «десятку» на самолет того же типа, но выполненный в варианте классического истребителя: с одноместной кабиной и горизонтально направленным пулеметом над верхним крылом.
Несмотря на более совершенную технику, удача от летчика отвернулась. Он провел несколько безрезультатных боев, а 28 августа очередной немецкий разведчик встретил его атаку меткой очередью, так что французу пришлось пикированием уходить на свою сторону фронта, теряя бензин из пробитого бака. В тот раз все обошлось, но в следующем воздушном бою утром 31 августа Пегу был убит пулей в сердце. По иронии судьбы сбивший его самолет из F.Fl.Abt.48 пилотировал унтер-офицер Вальтер Кандульски (Walter Kandulski), который в свое время был одним из курсантов Пегу в школе Блерио.
Комментарии к данной статье отключены.