Представьте себе укрепленный, укомплектованный мощнейшими орудиями форт, который имеет возможность перемещаться с одной точки фронта на другую. Поддержать атаку или укрепить оборону, эвакуировать личный состав или своевременно доставить подкрепление – со всеми этими и многими другими задачами справлялась машина, о которой будет рассказано в этой статье. Итак, самая мощная наземная боевая единица 30-х годов прошлого века – бронепоезд.
Их сравнивали с боевыми кораблями и называли сухопутными линкорами: обладая ужасающей огневой мощью и толстой броней, эти представители военной техники могли сыграть решающую роль в любом сражении.
К тому времени, как разгорелся огонь Первой мировой войны, по нескольку бронепоездов уже состояло на вооружении практически всех европейских стран. Поначалу тяжелые бронепоезда использовались для транспортировки дальнобойных крупнокалиберных орудий, при помощи которых штурмовали фортификационные укрепления. Лишь позднее бронированные железнодорожные составы стали применяться как самостоятельные боевые единицы.
Первая мировая война наглядно продемонстрировала все плюсы и минусы бронепоездов. С одной стороны, тяжело бронированный монстр, сопоставимый по огневой мощи с артиллерийской батареей, в качестве поддержки боевых частей представлял серьезную угрозу, но только в пределах прилегающей к железнодорожным линиям полосы.
Очевидно, что войска, оторванные от железнодорожных коммуникаций, не могли получить поддержки «с рельс», так что применение данной техники можно было легко ограничить: достаточно было вывести из строя пути, которые ни один противник не решится восстанавливать под плотным артиллерийским огнем.
Впервые для военных целей поезда применили во времена Гражданской войны в США. Но концепция бронированного боевого железнодорожного состава на практике была реализована еще раньше – в Австрии в 1848 году. В дальнейшем идея получила развитие и эксплуатировалась армиями всех стран с развитой железнодорожной инфраструктурой на протяжении первой половины XX века. Во второй половине столетия о самоходных крепостях вспоминали гораздо реже.
В России расцвет бронепоезда как боевой машины пришелся на Гражданскую войну, что было обусловлено усиленной борьбой за контроль над железнодорожным сообщением, большой территорией боевых действий и фактическим отсутствием четких линии фронтов. В результате военных действий во время Гражданской войны Красная армия получила колоссальный опыт применения бронепоездов. Часть составов досталась коммунистам от императорской армии, но, несмотря на это, было развернуто массовое производство новых и переоборудование гражданских составов для участия в боях. В начале Второй мировой войны при разработке плана вторжения в СССР возник один интересный казус, ограничивший применение немецких бронепоездов на российской территории. Ширина железнодорожной колеи по европейским стандартам в то время составляла 1435 мм, а в СССР – 1524 мм, что делало необходимым инженерное вмешательство в конструкцию всех моделей бронепоездов. Учитывая данный факт и то, что переделка составов под советскую колею происходила в спешке, использование их Германией было не особенно продуктивным. Лишь к 1942 году немецкое командование смогло довести до ума конструкции своих бронепоездов, после чего они стали полноценными боевыми единицами, однако к тому времени решающую роль в наземных боях стала играть мобильность, поэтому внимание враждующих сторон было сконцентрировано на производстве и совершенствовании танков.
Самым интересным и в некотором смысле забавным стал проект бронепоезда, разработанный в Канаде. В 1944 году, когда появилась угроза вторжения японцев, был собран бронепоезд, призванный охранять железные дороги Британской Колумбии. В его конструкции сначала использовался двигатель от дирижабля, который затем заменили на судоходный дизель.
Еще недавно самоходные броневагоны использовались полицией ЮАР для патрулирования железнодорожных путей. Всем известна характерная особенность африканского континента – любовь к подрывным средствам. Это не могло не отразиться на конструкции – вагон получил днище V-образной формы и два клювообразных капота для рассеяния взрывной волны.
Последний известный факт использования бронепоезда в вооруженном столкновении случился во времена гражданской войны в Югославии (1991–1995). Это были чуть ли не кустарно произведенные машины, оснащенные образцами вооружения времен Второй мировой войны, и использовались они как сербами, так и хорватами. Также стоит отметить факт применения бронепоездов российской армией во времена Чеченской войны: тогда для охраны протяженных железнодорожных путей был собран бронепоезд «Козьма Минин».
Источник: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pancierovy_vlak-Zvolen.jpg?uselang=ru
Автор: Martin Hlauka (Pescan) 13:39, 11 Jun 2005 (UTC)
Комментарии к данной статье отключены.