С самого начала Великой Отечественной войны немецкие лётчики-истребители были достаточно свободны в выборе тактики своих действий. Вкупе с отличной подготовкой и превосходством в технике это долгое время позволяло им достигать ошеломительных успехов при минимальных потерях. В тех же случаях, когда обстановка вынуждала асов люфтваффе к затяжному бою с сильным соперником, им редко удавалось избежать потерь. Подобный расклад стал привычным к концу 1943 – началу 1944 гг. Характерным примером стали воздушные бои над восточной частью Крымского полуострова 10–12 января 1944 года.
Немецкая истребительная авиагруппа II./JG 52 с более чем 3600 одержанными в воздушных боях победами занимает второе место в люфтваффе, уступая по этому показателю лишь своим однополчанам по эскадре из III./JG 52. Потери II группы за войну по всем причинам составили около 150 погибших и пропавших без вести лётчиков, из них 30 – в боях с западными союзниками. За исключением нескольких отдельных дней и недель ожесточенных боев на том или ином участке Восточного фронта, потери части распределялись более или менее равномерно в течение всей войны.
Фрагмент фронтовой карты района боевых действий с нанесенными зонами патрулирования из планшета непосредственного участника описываемых событий Ивана Ильича Засыпкина, на тот момент командира звена 66-го ИАП 329-й ИАД.
Одним из исключений стал период 10–12 января 1944 года, когда у мыса Тархан на севере Керченского полуострова был высажен советский десант, и севернее Керчи началось новое наступление войск Отдельной Приморской армии. Группа II./JG 52 под командованием гауптмана Герхарда Баркхорна (Gerhard Barkhorn) была практически единственным немецким истребительным соединением, действовавшим на этом участке фронта. Эпизодически посильную помощь союзникам оказывали лётчики сильно поредевшей хорватской эскадрильи 15./JG 52, но она действовала преимущественно в северной части Крыма.
Игра не по немецким правилам
В эти дни немецким лётчикам далеко не всегда удавалось пользоваться своей излюбленной тактикой «внезапно ударил – убежал», простой и эффективной. Пытаясь расчищать воздушное пространство и сопровождать свои бомбардировщики при противодействии численно превосходящей советской авиации, немецкие истребители были вынуждены вступать в схватки с большими группами советских истребителей и штурмовиков, в которых немногочисленные «ягдфлигеры» понесли чувствительные потери.
Взлетает «Мессершмитт» командира группы II./JG 52 гауптмана Герхарда Баркхорна.
Основными противниками II./JG 52 на тот момент были части 4-й Воздушной Армии – 214-я и 230-я ШАД, 229-я и 329-я ИАД, а также 132-я БАД. Из состава ВВС ЧФ в боях в эти дни приняли участие, прежде всего, 11-я ШАД и 4-я ШАД.
Первые потери пришлись на первые сутки советского наступления, 10 января. Около 10:00 (здесь и далее время московское) лётчики II./JG 52 сошлись в бою с патрулирующими истребителями 57-го Гв.ИАП. В 09:50 шестерка «Аэрокобр» капитана Виктора Савченко вступила в бой с группой бомбардировщиков численностью до 20 Ju 87 под прикрытием восьмерки Bf 109. Мощное истребительное прикрытие почти не позволило нашим пилотам прорваться к бомбардировщикам и связало их боем. Лишь ведущий одной из пар старший лейтенант Сергей Мартынов сумел провести безрезультатную атаку по «Юнкерсам», после чего бросился на помощь товарищам и, зайдя в хвост одному из «Мессершмиттов», с дистанции 50 метров выпустил точную очередь. Немецкий истребитель взорвался в воздухе, а его обломки рухнули в 3–4 км западнее мыса Тархан. Сбитый Bf 109 стал 10-й личной победой советского аса.
Лётчики 57-го Гвардейского истребительного авиаполка 329-й истребительной авиадивизии, участники боев над Керченским полуостровом. Слева направо: капитан Виктор Михайлович Савченко (14+8 побед), старший лейтенант Владимир Владимирович Шикалов (9+6 побед), старший лейтенант Александр Иванович Серебряков (11+6 побед). Крайний справа капитан Владимир Борисович Проворихин (15+1 победа).
В это же время в районе села Булганак в лобовой атаке пары «Аэрокобр» и четверки Bf 109 старший лейтенант Александр Серебряков сбил одного из противников. Его ведомый младший лейтенант Гребенюк видел беспорядочное падение немца, но места падения советские лётчики не наблюдали. Тем не менее, групповая победа паре Серебряков – Гребенюк была засчитана. Для Серебрякова она стала десятым успехом в его военной карьере.
По немецким данным, был потерян унтер-офицер Хайнц-Хельмут Янссен (Uffz. Heinz-Helmut Janssen) из эскадрильи 4./JG 52. Его Bf 109G-6 (W.Nr.20126) «белая 8» был сбит в километре севернее поселка Катерлез, лётчик погиб. Скорее всего, его сбил старший лейтенант Мартынов — его заявка выглядит предпочтительнее.
Следующая потеря ждала немецких истребителей всего через два часа. С крупной группой He 111 из I./KG4 и Ju 87 из III./SG 3, а также несколькими парами прикрывающих их Bf 109 провели успешные бои лётчики обеих истребительных дивизий 4-й ВА. Они записали на свой счет четыре He 111, три Bf 109 и три Ju 87, еще три «Хейнкеля» были подбиты. По немецким данным, из боя вместе со своим Bf 109G-6 (W.Nr.20594) «желтая 4» не вернулся один из результативных лётчиков 6./JG 52 фельдфебель Карл-Хайнц Оттен (Fw. Karl-Heinz Otten). К моменту гибели он имел 9 воздушных побед. Последний раз сослуживцы видели его в бою с советскими истребителями восточнее мыса Тархан.
На сбитый «Мессершмитт» претендовал один из лучших лётчиков 42-го Гв.ИАП Герой Советского Союза капитан Иван Горбунов – после его короткой очереди немецкий истребитель рухнул в море севернее мыса Тархан. 20-ю победу аса подтвердили ведомые. В бою с Bf 109 удача также снова сопутствовала гвардейцам 57-го Гв.ИАП. Если старший лейтенант Владимир Шикалов после своей атаки с дистанции 100–80 метров увидел лишь загоревшуюся вражескую машину, то после точных очередей капитана Владимира Проворихина с дистанции 100–50 метров один из «Мессершмиттов» взорвался в воздухе и упал северо-восточнее мыса Мама Русская в Азовское море. Это были 7-я и 8-я победы лётчиков соответственно, и заявка Проворихина выглядит наиболее предпочтительно.
Один из немецких лётчиков, погибших в январских боях над Керченским полуостровом, фельдфебель Карл-Хайнц Оттен.
Следующей жертвой этого дня стал обер-фельдфебель Карл Даннекер (Ofw. Karl Dannecker) из 5./JG 52. По немецким данным, лётчик вылетел на задание в 13:35, а уже спустя 15 минут его Bf 109G-6 (W.Nr.410097) «черная 9» пропал без вести после воздушного боя в районе Керчь – Булганак, став, по всей видимости, жертвой лётчиков ВВС ЧФ.
Около 13:35–13:50 шестерка Ил-2 из 47-го ШАП ВВС ЧФ, ведомая капитаном Геннадием Бусыгиным, под прикрытием шестерки Як-9 6-го Гв.ИАП уничтожала технику и живую силу немцев на северной окраине Катерлеза. При отходе от цели группа подверглась атаке восьмерки Bf 109. Лётчик одного из «Илов» младший лейтенант Владимир Марков и его стрелок сержант Петр Куц сбили одного из нападавших — тот упал в двух километрах западнее Булганака.
Механики подкрашивают истребитель Як-9 командира 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота подполковника Михаила Васильевича Авдеева. Снимок сделан уже после окончания боев над Керчью, весной 1944 года. На хвостовом оперении отметки о победах — итоговый счет лётчика составил 12 личных и шесть групповых.
Шестерка «Яков» подполковника Михаила Авдеева была связана боем парой «Мессершмиттов», целью которых, вероятно, было оторвать прикрытие от штурмовиков. За это немецким лётчикам пришлось заплатить свою цену – командиру 6-го Гв.ИАП удалось сбить одного из противников, который упал в море в двух километрах восточнее мыса Мама Русская. Свою 12-ю и последнюю в войне личную победу Авдеев описал в своих мемуарах:
«Мы, истребители, прикрывали штурмовку. И все шло вроде бы хорошо, но едва под крыльями машин проплыло Мама Русская, со стороны моря вынырнула четверка «Мессеров».
Нельзя сказать, чтобы облачность – десять баллов – благоприятствовала маневру. Во всяком случае, она была равным союзником и нам, и противнику. Угадать намерения гитлеровцев было нетрудно: они явно пытались отсечь истребителей от штурмовиков. Значит, вскоре появятся новые «Мессеры». Вероятнее всего, они уже на подходе… И в этот раз машина была брошена наперерез «Мессеру», возглавившему атаку. Сбить или заставить свернуть с курса ведущего – значит, по меньшей мере, расстроить маневр противника и выиграть время. А там – посмотрим.
Видимо, это и называется военным счастьем: «Мессер» неожиданно оказывается точно в прицеле. Бью с дистанции всего каких-нибудь 30 метров. Немец был на вираже, и удивительно, как мы не столкнулись. В какие-то доли секунды успел заметить, что 2–3 моих снаряда разорвались в кабине гитлеровца. Мой «ястребок» пронесся выше «мессера», едва не задев его. Гитлеровец пошел резко вниз. Первая мысль: «Обманывает». Уже не раз фашистские лётчики в критических ситуациях уходили от нас таким маневром, имитируя катастрофу. Бросаю и свой самолёт в пике. Внизу – море. Вижу: гигантский столб воды взлетел в небо: Ме-109 не стало».
В этот же день ранение в воздушном бою получил унтер-офицер Одкамп (Uffz. Odkamp) из 5./JG 52. К сожалению, обстоятельства боя и степень повреждения его машины неизвестны, но с уверенностью можно сказать, что немецкий лётчик стал жертвой одного из истребителей 4-й ВА и ВВС ЧФ, которые в этот день в общей сложности заявили 16 Bf 109, а ещё пять подбили. Немецкие данные подтверждают, что в боях над Керченским полуостровом 10 января 1944 года люфтваффе пришлось нелегко. Донесения немецкой 17-й Армии пестрили жалобами:
«Наши люфтваффе по причине превосходства вражеских истребителей попали в тяжелое положение…» … «Несмотря на совершаемые с неутомимостью боевые вылеты, нашим люфтваффе в боях с численно многократно превосходящим противником не удалось завоевать превосходство в воздухе».
Если следующий день, по имеющимся данным, прошёл для II./JG 52 без потерь, то 12 января советским лётчикам снова удалось потрепать группу Баркхорна.
Продолжение после передышки
Очередной удачный бой в Керченском небе провели в период 07:55–9:10 гвардейцы 42-го Гв.ИАП. Дюжина Як-1, ведомая капитаном Горбуновым, вылетела на прикрытие своих войск в район Тархан – Булганак, где их уже поджидали немецкие истребители. Сначала в районе Тархан четверка Горбунова вступила в бой с парой Bf 109. Атакой сверху сбоку Горбунову удалось подбить один «Мессершмитт», который с дымом и снижением ушел в западном направлении. Такого же успеха добился лейтенант Михаил Косса.
Реконструкция внешнего вида истребителя Як-9 командира 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота подполковника Михаила Васильевича Авдеева с предыдущего снимка (рисунок Михаила Быкова).
Вскоре ведомые капитаном Горбуновым и старшим лейтенантом Калугиным четверки «Яков» в районе Керчи перехватили ещё пару «Мессершмиттов», которые атаковали шестерку «Бостонов». После точных очередей Героя Советского Союза Фёдора Калугина один из немцев упал в море северо-восточнее мыса Тархан, став 15-й личной победой советского аса. В свою очередь, Горбунов подбил вторую вражескую машину, которая скрылась в облачности.
Также лётчики «Яков» видели западнее Катерлеза ещё один Bf 109, сбитый «Аэрокоброй». По всей видимости, гвардейцы стали свидетелями победы Героя Советского Союза старшего лейтенанта Павла Камозина из 66-го ИАП, который в составе четверки прикрывал свои войска. В 08:45 лётчики встретили группу пикировщиков Ju 87 и по результатам боя записали на свой счет два сбитых пикировщика, один из которых был сбит ведущим группы. После этого Камозин, отбивая атаку пары Bf 109 от группы Ил-2 сбил «Мессершмитт», ставший 27-й личной победой лётчика.
По немецким данным, в указанное время в боях с «Яками» и «Аэрокобрами» группа II./JG 52 лишилась как минимум двух Bf 109G-6. Около 08:20 в районе мыса Тархан был потерян Bf 109G-6 (W.Nr.140191) «желтая 7» из 6./JG 52. Его пилот унтер-офицер Роберт Хан (Uffz. Robert Hahn) получил ранение. Спустя полчаса в районе западнее Баксы был подбит Bf 109G-6 (W.Nr.140185) «черная 7», его пилот унтер-офицер Людвиг Буххайт (Uffz. Ludwig Buchheit) из 5./JG 52 также был ранен. По всей видимости, истребитель Хана стал жертвой старшего лейтенанта Калугина, а «Мессершмитт» Буххайта пришелся на старшего лейтенанта Камозина или капитана Горбунова. Касательно второй потери существуют расхождения в немецких данных: самолёт с этим номером фигурирует в официальных документах дважды, 12 и 27 января, и ведущие западные историки предполагают, что 12 января машина была лишь повреждена, а уже 27 января вновь подбита или сбита.
Истребитель Bf 109G-5 неизвестного летчика из эскадрильи 6./JG 52, зима-весна 1944 года (рисунок Михаила Быкова).
На этом неприятности для II./JG 52 в тот день не окончились. Уже спустя три часа в воздушном бою севернее Керчи был сбит Bf 109G-6 (W.Nr.20494) «желтая 8» из эскадрильи 6./JG 52. Его пилот обер-фенрих Хельмут Томас (OFhr. Helmut Thomas), имевший на своем счету, по разным данным, 8 или 10 побед, погиб. По всей видимости, урон 6-му штаффелю снова нанесли гвардейцы 42-го Гв.ИАП. Патрулируя в период 10:38–11:53 в районе Булганак – Тархан, четверка Як-1 капитана Петра Коновалова встретила и атаковала шестерку пикировщиков Ju 87, шедшую под прикрытием 4–6 Bf 109. Немецкие истребители выполнили свою задачу, связав «Яки» боем, но за это им пришлось заплатить.
Атакой сверху сзади и сбоку с дистанции 25 метров капитан Коновалов сбил один из «Мессершмиттов», который упал в 2–4 километрах западнее поселка Катерлез. Победа стала восьмым личным успехом лётчика. Ещё один Bf 109 был заявлен Героем Советского Союза старшим лейтенантом Григорием Павловым в районе мыса Тархан, но момента падения ни лётчик, ни радиостанция наведения не наблюдали. Это была 15-я личная победа советского аса. Вероятно, обер-фенрих Томас стал жертвой атаки Коновалова, а не Павлова – Катерлез находится гораздо ближе к Керчи, нежели мыс Тархан.
Всего по итогам боев 10–12 января авиагруппа II./JG 52 только сбитыми лишилась не менее 5–6 Bf 109G-6, четверо лётчиков группы погибли или пропали без вести, ещё трое получили ранения. По меркам люфтваффе это был недопустимо высокий уровень потерь за столь короткий промежуток времени – подобного с II./JG 52 не случалось ни до, ни после. Это послужило одной из причин временного перебазирования в район Керчи группы I./JG 52, которая в период нового наступления советских войск под Керчью 23–28 января должна была усилить изрядно поредевшую за декабрь-январь II группу. Эти дни стали нелегким испытанием не только для немецких истребителей. Досталось в эти дни и ударной немецкой авиации. По далеко не полным данным, не менее четырех пикировщиков Ju 87D лишилась группа III./SG 3, был сбит минимум один бомбардировщик He 111 из группы I./KG 4.
Ведущие асы 42-го Гвардейского истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии Герои Советского Союза старший лейтенант Федор Захарович Калугин (17+4 победы) и капитан Иван Михайлович Горбунов (24+1 победа). Фото 1943 года.
Разумеется, бои этих дней ни в коем случае не были «игрой в одни ворота», и за одержанные победы советским авиаторам пришлось заплатить немалую цену. Только в воздушных боях 10–12 января 4-я Воздушная Армия и ВВС ЧФ потеряла 7–8 истребителей, четыре штурмовика Ил-2 и два бомбардировщика (Пе-2 и «Бостон»). Погибло 18 членов экипажей, ещё несколько человек были ранены.
Бои 10–12 января 1944 года продемонстрировали, что советские лётчики накопили немалый опыт в борьбе с вражеской авиацией на этом участке фронта – все упомянутые воздушные бойцы относились к настоящей элите ВВС Красной Армии. Благодаря четкому взаимодействию групп, им удалось проявить все свое мастерство, и воздушные схватки в эти дни «сталинские соколы» могли полностью поставить себе в заслугу.
Источники и литература:
- ЦАМО РФ, фонд 214-й ШАД
- ЦАМО РФ, фонд 230-й ШАД
- ЦАМО РФ, фонд 229-й ИАД
- ЦАМО РФ, фонд 329-й ИАД
- ЦАМО РФ, фонд 57-го Гв.ИАП
- ЦАМО РФ, фонд 42-го Гв.ИАП
- ЦВМА РФ, фонд 11-й ШАД ЧФ
- NARA, Донесения немецкой 17-й Армии
- Bernd Barbas: Die Geschichte der II. Gruppe des Jagdgeschwaders 52 – Eigenverlag, Überlingen
- Bernd Barbas: Die Geschichte der III. Gruppe des Jagdgeschwaders 52 – Eigenverlag, Überlingen
- Karl Gundelach. Chronik Kampfgeschwader 4 «General Wever» – Motorbuch Verlag, Stuttgart, 2013
- http://www.jg52.net
- Авдеев М.В. У самого Чёрного моря. Книга II – М.: Издательство ДОСААФ, 1970
- Липферт Х. Дневник гауптмана люфтваффе. 52-я истребительная эскадра на Восточном фронте, 1942–1945 – М.: «Центрполиграф», 2008
- Воспоминания С.М. Мартынова (рукопись)
Фото из коллекции автора и Бернда Барбаса, а также семейных архивов родственников И.И. Засыпкина, В.В. Шикалова и К.А. Легейды
Автор разыскивает родственников авиаторов 4-й Воздушной Армии и ВВС Черноморского Флота, принимавших участие в боях за Крым, и будет признателен, если с ним свяжутся по адресу электронной почты ivan_l@ukr.net
Странно. Сбито 6 машин, а погибло и ранено 7 немецких летчиков.
У финнов, румын и прочих венгров оверклейм был однозначно выше, так что, конкретно у ягдваффе он стремится к 1 на 1,5.
"заявка" почти всегда = "победа", однако, "победа" далеко не всегда = "уничтоженный самолёт". Ну а самое весёлое, что честное "подбил, противник с дымом вышел из боя" - это всегда не = "победа" и в то же время, очень часто = "безвозвратная убыль", ну, или как минимум "ремонт (с неясными перспективами)".
Можно уточнить: сколько самолетов за указанные три дня в II./52 были повреждены и каков процент повреждения у каждого из самолетов? Это даст понимание степени снижения боеготовности группы.
Может быть, есть сведения, сколько самолетов было в группе в указаные дни (всего/боеготовых) и близстоящие, например, 16-го.
(По тексту. Выражение: "...своим однополчанам по эскадре..." не совсем правильное. Однополчане бывают только по полку, но не по дивизии или эскадре. В данном случае больше подойдет выражение: "... своим сослуживцам по эскадре...")
О количестве боеготовых/всего самолетов в группе на тот или иной момент нам не рассказывают в своих исследования даже такие историки, как Барбас. Вероятно, подобные документы утрачены или зарыты где-то глубоко в архивах.
*О количестве боеготовых/всего самолетов в группе на тот или иной момент нам не рассказывают в своих исследования даже такие историки, как Барбас.*-
Вы имеете в виду 1944 год?
По 1942 году, например, у Приена по некоторым группам есть весьма детальные сведения. Я поэтому и предположил, что Вы располагаете аналогичной информацией.
Есть несколько вопросов:
1. В боях 10 января Bf-109, отнесенный к сбитым ВВС ЧФ, пилот был ведущим или ведомым? Просто из мемуаров Авдеева, создается впечатление про сбитого ведущего, хотя возможна и ошибка восприятия, все-таки в мемуарах: "«Мессер» неожиданно оказывается...", возможно в прицел выскочил и ведомый.
2. Сколько заявлено побед над мессерами 11 и 12 января нашими?
3. Сколько заявок на победы было за это время у немцев?
4. И если это не будет наглостью:) указажите советских пилотов, заявивших победы за 10-12 января. Просто интересен оверклейм в общем и у конкретных пилотов.
Вообще-то довольно достойный для советских ВВС результат воздушных боев за эти 3 дня, как минимум 13-14 к 7-8, а в истребителях так и вообще 7-8 к 5-6.
10.01.1944
капитан Горбунов (42-й Гв.ИАП) - 1 Ме-109
подполковник Королев (790-й ИАП) - 1 Ме-109
лейтенант Бабайлов (790-й ИАП) - 1 Ме-109
ст.лейтенант Мартынов (57-й Гв.ИАП) - 1 Ме-109
ст.лейтенант Серебряков (57-й Гв.ИАП) - 1 Ме-109
майор Ильин (57-й Гв.ИАП) - 1 Ме-109
капитан Проворихин (57-й Гв.ИАП) - 1 Ме-109
ст.лейтенант Шикалов (57-й Гв.ИАП) - 1 Ме-109
подполковник Авдеев (6-й Гв.ИАП ЧФ) - 2 Ме-109
ст.лейтенант Тарасов (6-й Гв.ИАП ЧФ) - 1 Ме-109
ст.лейтенант Куликов (6-й Гв.ИАП ЧФ) - 1 Ме-109
ст.лейтенант Маслов (6-й Гв.ИАП ЧФ) - 1 Ме-109
ст.лейтенант Белозеров (6-й Гв.ИАП ЧФ) - 1 Ме-109
мл.лейтенант Лобанов (6-й Гв.ИАП ЧФ) - 1 Ме-109
ст.лейтенант Шапочкин (25-й ИАП ЧФ) - 1 Ме-109
лейтенант Потапчук (25-й ИАП ЧФ) - 1 ФВ-190
12.01.1944
ст.лейтенант Калугин (42-й Гв.ИАП) - 1 Ме-109
капитан Коновалов (42-й Гв.ИАП) - 1 Ме-109
ст.лейтенант Павлов (42-й Гв.ИАП) - 1 Ме-109
мл.л-т Афанасенко и л-т Шаронов парой (88-й ИАП) - 1 Ме-109
лейтенант Сазонов (790-й ИАП) - 1 Ме-109
капитан Пышкин (863-й ИАП) - 1 Ме-109
мл.лейтенант Никольников (863-й ИАП) - 1 Ме-109 (вероятно, не засчитан)
ст.лейтенант Камозин (66-й ИАП) - 1 Ме-109
мл.лейтенант Радченко (66-й ИАП) - 1 Ме-109
мл.лейтенант Кондаков (66-й ИАП) - 1 Ме-109
мл.лейтенант Тютин (66-й ИАП) - 1 Ме-109 (возможно, подбит)
мл.лейтенант Тарасов (6-й Гв.ИАП ЧФ) - 1 Ме-109
мл.лейтенант Маркин (6-й Гв.ИАП ЧФ) - 1 Ме-109
Думаю, заявки на сбитые Ме-109 11.01.1944 приводить не смысла. Тем более, о них тут уже высказались :)
2. Мои подсчеты
10 января - истребителями сбито 16 Ме109, еще 5 подбито
11 января - сбито 14 Ме109
12 января - истребителями сбито по разным данным от 11 до 13 Ме109, еще 6-7 Ме109 подбито
3. По Барбасу, 10-12 января всего у немцев 18 заявок (из них 3 официально не подтверждены). Плюс 1 заявка от хорватов. Из этих всего 19 заявок 11 побед (из них 2 не подтверждены) приходятся на сбитые советские истребители. У немцев в эти дни оверклейм небольшой. Большая часть подтверждается.
4. Поименные список наших заявок напишу позднее.
Есть ли сравнения сколько было запланировано авиаударов и той и другой стороной и сколько получилось?
У кого срывалась воздушная разведка?
Чем разбираться с понтами ястребов, посмотреть за кем осталось поле боя - воздух? Что толку оттого что асы вышли из боя целыми если бомберы разгружались не на позиции, а в пустоту?
Получается наши сильно завышали: где-то 1:8 - 1:10, обидно. Скорее всего проблема в системе подтверждения побед. Хотя из исследований это и было видно, но мне почему-то казалось, что советские заявки завышены в 4-5 раз, а получается еще больше...
А у немцев в эти дни в основном пострадали молодые (неопытные) пилоты, исходя из званий погибших и раненых, и заявки почти совпали - сильным противником было люфтваффе
Я уверен у автора статьи есть большой аналитический и статитистический материал по авиационным боям в Крыму, и дай бог чтоб его труд вышел в напечатаном виде, где можно будет увидеть и сравнить цифры за больший период времени.
А Ваш пример про 2 потери при одной заявке, скорее всего относиться или к конкретному бою или к конкретному типу самолета или к дню, где была незначительная активность авиации и при включении данного результата в общую копилку не повлияет на общую статистику. Что касается примеров по значительным периодам, то они есть . Например http://proza.ru/2013/04/18/711. Мне очень не нравится стиль и дух изложения, но цифры по Кубани оттуда использовать можно (с оглядкой конечно). Есть несколько довольно хороших работ по Курской битве и по действиям на Севере. И из этих примеров к сожалению видно значительное завышение советских победных реляций. Правда здесь надо сделать небольшое уточнение: методика списывания самолетов в люфтваффе, как и другой техники в вермахте позволяла скрывать многие потери (потеря всего нескольких Тигров в течении оборонительной фазы Курского сражения - три раза ха-ха), как и утеря большого числа документов в сорок пятом.
Почти во всех ВВС второй мировой процент завышения достаточно большой. Оверклейм немцев в данном конкретном случае не велик, но читал как-то статью про Вайсенберга (JG5на Севере) как в одном бою над конвоем было заявлено несолько десятков побед при наших нескольких потерях (извините точно не помню) и указывалось, что это не единичный случай, да и в других работах Лавриенкова есть наглядные примеры завышений у немцев.
Ни в коем случае не хочу умолять того, что сделали наши предки для Победы. Чтобы не говорили и не писали сегодня некоторые "индивидуумы", именно они победили сильнейшую армию на тот момент.
другое: "Подслушиванием радиопереговоров установлено, что переговоры ведутся только служебного характера и наиболее необходимые в данном полете, сообразуясь с обстановкой. Ни одного лишнего слова немецкие летчики не допускают в разговоре и тем самым не засоряют эфир ненужными разговорами". Речь идет, кроме прочего, как раз о летчиках II./JG 52.
Скажите, пожалуйста, а приведённые в статье потери немецких бомбардировщиков - это потери в воздушных боях или общие?
Кроме того, в воздушных боях получили повреждения еще 4-5 Ju87 из состава румынской Grupul 3.
Так что в эти дни досталось всем. :)