Версальский договор запрещал Германии разрабатывать и приобретать бронетехнику наступательного характера, без которой о мощной армии можно было забыть. Но жаждавшие реванша представители немецкой элиты нашли способ обойти эти ограничения. В 1925 году немецкие компании Krupp, Rheinmetall-Borsig и Daimler-Benz приступили к тайной разработке прототипов средних танков, которые в целях конспирации проходили по документам как «большие трактора». Через десять лет эти изыскания привели к появлению Panzerkampfwagen IV – самого массового танка в истории Третьего рейха.
Машина для батальонных командиров
Новые трёхбашенные машины Nb.Fz.V и Nb.Fz.VI, созданные компаниями Rheinmetall-Borsig и Krupp, военных не устроили (ещё на стадии сборки прототипов они подвергли сомнению целесообразность многобашенной компоновки). Другой проект, однобашенный BW (Bataillonsführerwagen – «машина командующего батальоном», также встречается обозначение Begleitwagen – «машина сопровождения») под индексом «VK 2001(Rh)» или «Rh-B», разрабатывался компанией Rheinmetall-Borsig и продвигался крайне медленно.
В связи с этим в январе 1934 года Управление вооружений сухопутных сил постановило разместить среди немецких компаний заказы сразу на три однобашенных машины: лёгкого танка LaS 100 с 20-мм автоматической пушкой (будущего Pz.II), танка для командиров рот – Zugführerwagen (ZW) с 37-мм пушкой (будущего Pz.III), и, наконец, танка командира батальонов – Bataillonsführerwagen (BW) с 76-мм вооружением (будущего Pz.IV).
Для среднего танка BW устанавливался лимит веса в 18 т, а его бронирование должно было находиться в пределах от 30 (для лобовых бронедеталей) до 15 мм (для кормовых бронедеталей). Вооружение танка должно было состоять из 75-мм пушки KwK L/24 и одного или двух 7,92-мм пулемётов MG-34.
Техническое задание получили компании Rheinmetall-Borsig, Krupp, MAN и Daimler-Benz. Победил «крупповский» проект VK 2001(K).
Конструкторы Krupp предложили использовать индивидуальную торсионную подвеску из шести опорных катков, расположенных в линейном порядке. Однако военные чиновники Третьего рейха посчитали торсионную подвеску слишком сложной для немецкой промышленности, поэтому конструкторам Круппа предложили взять ходовую часть от VK 2001(Rh), использовавшую пружинную подвеску и восьмикатковую схему с объединением катков в тележки (по четыре на каждый борт). «Крупповцы» согласились с использованием восьмикатковой схемы, но в качестве упругих элементов предложили использовать листовые рессоры. В верхней части гусеницы они установили четыре поддерживающих ролика вместо трёх у VK 2001(Rh). Гусеницы набирались из 101 трака Kgs 61/360/120 шириной 360 мм и шагом в 120 мм.
Прототип танка изготовили в 1935 году на заводе Krupp в Эссене. После этого конструкторы несколько раз меняли схему бронирования в угоду весовым ограничениям. Несколько раз сменялось и название машины, пока в апреле 1936 года новый средний танк не получил окончательное обозначение – Panzerkampfwagen IV (сокращённо – Pz.Kpfw.IV). В сквозной нумерации военной техники машина получила индекс «Sd.Kfz.161».
Новый танк повторял компоновку, являвшуюся классической для серийной гусеничной бронетехники Третьего рейха (с передним расположением трансмиссии и задним – моторного отделения). Слева от трансмиссии находилось место механика-водителя. Чтобы забронировать для него достаточное пространство, конструкторы вынесли левую сторону подбашенной коробки несколько вперёд, в результате чего лобовая бронедеталь коробки приобрела характерную изломанную форму. Зато теперь над местом механика-водителя образовывалась своеобразная бронированная рубка, в крыше которой монтировался двухстворчатый эвакуационный люк с отверстием для пуска сигнальных ракет.
Наблюдение за дорогой водитель осуществлял через смотровую щель в лобовой бронедетали подбашенной коробки, которая снаружи защищалась простой откидной заслонкой, а изнутри – стеклянным триплексом. Над ней размещался перископический бинокулярный смотровой прибор K.F.F.1, который выводился в два отверстия в крыше корпуса (если он был не нужен для обзора, водитель мог сдвинуть его вправо).
Место механика-водителя оборудовалось рычагами управления и приборной доской с набором приборов и приспособлений, необходимых для управления танком. Помимо спидометра, тахометра, датчиков температуры, уровней бензина и воды, на ней крепился индикатор положения башни, состоявший из двух лампочек. Они предупреждали о развороте башни на тот или иной борт, чтобы водитель не повредил ствол орудия.
Справа от трансмиссии помещалось место стрелка-радиста. В лобовой бронедетали подбашенной коробки для него монтировался курсовой 7,92-мм пулемёт MG-34 (в шаровой установке). Рация устанавливалась на специальном стеллаже, который расположили над трансмиссией. В крыше рубки над местом стрелка-радиста также находился его персональный эвакуационный люк той же конструкции, что и люк механика-водителя. Стрелок мог наблюдать за дорогой через прицел своего пулемёта, к тому же с правой стороны в бортовой броне подбашенной коробки располагался лючок со смотровой щелью.
Для доступа к механизмам поворота, бортовым передачам и тормозам в верхней лобовой бронедетали корпуса монтировались два характерных прямоугольных лючка. Между ними находился бронированный люк доступа к трансмиссии с наружной стороны, крепившийся к лобовой бронедетали десятью болтами. Внутри корпуса слева от фрикциона устанавливался вентилятор, охлаждавший бортовые передачи и тормоза.
В боевом отделении располагались три остальных члена экипажа. Место командира танка находилось почти на продольной оси машины в кормовой части башни под командирской башенкой. Наводчик располагался по левую сторону от орудия, а заряжающий – по правую. Интересной особенностью Pz.Kpfw.IV было смещение его башни влево от оси машины на 8 см, а двигателя – на 15 см вправо. Это позволяло разместить в правой части корпуса больше снарядов первой очереди, которые заряжающему было удобно подавать к казённику пушки. Поворот башни осуществлялся за счёт электрического привода.
В соответствии с тактико-техническими требованиями, основным вооружением танка была 75-мм пушка KwK 37 L/24 ярко выраженной штурмовой направленности. Клинометрический прицел позволял ей, в случае необходимости, вести огонь с закрытых позиций на дистанциях до 6200 м. Первоначально машина вооружалась одним пулемётом, который вместе с орудием размещался в спарке во внутренней орудийной маске, но позднее конструкторы добавили второй (курсовой) пулемёт. Боекомплект танка составлял 122 снаряда и 3000 патронов к пулемётам.
Смотровые лючки с бронекрышками находились в лобовом листе башни слева и справа от орудия, а также в передних бортовых бронелистах. В прямоугольных бортовых люках прорезались смотровые щели, которые также защищались бронекрышками. Кроме того, в бортах башни располагались снабжённые бронезаслонками амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия, а в командирской башенке цилиндрической формы имелось восемь смотровых щелей для наблюдения за полем боя. С внутренней стороны всех щелей монтировались защитные триплексные стеклоблоки. В крыше командирской башенки также находился одностворчатый откидной люк, а внутри неё располагалось механическое устройство для определения курсового угла цели. Командир танка, сообщив угол наводчику, помогал тому быстро обнаружить цель по аналогичному прибору, который находился в его распоряжении.
В кормовом моторном отделении, которое отделялось от боевого стальной перегородкой, продольно размещался карбюраторный 12-поршневой 230-сильный (при 2600 об/мин) двигатель водяного охлаждения Maybach HL 108 TR, позволявший машине развивать скорость до 30 км/ч. Система охлаждения двигателя состояла из двух радиаторов, соединённых параллельно (они размещались с более просторной левой стороны моторного отделения, с правой находились два вентилятора). Радиаторы устанавливались под углом к горизонтали, что, по замыслу конструкторов, должно было улучшить циркуляцию воздуха, забор которого происходил через два бронированных воздухозаборника, размещавшихся по обоим бортам танка. Бензин для двигателя хранился в трёх топливных баках ёмкостью 110, 140 и 170 л, которые находились под полом боевого отделения.
Поворотом башни управлял наводчик. Работа электродвигателей осуществлялась за счёт электрогенератора DKW, который размещался с левой стороны моторного отделения вместе с двухцилиндровым двухтактным двигателем водяного охлаждения. Глушитель этого мотора находился рядом с глушителем основной силовой установки на кормовом бронелисте танка. Вращать башню можно было и вручную – для этих целей использовался специальный штурвальчик справа от механизма вертикального наведения пушки. Существовал и второй механизм поворота башни, которым управлял заряжающий.
Радиооборудование линейного Pz.Kpfw.IV состояло из радиостанции FuG2 с УКВ-приёмником с1 и передатчиком, который передавал сигналы ключом на дальность 4 км, и голосом – на 2 км. Танки командиров взводов и выше дополнительно оснащались УКВ-радиостанциями модели FuG5 c мощностью передатчика 10 Вт, обеспечивавшими дальность связи 9 км – ключом, и 6 км – телеграфом. Для внутренней связи все Pz.Kpfw.IV оснащались танковым переговорным устройством на четверых членов экипажа (всех, кроме заряжающего). Складную штыревую антенну разместили в деревянном коробе. Чтобы не погнуть и не поломать её при повороте башни, на стволе орудия крепили специальный проволочный отражатель.
Комментарии к данной статье отключены.