С 1921 по 1923 гг. авиация Соединённых Штатов Америки потопила у своих берегов целую эскадру боевых кораблей практически без потерь со своей стороны, и всё это — в мирное время! Предшествующие этому и последующие события бурно обсуждались конгрессом, гражданскими и военными чиновниками, прессой и обывателями. Виной всему стал один человек, наделённый амбициями, обаянием, энергией и неуживчивостью. При жизни он не смог осуществить свою мечту, но сдвинуть с места государственную и военную машины США ему удалось. Воспользуемся историей Уильяма Митчелла как зеркалом, чтобы познакомиться с некоторыми нюансами становления ВВС США.
От малого к большому
Самолётами американская Армия заинтересовалась раньше своих коллег из других стран: в 1907 году Корпус связи (Signal Corps, кроме связистов и сигнальщиков к нему были приписаны воздухоплаватели) создал подразделение (Aeronautical Division), которое стало заниматься «воздушными системами». В августе 1909-го в Корпусе связи появился свой военный самолёт и два пилота. В 1913 году в американскую военную авиацию пришёл и наш герой: в Дивизион из штаба Корпуса связи на командную должность перевёлся майор Уильям Митчелл (William L. Mitchell).
В июле 1914 года статус армейской авиации повышается до «Секции» — ASSC (Aviation Section Signal Corps). При этом Aeronautical Division становился канцелярией Секции при штабе Армии. Самолёты (6 аппаратов) и личный состав (12 офицеров и 54 военнослужащих) были сведены в 1-ю эскадрилью. И армейское командование, и Корпус связи видели в авиации только обузу и поставили вопрос о выделении её в самостоятельную силу. Против такого шага выступил Митчелл — ведь круг задач, которые могла выполнить авиация на то время, ограничивался разведкой и курьерской службой, то есть вписывался в функции Корпуса. В 1911 году ВМФ создаёт свою авиацию.
Если морская авиация развивалась довольно бурно (испытывались корабельные катапульты, проводились продолжительные полёты), то что делать со своей, Армия не знала. Командиры на местах неохотно разрешали своим офицерам отлучаться учиться на авиаторов. С авиационной техникой тоже были проблемы. И тут в Европе вспыхивает большая война. Вскоре в отчётах американских военных наблюдателей появляются сообщения об эффективном применении авиации и дирижаблей воюющими сторонами, а американские лётчики-добровольцы становятся примером для молодёжи на родине.
Митчелл по долгу службы и по собственной потребности читает отчёты американских наблюдателей в Европе, и за год у него формируется новое отношение к авиации, теперь как к оружию. Он пишет записку, в которой рекомендует усилить авиацию, оснастить её бомбардировщиками и сделать «второй» линией обороны США после ВМФ. В 1916 году кроме двух авиационных эскадрилий (одна находилась в Мексике) планировалось подготовить 7 армейских эскадрилий, 12 для национальной гвардии и 5 для береговой обороны. Только вот авиапромышленность США не могла быстро оснастить самолётами даже эти небольшие силы, а был ещё и Флот.
В 1916 году Митчелла назначают временным руководителем Секции. Его не узнать: если в 1914 году он говорил, что после тридцати поздно жениться и становиться лётчиком, то осенью 1916-го он тратит огромную по тем временам сумму в 1500 долларов, чтобы научиться летать.
Весной 1917 года Митчелла направили наблюдателем в Европу, и он прибыл во Францию практически к моменту вступления США в войну. Французы предоставили Митчеллу самолёт, на котором он совершил облёты различных участков фронта (сначала в кабине летнаба, а затем самостоятельно), знакомясь с командирами Союзных войск.
Вскоре в Европу были направлены экспедиционные силы (АEF) под командованием генерала Дж. Першинга (J.J. Pershing). Он вывел авиацию из-под контроля Корпуса связи и назначил Уильяма Митчелла одним из трёх руководителей воздушных сил АEF, а затем начальником воздушных сил 1-й американской армии. Ему было присвоено временное звание бригадного генерала.
На этих должностях Митчелл проявил себя как энергичный, но амбициозный и несдержанный офицер и успел поссориться как со своими коллегами, так и с пехотным начальством. В Вашингтон полетели письма с требованиями отправить Митчелла назад в Штаты, но Першинг готовился к наступлению, и ему требовалась авиационная поддержка, а за полгода авиация экспедиционных сил так и не стала полноценным организмом. Элементарно не было самолётов, и американские лётчики «стажировались» в эскадрильях союзников.
В мае 1918 года военное министерство убрало авиационную секцию из структуры Корпуса связи, при этом разделив её на два ведомства: Бюро по производству самолётов и Отдел военной авиации. В августе 1918 года американцы провели у Сен-Мишеля свою первую самостоятельную операцию и получили свой первый удачный опыт взаимодействия наземных сил и авиации в крупном сражении.
На небольшом участке фронта недалеко от Вердена было сосредоточено 550-тысячное войско. Когда началась подготовка к операции, энергичный Митчелл отвечал за тактику применения авиации. Он развернул бурную деятельность, чтобы продемонстрировать Першингу свои возможности и возможности авиации. Правда, самолётов под его командованием было мало, особенно бомбардировщиков. Включив всё своё обаяние и использовав все возможные знакомства, Митчелл «одолжил» более 1000 самолётов вместе с экипажами у французов (61 эскадрилью), британцев (9 эскадрилий, в том числе тяжёлые бомбардировщики) и даже уговорил итальянцев поучаствовать своими «Капрони»; американские силы составляли 26 эскадрилий. Впервые за войну на относительно узком участке фронта было сосредоточено почти 1500 самолётов. Были намечены основные цели, розданы карты. Тяжёлым НР 0/400 предстояло в ночь перед наступлением разбомбить железнодорожные узлы и склады. Истребители должны были в первые часы завоевать превосходство в воздухе, а затем присоединиться к штурмовой авиации и атаковать траншеи; на третьем этапе, после прорыва фронта, авиация должна была обеспечить разведку и атаковать отступающего противника.
Практически всё получилось так, как задумывалось: немецкая авиация была подавлена, отступавшие немецкие войска постоянно подвергались ударам с воздуха. Удалось наладить отличную координацию между самолётами и передовыми американскими подразделениями: истребители-бомбардировщики действовали прямо «перед носом» у своей пехоты. Немецкая авиация смогла организовать сопротивление только на третий день наступления. Пришлось истребителям отказаться от штурмовок и перейти к своим «прямым» обязанностям.
Находясь в Европе, Митчелл изучил французскую и британскую тактики применения авиации, и ему больше импонировала наступательная британская, где практически все самолёты могли выполнять роль бомбардировщиков. Митчелл плотно контактировал с командующим Королевским лётным корпусом (RFC) Хью Тренчардом (Hugh Trenchard), набрался от него «сепаратистских» идей о главенствующей роли авиации, которую требуется сделать самостоятельной силой в структуре вооружённых сил. Британцы в 1918 году так и поступили, объединив армейскую и морскую авиации и создав Королевские Воздушные Силы (RAF).
Авиация по остаточному принципу
В 1919 году в Вооружённых силах была проведена демобилизация, в армейской авиации численность офицерского состава сократилась в 18 раз, военнослужащих — в 22 раза. С окончанием войны Митчелл рассчитывал занять пост директора AAS и провести соответствующие реформы, но ставший к этому времени начальником штаба Армии Першинг назначил на эту должность своего приятеля артиллерийского генерала Ч. Менахера (Charles T. Menoher), Митчелл стал его третьим замом и руководителем учебно-оперативной группы. Он через голову начальства посылает конгрессу проект по созданию Министерства авиации, равное Военно-морскому и Военному министерствам, которое бы контролировало деятельность военной авиации, в том числе коммерческую, авиапочтовые перевозки и заказы на новую технику. Ни руководству Армии, ни командованию Флота «конкурирующая фирма» была не нужна: военный бюджет мирного времени лучше делить на две части, чем на три.
В 1920 году авиационные ведомства объединяются в единое самостоятельное подразделение Армии — AS USA (Air Service United States Army) или просто AAS (Армейская Авиационная Служба).
Проект Митчелла обсуждался в конгрессе, была создана комиссия, в которую вошли пехотные и артиллерийские генералы, написавшие соответствующее их отношению к авиации предложение. Нужно отметить, что руководство ВМФ вполне адекватно оценивало значение авиации в войне. Оно видело, какую угрозу могут представлять боевые самолёты для кораблей, поэтому поощряло оснащение флота авиационным и противовоздушным вооружением. Все военно-морские учения проводились с обязательным участием морской авиации и дирижаблей. В отличие от британцев, Флот всячески препятствовал объединению авиаций, разумно предполагая, что в отрыве от флотской специфики новая структура не сможет оперативно и адекватно реагировать на нужды Флота, замкнётся «на себя». Американская Армия «колебалась» в этом вопросе. «За» были сами авиаторы, армейское командование не моделировало перспективы развития авиации. Её вполне устраивала существовавшая структура, когда бомбардировочная авиация была выделена в отдельную группу, подчинявшуюся генштабу, а армейским корпусам придавались истребительные эскадрильи и самолёты наблюдения.
Митчелл решает привлечь на свою сторону общественность и прессу. Он начинает рекламную компанию, разъезжая по стране с лекциями и давая интервью газетчикам. Так как Митчелл был «армейским», главным противником объединения авиаций выступал ВМФ, ему и «досталось» первому. В своих статьях и выступлениях Митчелл заявляет, что самолёты способны потопить любой линкор. Это высказывание стало популярным, газетчики издевались над моряками, предлагая пари. Флотские офицеры не считали публичное обсуждение военных проблем правильным и нужным делом. Флот не имел ни своего «лобби» в СМИ, ни своего агентства по связи с общественностью.
Почувствовав поддержку, Митчелл предложил провести совместные испытания: Флот предоставляет корабль-мишень, армейская авиация — бомбардировщики. Поднявшийся «шум» сделал своё дело: военный министр попросил военно-морское министерство провести такие испытания. Министр флота с ходу ответил, что у Флота нет «лишних» линкоров для потопления, пресса выставила это как боязнь моряков осрамиться, и Митчелл стал победителем в глазах общества. Теперь это раззадорило министра флота Дэниелса, и он необдуманно заявил, что авиация не способна топить линкоры, Флот согласен провести испытания, а сам Дэниелс во время атаки будет стоять на мостике корабля-цели. У министра были основания для такого заявления: за всю войну авиабомбами не было потоплено ни одного корабля. На севший на мель крейсер «Гебен» англичане сбросили 270 бомб, прежде чем он снялся с мели и ушёл своим ходом.
Насчёт отсутствия кораблей-мишеней министр был не совсем прав. Действительно, за год до этих событий уже проводились учения с боевыми стрельбами и бомбардировкой двух старых линкоров «Индиана» и «Массачусетс», которые были потоплены. Эксперименты с «Индианой» включали в себя подрывы зарядов различной мощности в воде на разной глубине и расстоянии от днища линкора. Кроме того, заряды подрывались на палубе. В эксперименте приняла участие морская авиация: лётчики тренировались в точности бомбометания практическими бомбами. Тогда Митчелл был наблюдателем со стороны Армии и позже высмеял показную бомбардировку «Индианы». Дэниелсу отвертеться не удалось: по Версальскому договору США передавались некоторые военные корабли и подлодки Германии. После самозатопления германского флота в Скапа-Флоу американцам достались линкор «Остфрисланд», крейсер «Франкфурт», 3 миноносца и 6 подводных лодок. Вот эти немецкие корабли, а также радиоуправляемый линкор-мишень «Айова» и решили подвергнуть бомбардировке.
Программу учений, названных «Проект Б», обсудил межведомственный совет Армии и Флота Joint Army Navy Board, созданный президентом Т. Рузвельтом ещё в 1903 году именно для решения спорных вопросов между этими структурами. У каждой из сторон были свои ожидания от предстоящего действия. Морские специалисты планировали бомбить последовательно, разными типами бомб, от малых до самых больших, после каждой серии обследовать и фиксировать повреждения для учёта при проектировании будущих кораблей. А вот пресса и обыватели просто хотели знать, могут ли «самолёты по 30 тысяч долларов потопить линкор за 40 миллионов», и можно ли будет меньше тратить денег на оборону. Многие, особенно пресса, относились к предстоящему действию как к спортивному состязанию.
Началось формирование 1-й временной воздушной бригады, командовать которой, естественно, поручили Д. Митчеллу. На авиабазе в Лэнгли он собрал лучшие экипажи и самолёты: бомбардировщики Martin NBS-1, НР 0/400, DH-4B. Консультировал пилотов бывший военный лётчик Русской императорской авиации А. Северский. В частности, он подсказал, что корабль быстрее потонет, если бомбы взорвутся в воде рядом с бортом («ближний промах»). Были изготовлены авиабомбы калибром в 2000 фунтов. На площадке полигона нанесли силуэт немецкого линкора в плане, и лётчики смогли потренироваться, сбрасывая небольшие бомбы. Флот выставил экипажи на летающих лодках F5L и NC, участвовала и авиация Корпуса морской пехоты.
В мае 1921 года была проведена конференция всех участников, где их ознакомили с планом предстоящих учений. Было заявлено, что целью учений является техническая сторона: определение ущерба от различных бомб при бомбардировке различных целей, а не тактика применения авиации. «Морская» сторона настояла, чтобы мишени были выставлены в Чесапикском заливе на удалении 50 миль от берега, где глубины позволяли, во-первых, поставить мишени на якорь, а во-вторых, потопленные корабли не мешали бы судоходству.
Когда в 1911 году в Чесапикском заливе на мелководье, недалеко от места предстоящего эксперимента, береговой артиллерией был потоплен старый броненосец «Техас», ВМФ пришлось выплатить местным мореходам 100 000 долларов компенсации за созданную помеху.
Против небольших кораблей требовалось использовать бомбы калибра менее 600 фунтов, бомбы в 2000 фунтов разрешалось сбрасывать только по две в серии. Митчелл был этим очень недоволен, не нравилось ему и положение о том, что после каждой серии бомбардировок к мишеням выходит комиссия с целью определения ущерба. То есть каждый раз самолёты должны были возвращаться на базу. Бросать инертные бомбы на «Айову» он вообще отказался. В качестве компромисса Митчеллу разрешили потопить эсминец так, как ему вздумается. Ещё его возмутило, что учениями будет руководить флотский адмирал, по закону он не имел права командовать армейцами. В ответ сослались на особый случай. Не прошло предложение Митчелла использовать боевые торпеды — оно выходило за рамки программы экспериментов. Были уточнены места базирования авиации, расположение спасательных кораблей, условия радиосвязи, сигналы и т.д.
«Чесапикский эксперимент» начался 13 июля 1921 года. С борта штабного судна за событиями наблюдала масса народа: здесь были военный министр Д. Уикс, флотский секретарь Денби, начальник штаба Армии Першинг, начальник AAS Менахер, конструктор Г. Мартин, сенаторы, иностранные наблюдатели. С малыми кораблями и лодкой справились быстро, 21 июля настала очередь «Остфрисланда». Сначала «моряки» сбросили 33 250-фунтовые и 8 550-фунтовые бомбы. «Армейцы» добавили 11×600-фунтовых. Ни одна бомба не пробила бронепалубу, но от гидроударов корабль стал набирать воду. На следующий день бомбёжки повторились — к этому времени «Остфрисланд» успел погрузиться на 3 м. «Мартины» сбросили сначала 1100-фунтовые бомбы, 3 из них попали в корабль, но не пробили палубу. И тогда Митчелл пошёл ва-банк: он приказал подвесить все шесть 2000-фунтовых бомб и, пока флотские не успели высадиться на линкор для осмотра, провёл бомбардировку. Ни одна бомба не попала в корабль, но от близких взрывов он стал быстро набирать воду и затонул.
Не обошлось и без происшествий. В разгар бомбардировки в Вашингтон вылетел один из армейских офицеров — капитан Дуглас. Самолёт, на котором он летел, столкнулся с группой бомбардировщиков прямо над затонувшим «Техасом». Самолёт Дугласа упал в воду, офицер погиб. Было и продолжение этого инцидента: Митчелл попросил морское командование поднять тело Дугласа, и к «Техасу» направили группу водолазов. А армейские лётчики как раз решили отсалютовать своему погибшему коллеге, сбросив на «Техас» бомбы! Водолазы не пострадали, но были в шоке. Ещё три самолёта совершили вынужденную посадку на воду, но экипажи были спасены.
После такой «славной победы» авиаторы устроили грандиозную вечеринку в офицерском клубе. Затем Митчелл повёл группу бомбардировщиков на Нью-Йорк и сымитировал бомбёжку Манхеттена. После приземления на ближайшем аэродроме Митчелл выступил перед журналистами и похвастался своими достижениями. Дальше группа отправилась в турне по городам Америки, повторяя имитацию бомбёжки, и каждый раз Митчелл выступал с крамольными речами. Досталось и Флоту: группа «атаковала» академию ВМС в Аннаполисе.
После такой показательной порки, когда вся страна обсуждала победу Митчелла (газетчики вспомнили обещание министра Дэниелса находиться на борту линкора-мишени), Флот стал более сговорчивым и разрешил продолжить эксперименты, выставив на растерзание ещё три линкора. В сентябре 1921 года состоялась бомбардировка линкора «Алабама». «Работала» только армейская авиация. В первый день использовали химические бомбы с газом и белым фосфором, также была проведена ночная бомбардировка с применением осветительных бомб.
На следующий день манёвры начались с атаки мишени истребителями-бомбардировщиками, которые огнём пулемётов и сбросом 25-фунтовых бомб имитировали подавление системы ПВО корабля. Затем двухмоторные бомбардировщики «отработали» бомбами калибра 300 и 1100 фунтов. В корабль попали две «трёхсотки», не причинившие ему особого вреда. На третий день были сброшены только тяжёлые бомбы в 1100 и 2000 фунтов. Корабль получил повреждения корпуса и начал погружаться. Вдобавок была перебита якорная цепь и «Алабаму» отнесло на мелководье к «Техасу», где корабль через пару дней сел на дно. Митчелл торжествовал, но моряки опять зудели, что в настоящем бою всё было бы по-другому, а экипаж смог бы откачать воду и заделать пробоины.
В 1923 году бомбардировщики Митчелла потопили ещё два линкора — «Нью Джерси» и «Вирджинию». Их поставили на якорь у мыса Гаттерас, самолёты взлетали с Лэнгли и преодолевали 175 миль до цели — практически на пределе своего радиуса действия. Имея за спиной опыт потопления «Остфрисланда» и «Алабамы», лётчики старались сбрасывать тяжёлые бомбы рядом с бортами кораблей. Такая тактика принесла плоды: обе жертвы затонули довольно быстро.
Авиация показала свои возможности, и Митчелл надеялся, что теперь создание самостоятельных ВВС уже не будет тормозиться в верхах, но этого опять не произошло. Он пишет 324-страничный доклад по итогам экспериментов «Крылатая оборона» и передаёт его генералу Менахеру. Тому отчёт не понравился, и он положил его в стол, но Митчелл отправил копию в газеты. Взбешённый генерал Менахер просит военного министра Д. Уикса урезонить подчинённого, и когда этого не случилось, подаёт в отставку. Вместо него начальником AAS становится генерал-майор Мейсон Патрик (M. Patrick). Он в войну возглавлял вместе с Митчеллом авиацию экспедиционного корпуса, имел лётную квалификацию, но авиационный «сепаратизм» не поддерживал.
Опальный генерал
Вся эта шумиха вокруг авиации заставила военного министра создать в 1923 году «совет Ласситера» (по фамилии его председателя бригадного генерала У. Ласситера) для выработки политики в этом направлении. Совет высказался за укрупнение авиационной составляющей Армии и увеличения ассигнований. Была разработана десятилетняя программа, которую президент США Кулидж так и не принял. Он ратовал за сокращение военных расходов, и на просьбу выделить больше средств на новые самолёты пошутил: «Зачем строить много самолётов, достаточно одного — и пусть лётчики летают по очереди».
Теперь уже Патрик стал жаловаться на пренебрежение нуждами авиации, и конгресс поручает совету Ламперта провести слушания. На них с резкой критикой армейского и флотского руководства выступил приглашённый Митчелл. Он в 1924 году побывал с инспекцией на Западном побережье, в том числе и в Перл-Харборе, и тамошняя ситуация его сильно разозлила. Вдобавок к этому в 1925 году у флотской авиации произошли две крупные неприятности: сначала над Тихим океаном исчез гидросамолёт, затем произошло крушение флотского дирижабля «Шенандоа», так что Флоту от Митчелла досталось с лихвой. Он говорил, что «доверить развитие авиации Армии или Флоту так же разумно, как возложить разработку электрических ламп на свечную фабрику».
Вся эта публичная критика послужила поводом понизить Митчелла в звании до полковника и отправить служить в учебную часть в Техасе. Только он и после этого не угомонился, даже обозвал всех, кто с ним не был согласен, «врагами государства». Теперь уже президент Кулидж потерял терпение и назначил военный суд по делу строптивца. 17 декабря 1925 года суд присудил Митчеллу 5 лет получать половину зарплаты на своей должности в Техасе. Тот обиделся и подал в отставку. Чтобы как-то успокоить военных и общественность, президент Кулидж создал совет под председательством банкира Морроу, который в конце концов оставил всё как было, только посоветовал переименовать «Службу» в «Корпус», и с начала 1926 года армейская авиация стала называться Army Air Corps (ААС).
После этих бурных событий до конца 1930-х годов ААС вёл неспешную жизнь в полном соответствии с изоляционистской внешней политикой США. В 1934 году президент Ф. Рузвельт санкционирует очередную — пятнадцатую комиссию по вопросу развития авиации и выделения её в самостоятельный род войск. И эта комиссия оставляет всё как было. Один из её членов гражданский пилот Д. Дулиттл отказывается подписывать выводы комиссии, а на вопрос корреспондентов о причине заявил почти словами Митчелла: «Страна однажды заплатит за глупость тех, кто был в этой комиссии. Они знают о будущем авиации столько же, сколько о письменности ацтеков».
В апреле 1942 года Дулиттл возглавил знаменитый рейд группы бомбардировщиков В-25 на Японию.
В 1935 году начальником штаба ААС назначается бригадный генерал (затем генерал-майор) Ф. Эндрюс (F. Andrews). Когда в 1939 году он опять поднял вопрос о самостоятельности ВВС, его тут же понизили в звании до полковника и перевели командовать авиабазой. Только в 1947 году президент Г. Трумэн подписал закон о создании независимых Военно-Воздушных Сил США — US AF.
Возможно, Митчелл выступал как пророк будущего могущества авиации, некоторые даже считали его мучеником за идею. Во всяком случае, бомбардировщик В-25, созданный в 1939 году, был в его честь наречён «Митчелл».
Комментарии к данной статье отключены.