• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    82

    Последнее слово воздушного аса

    • ВМВ
    • авиация
    • СССР
    • Германия
    Михаил Тимин
    25 March '16

    Начало Великой Отечественной войны сложилось крайне тяжело для Красной армии. Поражения следовали одно за другим, успехи были редки – «учёба» давалась дорогой ценой. Источником сведений о грозном противнике становились допросы военнопленных, которые первое время попадали в руки красноармейцев тоже нечасто. Тем ценнее были опытные солдаты врага, попавшие в плен – таким, несмотря на невысокое воинское звание, был сбитый 1 августа 1941 года над Молдавией лётчик-истребитель унтер-офицер Хорст Бохманн (Horst Bochmann).

    ​Фотография допроса унтер-офицера Хорста Бохманна (кадр из киножурнала «Фронтовая иллюстрация») - Последнее слово воздушного аса | Warspot.ru
    Фотография допроса унтер-офицера Хорста Бохманна (кадр из киножурнала «Фронтовая иллюстрация»)

    Допрос захваченного в плен немецкого лётчика, служившего в штабе II группы истребительной эскадры JG 77 интересен и тем, что до наших дней сохранились сделанные на месте события фотоматериалы. На них немец запечатлён уже в качестве военнопленного. Судя по тому, что дальнейшая его судьба не прослеживается – это его последние прижизненные фото. Попробуем разобраться в этом маленьком эпизоде большой войны (протокол допроса приведён с сохранением орфографии оригинала).

    «Опрос пленного 3.8.41 г.
    Бохман Гост Эмильевич – немец, захвачен в плен в районе Карманово 2.8.41 г.
    Пленный Бохман рождения 1917 г. 22.7 г. Кемнец – Саксония.


    Рабочий, образование – среднее, холост, на его иждивении числятся – отец и мать, имеет 2 сестёр и брата, член организации «немецкий рабочий фронт», в обязанности которой входит – поднятие культурного уровня рабочих. В организацию вступил помимо своего желания, невступление в данную организацию грозило безработицей.


    Капрал, лётчик на истребителе, окончил лётную школу в Фютре в июне 1940 г., где проучился полтора года, в армии три года и 9 мес. Принадлежит 4 отряду 77 истребительной эскадры. Эскадра состоит из 8 отрядов, в каждом отряде 12 самолётов «Мессершмит» 109 – скорость самолёта – 450–500 км. в час, радиус действия 800 км. Самолёт вооружён 2 пушками 20 мм, 2 пулемётами 7,9 мм калибр.

    Аэродромы расположены – 1-й в районе Сангера, что юго-восточнее Кишинёва, на котором в день вылета находилось 20 самолётов, 2-й северо-восточнее Кишинёва 5 км. Сколько самолётов на этом аэродроме – не знает. Прибыл на фронт 29.7.41 г. в Кишинёв из госпиталя. Имеет награды – 2 креста за военные действия в Греции и Англии.

    При полёте на нашу сторону имел задачу – патрулировать в районе наступления своих войск на Дубоссарском направлении.

    Выражает сомнение в победе Германии, говорит: «Мы потеряли империалистическую войну, после которой жилось плохо, и я предвижу, что война эта закончится тяжёлыми последствиями для Германии». Солдаты не хотят войны. Румынское население относится по-разному, но основная масса озлоблена на немцев. Жизнь в Германии хорошая, хотя по карточкам, но можно получить всё, рабочие хотят фашистского правительства. По его мнению, теперь лучше жить, чем до 1933 г., рабочие объединены в рабочий фронт. Воевать с русскими пошли из-за того, чтобы улучшить свою жизнь».

    ​Архивная копия протокола допроса унтер-офицера Хорста Бохманна из фондов Центрального архива МО РФ - Последнее слово воздушного аса | Warspot.ru
    Архивная копия протокола допроса унтер-офицера Хорста Бохманна из фондов Центрального архива МО РФ

    Прежде всего, привлекает внимание само содержание допроса унтер-офицера Бохманна – Красная армия только училась воевать, и первичный опрос пленного произведён довольно беспорядочно. Немецкому пролетариату, который, по советской предвоенной теории, вот-вот должен был восстать против нацистов, в нём уделено больше внимания, чем характеристикам самолётов люфтваффе, их численности, базированию, именам командиров и т.п. К сожалению, установить, в какой воинской части допрашивали лётчика, не удалось. Судя по всему, хотя документ и обнаружен в фонде ВВС Приморской Армии, это было какое-то стрелковое подразделение, оборонявшееся в районе Григориополя.

    О чём рассказал немецкий лётчик? Что он исказил, о чём предпочёл умолчать?

    Согласно немецким источникам, Хорст Бохманн родился 22 февраля 1917 года в Хемнице (Chemnitz) – одном из крупнейших промышленных центров Германии, расположенном в Саксонии. Судя по всему, лётному делу он обучался в городе Фюрт (Fürth), Бавария, где дислоцировалась немецкая 4-я школа лётчиков-истребителей (Jagdfliegerschule 4).

    Немецкая истребительная эскадра JG 77 под командованием майора Готтарда Хандрика (Gotthard Handrick), чемпиона Олимпийских игр 1936 года в пятиборье и ветерана гражданской войны в Испании, летом 1941 года состояла из штабной эскадрильи и трёх авиагрупп, каждая из которых насчитывала три эскадрильи. Однако в данном случае претензий к словам Бохманна о том, что эскадра состоит из восьми эскадрилий (отрядов) быть не должно – с самого начала войны группа I./JG 77 действовала в Норвегии с аэродрома Ставангер-Сола против британской авиации. В Молдавии, соответственно, воевали Stab, II./JG 77 и III./JG 77, сосредоточившиеся к концу июля – началу августа в районе Кишинёва. Упомянутый «аэродром Сангера» на самом деле находился у села Сынджера в окрестностях Кишинёва, и в советских документах значился как аэродром Ревака. Теперь там находится Кишинёвский международный аэропорт.

    ​«Мессершмитт» Bf 109E-4 из штабного звена авиагруппы II./JG 77. Молдавия, лето 1941 года (художник Игорь Злобин) - Последнее слово воздушного аса | Warspot.ru
    «Мессершмитт» Bf 109E-4 из штабного звена авиагруппы II./JG 77. Молдавия, лето 1941 года (художник Игорь Злобин)

    Относительно численности и характеристик самолётов 77-й эскадры слова пленного вполне можно назвать близкими к действительности: с начала боевых действий против СССР и до августа безвозвратные потери составили не менее 24 «мессершмиттов», ещё полтора десятка машин нуждалось в серьёзном ремонте. Таким образом, потери за пять недель боёв составили около половины штатной численности авиагрупп, с чем указанное число «20 самолётов на одном аэродроме» очень неплохо совпадает.

    На вооружении авиагруппы II./JG 77 летом 1941 года состояли в основном Bf 109E-4 и Bf 109E-7, действительно вооружённые двумя 20-мм крыльевыми пушками и двумя синхронными 7,92-мм пулемётами. Это были довольно «пожилые» истребители, подлежащие замене на новые Bf 109F-4, которые уже получила III./JG 77, однако вряд ли их скорость упала ниже 500 км/час, как показал пленный.

    Что абсолютно логично, меньше всего унтер-офицер Бохманн рассказал о своих достижениях, хотя он был результативным лётчиком – но, судя по всему, его не особенно и спрашивали. Свою первую и единственную на западном фронте победу Хорст Бохманн одержал 1 февраля 1941 года, сбив над Ла-Маншем в 35 км северо-западнее французского Морле (Morlaix) патрульный торпедоносец-бомбардировщик «Бофорт» из 217-й эскадрильи Берегового командования Королевских ВВС Великобритании. Забавное совпадение, но это произошло ровно за полгода до окончания карьеры Бохманна как лётчика-истребителя.

    С первых дней операции «Барбаросса» молодой унтер преуспел, и на момент попадания в плен успел заявить о 13 победах над советскими самолётами. Это был лучший результат начала кампании в группе и один из лучших в эскадре – лишь обер-фельдфебель Райнхольд Шметцер (Reinhold Schmetzer) и обер-лейтенант Курт Уббен (Kurt Ubben) из III./JG 77 к 1 августа заявили 18 и 21 победу над ВВС РККА соответственно.

    ​Бомбардировщик СБ 2М-103 из состава 5-го скоростного бомбардировочного авиаполка, лето 1941 года (художник Владимир Камский) - Последнее слово воздушного аса | Warspot.ru
    Бомбардировщик СБ 2М-103 из состава 5-го скоростного бомбардировочного авиаполка, лето 1941 года (художник Владимир Камский)

    27 июля Бохманн в результате ошибки пилотирования произвёл вынужденную посадку в районе Кишинёва и, видимо, с лёгкими травмами попал в госпиталь, из которого был выписан в упомянутый в допросе день 29 июля. Однако о том, что в боях он участвовал с 22 июня, лётчик предпочёл не сообщать.

    К сожалению, обстоятельства последнего вылета Хорста Бохманна не освещены ни в протоколе допроса, ни в сохранившихся немецких документах. Днём 1 августа, в 12:00 по берлинскому времени, он заявил об уничтожении истребителя И-153, который стал его 12-й победой, а вечером, в 17:55 и 17:56, завершил свой счёт двумя бомбардировщиками СБ.

    Из советских документов известно, что бомбардировщики Пе-2 и СБ из состава 5-го СБАП с 16:45 несколькими группами атаковали переправы через Днестр и скопления немецких войск в районе сёл Душка и Дороцкое, расположенных в 5–7 км западнее Григориополя. Советские экипажи отметили в районе цели атаку трёх Ме-109, однако ни о потерях, ни о победах в документах 5-го СБАП данных нет. Скорее всего, Бохманн атаковал девятку СБ из 5-й эскадрильи полка, которые бомбили скопление немецких войск, и был подбит ответным огнём стрелков. Его самолёт Bf 109E-4 W.Nr. 3764 с чёрным угловым шевроном на борту совершил посадку на советской стороне в районе Григориополя, а лётчик был взят в плен.

    ​Допрос окончен, и унтер-офицер Бохманн с другими пленными (принадлежащими к пехоте) отправляется в тыл - Последнее слово воздушного аса | Warspot.ru
    Допрос окончен, и унтер-офицер Бохманн с другими пленными (принадлежащими к пехоте) отправляется в тыл

    По некоторым данным, Хорст Бохманн был сбит в бою с парой истребителей И-16 из состава 69-го ИАП, которую вёл старший политрук Семён Андреевич Куница. Действительно, хотя полк и базировался в Одессе, одна из его эскадрилий воевала в это время севернее, в Молдавии. Однако документы 69-го ИАП за начальный период войны не сохранились, и версия о причастности старшего политрука Куницы остаётся лишь версией.

    Так закончилась военная карьера подававшего большие надежды лётчика-истребителя, отправившегося «воевать с русскими… чтобы улучшить свою жизнь», и, подобно многим завоевателям, нашедшего в России свою могилу. Где именно закончил свой жизненный путь ас люфтваффе Хорст Бохманн, неизвестно – по немецким данным, он до сих пор числится пропавшим без вести…


    Список источников и литературы:

    1. ЦАМО РФ, фонд 8-го Гв.БАП;
    2. ЦАМО РФ, фонд 21-й САД;
    3. Jochen Prien. «Jagdfliegerverbände der deutschen Luftwaffe 1934–1945. Unternehmen «Barbarossa», Einsatz im Osten – 22.06 bis 05.12.1941»

    Михаил Тимин

    Исследователь истории советских ВВС в годы Великой Отвечественной

    Последний бой гауптмана Юнга на Warspot.ru
    Последний бой гауптмана Юнга
    Первые советские «охотники» на Warspot.ru
    Первые советские «охотники»
    Неудачная попытка перехватить инициативу на Warspot.ru
    Неудачная попытка перехватить инициативу
    Поделиться
    • 84
    • 472
    • 23
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Специалисты по «Рамам» в истребительной авиации ВВС КА и ВМФ на Warspot.ru
    Специалисты по «Рамам» в истребительной авиации ВВС КА и ВМФ
    Генералы, графы и капитан Камозин на Warspot.ru
    Генералы, графы и капитан Камозин
    Самолёты берлинского неба на Warspot.ru
    Самолёты берлинского неба
    Warspot о наградах: обречённый «Юнкерс» на Warspot.ru
    Warspot о наградах: обречённый «Юнкерс»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google