• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    38

    Четвёртый "панцер": от создания до 1941 года

    • ВМВ
    • танки
    • Германия
    Алексей Стаценко
    19 July '15

    Версальский договор запрещал Германии разрабатывать и приобретать бронетехнику наступательного характера, без которой о мощной армии можно было забыть. Но жаждавшие реванша представители немецкой элиты нашли способ обойти эти ограничения. В 1925 году немецкие компании Krupp, Rheinmetall-Borsig и Daimler-Benz приступили к тайной разработке прототипов средних танков, которые в целях конспирации проходили по документам как «большие трактора». Через десять лет эти изыскания привели к появлению Panzerkampfwagen IV – самого массового танка в истории Третьего рейха.

    Машина для батальонных командиров

    Новые трёхбашенные машины Nb.Fz.V и Nb.Fz.VI, созданные компаниями Rheinmetall-Borsig и Krupp, военных не устроили (ещё на стадии сборки прототипов они подвергли сомнению целесообразность многобашенной компоновки). Другой проект, однобашенный BW (Bataillonsführerwagen – «машина командующего батальоном», также встречается обозначение Begleitwagen – «машина сопровождения») под индексом «VK 2001(Rh)» или «Rh-B», разрабатывался компанией Rheinmetall-Borsig и продвигался крайне медленно.

    В связи с этим в январе 1934 года Управление вооружений сухопутных сил постановило разместить среди немецких компаний заказы сразу на три однобашенных машины: лёгкого танка LaS 100 с 20-мм автоматической пушкой (будущего Pz.II), танка для командиров рот – Zugführerwagen (ZW) с 37-мм пушкой (будущего Pz.III), и, наконец, танка командира батальонов – Bataillonsführerwagen (BW) с 76-мм вооружением (будущего Pz.IV).

    ​Прототип BW компании Rheinmetall-Borsig, 1935 год Источник – militaryphotos.net - Четвёртый "панцер": от создания до 1941 года | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Прототип BW компании Rheinmetall-Borsig, 1935 год
    Источник – militaryphotos.net

    Для среднего танка BW устанавливался лимит веса в 18 т, а его бронирование должно было находиться в пределах от 30 (для лобовых бронедеталей) до 15 мм (для кормовых бронедеталей). Вооружение танка должно было состоять из 75-мм пушки KwK L/24 и одного или двух 7,92-мм пулемётов MG-34.

    Техническое задание получили компании Rheinmetall-Borsig, Krupp, MAN и Daimler-Benz. Победил «крупповский» проект VK 2001(K).

    Конструкторы Krupp предложили использовать индивидуальную торсионную подвеску из шести опорных катков, расположенных в линейном порядке. Однако военные чиновники Третьего рейха посчитали торсионную подвеску слишком сложной для немецкой промышленности, поэтому конструкторам Круппа предложили взять ходовую часть от VK 2001(Rh), использовавшую пружинную подвеску и восьмикатковую схему с объединением катков в тележки (по четыре на каждый борт). «Крупповцы» согласились с использованием восьмикатковой схемы, но в качестве упругих элементов предложили использовать листовые рессоры. В верхней части гусеницы они установили четыре поддерживающих ролика вместо трёх у VK 2001(Rh). Гусеницы набирались из 101 трака Kgs 61/360/120 шириной 360 мм и шагом в 120 мм.

    ​Begleitwagen II (K) – прототип Pz.Kpfw.IV компании Krupp. Рисунок с упаковки сборной модели Источник – pinstake.com - Четвёртый "панцер": от создания до 1941 года | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Begleitwagen II (K) – прототип Pz.Kpfw.IV компании Krupp. Рисунок с упаковки сборной модели
    Источник – pinstake.com

    Прототип танка изготовили в 1935 году на заводе Krupp в Эссене. После этого конструкторы несколько раз меняли схему бронирования в угоду весовым ограничениям. Несколько раз сменялось и название машины, пока в апреле 1936 года новый средний танк не получил окончательное обозначение – Panzerkampfwagen IV (сокращённо – Pz.Kpfw.IV). В сквозной нумерации военной техники машина получила индекс «Sd.Kfz.161».

    Новый танк повторял компоновку, являвшуюся классической для серийной гусеничной бронетехники Третьего рейха (с передним расположением трансмиссии и задним – моторного отделения). Слева от трансмиссии находилось место механика-водителя. Чтобы забронировать для него достаточное пространство, конструкторы вынесли левую сторону подбашенной коробки несколько вперёд, в результате чего лобовая бронедеталь коробки приобрела характерную изломанную форму. Зато теперь над местом механика-водителя образовывалась своеобразная бронированная рубка, в крыше которой монтировался двухстворчатый эвакуационный люк с отверстием для пуска сигнальных ракет.

    ​Корпус танка Pz.Kpfw.IV Ausf.A в сборочном цехе. Хорошо заметен излом лобового листа Источник – panzerpunkt.info - Четвёртый "панцер": от создания до 1941 года | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Корпус танка Pz.Kpfw.IV Ausf.A в сборочном цехе. Хорошо заметен излом лобового листа
    Источник – panzerpunkt.info

    Наблюдение за дорогой водитель осуществлял через смотровую щель в лобовой бронедетали подбашенной коробки, которая снаружи защищалась простой откидной заслонкой, а изнутри – стеклянным триплексом. Над ней размещался перископический бинокулярный смотровой прибор K.F.F.1, который выводился в два отверстия в крыше корпуса (если он был не нужен для обзора, водитель мог сдвинуть его вправо).

    Место механика-водителя оборудовалось рычагами управления и приборной доской с набором приборов и приспособлений, необходимых для управления танком. Помимо спидометра, тахометра, датчиков температуры, уровней бензина и воды, на ней крепился индикатор положения башни, состоявший из двух лампочек. Они предупреждали о развороте башни на тот или иной борт, чтобы водитель не повредил ствол орудия.

    Справа от трансмиссии помещалось место стрелка-радиста. В лобовой бронедетали подбашенной коробки для него монтировался курсовой 7,92-мм пулемёт MG-34 (в шаровой установке). Рация устанавливалась на специальном стеллаже, который расположили над трансмиссией. В крыше рубки над местом стрелка-радиста также находился его персональный эвакуационный люк той же конструкции, что и люк механика-водителя. Стрелок мог наблюдать за дорогой через прицел своего пулемёта, к тому же с правой стороны в бортовой броне подбашенной коробки располагался лючок со смотровой щелью.

    ​Место стрелка-радиста Источник – serkoff.narod.ru - Четвёртый "панцер": от создания до 1941 года | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Место стрелка-радиста
    Источник – serkoff.narod.ru

    Для доступа к механизмам поворота, бортовым передачам и тормозам в верхней лобовой бронедетали корпуса монтировались два характерных прямоугольных лючка. Между ними находился бронированный люк доступа к трансмиссии с наружной стороны, крепившийся к лобовой бронедетали десятью болтами. Внутри корпуса слева от фрикциона устанавливался вентилятор, охлаждавший бортовые передачи и тормоза.

    В боевом отделении располагались три остальных члена экипажа. Место командира танка находилось почти на продольной оси машины в кормовой части башни под командирской башенкой. Наводчик располагался по левую сторону от орудия, а заряжающий – по правую. Интересной особенностью Pz.Kpfw.IV было смещение его башни влево от оси машины на 8 см, а двигателя – на 15 см вправо. Это позволяло разместить в правой части корпуса больше снарядов первой очереди, которые заряжающему было удобно подавать к казённику пушки. Поворот башни осуществлялся за счёт электрического привода.

    ​Место наводчика Источник – serkoff.narod.ru - Четвёртый "панцер": от создания до 1941 года | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Место наводчика
    Источник – serkoff.narod.ru

    В соответствии с тактико-техническими требованиями, основным вооружением танка была 75-мм пушка KwK 37 L/24 ярко выраженной штурмовой направленности. Клинометрический прицел позволял ей, в случае необходимости, вести огонь с закрытых позиций на дистанциях до 6200 м. Первоначально машина вооружалась одним пулемётом, который вместе с орудием размещался в спарке во внутренней орудийной маске, но позднее конструкторы добавили второй (курсовой) пулемёт. Боекомплект танка составлял 122 снаряда и 3000 патронов к пулемётам.

    Смотровые лючки с бронекрышками находились в лобовом листе башни слева и справа от орудия, а также в передних бортовых бронелистах. В прямоугольных бортовых люках прорезались смотровые щели, которые также защищались бронекрышками. Кроме того, в бортах башни располагались снабжённые бронезаслонками амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия, а в командирской башенке цилиндрической формы имелось восемь смотровых щелей для наблюдения за полем боя. С внутренней стороны всех щелей монтировались защитные триплексные стеклоблоки. В крыше командирской башенки также находился одностворчатый откидной люк, а внутри неё располагалось механическое устройство для определения курсового угла цели. Командир танка, сообщив угол наводчику, помогал тому быстро обнаружить цель по аналогичному прибору, который находился в его распоряжении.

    ​Заряжающий и командир Pz.Kpfw.IV на своих боевых местах Источник – waralbum.ru - Четвёртый "панцер": от создания до 1941 года | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Заряжающий и командир Pz.Kpfw.IV на своих боевых местах
    Источник – waralbum.ru

    В кормовом моторном отделении, которое отделялось от боевого стальной перегородкой, продольно размещался карбюраторный 12-поршневой 230-сильный (при 2600 об/мин) двигатель водяного охлаждения Maybach HL 108 TR, позволявший машине развивать скорость до 30 км/ч. Система охлаждения двигателя состояла из двух радиаторов, соединённых параллельно (они размещались с более просторной левой стороны моторного отделения, с правой находились два вентилятора). Радиаторы устанавливались под углом к горизонтали, что, по замыслу конструкторов, должно было улучшить циркуляцию воздуха, забор которого происходил через два бронированных воздухозаборника, размещавшихся по обоим бортам танка. Бензин для двигателя хранился в трёх топливных баках ёмкостью 110, 140 и 170 л, которые находились под полом боевого отделения.

    Поворотом башни управлял наводчик. Работа электродвигателей осуществлялась за счёт электрогенератора DKW, который размещался с левой стороны моторного отделения вместе с двухцилиндровым двухтактным двигателем водяного охлаждения. Глушитель этого мотора находился рядом с глушителем основной силовой установки на кормовом бронелисте танка. Вращать башню можно было и вручную – для этих целей использовался специальный штурвальчик справа от механизма вертикального наведения пушки. Существовал и второй механизм поворота башни, которым управлял заряжающий.

    ​Танки Pz.Kpfw.IV Ausf.D идут в атаку, ломая кирпичную стену. Польша, сентябрь 1939 года. Труба с расширителем над «баллоном» резонатора глушителя ближнего танка – это система выхлопа двухтактного мотора. Два других танка оснащены системой дымопуска (пока без бронекрышки) Источник – thefewgoodmen.com - Четвёртый "панцер": от создания до 1941 года | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Танки Pz.Kpfw.IV Ausf.D идут в атаку, ломая кирпичную стену. Польша, сентябрь 1939 года. Труба с расширителем над «баллоном» резонатора глушителя ближнего танка – это система выхлопа двухтактного мотора. Два других танка оснащены системой дымопуска (пока без бронекрышки)
    Источник – thefewgoodmen.com

    Радиооборудование линейного Pz.Kpfw.IV состояло из радиостанции FuG2 с УКВ-приёмником с1 и передатчиком, который передавал сигналы ключом на дальность 4 км, и голосом – на 2 км. Танки командиров взводов и выше дополнительно оснащались УКВ-радиостанциями модели FuG5 c мощностью передатчика 10 Вт, обеспечивавшими дальность связи 9 км – ключом, и 6 км – телеграфом. Для внутренней связи все Pz.Kpfw.IV оснащались танковым переговорным устройством на четверых членов экипажа (всех, кроме заряжающего). Складную штыревую антенну разместили в деревянном коробе. Чтобы не погнуть и не поломать её при повороте башни, на стволе орудия крепили специальный проволочный отражатель.

    < 1 2 3 >

    Алексей Стаценко

    История Руси · Российской империи · СССР · история фортификации · танкостроения · политэкономия и политология · кинематограф

    Самый известный автомат в мире  на Warspot.ru
    Самый известный автомат в мире
    Трубка меткого «шамана» на Warspot.ru
    Трубка меткого «шамана»
    Гиганты Страны восходящего солнца на Warspot.ru
    Гиганты Страны восходящего солнца
    Поделиться
    • 9
    • 37
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    «Выход из боя происходил самостоятельно…» на Warspot.ru
    «Выход из боя происходил самостоятельно…»
    «Двести двенадцатый» на Warspot.ru
    «Двести двенадцатый»
    «Тройки» на рессорах на Warspot.ru
    «Тройки» на рессорах
    Неуловимая «Мышь» на Warspot.ru
    Неуловимая «Мышь»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google