• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 29 November '19
      «Росток», не пробивший асфальт
    • 26 November '19
      Когда фатерланд слишком далеко
    • 22 November '19
      B-52: «морщины» от старости?
    • 22 November '19
      Warspot про кино: «Мидуэй» и последнее предупреждение Роланду Эммериху
    • 21 November '19
      Кухня «Оверлорда»
    • 20 November '19
      Тупик «Двуглавой»
    • 18 November '19
      С блином, но не комом
    • 18 November '19
      Колосс на глиняных ногах
    • 17 November '19
      С миру по нитке
    • 14 November '19
      Когда соседи не дремлют
    • 13 November '19
      Где растёт «Вереск»?
    • 13 November '19
      «Недостаёт пулемётов…»
    84

    Вынужденные драться

    • ВМВ
    • авиация
    • СССР
    • Германия
    Иван Лавриненко
    14 March '17

    С самого начала Великой Отечественной войны немецкие лётчики-истребители были достаточно свободны в выборе тактики своих действий. Вкупе с отличной подготовкой и превосходством в технике это долгое время позволяло им достигать ошеломительных успехов при минимальных потерях. В тех же случаях, когда обстановка вынуждала асов люфтваффе к затяжному бою с сильным соперником, им редко удавалось избежать потерь. Подобный расклад стал привычным к концу 1943 – началу 1944 гг. Характерным примером стали воздушные бои над восточной частью Крымского полуострова 10–12 января 1944 года.

    Немецкая истребительная авиагруппа II./JG 52 с более чем 3600 одержанными в воздушных боях победами занимает второе место в люфтваффе, уступая по этому показателю лишь своим однополчанам по эскадре из III./JG 52. Потери II группы за войну по всем причинам составили около 150 погибших и пропавших без вести лётчиков, из них 30 – в боях с западными союзниками. За исключением нескольких отдельных дней и недель ожесточенных боев на том или ином участке Восточного фронта, потери части распределялись более или менее равномерно в течение всей войны.

    Фрагмент фронтовой карты района боевых действий с нанесенными зонами патрулирования из планшета непосредственного участника описываемых событий Ивана Ильича Засыпкина, на тот момент командира звена 66-го ИАП 329-й ИАД.

    Одним из исключений стал период 10–12 января 1944 года, когда у мыса Тархан на севере Керченского полуострова был высажен советский десант, и севернее Керчи началось новое наступление войск Отдельной Приморской армии. Группа II./JG 52 под командованием гауптмана Герхарда Баркхорна (Gerhard Barkhorn) была практически единственным немецким истребительным соединением, действовавшим на этом участке фронта. Эпизодически посильную помощь союзникам оказывали лётчики сильно поредевшей хорватской эскадрильи 15./JG 52, но она действовала преимущественно в северной части Крыма.

    Игра не по немецким правилам

    В эти дни немецким лётчикам далеко не всегда удавалось пользоваться своей излюбленной тактикой «внезапно ударил – убежал», простой и эффективной. Пытаясь расчищать воздушное пространство и сопровождать свои бомбардировщики при противодействии численно превосходящей советской авиации, немецкие истребители были вынуждены вступать в схватки с большими группами советских истребителей и штурмовиков, в которых немногочисленные «ягдфлигеры» понесли чувствительные потери.

    Взлетает «Мессершмитт» командира группы II./JG 52 гауптмана Герхарда Баркхорна.

    Основными противниками II./JG 52 на тот момент были части 4-й Воздушной Армии – 214-я и 230-я ШАД, 229-я и 329-я ИАД, а также 132-я БАД. Из состава ВВС ЧФ в боях в эти дни приняли участие, прежде всего, 11-я ШАД и 4-я ШАД.

    Первые потери пришлись на первые сутки советского наступления, 10 января. Около 10:00 (здесь и далее время московское) лётчики II./JG 52 сошлись в бою с патрулирующими истребителями 57-го Гв.ИАП. В 09:50 шестерка «Аэрокобр» капитана Виктора Савченко вступила в бой с группой бомбардировщиков численностью до 20 Ju 87 под прикрытием восьмерки Bf 109. Мощное истребительное прикрытие почти не позволило нашим пилотам прорваться к бомбардировщикам и связало их боем. Лишь ведущий одной из пар старший лейтенант Сергей Мартынов сумел провести безрезультатную атаку по «Юнкерсам», после чего бросился на помощь товарищам и, зайдя в хвост одному из «Мессершмиттов», с дистанции 50 метров выпустил точную очередь. Немецкий истребитель взорвался в воздухе, а его обломки рухнули в 3–4 км западнее мыса Тархан. Сбитый Bf 109 стал 10-й личной победой советского аса.

    Лётчики 57-го Гвардейского истребительного авиаполка 329-й истребительной авиадивизии, участники боев над Керченским полуостровом. Слева направо: капитан Виктор Михайлович Савченко (14+8 побед), старший лейтенант Владимир Владимирович Шикалов (9+6 побед), старший лейтенант Александр Иванович Серебряков (11+6 побед). Крайний справа капитан Владимир Борисович Проворихин (15+1 победа).

    В это же время в районе села Булганак в лобовой атаке пары «Аэрокобр» и четверки Bf 109 старший лейтенант Александр Серебряков сбил одного из противников. Его ведомый младший лейтенант Гребенюк видел беспорядочное падение немца, но места падения советские лётчики не наблюдали. Тем не менее, групповая победа паре Серебряков – Гребенюк была засчитана. Для Серебрякова она стала десятым успехом в его военной карьере.

    По немецким данным, был потерян унтер-офицер Хайнц-Хельмут Янссен (Uffz. Heinz-Helmut Janssen) из эскадрильи 4./JG 52. Его Bf 109G-6 (W.Nr.20126) «белая 8» был сбит в километре севернее поселка Катерлез, лётчик погиб. Скорее всего, его сбил старший лейтенант Мартынов — его заявка выглядит предпочтительнее.

    Следующая потеря ждала немецких истребителей всего через два часа. С крупной группой He 111 из I./KG4 и Ju 87 из III./SG 3, а также несколькими парами прикрывающих их Bf 109 провели успешные бои лётчики обеих истребительных дивизий 4-й ВА. Они записали на свой счет четыре He 111, три Bf 109 и три Ju 87, еще три «Хейнкеля» были подбиты. По немецким данным, из боя вместе со своим Bf 109G-6 (W.Nr.20594) «желтая 4» не вернулся один из результативных лётчиков 6./JG 52 фельдфебель Карл-Хайнц Оттен (Fw. Karl-Heinz Otten). К моменту гибели он имел 9 воздушных побед. Последний раз сослуживцы видели его в бою с советскими истребителями восточнее мыса Тархан.

    На сбитый «Мессершмитт» претендовал один из лучших лётчиков 42-го Гв.ИАП Герой Советского Союза капитан Иван Горбунов – после его короткой очереди немецкий истребитель рухнул в море севернее мыса Тархан. 20-ю победу аса подтвердили ведомые. В бою с Bf 109 удача также снова сопутствовала гвардейцам 57-го Гв.ИАП. Если старший лейтенант Владимир Шикалов после своей атаки с дистанции 100–80 метров увидел лишь загоревшуюся вражескую машину, то после точных очередей капитана Владимира Проворихина с дистанции 100–50 метров один из «Мессершмиттов» взорвался в воздухе и упал северо-восточнее мыса Мама Русская в Азовское море. Это были 7-я и 8-я победы лётчиков соответственно, и заявка Проворихина выглядит наиболее предпочтительно.

    Один из немецких лётчиков, погибших в январских боях над Керченским полуостровом, фельдфебель Карл-Хайнц Оттен.

    Следующей жертвой этого дня стал обер-фельдфебель Карл Даннекер (Ofw. Karl Dannecker) из 5./JG 52. По немецким данным, лётчик вылетел на задание в 13:35, а уже спустя 15 минут его Bf 109G-6 (W.Nr.410097) «черная 9» пропал без вести после воздушного боя в районе Керчь – Булганак, став, по всей видимости, жертвой лётчиков ВВС ЧФ.

    Около 13:35–13:50 шестерка Ил-2 из 47-го ШАП ВВС ЧФ, ведомая капитаном Геннадием Бусыгиным, под прикрытием шестерки Як-9 6-го Гв.ИАП уничтожала технику и живую силу немцев на северной окраине Катерлеза. При отходе от цели группа подверглась атаке восьмерки Bf 109. Лётчик одного из «Илов» младший лейтенант Владимир Марков и его стрелок сержант Петр Куц сбили одного из нападавших — тот упал в двух километрах западнее Булганака.

    Механики подкрашивают истребитель Як-9 командира 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота подполковника Михаила Васильевича Авдеева. Снимок сделан уже после окончания боев над Керчью, весной 1944 года. На хвостовом оперении отметки о победах — итоговый счет лётчика составил 12 личных и шесть групповых.

    Шестерка «Яков» подполковника Михаила Авдеева была связана боем парой «Мессершмиттов», целью которых, вероятно, было оторвать прикрытие от штурмовиков. За это немецким лётчикам пришлось заплатить свою цену – командиру 6-го Гв.ИАП удалось сбить одного из противников, который упал в море в двух километрах восточнее мыса Мама Русская. Свою 12-ю и последнюю в войне личную победу Авдеев описал в своих мемуарах:

    «Мы, истребители, прикрывали штурмовку. И все шло вроде бы хорошо, но едва под крыльями машин проплыло Мама Русская, со стороны моря вынырнула четверка «Мессеров».

    Нельзя сказать, чтобы облачность – десять баллов – благоприятствовала маневру. Во всяком случае, она была равным союзником и нам, и противнику. Угадать намерения гитлеровцев было нетрудно: они явно пытались отсечь истребителей от штурмовиков. Значит, вскоре появятся новые «Мессеры». Вероятнее всего, они уже на подходе… И в этот раз машина была брошена наперерез «Мессеру», возглавившему атаку. Сбить или заставить свернуть с курса ведущего – значит, по меньшей мере, расстроить маневр противника и выиграть время. А там – посмотрим.

    Видимо, это и называется военным счастьем: «Мессер» неожиданно оказывается точно в прицеле. Бью с дистанции всего каких-нибудь 30 метров. Немец был на вираже, и удивительно, как мы не столкнулись. В какие-то доли секунды успел заметить, что 2–3 моих снаряда разорвались в кабине гитлеровца. Мой «ястребок» пронесся выше «мессера», едва не задев его. Гитлеровец пошел резко вниз. Первая мысль: «Обманывает». Уже не раз фашистские лётчики в критических ситуациях уходили от нас таким маневром, имитируя катастрофу. Бросаю и свой самолёт в пике. Внизу – море. Вижу: гигантский столб воды взлетел в небо: Ме-109 не стало».

    В этот же день ранение в воздушном бою получил унтер-офицер Одкамп (Uffz. Odkamp) из 5./JG 52. К сожалению, обстоятельства боя и степень повреждения его машины неизвестны, но с уверенностью можно сказать, что немецкий лётчик стал жертвой одного из истребителей 4-й ВА и ВВС ЧФ, которые в этот день в общей сложности заявили 16 Bf 109, а ещё пять подбили. Немецкие данные подтверждают, что в боях над Керченским полуостровом 10 января 1944 года люфтваффе пришлось нелегко. Донесения немецкой 17-й Армии пестрили жалобами:

    «Наши люфтваффе по причине превосходства вражеских истребителей попали в тяжелое положение…» … «Несмотря на совершаемые с неутомимостью боевые вылеты, нашим люфтваффе в боях с численно многократно превосходящим противником не удалось завоевать превосходство в воздухе».

    Если следующий день, по имеющимся данным, прошёл для II./JG 52 без потерь, то 12 января советским лётчикам снова удалось потрепать группу Баркхорна.

    Продолжение после передышки

    Очередной удачный бой в Керченском небе провели в период 07:55–9:10 гвардейцы 42-го Гв.ИАП. Дюжина Як-1, ведомая капитаном Горбуновым, вылетела на прикрытие своих войск в район Тархан – Булганак, где их уже поджидали немецкие истребители. Сначала в районе Тархан четверка Горбунова вступила в бой с парой Bf 109. Атакой сверху сбоку Горбунову удалось подбить один «Мессершмитт», который с дымом и снижением ушел в западном направлении. Такого же успеха добился лейтенант Михаил Косса.

    Реконструкция внешнего вида истребителя Як-9 командира 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота подполковника Михаила Васильевича Авдеева с предыдущего снимка (рисунок Михаила Быкова).

    Вскоре ведомые капитаном Горбуновым и старшим лейтенантом Калугиным четверки «Яков» в районе Керчи перехватили ещё пару «Мессершмиттов», которые атаковали шестерку «Бостонов». После точных очередей Героя Советского Союза Фёдора Калугина один из немцев упал в море северо-восточнее мыса Тархан, став 15-й личной победой советского аса. В свою очередь, Горбунов подбил вторую вражескую машину, которая скрылась в облачности.

    Также лётчики «Яков» видели западнее Катерлеза ещё один Bf 109, сбитый «Аэрокоброй». По всей видимости, гвардейцы стали свидетелями победы Героя Советского Союза старшего лейтенанта Павла Камозина из 66-го ИАП, который в составе четверки прикрывал свои войска. В 08:45 лётчики встретили группу пикировщиков Ju 87 и по результатам боя записали на свой счет два сбитых пикировщика, один из которых был сбит ведущим группы. После этого Камозин, отбивая атаку пары Bf 109 от группы Ил-2 сбил «Мессершмитт», ставший 27-й личной победой лётчика.

    По немецким данным, в указанное время в боях с «Яками» и «Аэрокобрами» группа II./JG 52 лишилась как минимум двух Bf 109G-6. Около 08:20 в районе мыса Тархан был потерян Bf 109G-6 (W.Nr.140191) «желтая 7» из 6./JG 52. Его пилот унтер-офицер Роберт Хан (Uffz. Robert Hahn) получил ранение. Спустя полчаса в районе западнее Баксы был подбит Bf 109G-6 (W.Nr.140185) «черная 7», его пилот унтер-офицер Людвиг Буххайт (Uffz. Ludwig Buchheit) из 5./JG 52 также был ранен. По всей видимости, истребитель Хана стал жертвой старшего лейтенанта Калугина, а «Мессершмитт» Буххайта пришелся на старшего лейтенанта Камозина или капитана Горбунова. Касательно второй потери существуют расхождения в немецких данных: самолёт с этим номером фигурирует в официальных документах дважды, 12 и 27 января, и ведущие западные историки предполагают, что 12 января машина была лишь повреждена, а уже 27 января вновь подбита или сбита.

    Истребитель Bf 109G-5 неизвестного летчика из эскадрильи 6./JG 52, зима-весна 1944 года (рисунок Михаила Быкова).

    На этом неприятности для II./JG 52 в тот день не окончились. Уже спустя три часа в воздушном бою севернее Керчи был сбит Bf 109G-6 (W.Nr.20494) «желтая 8» из эскадрильи 6./JG 52. Его пилот обер-фенрих Хельмут Томас (OFhr. Helmut Thomas), имевший на своем счету, по разным данным, 8 или 10 побед, погиб. По всей видимости, урон 6-му штаффелю снова нанесли гвардейцы 42-го Гв.ИАП. Патрулируя в период 10:38–11:53 в районе Булганак – Тархан, четверка Як-1 капитана Петра Коновалова встретила и атаковала шестерку пикировщиков Ju 87, шедшую под прикрытием 4–6 Bf 109. Немецкие истребители выполнили свою задачу, связав «Яки» боем, но за это им пришлось заплатить.

    Атакой сверху сзади и сбоку с дистанции 25 метров капитан Коновалов сбил один из «Мессершмиттов», который упал в 2–4 километрах западнее поселка Катерлез. Победа стала восьмым личным успехом лётчика. Ещё один Bf 109 был заявлен Героем Советского Союза старшим лейтенантом Григорием Павловым в районе мыса Тархан, но момента падения ни лётчик, ни радиостанция наведения не наблюдали. Это была 15-я личная победа советского аса. Вероятно, обер-фенрих Томас стал жертвой атаки Коновалова, а не Павлова – Катерлез находится гораздо ближе к Керчи, нежели мыс Тархан.

    Всего по итогам боев 10–12 января авиагруппа II./JG 52 только сбитыми лишилась не менее 5–6 Bf 109G-6, четверо лётчиков группы погибли или пропали без вести, ещё трое получили ранения. По меркам люфтваффе это был недопустимо высокий уровень потерь за столь короткий промежуток времени – подобного с II./JG 52 не случалось ни до, ни после. Это послужило одной из причин временного перебазирования в район Керчи группы I./JG 52, которая в период нового наступления советских войск под Керчью 23–28 января должна была усилить изрядно поредевшую за декабрь-январь II группу. Эти дни стали нелегким испытанием не только для немецких истребителей. Досталось в эти дни и ударной немецкой авиации. По далеко не полным данным, не менее четырех пикировщиков Ju 87D лишилась группа III./SG 3, был сбит минимум один бомбардировщик He 111 из группы I./KG 4.

    Ведущие асы 42-го Гвардейского истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии Герои Советского Союза старший лейтенант Федор Захарович Калугин (17+4 победы) и капитан Иван Михайлович Горбунов (24+1 победа). Фото 1943 года.

    Разумеется, бои этих дней ни в коем случае не были «игрой в одни ворота», и за одержанные победы советским авиаторам пришлось заплатить немалую цену. Только в воздушных боях 10–12 января 4-я Воздушная Армия и ВВС ЧФ потеряла 7–8 истребителей, четыре штурмовика Ил-2 и два бомбардировщика (Пе-2 и «Бостон»). Погибло 18 членов экипажей, ещё несколько человек были ранены.

    Бои 10–12 января 1944 года продемонстрировали, что советские лётчики накопили немалый опыт в борьбе с вражеской авиацией на этом участке фронта – все упомянутые воздушные бойцы относились к настоящей элите ВВС Красной Армии. Благодаря четкому взаимодействию групп, им удалось проявить все свое мастерство, и воздушные схватки в эти дни «сталинские соколы» могли полностью поставить себе в заслугу.


    Источники и литература:

    1. ЦАМО РФ, фонд 214-й ШАД
    2. ЦАМО РФ, фонд 230-й ШАД
    3. ЦАМО РФ, фонд 229-й ИАД
    4. ЦАМО РФ, фонд 329-й ИАД
    5. ЦАМО РФ, фонд 57-го Гв.ИАП
    6. ЦАМО РФ, фонд 42-го Гв.ИАП
    7. ЦВМА РФ, фонд 11-й ШАД ЧФ
    8. NARA, Донесения немецкой 17-й Армии
    9. Bernd Barbas: Die Geschichte der II. Gruppe des Jagdgeschwaders 52 – Eigenverlag, Überlingen
    10. Bernd Barbas: Die Geschichte der III. Gruppe des Jagdgeschwaders 52 – Eigenverlag, Überlingen
    11. Karl Gundelach. Chronik Kampfgeschwader 4 «General Wever» – Motorbuch Verlag, Stuttgart, 2013
    12. http://www.jg52.net
    13. Авдеев М.В. У самого Чёрного моря. Книга II – М.: Издательство ДОСААФ, 1970
    14. Липферт Х. Дневник гауптмана люфтваффе. 52-я истребительная эскадра на Восточном фронте, 1942–1945 – М.: «Центрполиграф», 2008
    15. Воспоминания С.М. Мартынова (рукопись)

    Фото из коллекции автора и Бернда Барбаса, а также семейных архивов родственников И.И. Засыпкина, В.В. Шикалова и К.А. Легейды

    Автор разыскивает родственников авиаторов 4-й Воздушной Армии и ВВС Черноморского Флота, принимавших участие в боях за Крым, и будет признателен, если с ним свяжутся по адресу электронной почты ivan_l@ukr.net

    Иван Лавриненко

    «Драконы» над «Гнилым морем» на Warspot.ru
    «Драконы» над «Гнилым морем»
    Когда «джентльменам верят на слово» на Warspot.ru
    Когда «джентльменам верят на слово»
    «Разрушители» над крымским побережьем на Warspot.ru
    «Разрушители» над крымским побережьем
    Поделиться
    • 19
    • 84
    • 4
    • Статьи по теме
    • Комментарии (61)
    Лучший день гауптмана Баркхорна на Warspot.ru
    Лучший день гауптмана Баркхорна
    «Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе? на Warspot.ru
    «Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе?
    Два «МиГа» — две судьбы на Warspot.ru
    Два «МиГа» — две судьбы
    Цвета военного неба: асы немецких «блицкригов» на Warspot.ru
    Цвета военного неба: асы немецких «блицкригов»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (61)
    Неизвестный
    smi12
    • 0
    Всего по итогам боев 10–12 января авиагруппа II./JG 52 только сбитыми лишилась не менее 5–6 Bf 109G-6, четверо лётчиков группы погибли или пропали без вести, ещё трое получили ранения.
    Странно. Сбито 6 машин, а погибло и ранено 7 немецких летчиков.
    March 21, 2017 7:43am | Ответить
    Алексей ПекаршМодератор smi12
    • 0
    Ранение летчика, кроме того, не всегда означает потерю самолета.
    March 22, 2017 10:07am | Ответить
    Иван Лавриненко smi12
    • 0
    Если внимательно прочесть всю статью, то такого вопроса возникнуть не должно. Только сбитыми НЕ МЕНЕЕ 5-6 машин. Например, насчет унтер-офицера Одкампа (Uffz. Odkamp) из 5./JG 52 - неизвестно. Возможно, его Bf109 получил лишь повреждения. Это же относится и к Bf 109G-6 W.Nr.140185 унтер-офицера Людвига Буххайта (Uffz. Ludwig Buchheit) из 5./JG 52 - возможно, и был сбит. Но машина с этим номером фигурирует в потерях через две недели. Об этом тоже есть в работе.
    March 21, 2017 8:18am | Ответить
    Petrovich Fromua Иван Лавриненко
    • -1
    Спасибо очень интересная статья. НО! В свое время очень не хватало данных по немецким поврежденным машинам. Например, известно, что в такой-то период у наших более 340 самолетов прошли через ремонт различной степени+50 безвозвратно потерянных. Немцы претендуют примерно на 140 сбитых. Можно, конечно, в статье упомянуть и советские поврежденные, но выйдет некорректно - аналогичных данных по немецкой стороне нет. Значит: светить на радость "хартманнопоклонникам" 390 продырявленных отечественных машин, при том, что в широком обсуждении в ходу цифра, допустим, в 7 безвозвратно потерянных "мессеров", десятка два "штук", пяток двухмоторников и 3-4 разведчика. Так и возникает иллюзия тотального превосходства "нибелунгов" над "колхозниками". Если бы можно было ввести в оборот полные данные о немецких потерях (убитые+весь ремонт), то и картинку можно было бы точнее вырисовать, кто-кого-насколько серьезно-как надолго вывел из строя. Думаю и вопросов было бы поменьше у непредвзятых комментаторов.
    May 6, 2017 7:33am | Ответить
    Иван Лавриненко Petrovich Fromua
    • 2
    Вопросов бы вообще не было, если бы были известны все потери/повреждения немецких самолетов. :)
    May 8, 2017 9:51am | Ответить
    Алексей Буренков
    • 1
    Спасибо за интересное исследование!
    March 17, 2017 10:47am | Ответить
    Sergey Petrov
    • 0
    Как в старом анекдоте: "попал Дантес, а памятник стоит Пушкину". Чисто риторически присоединяюсь к предыдущим комментам, кого же 11 января "сбили" Бабайлов (аж три штуки!), Камозин, Горбунов, Радченко, Истрашкин, Владыкин, Добрынин и др. А главное кто 12 января на Лагг-3 атаковал Кобру Камозина так, что ему пришлось садиться на вынужденную и менять сгоревший мотор...
    March 16, 2017 7:43pm | Ответить
    Алексей ПекаршМодератор Sergey Petrov
    • 1
    Зачем задавать вопросы, ответы на которые ты знаешь? Давай лучше про Сталинград чего-нибудь.
    March 16, 2017 9:25pm | Ответить
    Sergey Petrov Алексей Пекарш
    • 1
    Обязательно дам:-)
    March 17, 2017 8:16pm | Ответить
    Schtockus Schtockus
    • 0
    Извините за дурацкий вопрос: Группе состоит из трех штаффелей. В штаффеле 9, в редких случаях 12 самолетов. Наши заявили сбитыми за эти дни порядка 30 сбитых Мессершмиттов. А кто же там тогда летал? Призраки, аватары пилотов второй Группе или срочно преброшенные для усиления штурм трупперы с Темной звезды Дарта Вейдера?
    March 16, 2017 6:52am | Ответить
    Иван Лавриненко Schtockus Schtockus
    • 3
    В том-то и дело, что "наши заявили". Заявка это еще не победа :). В реальности часто заявки приходилось многократно делить. Если бы наши заявки на сбитые под Керчью "Мессершмитты" были реальностью, то немецкие истребители "заканчивались" очень быстро, и потом некоторое время их в воздухе вообще бы не было. К сожалению, в летные дни они всегда были в воздухе.
    March 16, 2017 8:16am | Ответить
    Beltar_The_Lion Иван Лавриненко • March 16, 2017 3:14pm
    Комментарий удален
    IlvesSpb Beltar_The_Lion
    • 0
    В 6 раз? Неужели? Люфтваффе вкупе с организационно подчинёнными зенитчиками и союзниками на Восточном фронте претендуют на 77-80 тыс. сбитых. Наши боевые потери, с поправкой на то, что Н-ое количество пропавших без вести самолётов банально блудануло / разбилось по техническим-погодным причинам - 43-44 тыс. машин.
    У финнов, румын и прочих венгров оверклейм был однозначно выше, так что, конкретно у ягдваффе он стремится к 1 на 1,5.
    March 16, 2017 4:24pm | Ответить
    IlvesSpb Иван Лавриненко
    • 3
    Я бы всё-таки уточнил:
    "заявка" почти всегда = "победа", однако, "победа" далеко не всегда = "уничтоженный самолёт". Ну а самое весёлое, что честное "подбил, противник с дымом вышел из боя" - это всегда не = "победа" и в то же время, очень часто = "безвозвратная убыль", ну, или как минимум "ремонт (с неясными перспективами)".
    March 16, 2017 12:02pm | Ответить
    Михаил Быков IlvesSpb
    • 4
    Это как бы вопрос неоднозначный. Вышестоящими штабами - дивизии, корпуса - заявки полков все-таки "урезались", как правило - косметически, иногда - довольно сильно, но влияло это, по сути, только на количество денег, выплаченное пилотам за сбитые, в полковой документации все эти победы оставались и наградные листы составлялись именно на их основе, т. е. они, формально не засчитанные (не оплаченные) вышестоящими штабами, все равно продолжали оставаться на боевых счетах летчиков и ордена они за них получали. Хотя, конечно, бывали случаи, когда заявки пилотов не утверждались именно в полках, но их количество исчезающе мало в сравнении с засчитанными.
    March 17, 2017 10:36am | Ответить
    Игорь Пугачев
    • 0
    Интересное детальное исследование. Прочел с интересом.
    Можно уточнить: сколько самолетов за указанные три дня в II./52 были повреждены и каков процент повреждения у каждого из самолетов? Это даст понимание степени снижения боеготовности группы.
    Может быть, есть сведения, сколько самолетов было в группе в указаные дни (всего/боеготовых) и близстоящие, например, 16-го.

    (По тексту. Выражение: "...своим однополчанам по эскадре..." не совсем правильное. Однополчане бывают только по полку, но не по дивизии или эскадре. В данном случае больше подойдет выражение: "... своим сослуживцам по эскадре...")
    March 15, 2017 5:34pm | Ответить
    Иван Лавриненко Игорь Пугачев
    • 3
    Как известно, данные квартирмейстера люфтваффе по потерям за 1944г. не сохранились (или пока не найдены), поэтому точные потери II./JG52 пока неизвестны. Да и в любом случае они на полноту претендовать не будут. Например, повреждения, оцененные в 10% и меньше, вообще редко фиксировались в документах.
    О количестве боеготовых/всего самолетов в группе на тот или иной момент нам не рассказывают в своих исследования даже такие историки, как Барбас. Вероятно, подобные документы утрачены или зарыты где-то глубоко в архивах.
    March 16, 2017 8:00am | Ответить
    Mansur Mustafin Иван Лавриненко
    • 0
    По потерям могу предоставить выписку из Барбаса. Или ты его уже смотрел?
    March 18, 2017 9:31pm | Ответить
    Иван Лавриненко Mansur Mustafin
    • 0
    Спасибо, но я же в основном данными Барбаса и пользуюсь, его книги у меня есть.
    March 19, 2017 9:53am | Ответить
    Игорь Пугачев Иван Лавриненко
    • 0
    Спасибо за ответ.
    *О количестве боеготовых/всего самолетов в группе на тот или иной момент нам не рассказывают в своих исследования даже такие историки, как Барбас.*-
    Вы имеете в виду 1944 год?
    По 1942 году, например, у Приена по некоторым группам есть весьма детальные сведения. Я поэтому и предположил, что Вы располагаете аналогичной информацией.
    March 16, 2017 9:07pm | Ответить
    saobr
    • 2
    Спасибо за очередной интересный материал.
    Есть несколько вопросов:
    1. В боях 10 января Bf-109, отнесенный к сбитым ВВС ЧФ, пилот был ведущим или ведомым? Просто из мемуаров Авдеева, создается впечатление про сбитого ведущего, хотя возможна и ошибка восприятия, все-таки в мемуарах: "«Мессер» неожиданно оказывается...", возможно в прицел выскочил и ведомый.
    2. Сколько заявлено побед над мессерами 11 и 12 января нашими?
    3. Сколько заявок на победы было за это время у немцев?
    4. И если это не будет наглостью:) указажите советских пилотов, заявивших победы за 10-12 января. Просто интересен оверклейм в общем и у конкретных пилотов.
    Вообще-то довольно достойный для советских ВВС результат воздушных боев за эти 3 дня, как минимум 13-14 к 7-8, а в истребителях так и вообще 7-8 к 5-6.
    March 15, 2017 6:55am | Ответить
    Иван Лавриненко saobr
    • 1
    Обещанные заявки советских истребителей на сбитые Ме-109 и ФВ190 за 10.01 и 12.01.1944.

    10.01.1944
    капитан Горбунов (42-й Гв.ИАП) - 1 Ме-109
    подполковник Королев (790-й ИАП) - 1 Ме-109
    лейтенант Бабайлов (790-й ИАП) - 1 Ме-109
    ст.лейтенант Мартынов (57-й Гв.ИАП) - 1 Ме-109
    ст.лейтенант Серебряков (57-й Гв.ИАП) - 1 Ме-109
    майор Ильин (57-й Гв.ИАП) - 1 Ме-109
    капитан Проворихин (57-й Гв.ИАП) - 1 Ме-109
    ст.лейтенант Шикалов (57-й Гв.ИАП) - 1 Ме-109
    подполковник Авдеев (6-й Гв.ИАП ЧФ) - 2 Ме-109
    ст.лейтенант Тарасов (6-й Гв.ИАП ЧФ) - 1 Ме-109
    ст.лейтенант Куликов (6-й Гв.ИАП ЧФ) - 1 Ме-109
    ст.лейтенант Маслов (6-й Гв.ИАП ЧФ) - 1 Ме-109
    ст.лейтенант Белозеров (6-й Гв.ИАП ЧФ) - 1 Ме-109
    мл.лейтенант Лобанов (6-й Гв.ИАП ЧФ) - 1 Ме-109
    ст.лейтенант Шапочкин (25-й ИАП ЧФ) - 1 Ме-109
    лейтенант Потапчук (25-й ИАП ЧФ) - 1 ФВ-190

    12.01.1944
    ст.лейтенант Калугин (42-й Гв.ИАП) - 1 Ме-109
    капитан Коновалов (42-й Гв.ИАП) - 1 Ме-109
    ст.лейтенант Павлов (42-й Гв.ИАП) - 1 Ме-109
    мл.л-т Афанасенко и л-т Шаронов парой (88-й ИАП) - 1 Ме-109
    лейтенант Сазонов (790-й ИАП) - 1 Ме-109
    капитан Пышкин (863-й ИАП) - 1 Ме-109
    мл.лейтенант Никольников (863-й ИАП) - 1 Ме-109 (вероятно, не засчитан)
    ст.лейтенант Камозин (66-й ИАП) - 1 Ме-109
    мл.лейтенант Радченко (66-й ИАП) - 1 Ме-109
    мл.лейтенант Кондаков (66-й ИАП) - 1 Ме-109
    мл.лейтенант Тютин (66-й ИАП) - 1 Ме-109 (возможно, подбит)
    мл.лейтенант Тарасов (6-й Гв.ИАП ЧФ) - 1 Ме-109
    мл.лейтенант Маркин (6-й Гв.ИАП ЧФ) - 1 Ме-109

    Думаю, заявки на сбитые Ме-109 11.01.1944 приводить не смысла. Тем более, о них тут уже высказались :)
    March 22, 2017 8:50am | Ответить
    saobr Иван Лавриненко
    • 0
    Спасибо за уточнения. 10 января пилоты 6 ГИАП наверно в разных боях делали заявки, иначе эпичный бой по советским данным получился бы: 7 сбитых "мессеров":).
    March 27, 2017 10:33am | Ответить
    Иван Лавриненко saobr
    • 0
    Успехи были достигнуты в ходе 5 боев в разное время.
    March 27, 2017 10:41am | Ответить
    IlvesSpb Иван Лавриненко
    • 0
    Эээ... ещё Морозов из 101 гиап 12 января потерялся, не ;)?
    March 25, 2017 9:43am | Ответить
    Иван Лавриненко IlvesSpb
    • 0
    Не ;) 12.01.1944 лейтенант Морозов подбил один Bf109, а подбитые я в список не включил ;)
    March 26, 2017 2:01pm | Ответить
    Иван Лавриненко saobr
    • 4
    1. В документах не указано, кем летел Даннекер. Поскольку у него 0 побед, то скорее всего летел ведомым. Ну а по поводу воспоминаний Авдеева - Вы же понимаете, это мемуары, тем более, написанные через десятилетия...
    2. Мои подсчеты
    10 января - истребителями сбито 16 Ме109, еще 5 подбито
    11 января - сбито 14 Ме109
    12 января - истребителями сбито по разным данным от 11 до 13 Ме109, еще 6-7 Ме109 подбито
    3. По Барбасу, 10-12 января всего у немцев 18 заявок (из них 3 официально не подтверждены). Плюс 1 заявка от хорватов. Из этих всего 19 заявок 11 побед (из них 2 не подтверждены) приходятся на сбитые советские истребители. У немцев в эти дни оверклейм небольшой. Большая часть подтверждается.
    4. Поименные список наших заявок напишу позднее.
    March 15, 2017 9:58am | Ответить
    Terramorpher Иван Лавриненко
    • -4
    Случшайте по выполненым задачем есть статистика? Где запрошенные Илы/Юнкерсы дошли до цели, где была сорвана атака?
    Есть ли сравнения сколько было запланировано авиаударов и той и другой стороной и сколько получилось?
    У кого срывалась воздушная разведка?
    Чем разбираться с понтами ястребов, посмотреть за кем осталось поле боя - воздух? Что толку оттого что асы вышли из боя целыми если бомберы разгружались не на позиции, а в пустоту?
    March 15, 2017 12:25pm | Ответить
    Иван Лавриненко Terramorpher
    • 6
    Полной статистики, к сожалению, пока нет. Но как показывают имеющиеся в распоряжении документы, истребители на этом участке фронта в данный период очень редко могли помешать ударам по своим войскам. Это касается, как немецкой, так и советской авиации. Чаще всего Ju87 и Ил-2 доходили до цели и наносили свои удары. Другой вопрос, что немцы во избежание потерь от зениток и истребителей стали сбрасывать свой груз быстрее, чем раньше. Теперь долгое выискивание цели и продолжительное нахождение над ней могло быть чреватым.
    March 15, 2017 12:41pm | Ответить
    saobr Иван Лавриненко
    • -1
    Большое спасибо за ответ.
    Получается наши сильно завышали: где-то 1:8 - 1:10, обидно. Скорее всего проблема в системе подтверждения побед. Хотя из исследований это и было видно, но мне почему-то казалось, что советские заявки завышены в 4-5 раз, а получается еще больше...
    А у немцев в эти дни в основном пострадали молодые (неопытные) пилоты, исходя из званий погибших и раненых, и заявки почти совпали - сильным противником было люфтваффе
    March 15, 2017 10:52am | Ответить
    Алексей ПекаршМодератор saobr
    • 1
    Вы пытаетесь вывести среднюю температуру по больнице, исходя из трех дней на локальном участке фронта? Не получится. К какому числу стремится оверклейм при 10 заявках при отсутствии потерь у противника? А при одной заявке на две потери у врага? Примеры есть.
    March 15, 2017 11:49am | Ответить
    saobr Алексей Пекарш
    • 0
    Понятно, что на на основании выборки по трем дням боев делать выводы в общем, не совсем корректно. Однако в данном случае довольно характерный эпизод, так как есть ограниченный участок фронта, где проводиться крупная армейская операция с повышенной активностью авиации обеих сторон, с участием довольно стабильных авиационных группировок и есть довольно подробная информация по действиям истребителей (еще раз огромное спасибо автору). Поэтому в данном случае и был задан дополнительный вопрос по заявкам в три дня, где есть подтвержденные потери и есть день без них. Да, цифра по оверклейму не будет соотвествовать ни по конкретному пилоту, соединению или дню, но в целом по "среднюю температуру по фронту" вывести можно, пусть и не совсем точно.
    Я уверен у автора статьи есть большой аналитический и статитистический материал по авиационным боям в Крыму, и дай бог чтоб его труд вышел в напечатаном виде, где можно будет увидеть и сравнить цифры за больший период времени.
    А Ваш пример про 2 потери при одной заявке, скорее всего относиться или к конкретному бою или к конкретному типу самолета или к дню, где была незначительная активность авиации и при включении данного результата в общую копилку не повлияет на общую статистику. Что касается примеров по значительным периодам, то они есть . Например http://proza.ru/2013/04/18/711. Мне очень не нравится стиль и дух изложения, но цифры по Кубани оттуда использовать можно (с оглядкой конечно). Есть несколько довольно хороших работ по Курской битве и по действиям на Севере. И из этих примеров к сожалению видно значительное завышение советских победных реляций. Правда здесь надо сделать небольшое уточнение: методика списывания самолетов в люфтваффе, как и другой техники в вермахте позволяла скрывать многие потери (потеря всего нескольких Тигров в течении оборонительной фазы Курского сражения - три раза ха-ха), как и утеря большого числа документов в сорок пятом.
    Почти во всех ВВС второй мировой процент завышения достаточно большой. Оверклейм немцев в данном конкретном случае не велик, но читал как-то статью про Вайсенберга (JG5на Севере) как в одном бою над конвоем было заявлено несолько десятков побед при наших нескольких потерях (извините точно не помню) и указывалось, что это не единичный случай, да и в других работах Лавриенкова есть наглядные примеры завышений у немцев.
    Ни в коем случае не хочу умолять того, что сделали наши предки для Победы. Чтобы не говорили и не писали сегодня некоторые "индивидуумы", именно они победили сильнейшую армию на тот момент.
    March 15, 2017 5:08pm | Ответить
    Иван Лавриненко saobr
    • 3
    За почти полгода боев под Керчью II./JG52 потеряла только одного аса, да и то тяжелораненым и надолго выбывшим из строя. А погибшими терялись только неопытные или те, у кого не больше 10 побед.
    March 15, 2017 11:04am | Ответить
    Максим Дианов
    • 2
    Спасибо за великолепное исследование!
    March 14, 2017 4:15pm | Ответить
    Александр Кравченко
    • 1
    Спасибо за интересный материал.Воздушные бои над Крымом хорошо описал германский асс Гельмут Липферт в своих мемуарах.Рекомендую..
    March 14, 2017 3:32pm | Ответить
    Oleg Bulavin Александр Кравченко
    • -1
    Это тот, у которого под каждым кустом советские 20-мм зенитки прятались? Он постоянно свои пробоины, которые привозил с охоты, относил на счёт зениток, которыми прям кишмя-кишат боевые порядки русских. А уж как храбро он четверкой завалил над Кубанью отставший от своих Ил! Хотя рядом шла группа штурмовиков под прикрытием истребителей - дурных нэма. И пофиг, что через несколько минут эти горбатые от работают по пехоте.
    March 17, 2017 10:30pm | Ответить
    Иван Лавриненко Oleg Bulavin
    • 2
    Я бы не стал критиковать Липферта. Это действительно был один из лучших летчиков в ходе боев за Крым. И к сожалению, большая часть его побед там подтверждается. Ну, а мемуары есть мемуары, но у него они написаны очень даже пристойно, ведь писал он на основании своей лётной книжки. Да память ему изменила не сильно, описание многих эпизодов соответствуют произошедшему в действительности.
    March 18, 2017 2:44pm | Ответить
    Oleg Bulavin Иван Лавриненко
    • 0
    Особенно прикольно читать, как он, нажрамшись халявного "Абрау-Дюрсо", на боевые летал. Или на охоте травил в прямом эфире анекдоты напарнику. Радиодисциплина? Не, не слышали.
    April 2, 2017 10:12pm | Ответить
    IlvesSpb Oleg Bulavin
    • 2
    Ещё раз: мемуары есть мемуары, а вот в документах (наших) писали
    другое: "Подслушиванием радиопереговоров установлено, что переговоры ведутся только служебного характера и наиболее необходимые в данном полете, сообразуясь с обстановкой. Ни одного лишнего слова немецкие летчики не допускают в разговоре и тем самым не засоряют эфир ненужными разговорами". Речь идет, кроме прочего, как раз о летчиках II./JG 52.
    April 2, 2017 11:22pm | Ответить
    Oleg Bulavin IlvesSpb
    • 1
    Дык и я о том, что немцы дисциплину радиообмена соблюдали весьма строго, читал. Потому и слегка прифигел, читая Липферта. И никто ж его за язык-то не тянул.
    April 3, 2017 9:26pm | Ответить
    Oleg Bulavin Иван Лавриненко
    • 0
    Кстати, тот же Липферт живописует в красках, как они по наводке разведотдела перехватили и сбили "Бостон" с каким-то важным начальством над Керченским полуостровом. Попытки выяснить, кто из советских генералов погиб в 1944-м в Крыму от огня немецких истребителей, у меня были безуспешны. Может вы прольете свет, кто стал жертвой Липферта? А может то вообще могла быть концертная бригада или начфин с получкой, или передвижная лавка Военторга?
    April 2, 2017 10:10pm | Ответить
    Алексей ПекаршМодератор Oleg Bulavin
    • 2
    Это был тот же самолет, что перед этим 31 декабря сбил Камозин - вез 17 немецких генералов и кресты, да.
    April 2, 2017 11:48pm | Ответить
    Иван Лавриненко Алексей Пекарш
    • 3
    Генералов Липферт не сбивал, но, к сожалению, описанная им победа все же подтверждается. Это был не "Бостон", а транспортный Ли-2, перевозивший грузы на плацдарм. Пара прикрывающих его летчиков 88-го ИАП сделала над ним змейку, а в этот момент Липферт выскочил из облаков и произвел одну атаку. Летчик сумел дотянуть до Жуковки, но уже при заходе на посадку поврежденный мотор загорелся. После вынужденной посадки самолет сгорел. Так что мемуары мемуарами, а специалист он был серьезный.
    April 3, 2017 7:03am | Ответить
    Oleg Bulavin Иван Лавриненко
    • 1
    Значит, или разведотдел что-то напутал, или Липферт традиционно решил прихвастнуть (по его словам, на борту, по сведениям разведки, должен был лететь кто-то ну очень серьёзный - начальство масштаба Геринга, если по немецким меркам сравнивать), или Липферт атаковал не того, и вместо высокого начальства, срубил простого трудягу.
    April 3, 2017 9:31pm | Ответить
    Сергей Куклев Oleg Bulavin
    • 0
    "Маленькая ложь рождает большое недоверие" (с) Потому, то у немцев архивы с потерями "пропали и ненайдены", а то и просто сводки Геббельса используют. Зато в мемуарах у них весь баланс четко подбит:))
    July 21, 2017 6:10pm | Ответить
    Алексей ПекаршМодератор Сергей Куклев
    • 0
    У Вас есть конкретные примеры использования вместо документов сводок Геббельса?
    July 21, 2017 6:17pm | Ответить
    Михаил Быков
    • 4
    Хороший материал, прочитал с интересом.
    March 14, 2017 1:54pm | Ответить
    Иван Лавриненко Михаил Быков
    • 2
    Спасибо, Михаил! И отдельная большая благодарность Вам за боковики машин.
    March 14, 2017 2:46pm | Ответить
    Цорк
    • 1
    Спасибо, интересный материал.
    Скажите, пожалуйста, а приведённые в статье потери немецких бомбардировщиков - это потери в воздушных боях или общие?
    March 14, 2017 1:46pm | Ответить
    Иван Лавриненко Цорк
    • 3
    Потеря He111 - в воздушном бою. Из четырех потерь Ju87 - один в воздушном бою, один от зенитного огня, один от огня с земли, а еще один совершилд вынужденную посадку по неизвестной причине. Но даже где указан огонь зениток или с земли - далеко не факт, что это было так на самом деле. Мог быть и огонь незамеченного экипажем истребителя.
    Кроме того, в воздушных боях получили повреждения еще 4-5 Ju87 из состава румынской Grupul 3.
    Так что в эти дни досталось всем. :)
    March 14, 2017 2:42pm | Ответить
    Вячеслав Скопюк Иван Лавриненко
    • 0
    А чем отличается зенитный огонь от огня с земли?
    March 16, 2017 12:28am | Ответить
    Иван Лавриненко Вячеслав Скопюк
    • 0
    Огонь с земли могли вести из стрелкового оружия пехотинцы. Иногда и они умудрялись попадать.
    March 16, 2017 8:25am | Ответить
    Вячеслав Скопюк Иван Лавриненко
    • 1
    а на основании чего предполагали, про сбитие "огнем с земли"? Из-за отсутствия признаков работы зенитной артиллерии?
    March 16, 2017 8:39am | Ответить
    Алексей ПекаршМодератор Вячеслав Скопюк
    • 1
    Не обращайте внимание, это чистая условность - оно зачастую и не с земли, и не зенитный...
    March 16, 2017 10:04am | Ответить
    Цорк Иван Лавриненко
    • 0
    Спасибо за подробный ответ)
    March 14, 2017 2:45pm | Ответить
    Станислав Черников
    • 3
    Лавриненко и Тимин рулят!
    March 14, 2017 11:37am | Ответить
    Terramorpher
    • 1
    Вот так им, стервятникам)
    March 14, 2017 10:10am | Ответить
    Михаил Быков Terramorpher
    • 1
    Воевать с мертвыми, да еще чужими руками - всегда приятно :)
    March 14, 2017 1:59pm | Ответить
    Terramorpher Михаил Быков
    • 1
    ну да фашист - мертв уже при жизни.
    March 14, 2017 2:31pm | Ответить
    Alexey Astankov Terramorpher
    • -1
    как сказано в недавнем фильме про панфиловцев, стервятники питаются падалью, а эти в живую плоть норовили вцепиться.
    March 14, 2017 1:12pm | Ответить
    Михаил Тимин
    • 5
    Спасибо, прекрасная работа!
    March 14, 2017 9:41am | Ответить
    Иван Лавриненко Михаил Тимин
    • 4
    Спасибо за добрые слова, Михаил!
    March 14, 2017 9:52am | Ответить
    wargamming.net © 2014 — 2019 Warspot
    • Все авторы
    • Все теги
    • Правила
    • Как стать автором
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    • Карта сайта
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google