95-й ИАП ВВС СФ стал в годы ВОВ единственной авиачастью советской авиации, эксплуатировавшей тяжелые двухмоторные истребители и добившейся значимых боевых успехов в воздушных боях.
95-й авиационный полк был сформирован в ВВС Московского военного округа в апреле 1940 г. как скоростной бомбардировочный на самолетах СБ. В феврале следующего года первым в ВВС КА он начал перевооружаться на новейшие самолеты КБ Петлякова Пе-2, на которых вступил в бой после начала войны в июне 1941 г. В сентябре часть была перевооружена на тяжелые истребители Пе-3 с одновременным переименованием в 95-й истребительный авиаполк, приняв в этом качестве участие в Битве за Москву. Затем, 1 марта 1942 года, 95-й ИАП приказом НКО СССР был передан в состав ВВС Северного Флота. На североморском ТВД полк действовал довольно удачно, став единственной авиачастью в советской авиации, эксплуатировавшей тяжелые двухмоторные истребители и добившейся значимых боевых успехов в воздушных боях. В данном материале представлена хроника воздушных побед полка в составе ВВС СФ.
30.05.1942 при прикрытии конвоя союзников PQ-16 в Баренцевом море летчик лейтенант В. С. Стрельцов в 09:20–10:45 вел воздушный бой с бомбардировщиком противника. Сбитый «Юнкерс» Ю-88 упал в море (оперсводка штаба ВВС СФ № 150). Данные противника, в принципе, подтверждают в этот день 100% потерю двух бомбардировщиков: Ju 88A-4 W.Nr.1760 борт 4D+CM из состава 4./KG 30 не вернулся из боевого вылета в район Баренцева моря (его экипаж считается пропавшим без вести), а дальний разведчик Ju 88D-5 W.Nr.430244 из 1.(F)/124 при возвращении с боевого задания разбился при вынужденной посадке вследствие повреждений от огня противника в районе Киркенес (экипаж не пострадал).
Однако кроме Стрельцова на победы над этими противниками претендуют истребители 2-го Гв.САП ВВС СФ, и, прежде всего, его командир подполковник Б. Ф. Сафонов, которому (правда, без каких-либо подтверждений, только на основании радиопереговоров с летчиком во время боя) было засчитано три сбитых Ю-88 над конвоем. Также в этом бою еще два Ю-88 были засчитаны ведомым Сафонова капитану П. И. Орлову и старшему лейтенанту В. П. Покровскому. Итого, было заявлено 6 побед, приходящихся на две возможные немецкие потери. Представляется наиболее вероятным, что Стрельцов вел бой с одиночным разведчиком, наводившим бомбардировщики на конвой, тем более, что ни в одном из описаний последнего вылета Бориса Сафонова, который погиб в этот день, не упоминается участие тяжелых истребителей Пе-3 в групповом бою с бомбардировщиками над транспортами конвоя PQ-16.
16.09.1942 пара Пе-3 (к сожалению, фамилии пилотов в документах не упоминаются) над Баренцевым морем перехватила и после совместных атак сбила одиночный двухмоторный самолет противника, идентифицированный экипажами как «Дорнье-215». Координаты места боя и падения вражеской машины в море – широта 71 град. 10 мин., долгота 32 град. 30 мин. (оперсводка штаба ВВС СФ № 259). Данные противника подтверждают в этот день 20% повреждения, полученные в результате воздушного боя самолетом He 111H-6 W.Nr.7040 из состава Führungskette KG 26, при этом два члена экипажа, бортрадист и воздушный стрелок, были убиты. Североморские полки одномоторных истребителей ни на какие воздушные победы в этот день не претендовали, так что, вероятно, «Хейнкель» повредили, наполовину «сократив» его экипаж, именно «пешки» 95-го ИАП.
20.09.1942 при прикрытии транспортов, следующих в порт Архангельск, в районе острова Мудьюгский в Белом море экипажи 95-го ИАП (летчики командир полка подполковник А. В. Жатьков и старший лейтенант В. С. Стрельцов) в 15:25–16:30 встретили большую группу бомбардировщиков противника. Своими атаками экипажи не допустили бомбардирования конвоя, сбив при этом по одному Ю-88 (оперсводка штаба ВВС СФ № 263). Данными противника подтверждаются в этот день две потери I группы бомбардировочной эскадры KG 30. Ju 88A-4 W.Nr.1422 борт 4D+CH не вернулся из боевого вылета («возможно сбит»), его экипаж пропал без вести; также 35% повреждений в результате «обстрела зенитной артиллерией и воздушного боя» получил Ju 88A-4 W.Nr.142162, экипаж машины остался невредим. Какие-либо заявки на победы в этот день одномоторных истребителей ВВС СФ и ПВО Архангельска не известны, так что, возможно, эти победы принадлежат экипажам 95-го ИАП, но списывать со счета советскую зенитную артиллерию тоже не следует.
25.01.1943 при прикрытии конвоя транспортов в Баренцевом море на удалении около 400 км от берега экипажи 95-го ИАП встретили немецкий Ю-88, направлявшийся к конвою, и, несмотря на заканчивавшееся горючее, вступили в воздушный бой. Первым в атаку на «Юнкерс» в 11:25 вышел Пе-3 капитана Б. Г. Хамдохова, которому удалось подбить самолет противника, затем, в 11:30, старший лейтенант В. С. Стрельцов добил Ю-88. Вражеский бомбардировщик упал в море в точке с координатами широта 72 град. 10 мин., долгота 31 град. 30 мин. (оперсводка штаба ВВС СФ № 25). Немецкие данные подтверждают в этот день 40% повреждения, полученные в результате воздушного боя с советскими Пе-3 дальним разведчиком Ju 88D-1 (W.Nr.1631, борт G2+CH) из состава разведывательной эскадрильи 1.(F)/124. Подбитый немецкий самолет смог вернуться на свою базу, никто их состава его экипажа не пострадал.
26.02.1943 произошло сразу несколько боестолкновений экипажей 95-го ИАП с самолетами противника. Сначала утром, в 9:25–9:30, при прикрытии конвоя союзников в Баренцевом море «пешки» капитана Б. Г. Хамдохова и лейтенанта Ф. И. Антонца совместными атаками подбили Ю-88, который сбросил бомбы в море и ушел со снижением. Затем, в 12:57, лейтенант С. Е. Костюк при прикрытии торпедоносцев вел воздушный бой с другим Ю-88. Самолет противника был подбит (задымил правый мотор) и ушел в облачность. После этого экипажи полка еще трижды, в 14:48 (старший лейтенант И. Д. Сыроватко), в 15:05 (младший лейтенант А. С. Рудаков) и в 15:10 (вновь И. Д. Сыроватко) вели бои с самолетами Ю-88, и во всех случаях вражеские машины были записаны как подбитые (оперсводка штаба ВВС СФ № 57). К сожалению, данные противника никакие повреждения самолетов Ю-88 в этот день не подтверждают.
27.02.1943 при прикрытии транспортов союзников лейтенант С. Е. Костюк в районе мыса Белый в 11:55 вел воздушный бой с Ю-88. Самолет противника был сильно поврежден и при уходе к берегу, по наблюдению постов ВНОС, врезался в сопки (оперсводка штаба ВВС СФ № 58). Как и в предыдущем случае, победа не подтверждается данными противника.
29.03.1943 при сопровождении торпедоносцев в 12:47 старший лейтенант Ф. И. Антонец вел воздушный бой с Ю-88. Самолет противника был, по докладу летчика, сбит в районе Берлевог (оперсводка штаба ВВС СФ № 84). Эта заявка 95-го ИАП полностью подтверждается данными противника – Ju 88D-1 (W.Nr.1055, борт G2+LH) из состава 1.(F)/124 пропал без вести вместе со всем экипажем после боя с Пе-3 в районе Перс-фьорд, севернее Варде.
25.04.1943 летчик 95-го ИАП старшина В. И. Сачков в 13:00 в районе Конгс-фьорд при прикрытии торпедоносцев над вражеским конвоем вел воздушный бой и сбил гидросамолет противника, опознанный как Хе-115. В этом же столкновении с летчиками люфтваффе старший лейтенант Ф. И. Антонец атаковал и огнем курсового оружия подбил Ме-110, который потом добил из УБТ штурман экипажа старший лейтенант М. А. Белоногов. По докладу летчиков, двухмоторный «Мессершмитт» упал в море (оперсводка штаба ВВС СФ № 115). Данными противника в этот день зафиксирован воздушный бой с Пе-3 гидросамолета BV 138C-1 из состава морской авиагруппы 3./406. О повреждениях, полученных немецкой машиной, не сообщается, но в результате боя один член экипажа гидроплана, бортстрелок унтер-офицер Херберт Гроссе (Herbert Grosse), был ранен. Никаких потерь или повреждений самолетов Ме-110 в этот день зафиксировано не было.
22.10.1944 в 11.20 в районе юго-западнее озера Чапр капитан Ф. И. Антонец атаковал и сбил транспортный самолет Ю-52, который врезался в гору Растяганса. Данными противника эта победа не подтверждается, потерь транспортной авиации не отмечено.
Комментарии к данной статье отключены.